Пути и культура курдов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:24, реферат

Описание работы

В связи с недавними событиями в Ираке вновь возрос интерес к истории Курдистана. Происхождение курдов, или вернее их первое появление в Курдистане – очень интересный вопрос. Многие историки обращаются к изучению этого вопроса. Особенно интересна в этом отношении монография В.Ф. Минорского « Курды», написанная еще в 1915 г. Позднее во многих работах ( например у Никифорова В.Н. в книге «Восток и всемирная история» ) анализируется история и культура курдского народа.
Целью данного реферата является попытка проследить исторические пути и культуру курдов.

Файлы: 1 файл

Реферат по Курдам..doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Введение.

 

В связи с недавними  событиями в Ираке вновь возрос интерес к истории Курдистана. Происхождение курдов, или вернее их первое появление в Курдистане – очень интересный вопрос. Многие историки обращаются к изучению этого вопроса.  Особенно интересна в этом отношении монография В.Ф. Минорского « Курды», написанная еще в 1915 г. Позднее во многих работах ( например у Никифорова В.Н. в книге «Восток и всемирная история» ) анализируется история и культура курдского народа.

Целью данного реферата является попытка проследить исторические пути и культуру курдов.

 

 

                Глава 1. Курды. История, культура, язык.

 

      1. История курдов.

         В связи с территорией нынешнего  Курдистана  историками упоминаются  ряд названий, чрезвычайно похожих на современное имя: курд, и до последнего времени было принято говорить, что курды потомки кардухов, через страну которых в 401 г. до Р.Х. отступали 10000 греков под предводительством Ксенофонта. Взгляд этот за последнее время изменился. Среди народов, к которым относятся указанные сродные имена, некоторые ученые теперь различают две группы: за одною( именно за кардухами) они отвергают арийское происхождение, но зато считают, что, жившие восточнее кардухов, были именно предками курдов. Как бы то ни было, за несколько веков до Р.Х. интересующий нас народ сидел в горах Курдистана. Известно, что по крайней мере по языку курды не только арийцы, но относятся и к вполне определенной иранской группе. Следовательно, родина их (или их языка) – с большой вероятностью на Востоке 3, 20 .

           Первое возвышение арийцев относится приблизительно к началу       века до Р.Х., и можно предположить, что именно в ту эпоху, когда мидийцы со своими союзниками сокрушали Ассирию (607 до Р.Х.), на запад продвинулась большая часть курдов. Для параллели следует напомнить 1, 128 , что ближайшие и многовековые соседи курдов – армяне, около тех же времен явились из Фригии и, заняв царство Урарту (народа совершенно другого происхождения), осели вокруг Ванского озера. Таким образом, если корни армян на северо – западе, то корни курдов на востоке. «Это, как бы, две противоположных волны, разбившихся у горной твердыни Тавра» 1, 129 .

           В древне – персидской монархии  курды не упоминаются отдельно: по – видимому, они входили в состав провинции Армения. Греческие географы начала нашей эры ( Страбон, Птолемей и т.д. ) хорошо знали область Кордуэну (Гордиэну), один из городов которой Пинака теперь отождествляют с нынешним местечком Финик на р. Тигре. С этой Кордуной отчасти могла совпадать и Кортчея армянских аршакидов, которая от Салмаса тянулась через южный Хеккяри и далее на запад к Бохтану. «Как многообразны были судьбы этих мест, покажет следующий сухой конспект, заимствованный мною у Шармуа (пишет Минорский В.Ф. 3,87 ): юго – восточная часть центрального Курдистана подчинялась последовательно Армянской династии Хайкан, зависевшей от ахеменидов; Александру Великому, армянским аршикидам; Александру, сыну Антония и Клеопатры, аршакидам-воссалам то парфян, то Рима; Сасанидам Ардеширу и Шапуру; римским императорам от Галерия до Иовиана; вновь сасанидам; византийскому императору Феодосию; армянским аршакидам, зависевшим от Сасанидов; опять византийцам; наконец, первым арабским завоевателям; армянским князьям Арцруни, бывшими арабскими вассалами, и первой самостоятельной курдской династии Мерванидов, процарствовавшей с 990 до 1096 г. Вслед за тем пошел опять целый ряд восточных завоевателей: в       в. Явились сельджуки, потом курдам пришлось бороться против монголов: сперва в       в. Против Хулагу-Хана, а потом около 400г. против Тамерлана, которому один раз пришлось В Курдистане (под Амадией) очень плохо».

            Наконец, в       в., явились с запада новые завоеватели – османские турки, и с 1514 г. судьбы Курдистана были связаны с Турцией. Покоритель Курдистана Султан Селим поручил его устройство своему приближенному, историку Хаким-Идрису, битлисскому курду. Предполагали, что Идрис, из политических целей, содействовал продвижению курдов в населенные армянские районы, однако, вернее думать, что курды гораздо раньше распространились на север, отчасти естественно, как кочевники, а отчасти, как сторонники господствующего Ислама, теснившего христианство. Известно, например, что предки знаменитого Саладина, бывшие из племени Равенд, еще в     в. Кочевали около Двина (в пределах Эриванской губ.) 1,118 .

            В курдской летописи говорится, что племя Рожеки отняло Битлис и Хазо у некоего грузинского князя Давида. Там же излагается предание, по которому водворение курдской династии в Битлисе относится к 837 г. Быть может, эту дату надо несколько увеличить, но возможно, что указанное событие произошло не позже               веков  4,150 .

           Нет сомнения, что курды постепенно  захватывали части армянского  царства, окончившегося в         в., и что во многих местах они сидят не на исконной своей территории. Однако, следует иметь в виду, что вопрос этот отнюдь не новый, а имеющий подчас многовековую давность, чем и объясняется превращение древней Армении в этнографическую Курдо-Армению наших дней. К концу      в. относится знаменитая курдская летопись Шеффер-Наме, которая запечатлела пеструю картину курдских княжеств, оставленных Султаном Селимом на вассальном положении. Левый берег Западного Евфрата и почти все течение Восточного Евфрата (Мурад-Су) были заняты курдскими владетельными князьками, возводившими свои роды ко времени после распространения Ислама. Едва ли не самым крупным княжеством был Битлис, князем которого был и сам Шеффер-ед-дин Хан, описывающий в подробностях все достопримечательности своего удела: его мечети, рынки, ученых людей и т. д. Летопись с чисто курдской родовой гордостью перечисляет длинные генеологии, рисует войны, переселения племен, их постоянно неопределенное положение в борьбе между Турцией и Персией, продолжающееся до сего дня и т. д. 3,50  .

             О вольном существовании курдов  так выражается Шеффер-наме  3,52  : «Величайшие султаны и высокие  потентаты никогда не посягали  на их страну и земли, ограничиваясь  получением подарков и довольствуясь видеть их преданность и послушание, насколько это нужно, чтобы пользоваться ими в качестве вспомогательных войск». Лишь в       в. пришел этому конец. Великий турецкий реформатор Султан Махмуд        решил довершить дело Султана Селима и, атк сказать, заново покорить Курдистан, что и было выполнено в 1834 г. Мухаммед-Решид Пашою. С этого времени курды стали более или менее турецкими подданными, но и тут последовала реакция, в виде первого курдского движения в 1843-46 годах под начальством Бедр-Хана. Выразилась она, однако, лишь в виде резни и грабежа, но не армян, а несториан, среди которых появились в это время английские миссионеры. Против Бедр-Хана было послано войско; он был разбит и сослан на Крит. Во время Крымской войны возникло уже настоящее движение под начальством Езданшера, племянника бывшего соперника Бедр-Хана. Когда турецкие войска ушли на север, Езданшер поднял восстание в Хеккяре и Бохтане и в 1855 г. захватил Битлис, Мосул, а затем и все пространство от Ванна до Багдада. Турецкие войска были разбиты у Сеэрда, все турецкие чиновники игарнизоны вырезаны, но любопытно, что против христиан эксцессов не было, а наоборот, несториане и даже греки, проживающие в Курдистане, встали под знамена повстанцев 3,75 .

             « Езданшер несколько раз посылал к русским своих людей, предлагая соединиться с нашими войсками, но взаимные письма не доходили и, прежде чем мы весною 1855 г. возобновили военные действия, Езданшер, сдавшись на обещания английского Консульского агента Нимруда Рассама, был схвачен и увезен в Константинополь, после чего восстание само собой прекратилось. Между прочим, турецким войскам за подавление его была выдана особая медаль. Сам Езданшир сделался народным героем и, например, в сборнике курдской словесности Социна имеются воспевающие его песни» 2,53 .

               Не успела кончиться война  1877 – 1878 годов, расшатавшая турецкий  престиж, как опять восстали  курды Хеккяри, Бехдинана и  Бохтана. Во главе их встали  представители все того же  семейства, а именно сыновья  Бедр-Хана, - из которых один был полковником турецкого Генерального Штаба. Целью своей они выставляли превращение прежней независимости. Сперва опять был разбит турецкий отряд из Сеэрда, но затем главари были захвачены и восстание замерло.

             Несколько особый характер имеет движение 1880 года. Поднял его весьма чтимый в Курдистане представитель духовной власти Шейх Обейдулла, который во время войны 1878 г. оказывал туркам деятельное содействие. Целью вновь была поставлена независимости курдов, но осуществление ее должно было начаться на персидской территирии. «Большие силы курдов вторглись в заурмийский край, осадили Урмию, обошли Урмийское озеро с восточной стороны, взяли Бинаб и направились на Тавриз, где поднялось настоящее смятение: на улицах были построены особые ворота, Консульство наше приготовилось вывозить архив. Однако, на освобождение Урмии двинулись макинцы, на нашей границе был сосредоточен особый Нахичеванский отряд под командою генерала Алхазова, персы оказали сопротивление под Марагой, и курды были, наконец, отбиты обратно. Идейное в начале движение выродилось в простой гребеж, и мне приходилось слышать на местах, что в конце концов курды возвратились вспять сами, не имея больше перевозочных средств для новых грабежей. Г. Аракелян, ездивший в то время в Азербайджан в качестве специального корреспондента газеты «Голос», отметил, что армяне от нашествия Обейдуллы не пострадали; однако, шиитов персов погибло и было ограблено огромное число» 3,89 . Персия громко протестовала. Шейх Обейдулла был отправлен в Константинополь, бежал вновь через Кавказ в Азербайджан, вновь был схвачен и сослан в Мекку, откуда после турецкой революции возвратился лишь его младший сын Шейх Абдуль-Кадыр.

               В курдской истории следует отметить печальные   90-е годы          столетия, когда курды были избраны турками в качестве грубого орудия для противодействия армянскому национальному движению, возникшему около того же времени. В ответ на террорестические акты некоторых революционеров начались ужасные погромы, в которых приняли ближайшее участие курды, тесные соседи армян, жившие с ними до тех пор в сносных отношениях, как это и теперь имеет место во многих патриархальных углах. Замечательное выражение взглядов на практическую политику приписывается Шейху Обейдулле. Когда его сподвижники предлагали ему устроить христианскую резню, он, будто бы, ответил: «Мы, курды, нужны туркам лишь для противовеса христианам; не будет христиан, - и турки обратят свои преследования против нас»  3,103  .

                Около 1891 г. известный Шакир-Паша, впоследствии ставший Верховным Комиссаром по введению реформ в Анатолийских вилаетах, возымел мысль создать курдские иррегулярные полки наподобие казаков. Шакир-Паша преследовал цель постепенно втянуть курдов, не отбывавших до сих пор воинской повинности, в известное общение с турками, поставить их в рамки дисциплины и порядка. В 1892г., действительно, в Константинополе и Багдаде были основаны особые «аширетные школы», имевшие целью внедрять в кочевников арабов и курдов начала привязанности к Турции. Школы эти просуществовали, однако, недолго. Осуществление самой реформы, задуманной Шакир-Пашой, было поручено Зеки-Паше, в руках которого создался, впрочем, чисто военный план – скоро и без особых расходов создать новые вооруженные силы. «Насколько такая организация так называемых «хамидийских полков» была успешна с военной точки зрения, судить не нам. Сами турки, в конце концов, пришли к сознанию необходимости превратить иррегулярных хамидийцев в регулярную легкую кавалерию («хафиф-сувари») 3,120 .

               Султан Абдул-Хамид, пользуясь  курдами, как и албанцами, для  своих целей, снисходительно смотрел  на все проявления их непокорности  гражданскому порядку, но после  конституции положение курдов  в этом отношении значительно  ухудшилось. Как известно, младотурецкое движение скоро превратилось в довольно грубый турецкий шовинизм, который под видом создания общего «османского отечества» проводил лишь отуречение. Было обращено внимание на ослабление власти родовых наследственных начальников; параллельно им, а затем прямо и на их место появились комитетские чиновники, не знавшие местных языков и условий и не имевшие административной опытности, но зато умевшие устраивать национальные праздники с трескучими речами, «добровольные» сборы на флот и т. д. 1,80 .

             Все это не могло нравиться  курдам.

             Исторический обзор будет неполон,  если не упомянуть имен, которыми  образованные курды всегда гордятся. По Минорскому В.Ф. 3,110 : первый знаменитый курд был Салах-уд-дин, более известный всему миру как Саладин, основатель династии эюбидов, просусествовавшей в Египте, Сирии и Месопотамии с 1169 г. до конца           века, покоритель христианского иерусалимского царства, успешный соперник Ричарда     английского и Филиппа Августа французского.

             В Персии с 1750 до 1779 г. царствовала династия, основанная курдом Керим-Ханом Зенд, личное правление которого отличалось замечательной гуманностью. Но эти две исторические личности действовали в сущности вне пределов своей народности. Что касается чисто местных независимых династий, то к таковым причисляются:

       -упомянутые выше Мерваниды – в Диарбекире (990 – 1096 гг.);

       - Хосневейхиды в юго-восточном  Курдистане (959 – 1015 гг. в Дейневере  и Шехризуре).

Более мелкие независимые князья: Арделян,Сулеймание Бехдинан, Ревандуз, Хеккяри, Шемдинан, Бохтан, Баязид и т. д. В сущности многие из поздних начальников-аширетов занимали фактически такое же положение. Еще в начале прошлого столетия на юге от Диарбекира (в Шехревиране) предводитель племени милли Ибрахим-Паша был в лучшем случае турецким «вассалом». Он подчинил себе даже некоторые арабские племена, взимал подати («хува») и был хозяином положения 3,125 .

           История  современного Курдистана не менее  драматична.

Курды политико-дипломатическими каналами и посредством вооруженной борьбы упорно добивались национального освобождения. Так, национальное движение в Южном Курдистане во главе с Махмудом Барзинджи с переменным успехом продолжалось с 1919-го до начала 30-х годов. И хотя это движение в силу ряда внутренних и внешних причин потерпело поражение, оно не прошло бесследно и играло свою роль в окончательном решении судьбы Южного Курдистана (бывшего Мосульского вилайета).

Политико-дипломатическое и военное  противоборство между кемалистской Турцией (добивавшейся возвращения Мосульского вилайета в состав Турции), с одной стороны, и Великобританией с подконтрольным ей Ираком, с другой, кончилось тем, что Совет Лиги Наций решил оставить Мосульский вилайет в составе новообразованного Иракского государства. Однако решение о включении Мосульского вилайета в состав Ирака оговаривалось условием о том, что в этом государстве должны быть созданы условия уважения национальных прав курдов. В 1926 году иракский премьер-министр заявил в парламенте страны: 'Мы обязаны признать национальные права курдов'. Далее было распространено предписание о выполнении этого требования Совета Лиги Наций всеми министерствами Ирака.

В дальнейшем лидеры курдского национально-освободительного движения не раз обращались в Лигу Наций с жалобами на нарушение прав курдов в Ираке. В 1943 году в результате восстания курдов, возглавляемого Мустафой Барзани, правительство заключило соглашение с курдами о внутреннем самоуправлении. Однако оно также не было выполнено, а послужило всего лишь фактором для передышки с целью подавления движения курдов силой оружия. История повторилась, когда декларация 11 марта 1970 года об условиях курдской автономии была урезана настолько, что это привело к новому вооруженному конфликту, во время которого правительству удалось подавить курдское движение.

Итак, Южный Курдистан был включен  в состав Иракского государства  не безоговорочно, а с условием, что  будут уважаться национальные права  курдов. Во-вторых, в процессе вооруженной национально-освободительной борьбы в Ираке курды фактически признавались как субъект в имевших место переговорах с правительством об удовлетворении их требований.

Информация о работе Пути и культура курдов