Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 09:10, реферат
Церковный раскол стал одним из самых существенных явлений в истории российской духовной культуры XVII в. Как широкое религиозное движение он зародился после собора 1666-1667 гг., наложившего клятвы на противников греческих обрядов, введенных в практику русского богослужения, и запретившего использование литургических книг, отпечатанных до начала систематического исправления богослужебных текстов по греческому образцу. Однако истоки его восходят к более раннему времени, к периоду патриаршества Никона.
Введение………………………………………………………………………..3
Церковь накануне раскола…………………………………………................5
Патриарх Никон………………………………………………….....................8
Церковная реформа, расколовшая русское общество: сущность и
значение. Сопротивление старообрядцев. …………………..…………….11
Заключение……………………………………………………….…...……...15
Список использованной литературы……………………………………..... 18
Приложение 1…………………………………………………….…………..19
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
“Российский государственный профессионально-педагогический университет”
Кафедра Истории России
Реферат
по дисциплине отечественная история на тему
«Раскол русской православной церкви в XVII веке. Движение старообрядцев.»
Исполнитель:
Руководитель:
Екатеринбург 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Церковь накануне раскола………………………………………….......
Патриарх Никон…………………………………………………......
Церковная реформа, расколовшая русское общество: сущность и
значение. Сопротивление старообрядцев. …………………..…………….11
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..... 18
Приложение 1…………………………………………………….…………..19
Введение
Любое тяжёлое
для России время, так или иначе, сказывалось
на положении Церкви. Смутное время, одно
из самых тяжелых времён в истории страны,
естественно также не могло не сказаться
и на ее положении. Брожение в умах, вызванное
Смутным временем, привело к расколу общества,
что закончилось расколом Церкви.
Церковный раскол стал одним из самых
существенных явлений в истории российской
духовной культуры XVII в. Как широкое религиозное
движение он зародился после собора 1666-1667
гг., наложившего клятвы на противников
греческих обрядов, введенных в практику
русского богослужения, и запретившего
использование литургических книг, отпечатанных
до начала систематического исправления
богослужебных текстов по греческому
образцу. Однако истоки его восходят к
более раннему времени, к периоду патриаршества
Никона. Вскоре после возведения в сан
(1652) патриарх провел церковную реформу,
которая, по общему мнению исследователей,
сразу же вызвала резкий протест ревнителей
старины . Первоначально недовольство
исходило от узкого круга лиц, многие из
которых прежде были единомышленниками
Никона. Самыми видными фигурами среди
них были протопопы Иван Неронов и Аввакум
Петров. В первые годы правления Алексея
Михайловича они вместе с Никоном входили
в «кружок ревнителей благочестия», возглавлявшийся
царским духовником протопопом Благовещенского
собора в Кремле Стефаном Вонифатьевым,
и оказывали заметное влияние на церковную
политику. Однако реформа, начатая Никоном,
превратила бывших друзей в непримиримых
врагов. Н.Ф. Каптерев назвал это «разрывом
лиц, решительно разошедшихся между собою
во взглядах и убеждениях».
В переломные моменты Российской истории
принято искать корни происходящего в
ее далеком прошлом. Поэтому обращение
к таким периодам как период церковного
раскола представляется особенно важным
и актуальным.
При написании данной работы я поставила перед собой цель рассмотреть события, произошедшие в духовной сфере жизни нашей страны в середине XVII века, именуемые «церковным расколом», а также определить, какое влияние оказал церковный раскол на дальнейшее развитие Российского государства в целом.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть положение Русской Православной церкви накануне раскола. Определить, что собой представляла личность главного реформатора – патриарха Никона. Нужно раскрыть непосредственное содержание церковных реформ XVII века, а также их значение.
Церковь накануне раскола.
Уже после реформы церкви в середине XVII столетия в старообрядческих апологических сочинениях сильно идеализировалась «дониконовская» русская церковная старина. Между тем Смута, которая привела в сокрушительный упадок все сферы русской жизни, больно ударила и по церкви. Вернее, послужила как бы мощным тараном, углубившим все трещины и порвавшим все натяжения, возникшие в ней ранее, еще в XV и XVI веках.
Можно даже поставить вопрос об упадке церкви накануне ее реформы, о тягостных и застарелых болезнях, которые требовали немедленного и радикального лечения. Об этом говорят единодушно и русские челобитные о церковных неправдах и нестроениях, и иностранные свидетельства.
Иностранцы за два
столетия оставили более пятидесяти
сочинений, многие из которых посвящены
исключительно религиозному быту русских.
Конечно, авторы этих записок, по большей
части протестанты или
Особняком стоят записки и мемуары путешественников с православного Востока, дающие представление и о собственно религиозной жизни России на исходе средневековья. Начнем с богослужения. В его состав входит чтение и пение. И то и другое в описываемое время находилось в приходских, городских и сельских церквах в крайне плачевном положении. Еще Адам Клеменс в середине XVI века заметил, что в церквах у нас читали так быстро, что даже тот, кто читал, ничего не понимал. Вармунд во второй половине XVII века подтверждает это. Между тем прихожане вменяли в заслугу священнику, если он мог прочитать несколько молитв, не переводя духа, и кто опережал других в этом деле, тот считался лучшим.
Службу старались как можно больше сократить за счет так называемого многоголосия. Одновременно священник читал молитву, чтец – псалом, дьякон – послание и т.д. Читали в три – четыре и даже пять – шесть голосов сразу. В результате служба убыстрялась, но понять в ней что-нибудь было невозможно, поэтому, по свидетельству того же Клеменса, присутствующие в храме не обращали внимания на чтение и позволяли себе в это время шутить и разговаривать, тогда как в остальное время богослужения они сохраняли величайшую скромность и набожность.2
Наше церковное пение не нравилось иностранцам. Даже крайне доброжелательный к русским и склонный хвалить почти все их церковные установления архидьякон Павел Алеппский, рассказывая о пении, меняет тон речи. По его словам, наши протодьяконы и дьяконы произносили ектении, а священники молитвы низким и резким голосом. Когда Павел, освоив русский язык, прочел однажды в присутствии царя славянскую ектению высоким голосом, то Алексей Михайлович выразил удовольствие. Но Павел Алеппский делает различие между пением собственно в России и Малороссии. В последней, по его словам, была заметна любовь к пению и знание музыкальных правил. «А московиты, не зная музыки, пели наудачу; им нравился низкий, грубый и протяжный голос, который неприятно поражал слух; они даже порицали высокоголосное пение и укоряли этим пением малороссов, которые, по их словам подражали полякам»3. Из описания путешествия Павла видно, что на Украине в церковном пении принимали участие все присутствующие в храме; особенно воодушевляли чистые и звонкие голоса детей.
В нашей церковной практике была еще одна несообразность, удивлявшая иностранцев, против которой восставали многие пастыри церкви. У нас существовал обычай, согласно которому каждый присутствующий на службе молился своей иконе. Между тем этот обычай вел к большой неблагопристойности при богослужении: присутствующие в церкви заняты были не столько общим церковным пением и чтением, сколько своими частными молитвами, которые каждый обращал к собственной иконе, так что во время богослужения все собрание молящихся представляло собой толпу лиц, обращенных в разные стороны. Наступала минута большого входа, тогда все устремляли свои взоры на Св. Дары и повергались перед ними ниц, но после того, как Дары ставились на престол и царские врата закрывались, опять каждый начинал смотреть врозь, каждый обращался к своей иконе и твердил свою простую молитву: «Господи, помилуй!» Сам царь в этом случае следовал общему правилу. Таково свидетельство Майерберга, которое вполне подтверждается Колинсом. Последний говорит, что в известные моменты службы русские разговаривали о делах, а царь Алексей Михайлович почти всегда занимался делами в церкви, где он бывал окружен боярами.4
Все эти особенности религиозного быта русских привели к тому, что в XVII веке на Западе даже была защищена диссертация на тему: «Являются ли русские христианами?» И хотя автор ее не давал утвердительный ответ, уже само появление вопроса, вынесенного в заглавие, о чем-то говорит…
Патриарх Никон.
Никон (до пострижения в монахи — Никита Минов) родился в 1605 г. в Нижегородском уезде в семье крестьянина. Богато одаренный от природы энергией, умом, прекрасной памятью и восприимчивостью, Никон рано, с помощью сельского священника, овладел грамотой, профессиональными знаниями служителя церкви и уже в 20 лет стал священником в своем селе. В 1635 г. он постригся в монахи в Соловецком монастыре и был назначен в 1643 г. игуменом Кожеозерского монастыря. В 1646 г. Никон по делам монастыря оказался в Москве, где и встретился с царем Алексеем. Он произвел самое благоприятное впечатление на царя и потому получил место архимандрита влиятельного столичного Новоспасского монастыря. Новоиспеченный архимандрит сблизился со Стефаном Вонифатьевым и другими столичными ревнителями благочестия, вошел в их кружок, неоднократно беседовал о вере и обрядах с иерусалимским патриархом Паисием (когда тот находился в Москве) и стал активным церковным деятелем. Перед царем он выступал чаще всего в качестве ходатая за бедных, обездоленных или невинно осужденных, и завоевал его расположение и доверие. Став в 1648 г. по рекомендации царя новгородским митрополитом, Никон проявил себя как решительный и энергичный владыка, и ревностный поборник благочестия.5 Царю Алексею Михайловичу импонировало и то, что Никон отошел от точки зрения провинциальных ревнителей благочестия на церковную реформу и стал сторонником плана преобразования церковной жизни России по греческому образцу.
Выбор царя пал на Никона, и этот выбор поддержал царский духовник Стефан Вонифатьев. Казанский митрополит Корнилий и находившиеся в столице ревнители благочестия, не посвященные в планы царя, подали челобитную с предложением избрать в патриархи Стефана Вонифатьева, наиболее влиятельного и авторитетного члена кружка. Реакции царя на челобитную не последовало, а Стефан уклонился от предложения и настойчиво рекомендовал своим единомышленникам кандидатуру Никона. Последний тоже был членом кружка. Поэтому ревнители благочестия в новой челобитной царю высказались за избрание в патриархи Никона, бывшего тогда новгородским митрополитом.
Никон считал себя единственным реальным кандидатом в патриархи. Суть его далеко идущих планов сводилась к тому, чтобы ликвидировать зависимость церковной власти от светской, поставить ее в церковных делах выше царской власти и самому, став патриархом, занять, по меньшей мере, равное с царем положение в управлении Россией.6
Решительный шаг последовал 25 июля 1652 г., когда церковный собор уже избрал Никона патриархом и царь одобрил результаты выборов. В этот день в кремлевском Успенском соборе для посвящения новоизбранного в патриархи собрались царь, члены царской фамилии, боярская дума и участники церковного собора. Никон появился лишь после посылки к нему ряда делегаций от царя. Никон объявил, что не может принять сан патриарха. Свое согласие он дал только после «моления» царя и присутствовавших в соборе представителей светской и церковной власти. Этим «молением» они, и, прежде всего царь Алексей Михайлович, обязались слушаться Никона во всем, что он будет «возвещать» им о «догматах божиих и о правилах», слушаться его «яко начальника в пастыря и отца краснейшаго». Этот акт существенно поднял престиж нового патриарха.
Светская власть приняла условия Никона потому, что считала эту меру полезной для проведения церковной реформы, а самого патриарха - надежным сторонником плана реформы. Более того, ради решения первоочередных внешнеполитических задач (воссоединение с Украиной, война с Речью Посполитой), чему должна была содействовать церковная реформа, светская власть пошла на новые уступки. Царь отказался от вмешательства в действия патриарха, затрагивавшие церковно-обрядовую сферу. Он допустил также участие Никона в решении всех интересовавших патриарха внутриполитических и внешнеполитических дел, признал Никона своим другом, и стал именовать его великим государем, то есть, как бы пожаловал ему титул, который из прежних патриархов имел только Филарет Романов. В итоге возник тесный союз светской и церковной властей в форме «премудрой двоицы», то есть царя и патриарха.
Патриарх Никон вскоре после своего избрания стал самовластным владыкой русской церкви. Он начал с устранения вмешательства в церковные дела своих прежних единомышленников по кружку ревнителей благочестия. Никон даже велел не допускать к себе протопопов Ивана Неронова, Аввакума, Даниила и других. Их жалобы не поддержали ни царь, ни Стефан Вонифатьев, ни Ф. М. Ртищев, которые уклонялись от вмешательства в действия патриарха.
Уже в конце 1652 г. некоторые из настоятелей монастырей, чтобы угодить Никону, стали раболепно именовать его великим государем. Их примеру последовали архиереи. В 50-х годах XVII в. благодаря энергичной и решительной деятельности Никона был осуществлен комплекс мер, которые определили содержание и характер церковной реформы.
Церковная реформа, расколовшая русское общество: сущность и значение. Сопротивление старообрядцев.
Первоначально Никон повелел креститься тремя перстами
(«сими тремя персты подобает всякому
православному христианину изображать
на лице своем крестное знамение; а кто
крестится двумя перстами – тот проклят!»),
повторять возглас «Аллилуйя» три раза,
служить литургию на пяти просфорах, писать
имя Иисус, а не Иисус. Собор 1654 г. (после
принятия Украины под власть Алексея Михайловича)
оказался «коренным переворотом» в русской
православной жизни – он одобрил новшества
и внес изменения в богослужение. Константинопольский
патриарх и другие восточные православные
патриархи (Иерусалимский, Александрийский,
Антиохийский) благословили начинания
Никона. Имея поддержку царя, даровавшего
ему титул «великого государя», Никон
вел дело торопливо, самовластно и круто,
требуя немедленного отказа от старых
обрядов и точного исполнения новых. Старорусские
обряды предавались осмеянию с неуместной
запальчивостью и резкостью; грекофильство
Никона не знало предела. Но оно имело
в основе не преклонение перед эллинистической
культурой и византийским наследием, а
провинциализм патриарха, выбившегося
из простых людей и претендовавшего на
роль главы вселенской греческой церкви.
Более
того, Никон отвергал научные знания, ненавидел
«еллинскую мудрость». Так, патриарх пишет
царю: «Христос не учил нас диалектике
ни красноречию, потому что ритор и философ
не может быть христианином. Аще кто от
христиан не истощит от своего помышления
всяку премудрость внешнюю и всяку память
еллинских философов, не может спастися.
Премудрость еллинская мати всем лукавым
догматам»7.
Широкие
народные массы не восприняли столь резкого
перехода к новым обычаям. Книги, по которым
жили их отцы и деды, всегда считались
священными, а теперь - проклятыми?! Сознание
русского человека не было подготовлено
к подобным переменам, и не понимало сущности
и коренных причин проводимой церковной
реформы, а им, конечно, никто ничего не
удосужился объяснить. Да и возможно ли
было какое-либо объяснение, когда священники
в деревнях не обладали большой грамотностью,
являясь плоть от плоти и кровь от крови
такими же крестьянами (вспомним слова
новгородского митрополита Геннадия,
сказанные им еще в XV в.), а целенаправленная
пропаганда новых идей отсутствовала?
Поэтому низы встретили нововведения
«в штыки». Старые книги частенько не отдавали,
прятали их, либо крестьяне бежали с семьями,
скрываясь, в леса от никоновых «новин».
Иногда старые книги местные прихожане
не отдавали, поэтому кое-где применяли
силу, происходили драки, заканчивавшиеся
не только увечьями или ушибами, но и убийствами.
Усугублению
ситуации способствовали ученые «справщики»,
порой прекрасно знавшие греческий язык,
но в недостаточной степени владевшие
русским. Вместо грамматического исправления
старого текста, они давали новые переводы
с греческого языка, незначительно отличавшиеся
от старых, усиливая и без того сильное
раздражение у крестьянской массы.
Например, вместо «дети» теперь печаталось
«отроци»; слово «храм» заменили на слово
«церковь», и наоборот; вместо «ходив»
- «пешешествовав». Ранее говорили: «Запрещается
ти, диаволе, Господь наш Исус Христос,
пришедший в мир и вселивыйся в человецех»;
в новом варианте: «Запрещает тебе Господь,
диаволе, пришедый в мир и вселивыйся в
человецех».
Оппозиция
Никону сформировалась и при дворе, среди
«лютчих людей» (но весьма незначительная,
поскольку более чем подавляющая часть
староверов «комплектовалась» из простонародья).
Так, в некоторой мере олицетворением
старообрядчеству стала боярыня Ф.П. Морозова
(во многом благодаря знаменитой картине
В.И. Сурикова), одна из самых богатых и
знатных женщин в русском дворянстве,
и ее сестра княгиня Е.П. Урусова. Про царицу
Марию Милославскую говорили, что она
спасла протопопа Аввакума (по меткому
выражению русского историка С.М. Соловьева,
«богатырь-протопоп») – одного из наиболее
«идейных оппозиционеров» Никону. Даже
когда почти все пришли «с повинной» к
Никону, Аввакум остался верен себе и решительно
отстаивал старину, за что и поплатился
жизнью – в 1682 г. его вместе «со союзники»
заживо сожгли в срубе (5 июня 1991 г. в родном
селе протопопа, в Григорово, состоялось
открытие памятника Аввакуму).
Константинопольский
патриарх Паисий обратился к Никону со
специальным посланием, где, одобряя реформу,
проводившуюся на Руси, призывал московского
патриарха смягчить меры по отношению
к людям, не желающим принимать сейчас
«новины». Паисий соглашался на существование
в некоторых областях и регионах местных
особенностей: «Но если случится, что какая-нибудь
церковь будет отличаться от другой порядками,
неважными и несущественными для веры;
или такими, которые не касаются главных
членов веры, а только незначительных
подробностей, например, времени совершения
литургии или: какими перстами должен
благословлять священник и т.п. Это не
должно производить никакого разделения,
если только сохранится неизменно одна
и та же вера»8.
Однако в Константинополе не понимали
одну из характерных черт русского человека:
если запрещать (либо разрешать) – обязательно
всё и вся; принцип «золотой середины»
правители судеб в истории нашей страны
находили очень и очень редко…
Организатор
реформы, Никон, недолго пробыл на патриаршем
престоле – в декабре 1666 г. его лишили
высочайшего духовного сана (вместо него
поставили «тихого и незначительного»
Иоасафа II , находившегося под контролем
царя, т.е. светской власти). Причиной тому
являлась крайняя амбициозность Никона:
«Видишь ли, государь, - обращались к Алексею
Михайловичу недовольные самовластием
патриарха, - что он возлюбил стоять высоко
и ездить широко. Управляет этот патриарх вместо Евангелия бердышами, вместо креста
– топорками». Светская власть одержала
победу над духовной.9
Староверы
подумали, что возвращается их время, но
глубоко ошибались – поскольку реформа
полностью отвечала интересам государства,
она стала проводиться и дальше, под руководством
царя.
Собор 1666-1667
гг. завершил торжество никониан и грекофилов.
Собор отменил решения Стоглавого собора,
признав, что Макарий с иными московскими
иерархами «мудрствовал невежеством своим
безрассудно». Именно собор 1666-1667 гг. положило
начало русскому расколу. Отныне все несогласные
с введением новых деталей исполнения
обрядов подлежали отлучению от церкви.
Преданные анафеме ревнители старого
московского благочестия получили название
раскольников, или староверов и подверглись
жестоким репрессиям со стороны властей. 10
Информация о работе Раскол русской православной церкви в XVII веке. Движение старообрядцев