Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 12:20, контрольная работа
Целью данной работы является изучение влияния церкви на социальную и политическую жизнь России в XVII века.
Основными задачами настоящего исследования являются:
- рассмотреть положение Русской Православной церкви накануне раскола; - определить, что собой представляла личность главного реформатора – патриарха Никона;
- раскрыть непосредственное содержание церковных реформ XVII века, а также их значение.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Историческая обстановка России, предшествующая расколу…….…5
Церковь накануне раскола…………………………………………………5
Патриарх Никон…………………………………………………………….8
Глава 2. Церковный раскол XVII века………………………………………….11
2.1. Причины и предпосылки Церковного раскола……………………………11
2.2. Сущность и значение реформы…………………………………………….14
Заключение……………………………………………………….…...…….........18
Список использованной литературы……………………………………...........21
2.2. Сущность и значение реформы
Первоначально Никон повелел креститься тремя перстами
(«сими тремя персты подобает всякому
православному христианину изображать
на лице своем крестное знамение; а кто
крестится двумя перстами – тот проклят!»),
повторять возглас «Аллилуйя» три раза,
служить литургию на пяти просфорах, писать
имя Иисус, а не Иисус. Собор 1654 г. (после
принятия Украины под власть Алексея Михайловича)
оказался «коренным переворотом» в русской
православной жизни – он одобрил новшества
и внес изменения в богослужение. Константинопольский
патриарх и другие восточные православные
патриархи (Иерусалимский, Александрийский,
Антиохийский) благословили начинания
Никона. Имея поддержку царя, даровавшего
ему титул «великого государя», Никон
вел дело торопливо, самовластно и круто,
требуя немедленного отказа от старых
обрядов и точного исполнения новых. Старорусские
обряды предавались осмеянию с неуместной
запальчивостью и резкостью; грекофильство
Никона не знало предела. Но оно имело
в основе не преклонение перед эллинистической
культурой и византийским наследием, а
провинциализм патриарха, выбившегося
из простых людей и претендовавшего на
роль главы вселенской греческой церкви.
Более того, Никон отвергал научные знания,
ненавидел «еллинскую мудрость». Так,
патриарх пишет царю: «Христос не учил
нас диалектике ни красноречию, потому
что ритор и философ не может быть христианином.
Аще кто от христиан не истощит от своего
помышления всяку премудрость внешнюю
и всяку память еллинских философов, не
может спастися. Премудрость еллинская
мати всем лукавым догматам»7.
Широкие народные массы не восприняли
столь резкого перехода к новым обычаям.
Книги, по которым жили их отцы и деды,
всегда считались священными, а теперь
- проклятыми?! Сознание русского человека
не было подготовлено к подобным переменам,
и не понимало сущности и коренных причин
проводимой церковной реформы, а им, конечно,
никто ничего не удосужился объяснить.
Да и возможно ли было какое-либо объяснение,
когда священники в деревнях не обладали
большой грамотностью, являясь плоть от
плоти и кровь от крови такими же крестьянами
(вспомним слова новгородского митрополита
Геннадия, сказанные им еще в XV в.), а целенаправленная
пропаганда новых идей отсутствовала?
Поэтому низы встретили нововведения
«в штыки». Старые книги частенько не отдавали,
прятали их, либо крестьяне бежали с семьями,
скрываясь, в леса от никоновых «новин».
Иногда старые книги местные прихожане
не отдавали, поэтому кое-где применяли
силу, происходили драки, заканчивавшиеся
не только увечьями или ушибами, но и убийствами.
Усугублению ситуации способствовали
ученые «справщики», порой прекрасно знавшие
греческий язык, но в недостаточной степени
владевшие русским. Вместо грамматического
исправления старого текста, они давали
новые переводы с греческого языка, незначительно
отличавшиеся от старых, усиливая и без
того сильное раздражение у крестьянской
массы.
Например, вместо «дети» теперь печаталось
«отроци»; слово «храм» заменили на слово
«церковь», и наоборот; вместо «ходив»
- «пешешествовав». Ранее говорили: «Запрещается
ти, диаволе, Господь наш Исус Христос,
пришедший в мир и вселивыйся в человецех»;
в новом варианте: «Запрещает тебе Господь,
диаволе, пришедый в мир и вселивыйся в человецех».
Оппозиция Никону сформировалась и при
дворе, среди «лютчих людей» (но весьма
незначительная, поскольку более чем подавляющая
часть староверов «комплектовалась» из
простонародья). Так, в некоторой мере
олицетворением старообрядчеству стала
боярыня Ф.П. Морозова (во многом благодаря
знаменитой картине В.И. Сурикова), одна
из самых богатых и знатных женщин в русском
дворянстве, и ее сестра княгиня Е.П. Урусова.
Про царицу Марию Милославскую говорили,
что она спасла протопопа Аввакума (по
меткому выражению русского историка
С.М. Соловьева, «богатырь-протопоп») –
одного из наиболее «идейных оппозиционеров»
Никону. Даже когда почти все пришли «с
повинной» к Никону, Аввакум остался верен
себе и решительно отстаивал старину,
за что и поплатился жизнью – в 1682 г. его
вместе «со союзники» заживо сожгли в
срубе (5 июня 1991 г. в родном селе протопопа,
в Григорово, состоялось открытие памятника
Аввакуму).
Константинопольский патриарх Паисий
обратился к Никону со специальным посланием,
где, одобряя реформу, проводившуюся на
Руси, призывал московского патриарха
смягчить меры по отношению к людям, не
желающим принимать сейчас «новины». Паисий
соглашался на существование в некоторых
областях и регионах местных особенностей:
«Но если случится, что какая-нибудь церковь
будет отличаться от другой порядками,
неважными и несущественными для веры;
или такими, которые не касаются главных
членов веры, а только незначительных
подробностей, например, времени совершения
литургии или: какими перстами должен
благословлять священник и т.п. Это не
должно производить никакого разделения,
если только сохранится неизменно одна
и та же вера»8.
Однако в Константинополе не понимали
одну из характерных черт русского человека:
если запрещать (либо разрешать) – обязательно
всё и вся; принцип «золотой середины»
правители судеб в истории нашей страны
находили очень и очень редко…
Организатор реформы, Никон, недолго пробыл
на патриаршем престоле – в декабре 1666
г. его лишили высочайшего духовного сана
(вместо него поставили «тихого и незначительного»
Иоасафа II , находившегося под контролем
царя, т.е. светской власти). Причиной тому
являлась крайняя амбициозность Никона:
«Видишь ли, государь, - обращались к Алексею
Михайловичу недовольные самовластием
патриарха, - что он возлюбил стоять высоко
и ездить широко. Управляет этот патриарх вместо Евангелия бердышами, вместо креста
– топорками». Светская власть одержала
победу над духовной.9
Староверы подумали, что возвращается
их время, но глубоко ошибались – поскольку
реформа полностью отвечала интересам
государства, она стала проводиться и
дальше, под руководством царя.
Собор 1666-1667 гг. завершил торжество никониан
и грекофилов. Собор отменил решения Стоглавого
собора, признав, что Макарий с иными московскими
иерархами «мудрствовал невежеством своим
безрассудно». Именно собор 1666-1667 гг. положило
начало русскому расколу. Отныне все несогласные
с введением новых деталей исполнения
обрядов подлежали отлучению от церкви.
Преданные анафеме ревнители старого
московского благочестия получили название
раскольников, или староверов и подверглись
жестоким репрессиям со стороны властей.
«Церковный раскол, произошедший в 1667 г., имел огромное значение в духовной жизни Российского государства, так как коснулся одной из главных его составляющих - церкви. Общество раскололось надвое. Одни приветствовали реформы Никона, другие были не в состоянии реально обдумать их, они слепо верили в правильность старых обрядов и малейшее отступление от них казалось им богохульством. Люди запутались, не могли отличить, что допустимо, а что действительно нарушает древние догматы.»10 Они обращались за объяснением к своим духовным отцам – священникам, которые в свою очередь не могли объяснить суть происходящего, так как не понимали стремительного хода реформ и оказывались в числе решительных противников изменений. «Часть населения смирилась с произошедшими изменениями, но остальные, будучи не в силах смириться, начали решительную борьбу. Староверов сжигали в срубах, мучили в темницах, но не смогли сломить их воли и заставить их отступить от своей веры.» Староверы не смогли выиграть эту битву и им пришлось уйти.
Заключение
Непосредственным поводом для Раскола послужила книжная реформа, но причины, настоящие, серьезные, лежали гораздо глубже, коренясь в основах русского религиозного самосознания.
Религиозная жизнь Руси никогда не застаивалась. Обилие живого церковного опыта позволяло благополучно решать самые сложные вопросы в духовной области. Наиболее важными из них общество безоговорочно признавало соблюдение исторической преемственности народной жизни и духовной индивидуальности России, с одной стороны, а с другой - хранение чистоты вероучения независимо ни от каких особенностей времени и местных обычаев. Незаменимую роль в этом деле играла богослужебная и вероучительная литература. Церковные книги из века в век являлись той незыблемой материальной скрепой, которая позволяла обеспечить непрерывность духовной традиции. Поэтому неудивительно, что по мере оформления единого централизованного Русского государства вопрос о состоянии книгоиздания и пользования духовной литературой превращался в важнейший вопрос церковной и государственной политики.
Не удивительно, что, стремясь к унификации русской церковной богослужебной сферы, и полному равенству с восточной Церковью, патриарх Никон решительно взялся за исправление богослужебных книг по греческим образцам. Это-то и вызвало наибольший резонанс. Русские люди не хотели признавать «нововведения», происходившие от греков. Изменения и дополнения, внесенные переписчиками в богослужебные книги, и обряды, доставшиеся им по наследству от предков, настолько укоренились в сознании людей, что принимались уже за истинную и священную правду.
Нелегко было проводить реформу в условиях сопротивления большой части населения. Но дело осложнилось, главным образом, тем, что Никон использовал церковную реформу, в первую очередь, для усиления собственной власти. Это также послужило причиной для возникновения его ярых противников и раскола общества на два враждующих лагеря.
Для устранения поднявшейся в стране смуты, был созван Собор (1666-1667 годов). Этот собор осудил Никона, но признал–таки его реформы. Значит, не таким уж патриарх был грешником и предателем, каким старались его выставить старообрядцы.
Тот же Собор 1666-1667 гг. вызвал на свои заседания главных распространителей Раскола, подверг их "мудрствования" испытанию и проклял как чуждые духовного разума и здравого смысла. Некоторые раскольники подчинились материнским увещеваниям Церкви и принесли покаяние в своих заблуждениях. Другие - остались непримиримыми.
Таким образом, религиозный Раскол в русском обществе стал фактом. Определение собора, в 1667 году положившего клятву на тех, кто из-за приверженности неисправленным книгам и мнимо-старым обычаям является противником Церкви, решительно отделило последователей этих заблуждений от церковной паствы... Раскол долго еще тревожил государственную жизнь Руси. Восемь лет (1668 – 1676 гг.) тянулась осада Соловецкого монастыря, ставшего оплотом старообрядчества. По взятии обители виновники бунта были наказаны, изъявившие покорность
Трудно, да наверно и невозможно однозначно сказать, что же стало причиной раскола – кризис в религиозной или в светской сфере. Так как общество не было однородным, то, соответственно, различные его представители защищали различные интересы. Отклик своих проблем в Расколе нашли разные слои населения: и крепостные крестьяне, которые обрели возможность выразить протест правительству, становясь под знамя защитников старины; и часть низшего духовенства, недовольная силой патриаршей власти и видевшая в ней лишь орган эксплуатации; и даже часть высшего духовенства, желавшая пресечь усиление власти Никона. А в конце XVII века в идеологии Раскола важнейшее место стали занимать обличения, вскрывавшие отдельные социальные пороки общества. Некоторые идеологи Раскола, в частности Аввакум и его соратники, перешли к оправданию активных антифеодальных выступлений, объявляя народные восстания небесным возмездием царской и духовной власти за их действия.
Словом, ни один историк пока не представил объективной точки зрения на Раскол, которая бы охватывала все тонкости жизни русского народа в XVII веке, повлиявшие на церковную реформу. Мне тем более трудно утверждать что-то определенное по этому поводу, но я все-таки склоняюсь к мнению, что истинной причиной Раскола Русской Православной Церкви было стремление его главных действующих лиц с обеих сторон захватить власть любыми путями. Последствия, отразившиеся на всем течении жизни в России, их не волновали, главное для них было – сиюминутная власть.
Список использованной литературы
Приложение
Местничество - система феодальной иерархии в Русском государстве в XV—XVII вв. Произошло от обычая считаться "местами" на службе и за государевым столом. Тот из феодалов, который считал своё происхождение более древним, благородным и знатным либо личные свои заслуги значительными, занимал место ближе к царю и, соответственно, претендовал на более высокую должность в войске или в гражданской администрации.
Пожилое - пошлина в России конце XV-XVII вв., которую уплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня осеннего.
Поместье - вид земельного владения в конце XV - начале XVIII вв. Предоставлялось государством служилым людям за несение военной и государственной службы.
Соха - единица податного обложения в России XIII-XVIII вв. Первоначально измерялась количеством рабочей силы. К кон. XV века новгородская соха равнялась 3 обжам, московская соха - 10 новгородским.
Опричнина — период в истории России (приблизительно от 1565 до 1572 года), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Также «опричниной» называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников («Государева опричнина»). Опричниками назывались люди, составлявшие тайную полицию Ивана IV и непосредственно осуществлявшие репрессии.
Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме». Опричниной в Московском княжестве называлась «вдовья доля», которую после смерти князя выделяли его вдове.
Смутное время - обозначение периода истории России с 1598 по 1613 годы, ознаменованного стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом.
Заповедные лета - (от «заповедь» — повеление, запрет) — срок, в течение которого в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный ст. 57 Судебника 1497 года). Заповедные лета начали вводиться правительством Ивана IV с 1581 года одновременно с мероприятиями по всеобщей переписи земель, проводившейся для определения размеров тяжёлого хозяйственного разорения в 70—80-е годы XVI века.
Земский собор (Совет всей земли) - высшее сословно-представительское учреждение Российского царства с серединыXVI до конца XVII века, собрание представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.
Семибоярщина - время правления с 1610 по 1613гг. Принятое историками название переходного правительства в России из 7 бояр в июле-сентябре 1610 года, формально просуществовавшее до избрания на трон царя Михаила Романова. Состояло из членов Боярской думы – князей Ф.И.Мстиславского, И.М.Воротынского, А.В.Трубецкого, Б.М.Лыкова, а также И.Н.Романова, Ф.И.Шереметева. В начале работы правительства в ней принимал участие и кн. В.В.Голицын. Главой Семибоярщины был избран князь, боярин, воевода, влиятельный член Боярской думы с 1586 Федор Иванович Мстиславский (?–1622). В истории его политической деятельности он трижды отказывался от выдвижения на русский трон (1598, 1606, 1610), и согласился быть лишь главой объединенного боярского правительства в 1610.
«Гости» - название крупных купцов до введения купеческих гильдий, иноземный купец. Впервые упоминаются в договорах князей Олега и Игоря с греками.
Мануфактура (позднелат. manufactura, от лат. Manus-рука и factura-изготовление) - капиталистическое предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике; 2-я, после простой капиталистической кооперации, стадия развития капиталистической промышленности, предшествующая крупной машинной индустрии. Как характерная форма капиталистического производства М. возникла в странах Западной Европы в середине 16 века, господствовала до последней трети 18 века.
Обмирщение - процесс переориентации церкви
Информация о работе Раскол Русской православной церкви в XVII в. Движение старообрядцев