Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 16:14, реферат
Реконструированы фонетическая и морфологическая структуры общеславянского языка в их длительном развитии с их закономерностями, установлена последовательность (относительная хронология) многих существенных фонетико-морфологических изменений. Хотя в то же время остается много спорных и даже вовсе не открытых еще явлений. Вырисовывается словарный состав общеславянского языка до времени его распада.
Почему же случилось так, что общеславянское общество распалось на небольшие группы? Ответ на этот вопрос следует искать в общественном укладе народа. Именно отсюда и пошли первые предпосылки к расколу.
I. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...3
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. «ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ?»………………………………………………………………………5
2.1. Общественный строй общеславянского народа…………………6
2.2. Хозяйство славян………………………………………………………7
2.3. Язычество общеславянского единства…………………………..11
2.4. Предпосылки к распаду……………………………………………....12
III. ВЫВОДЫ………………………………………………………14
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………16
Реферат на тему «Распад общеславянского единства в VI веке»
СОДЕРЖАНИЕ:
I. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. «ОТКУДА ЕСТЬ
ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ?»……………………………………………………………
2.1. Общественный строй общеславянского народа…………………6
2.2. Хозяйство славян……………………………………
2.3. Язычество общеславянского единства…………………………..11
2.4. Предпосылки к распаду………………………
III. ВЫВОДЫ………………………………………………………14
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………16
I. ВВЕДЕНИЕ
Славянские народы – население, связанное специфическими языковыми и этнографическими особенностями.
Славянские языки до сих пор отличаются большой степенью близости друг к другу. Это обнаруживается в корнях, аффиксах, структуре слова, употреблении грамматических категорий, структуре предложения, семантике, морфонологических чередований. Такая близость объясняется единством происхождения славянских языков, а также длительными и интенсивными контактами на уровне литературных языков и диалектов.
Вопрос о происхождении современных восточнославянских языков, в общем, не вызывает больших споров, хотя тема эта сама по себе очень важная и подлежит дальнейшему углубленному изучению. Считается общепризнанным, что русский, украинский и белорусский языки возникли, имея своей исходной основой, язык древнерусской народности, который распался в XIII-XIV веках под воздействием внутренних причин и внешних обстоятельств[4].
Иначе обстоит дело с исследованиями, относящимися к славянскому и восточнославянскому этно- и глоттогенезу.
В результате усилий многих поколений ученых картина происхождения славян и славянских языков вообще, восточных славян и их языков в частности, в общих и многих частных своих чертах стала более или менее ясной. Все славянские языки через промежуточные ступени своего развития восходят к одному общему источнику - праславянскому (или древнему общеславянскому) языку, чем и объясняется их несомненное сходство.
Реконструированы фонетическая и морфологическая структуры общеславянского языка в их длительном развитии с их закономерностями, установлена последовательность (относительная хронология) многих существенных фонетико-морфологических изменений. Хотя в то же время остается много спорных и даже вовсе не открытых еще явлений. Вырисовывается словарный состав общеславянского языка до времени его распада.
Почему же случилось так, что общеславянское общество распалось на небольшие группы? Ответ на этот вопрос следует искать в общественном укладе народа. Именно отсюда и пошли первые предпосылки к расколу.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Со времени зарождения летописания был поставлен вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля?». Но и сегодня историки не могут точно на него ответить. Территория современной России, конечно же, не повторяет контуры того государства. Ведь Русская земля включала в себя территории, где располагались славянские общества.
Вообще, такое понятие, как «общеславянское единство» историки связывают с третьим-вторым тысячелетием до н.э. Именно тогда общеиндоевропейский язык распался на несколько групп: италийскую, романскую, кельтскую, германскую, балтийскую, хетто-лувийскую, тохарскую, индоиранскую, фригийскую, греческую, фракийскую и общеславянскую, которую также именуют праславянской[2].
Процесс развития общеславянского общества был очень сложным. Славянский мир (как и другие этноязыковые общности) находился в постоянном движении, внутридиалектные его инновации, как и контакты с соседями, постоянно изменялись в зависимости от исторических обстоятельств с разной степенью интенсивности.
Общеславянский язык в своих важнейших фонетико-грамматических и лексических чертах нам более или менее известен. Однако в его происхождении и развитии многое еще остается неясным и спорным. Общеславянский язык возник и развивался не вне времени и пространства. Общеславянское общество вело хозяйство (охота и рыбная ловля, скотоводство и примитивное земледелие), имело свой бытовой уклад, обычаи и верования, владело некоторыми ремеслами, воевало и вело товарообмен, передвигалось. Все это разнообразилось в разной природной среде и при разных контактах с другими этническими объединениями[3].
2.1. Общественный строй общеславянского народа
Прародина славян, то есть территория, где они сложились как особый народ со своим языком и где жили вплоть до своего разделения и переселения на новые земли, точно не определена до сих пор – из-за отсутствия надежных данных. И все же с относительной уверенностью можно утверждать, что находилась она на востоке Центральной Европы, к северу от предгорий Карпат. Многие ученые считают, что северная граница прародины славян проходила по реке Припять (правый приток Днепра), западная граница –по среднему течению реки Вислы, а на востоке славяне заселяли украинское Полесье до самого Днепра. Славяне постоянно расширяли занимаемые ими земли. Они участвовали и в великом переселении народов, начиная с IV века.
К VI веку в южных районах славянского расселения еще сохранялись крупные патриархальные семейные коллективы. Об этом говорят и курганы с большим числом захоронений и гнездовой характер расположения поселений. Исследователь славянских древностей в Молдавии И.А.Рафаилович полагает, что на существование патриархальных общин у славян указывают и малые размеры поселений, и их планировка, и единичность производственных комплексов[6].
Погребальные памятники неоспоримо свидетельствуют о том, что уклад жизни в виде больших общин сохранялся вплоть до VIII – IX веков. А это, в свою очередь, привело к формированию первых классовых неравенств.
Наряду с малыми семьями, входившими в территориальную общину, в ряде мест существовали большие семейные коллективы, ведущую хозяйственную деятельность общими усилиями. Соответственно, производительность и доход был больше у больших семей, которые и выбивались в отдельные классы.
Однако возникновение экономического неравенства на материалах исследованных археологами поселений выявить невозможно. Нет отчетливых следов имущественной дифференциации славянского общества и в могильных памятниках этого периода. Но археологи все объясняют довольно просто. По их мнению, это обусловлено, прежде всего, славянским погребальным ритуалом, а не отсутствием неравенства в славянском обществе. А как мы знаем, у славян-язычников не принято было класть в могилу вещевой инвентарь. Отсюда нет и различия между классами[8].
2.2. Хозяйство славян
Основным занятием славян того времени было сельское хозяйство, причем ведущей отраслью его являлось земледелие. Как показывают данные языкознания, археологии и этнографии, начало земледелия у славян восходит к глубокой древности. Южные территории несколько обгоняли северные в сельскохозяйственной деятельности. Этому способствовали не только природные условия, но и древние традиции, восходящие к плужному, пашенному возделыванию земли того периода, когда среднеприднепровские области находились в орбите провинциальноримской культуры.
Славянские поселения этого периода отражают оседлый образ жизни, они устраивались по берегам рек и озер в таких местах, где имелись участки, пригодные для земледелия. На многих поселениях найдены земледельческие орудия – железные наральники, сошники, чересла, мотыги, серпы, косы, а также продукты земледельческого труда. В южной части восточнославянской территории применялись широколопастные наральники с плечиками. Делались они из одного куска железа и использовались на сравнительно легких почвах[10].
Тягловой силой для работы пашенными орудиями была лошадь. О ее широком использовании для обработки пашни в эпоху древней Руси говорят письменные источники и изображения на миниатюрах.
В хозяйстве славянских племен лесной зоны Восточной Европы заметное место принадлежало подсечному земледелию. При этом участок, очищенный от леса, очень скоро истощался и переставал давать урожай через три-четыре года. Это заставляло славян оставлять старые участки и вырубать новые.
Такая система земледелия требовала огромного количества земли и заставляла селиться сравнительно небольшими поселками.
Исследования нижних слоев Новгорода, Изборска и других поселений свидетельствуют о возделывании славянами в лесной зоне как злаковых и зернобобовых культур, так и волокнистых растений, что возможно лишь при наличии полевого пашенного земледелия.
В лесостепной зоне имелись крупные, свободные от лесных массивов участки, поэтому здесь, очевидно, возникла система севооборота – двуполье или трехполье.
Вспомогательными орудиями при обработке пахотных земель были небольшие роговые мотыги. Изготавливались они из широких частей рогов благородных оленей и состояли из слегка заостренного плоского лезвия и небольшой втулки. Они найдены на славянских поселениях Среднего Приднепровья, в Побужье и Днестровско-Дунайском междуречье.
Основным орудием для расчистки лесных участков под пашню был топор. Они железные, массивные, с удлиненным узким клиновидным лезвием и закругленным обухом. Находки таких топоров немногочисленны, но повсеместны.
Урожай с полей снимали при помощи серпов. Их форма, близкая к современной. Клинок близок по форме параболе или части эллиптической кривой, черенок отогнут наружу, он вбивался в короткую деревянную рукоятку[12].
Собранный с полей урожай в южных землях хранился в зерновых ямах – специальных погребах, округлых в плане, колоколовидной или грушевидной формы, вырытых в материковом грунте. Ямы такой формы, закрывающиеся деревянной крышкой, лучше сохраняли зерно. Стенки их или обжигались, или выстилались берестой, или укреплялись плетенной лозой. В северной полосе обмолоченное зерно, очевидно, хранилось в специальных наземных постройках.
Переработка зерна на муку производилась при помощи ручных жерновов. Они делались из различных пород – известняка, песчанника, кварцит. Были круглой формы, диаметром от 30 до 60 см. Различаются верхние и нижние диски: верхние более массивные имели вогнутую рабочую поверхность, нижние выпуклую. Вращение производилось с помощью рычага, укрепленного в отверстии с верхней стороны жернова. Жернова или их фрагменты при раскопках встречены на очень многих поселениях.
Для выпечки хлеба широко применялись глиняные сковородки. Обычно они имели круглую форму (диаметр 15-20 см) и были снабжены невысокими бортиками. На таких сковородках пекли хлебцы и лепешки, а также готовили различные блюда из несозревших зерен ячменя и пшеницы или пищу из проса.
О составе культурных растений, возделывавшихся восточными славянами полнее можно судить по находкам зерна на поселениях. Анализ зернового материала, происходящего из различных поселений лесной зоны Восточной Европы, свидетельствует о довольно широком ассортименте земледельческих культур.
Наряду с земледелием большое место в хозяйственной деятельности славян занимало животноводство. Костные остатки выявлены при раскопках многих поселений и дают представление о составе стада. Первое место всюду должно быть отведено крупному рогатому скоту. Кости крупного рогатого скота составляют до 50% остеологического материала, связанного с домашними животными. Стада крупного рогатого скота были важнейшим богатством славянской общины. Мясо его употреблялось в пищу, кроме того, он использовался для получения молока и молочных продуктов, а в южных землях и как тягловая сила в пашенном земледелии. О значении крупного рогатого скота в жизни славян ярко говорят письменные источники. Прокопий сообщает, что славяне « считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие обряды».
Второе место в остеологической коллекции из славянских поселений принадлежит костям свиньи, третье – мелкого рогатого скота, четвертое – лошади. На поселениях Прутско-Днестровского междуречья найдены глиняные сосуды с отверстиями в придонной части тулова и в днище, предназначенные для приготовления из молока творога.
Древние авторы (Маврикий, Иоанн Эфесский) неоднократно упоминают о многочисленных стадах, находившихся во владениях славян. Н славянских полселениях найдены небольшие глиняные фигурки животных, очевидно связанные с ритуалом жертвоприношения, подчеркивающие значение домашних животных в жизни и быте славян.
Заметное место в хозяйственной деятельности восточных славян принадлежало охоте и рыбной ловле, чему во многом благоприятствовали природные условия. Основные орудия охоты – лук и копье. Железные наконечники стрел найдены на многих славянских поселениях. Для охоты на птицу и мелких зверей широко применялись силки и ловчие сети. О рыбной ловле свидетельствуют находки костей и чешуи рыб, а также орудия рыболовства.
Охоте и рыболовству принадлежала подсобная роль в хозяйстве славянского населения при господствующем значении земледелия и скотоводства. В древней Руси широкое распространение получило бортничество. Однако в материалах археологии следы бортничества почти не фиксируются[15].
2.3. Язычество общеславянского единства
Экономическая основа жизни славянства – земледелие – наложила значительный отпечаток на языческие верования. Согласно языческому календарю, большинство обрядовых празднеств отражало определенный цикл сельскохозяйственных работ. Сельскохозяйственные продукты были основными языческими жертвоприношениями. С аграрным культом были связаны и божества солнца Даждьбог и Хорс. Велес – скотий бог и, может быть, бог богатства, судя по этнографическим сведениям, имел отношение и к обрядам, связанным с уборкой урожая. Определенную роль в земледельческом культе играл и Стрибог – бог ветра. В источниках называются и другие, низшие божества восточных славян – Род и рожаницы, берегини и упыри. Некоторые исследователи полагали, что Род – это верховное божество славян и что он был основным объектом поклонения язычников. Если так, то главенствующая роль Рода, название которого связано с понятием родства, относится к глубокой древности.