Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 09:10, реферат
Церковный раскол стал одним из самых существенных явлений в истории российской духовной культуры XVII в. Как широкое религиозное движение он зародился после собора 1666-1667 гг., наложившего клятвы на противников греческих обрядов, введенных в практику русского богослужения, и запретившего использование литургических книг, отпечатанных до начала систематического исправления богослужебных текстов по греческому образцу. Однако истоки его восходят к более раннему времени, к периоду патриаршества Никона.
Введение………………………………………………………………………..3
Церковь накануне раскола…………………………………………................5
Патриарх Никон………………………………………………….....................8
Церковная реформа, расколовшая русское общество: сущность и
значение. Сопротивление старообрядцев. …………………..…………….11
Заключение……………………………………………………….…...……...15
Список использованной литературы……………………………………..... 18
Приложение 1…………………………………………………….…………..19
«Церковный раскол, произошедший в 1667 г., имел огромное значение в духовной жизни Российского государства, так как коснулся одной из главных его составляющих - церкви. Общество раскололось надвое. Одни приветствовали реформы Никона, другие были не в состоянии реально обдумать их, они слепо верили в правильность старых обрядов и малейшее отступление от них казалось им богохульством. Люди запутались, не могли отличить, что допустимо, а что действительно нарушает древние догматы.»11 Они обращались за объяснением к своим духовным отцам – священникам, которые в свою очередь не могли объяснить суть происходящего, так как не понимали стремительного хода реформ и оказывались в числе решительных противников изменений. «Часть населения смирилась с произошедшими изменениями, но остальные, будучи не в силах смириться, начали решительную борьбу. Староверов сжигали в срубах, мучили в темницах, но не смогли сломить их воли и заставить их отступить от своей веры.»12 Староверы не смогли выиграть эту битву и им пришлось уйти.
Заключение
Непосредственным поводом для Раскола послужила книжная реформа, но причины, настоящие, серьезные, лежали гораздо глубже, коренясь в основах русского религиозного самосознания.
Религиозная жизнь Руси никогда не застаивалась. Обилие живого церковного опыта позволяло благополучно решать самые сложные вопросы в духовной области. Наиболее важными из них общество безоговорочно признавало соблюдение исторической преемственности народной жизни и духовной индивидуальности России, с одной стороны, а с другой - хранение чистоты вероучения независимо ни от каких особенностей времени и местных обычаев. Незаменимую роль в этом деле играла богослужебная и вероучительная литература. Церковные книги из века в век являлись той незыблемой материальной скрепой, которая позволяла обеспечить непрерывность духовной традиции. Поэтому неудивительно, что по мере оформления единого централизованного Русского государства вопрос о состоянии книгоиздания и пользования духовной литературой превращался в важнейший вопрос церковной и государственной политики.
Не удивительно, что, стремясь
к унификации русской церковной
богослужебной сферы, и полному
равенству с восточной
Нелегко было проводить
реформу в условиях сопротивления
большой части населения. Но дело
осложнилось, главным образом, тем,
что Никон использовал
Для устранения поднявшейся в стране смуты, был созван Собор (1666-1667 годов). Этот собор осудил Никона, но признал–таки его реформы. Значит, не таким уж патриарх был грешником и предателем, каким старались его выставить старообрядцы.
Тот же Собор 1666-1667 гг. вызвал
на свои заседания главных
Таким образом, религиозный Раскол в русском обществе стал фактом. Определение собора, в 1667 году положившего клятву на тех, кто из-за приверженности неисправленным книгам и мнимо-старым обычаям является противником Церкви, решительно отделило последователей этих заблуждений от церковной паствы... Раскол долго еще тревожил государственную жизнь Руси. Восемь лет (1668 – 1676 гг.) тянулась осада Соловецкого монастыря, ставшего оплотом старообрядчества. По взятии обители виновники бунта были наказаны, изъявившие покорность
Трудно, да наверно и невозможно однозначно сказать, что же стало причиной раскола – кризис в религиозной или в светской сфере. Так как общество не было однородным, то, соответственно, различные его представители защищали различные интересы. Отклик своих проблем в Расколе нашли разные слои населения: и крепостные крестьяне, которые обрели возможность выразить протест правительству, становясь под знамя защитников старины; и часть низшего духовенства, недовольная силой патриаршей власти и видевшая в ней лишь орган эксплуатации; и даже часть высшего духовенства, желавшая пресечь усиление власти Никона. А в конце XVII века в идеологии Раскола важнейшее место стали занимать обличения, вскрывавшие отдельные социальные пороки общества. Некоторые идеологи Раскола, в частности Аввакум и его соратники, перешли к оправданию активных антифеодальных выступлений, объявляя народные восстания небесным возмездием царской и духовной власти за их действия.
Словом, ни один историк пока не представил объективной точки зрения на Раскол, которая бы охватывала все тонкости жизни русского народа в XVII веке, повлиявшие на церковную реформу. Мне тем более трудно утверждать что-то определенное по этому поводу, но я все-таки склоняюсь к мнению, что истинной причиной Раскола Русской Православной Церкви было стремление его главных действующих лиц с обеих сторон захватить власть любыми путями. Последствия, отразившиеся на всем течении жизни в России, их не волновали, главное для них было – сиюминутная власть.
Список использованной литературы
Приложение 1.
Термины
1) Ме́стничество - в средневековой Руси: порядок распределения служебных мест с учётом происхождения и служебного положения предков лица.
2) Пожилое - в Русском государстве 15-17 вв. денежный сбор с крестьян при ихуходе (выход крестьянский) от землевладельцев в Юрьев День.
3) Поме́стье — разновидность земельного владения, дававшееся за воинскую службу в России в конце XV — начале XVIII веков.
4) Соха́ — пахотное орудие типа рала у русских
5) Опри́чнина — период в истории России (с 1565 по 1572 год), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер
6) Сму́тное вре́мя — обозначение периода истории России с 1598 по 1613 годы, ознаменованного стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом.
7) Запове́дные ле́та — срок, в течение которого
в некоторых районах Русского государства запрещался крестья
8) Зе́мский собо́р — высшее сословно-представительское учреждение Российского царства с середины XVI до конца XVII века, собрание представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов
9) Семибоя́рщина — принятое историками название переходного правительства из семи бояр летом 1610 года
10) Гость (гости) — название крупных купцов до введения купеческих гильдий, иноземный купец
11) Мануфакту́ра — большое предприятие, где в основном применялся ручной труд наёмных рабочих и широко использовалось разделение труда
12) Обмирщение в христианстве — процесс переори
Даты
1380:
1)Мамай организует поход на Москву
2)25 — 26 августа — сбор русских войск Дмитрием Донским на Девичьем поле под Коломной для похода на Куликовскую битву.
3)8 сентября — Куликовская битва, разгром татаро-монгол. 4)Разгром Мамая князем Дмитрием Московским.
1497:
1)Принят свод законов Русского государства Судебник 1497 года
2)Утверждён официальный герб России — двуглавый Орёл, как наследие Византийской Империи.
1584:
1) 18 марта -Иван IV Грозный, первый царь всея Руси (родился в 1530 году)
2) 31 мая - проведена коронация нового царя Руси Фёдора Ивановича (1584- 1598)
3) Основан город Архангельск — первый морской порт России.
1613:
1) 3 марта основоположник династии
2) 21 июня — Михаил Фёдорович, первый русский царь из династии Романовых, венчался на царство.
1649:
1) 30 апреля 1649 года российским царём Алексеем Михайловичем был подписан документ называвшийся «Наказ о Градском благочинии»
2) Русско-шведские переговоры в Стокгольме, посвящённые «перебежчикам» из Финляндии в Россию.
3) Вступило в законную силу Соборное Уложение — нормативно-правовой акт, регламентирующий все общественные отношения, выявленные законодателями на тот период.
Исторический портрет Лжедмитрия I
Самозванец, выдававший себя за «чудесно спасшегося» царевича Дмитрия Ивановича, Царь и Великий князь Московский и всея Руси (1605-1606)
Происхождение
Лжедмитрия I неясно. В исторической
науке наиболее распространена официальная
версия правительства Бориса Годунова, что он - беглый
дьякон московского Чудова монастыря
Григорий Отрепьев, сын галичского дворянина
Богдана Отрепьева.
Лжедмитрий I появился в 1601-1602 годах в Польше,
где выдавал себя за «чудесно спасшегося»
сына Ивана IV Грозного. Был поддержан
польскими магнатами и католическим духовенством.
В 1603-1604 годах была развернута подготовка
его возведения на русский трон. Лжедмитрий
I тайно принял католичество и обещал после
воцарения отдать Польше Северскую и Смоленскую
земли, участвовать в антитурецком союзе,
оказать помощь королю Сигизмунду III в его борьбе со Швецией, ввести
в России католичества, жениться на дочери
сандомирского воеводы сенатора Е. Мнишка Марине, передать ей в качестве
«вена» Новгород и Псков и уплатить Е. Мнишку 1 миллион
злотых.
Осенью 1604 года Лжедмитрий I перешел с
польско-литовским отрядом русскую границу
в районе Чернигова (ныне на Украине). Успеху
его авантюры способствовали волнения
крестьян, развернувшиеся в южных районах
русского государства. Несмотря на поражение
под Добрыничами, Лжедмитрию I удалось
укрепиться на юге России (в Путивле, ныне на Украине).
После внезапной смерти Бориса Годунова его армия под Кромами перешла на сторону Лжедмитрия
I. 1 июня 1605 года в Москве произошло восстание,
свергнувшее царя Федора II Борисовича.
20 (30) июня 1605 года самозванец вступил в Москву, 21 июня (1 июля) венчался
на царство в Успенском соборе Московского Кремля.
Заняв царский престол, Лжедмитрий I пытался
проводить самостоятельную внутреннюю
и внешнюю политику. Стремясь опереться
на провинциальное дворянство, он увеличил
ему денежные и земельные оклады за счет
конфискации финансовых средств у монастырей
и намечавшегося пересмотра их прав на
земельные владения.
Лжедмитрий I предпринял попытку реорганизации
армии. Им был сделан ряд уступок крестьянам
и холопам (указы от 7 января и 1 февраля
1606 года). Южные районы были на 10 лет освобождены
от налогов, и в них была прекращена обработка
«десятинной пашни». Однако политика и
увеличение налогов (в частности, из-за
необходимости отправки денег в Польшу)
вызвали весной 1606 года усиление крестьянско-казацкого
движения. Не сумев привлечь на свою сторону
все слои феодалов, Лжедмитрий I пошел
на уступки восставшим: он не применил
силу для подавления движения и включил
в готовившийся Сводный судебник статьи
о крестьянском выходе.
Из-за невыполнения Лжедмитрием I его обещаний
о введении католичества, территориальных
уступках и военной помощи Польше против
Швеции ухудшились отношения с Сигизмундом III. Кризис внутренней
и внешней политики создал условия для
организации заговора знати во главе с
князем В. И. Шуйским. Во время восстания
горожан против поляков, прибывших на
свадебные торжества Лжедмитрия I и Марины Мнишек, самозванец был
убит заговорщиками в Московском Кремле.
После поругания на Лобном месте тело
Лжедмитрия I было захоронено за Серпуховскими
воротами Москвы. Позднее его тело выкопали,
сожгли и, смешав пепел с порохом, выстрелили
из пушки в сторону Польши.
1 Костомаров Н.И. «Раскол. Исторические монографии и исследования», стр. 96
2 Энциклопедический словарь «Христианство», том I
3 Мордовцев Д.Л. «За чьи грехи? Великий раскол», стр.107
4 Лебедев Л. «Москва Патриаршая»
5 Энциклопедический словарь «Христианство», том I
6 Лебедев Л. «Москва Патриаршая»
7 Костомаров Н.И. «Раскол. Исторические монографии и исследования», стр. 73
8 Костомаров Н.И. «Раскол. Исторические монографии и исследования», стр. 122
9 Кутузов Б. «Реформа XVII века – ошибка или диверсия?», стр. 43
10 Шмеман А. «Исторический путь православия», стр.59
11 Крамер А.В. «Причины, начало и последствия раскола русской церкви в середине XVII века», стр.167.
12 Зеньковский С.А. «Русское старообрядчество. Духовные течения XVII века», стр. 78.
Информация о работе Раскол русской православной церкви в XVII веке. Движение старообрядцев