Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 11:51, реферат
Распад Советского Союза, экономический и социально-политический кризис в России, резкое падение её международного престижа и военно-политического потенциала привели к тому, что США стали фактически единственным мировым лидером. В России рассчитывали, что с роспуском Организации Варшавского договора НАТО рано или поздно также будет распущено, тем более что руководство США давало гарантии того, что блок не будет расширяться на восток. Однако в 1999 в НАТО были приняты Чехия, Польша и Венгрия, а в 2004 — Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Болгария. Этот факт, а также операции США и их союзников против Югославии, Афганистана и Ирака вызвали в России замешательство по поводу выстраивания отношений с США
Распад Советского Союза, экономический и социально-политический кризис в России, резкое падение её международного престижа и военно-политического потенциала привели к тому, что США стали фактически единственным мировым лидером. В России рассчитывали, что с роспуском Организации Варшавского договора НАТО рано или поздно также будет распущено, тем более что руководство США давало гарантии того, что блок не будет расширяться на восток. Однако в 1999 в НАТО были приняты Чехия, Польша и Венгрия, а в 2004 — Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Болгария. Этот факт, а также операции США и их союзников против Югославии, Афганистана и Ирака вызвали в России замешательство по поводу выстраивания отношений с США. С одной стороны, после террористического акта 11 сентября 2001 в США Россия присоединилась к антитеррористической коалиции, возглавляемой США, рассчитывая на то, что под понятие «терроризма» удастся подвести и действия чеченских сепаратистов, а значит, получить хотя бы молчаливую поддержку Запада; с другой, уже 13 июня 2002 США денонсировали договор по ПРО от 1972 года, мотивируя это необходимостью защиты от «стран-изгоев».
В 2003 Россия совместно с Францией и Германией фактически возглавили «лагерь несогласных» с действиями США в отношении Ирака. В конце 2004 в российско-американских отношениях наступило небывалое «похолодание», связанное с событиями на Украине («Оранжевая революция»)
К основным проблемным вопросам между Россией и США относятся помощь России Ирану в осуществлении ядерной программы, энергобезопасность, ситуация в Грузии, Украине и Палестине, а также развёртываемая Соединенными Штатами в Европе система противоракетной обороны. Под предлогом развития демократии США финансируют некоторые российские неправительственные организации и политические партии.
4 мая 2006 вице-президент США Ричард Чейни, находясь в Вильнюсе, произнёс речь, которую многие теперь называют «Вильнюсской» по примеру «Фултонской» речи Черчилля. По его словам, США не устраивает «использование Россией своих минеральных ресурсов в качестве внешнеполитического оружия давления, нарушение в России прав человека и деструктивные действия России на международной арене». Отказ России от прекращения сотрудничества с Ираном, Сирией, КНДР, Белоруссией и другими государствами, «вызывающими тревогу» у США, приводит к постоянным российско-американским конфликтам в Совете Безопасности ООН.
В начале 2007 между США и Россией с новой силой разгорелся конфликт по поводу намерения США разместить в Польше и Чехии элементы своей системы ПРО. По словам руководства США, этот шаг направлен на защиту Европы от северокорейских и иранских ракет. Российское руководство категорически отвергает такое объяснение. 8 февраля 2007 министр обороны США Роберт Гейтс заявил, что «Соединённым Штатам Америки следовало бы быть готовыми к возможному вооружённому конфликту с Россией». В свою очередь, на Мюнхенской конференции по безопасности 10 февраля 2007 Владимир Путин с жёсткой критикой обрушился на внешнюю политику США. Главнокомандующий РВСН генерал Соловцов также заявил, что в случае, если элементы ПРО США все-таки будут размещены в Восточной Европе, Россия может денонсировать Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности
14 июля 2007 президент России Владимир Путин подписал Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооружениях в Европе и связанных с ним международных договоров». Наблюдатели полагают, что это решение стало первым шагом российского руководства в сторону коренного изменения военно-политической обстановки на европейском континенте, складывающейся с начала 1990-х годов не в пользу России.
В сопровождающей документ справке указывается, что данное решение было вызвано «исключительными обстоятельствами, влияющими на безопасность Российской Федерации». К таковым, в частности, отнесены:
В августе 2008 года новый виток противостоянию России и США дало вторжение грузинских войск в Южную Осетию. Российские войска очистили территорию почти полностью захваченной непризнанной республики от грузинской армии и в течение нескольких дней продолжали бомбардировки военных объектов на всей территории Грузии, после чего Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию независимыми государствами. Под вопросом оказалось дальнейшее существование Совета Россия-НАТО.
Фукуяма, Фрэнсис отмечал, что с избранием Барака Обамы на первый срок: «Я не исключаю, что могут возобновиться отношения периода холодной войны, когда мы имели дело с русскими, которым нельзя было доверять и которые в любой момент могли прибегнуть к военной силе. Разница будет лишь в том, что в отличие от Советского Союза Россия более интегрирована в мировую экономику, а от того и более уязвима. Это накладывает определенные ограничители на действия России, которых не существовало в период холодной войны»
«Вряд ли можно назвать американскую политику по отношению к России ответственной и осторожной, она безответственно агрессивна» (Пол Крейг Робертс, июль 2009 года). На брифинге 07.01.2009, посвящённом политике уходящей администрации президента США Буша-младшего, его советник по нацбезопасности Стивен Хэдли, говоря об американо-российских отношениях, так сформулировал итоги последних лет: «…президент Буш работал над тем, чтобы перевести двусторонние отношения из русла противостояния времен «холодной войны» на путь сотрудничества в тех областях, где мы имеем общие интересы, решая при этом имеющиеся разногласия в открытой, последовательной и транспарентной манере». Среди достижений Хэдли отметил американо-российское сотрудничество в области сокращения ядерного оружия, нераспространения ОМП, в решении иранской и северокорейской проблем, поддержании переговорного процесса по достижению мира на Ближнем Востоке.
Экономическое сотрудничество
Соединённые Штаты, несмотря на проблемы в политической сфере, традиционно являются одним из ведущих торговых партнеров России. В 2005 двусторонний товарооборот достиг 19,2 млрд долларов, при этом российский экспорт составил 15,3 млрд, а импорт США — 3,9 млрд 19 ноября 2006 в рамках российско-американской встречи на высшем уровне на саммите АТЭС в Ханое был подписан Протокол о завершении двусторонних переговоров с США по условиям присоединения России к ВТО в пакете с межправительственными соглашениями о сельскохозяйственных биотехнологиях, о торговле говядиной, об инспекциях предприятий, о торговле свининой, о защите прав интеллектуальной собственности и о процедуре импортного лицензирования товаров, содержащих шифровальные средства.В 2005 поставки в США российской нефти и нефтепродуктов достигли уровня 466 тыс. баррелей в день. При сохранении этой тенденции Россия может войти в четвёрку основных экспортёров энергоресурсов в США. В 2003 «Газпром» начал работу над проектом поставок в CШA сжиженного природного газа. В 2005 были осуществлены первые «своповые» поставки. В середине 2000-х годов США занимали 6 место (8,3 млрд долл.) по объёму накопленных иностранных инвестиций в России (6,5 % от общего объёма), причём примерно половина американских прямых инвестиций вложена в топливно-энергетический комплекс. В числе основных проектов — «Сахалин-1» и Каспийский трубопроводный консорциум. На российских автозаводах расположены сборочные цеха американских автомобилей марки Форд, General Motors. На непроизводственную сферу приходится четверть прямых инвестиций США, направляемых в первую очередь в банковскую и страховую деятельность, а также в сферу информационных услуг.
Прямые российские инвестиции в американскую экономику превышают 1 млрд долл. В США работают российские компании «Лукойл», «Норильский никель» (завод по производству металлов платиновой группы), «Северсталь» (компания по производству стали), «ЕвразГруп» (завод по производству ванадия), «Интеррос» (водородная энергетика) и некоторые другие. Развивается сотрудничество в сфере высоких технологий, инновационной деятельности и информатики. Создан российско-американский Инновационный совет по высоким технологиям, работает Межправительственный комитет по науке и технике, российские компании участвуют в инновационных форумах в США. Ведущие компании аэрокосмической отрасли США — Боинг, Локхид Мартин, Пратт энд Уитни — на протяжении многих лет активно взаимодействуют с российскими предприятиями в рамках проектов по МКС, космическим запускам, производству авиадвигателей, разработке новых моделей самолётов.Американские компании проявляют значительный интерес к развитию торгово-экономического сотрудничества с регионами России. Более 10 лет действует «Российско-американское тихоокеанское партнерство», объединяющее представителей бизнеса, науки, общественных кругов, федеральных и региональных властей Дальнего Востока России и Западного побережья США.
Диалог о правах человека Должностные лица США время от времени делают публичные заявления о положении с правами человека в России.Государственный департамент США ежегодно выпускает доклады о положении с правами человека в странах мира; Министерство иностранных дел России в 2005—2012 годах отвечало на оценки, высказанные этими докладами в адрес России. В 2008 и 2009 гг. МИД РФ также комментировал подход к России в ежегодных докладах Госдепа о свободе вероисповедания в странах мира.МИД России в 2011 году выпустил доклад о правах человека в ряде стран, начинающийся с раздела о США. Пресс-секретарь Госдепа США заявил, что США не считают вмешательством во внутренние дела критику со стороны иностранных государств по вопросам прав человека, не комментируя конкретных утверждений доклада. В 2012 году МИД РФ выпустил особый доклад по США.Пресс-секретарь Госдепа США В. Нуланд прокомментировала это так: «мы — открытая книга и хотим продолжать улучшать наше общество; открытость для наблюдения со стороны мира у нас не вызывает озабоченности»Сенат Конгресса США в 2011 году проводил слушания о правах человека и верховенстве права в РФ.Госдума Федерального собрания РФ в октябре 2012 года проводила слушания о правах человека в США. За последнее время немало сделано, чтобы обеспечить большую предсказуемость российско-американских отношений. Среди приоритетных направлений - совместная работа в интересах международной безопасности и стратегической стабильности, борьба с международным терроризмом, содействие решению региональных конфликтов, развитие торгово-экономических связей, расширение контактов между людьми.Поддерживается интенсивный уровень двусторонних контактов. С 2009 г. состоялось 19 встреч президентов России и США, не считая их регулярных телефонных переговоров и обменов посланиями. Продолжается насыщенный диалог по линии руководства внешнеполитических ведомств.В 2009 г. в ходе российско-американского саммита в Москве было принято решение о создании двусторонней российско-американской Президентской комиссии (со-координаторы министр иностранных дел России и госсекретарь США). В ее работе принимают участие свыше 60 российских и американских государственных учреждений; со времени создания под ее эгидой состоялось более 400 совместных встреч, обменов и учений. Ее 20 рабочих групп служат площадкой для взаимодействия российских и американских представителей самого широкого круга профессий - от предпринимателей в области высоких технологий до ученых-атомщиков, от экспертов по борьбе с наркотиками до изобретателей новых "зеленых" технологий. За время своего существования Комиссия превратилась в один из институтов, позволяющих обеспечивать развитие устойчивого взаимодействия между нашими странами. Менее чем за два года были достигнуты конкретные результаты по ряду направлений.Поддерживается регулярный диалог по актуальным международным проблемам, включая урегулирование региональных конфликтов. Россия и США сотрудничают в международных организациях и форумах, прежде всего ООН и «восьмерке», а также в двустороннем формате в области противодействия новым вызовам международной безопасности – распространению ОМУ и средств его доставки, трансграничному терроризму и наркотрафику.Важной составляющей российско-американских отношений является сотрудничество в военно-политической сфере. 5 февраля 2011 г. вступил в силу Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению СНВ, подписанный 8 апреля 2010 г. Динамично развивается двустороннее взаимодействие в ядерной сфере. 11 января 2011 г. вступило в силу межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, заключенное в 2008 г. 13 июля 2011 г. вступило в силу межправительственное Соглашение об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся большее необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области, подписанное еще в 2000 г. Россия и США сотрудничают в космической области, активно взаимодействуют в проведении научных экспериментов по изучению солнечной системы. Наши страны - давние партнеры по обеспечению деятельности МКС. Российские пилотируемые и грузовые корабли являются основным средством доставки экипажей и грузов на станцию. По линии межпарламентского сотрудничества проводятся регулярные обмены визитами между Федеральным Собранием и Конгрессом США. В Конгрессе США создан "Кокус по развитию российско-американских торгово-экономических связей", действует рабочая группа "Совет Федерации - Сенат США". Нормативно-правовая база современных российско-американских отношений пополнилась за последнее время такими важным документами, как новый Договор о СНВ, соглашения о военном транзите через нашу территорию в Афганистан, о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии, об облегчении визового режима, меморандум о сотрудничестве в Антарктиде и др. Ведутся двусторонние консультации по заключению соглашений о спецрейсах и о взаимной защите культурных ценностей, принадлежащих государству, во время их экспонирования в России или США; подписанию меморандумов о создании трансграничного природного резервата "Берингия", о сотрудничестве между российскими и американскими регионами. Вашингтонская развилка .Переломным моментом «перезагрузки» стала встреча президентов Барака Обамы и Дмитрия Медведева в Вашингтоне 24 июня 2010 года. К этому времени у сторон возникли разногласия по трактовке преамбулы Договора СНВ, которая фиксировала взаимосвязь переговоров по ПРО/СНВ. Россия разработала проект дополнительного протокола к договору, касающийся ПРО. Однако администрация Обамы отказалась от этого проекта. Белый дом предложил Москве подписать декларацию о сотрудничестве в сфере ПРО. Но за минувшие 15 лет Россия и США подписали как минимум пять подобных деклараций, которые выполнены не были. Стороны ограничились совместным заявлением о намерении сотрудничать в области наблюдения за пусками баллистических ракет.
В итоге Вашингтонского саммита администрация Обамы сделала вывод: Кремль не пойдет на глубокие сокращение СЯС без адекватных уступок США. Российская сторона увидела неготовность США к компромиссу по ПРО. Американцы не видели, на какую уступку со стороны России они могли бы разменять ограничение работ в области ПРО. Задача политики «перезагрузки» сузилась до поиска компромисса по противоракетной обороне ради сохранения Договора СНВ.
В последующие полтора года разрешить проблему ПРО стороны не смогли. На Лиссабонском саммите НАТО 20 ноября 2010 года Россия и страны альянса договорились искать компромисс в рамках проекта ЕвроПРО. Но 9 января 2011 года Совет НАТО принял решение, что система ЕвроПРО альянса будет развертываться отдельно от России. Переговоры в Сочи (4 июля 2011 года) не завершились успехом. Поиск компромисса отложен до Чикагского саммита Россия–НАТО в мае 2012 года. Провал переговоров по ПРО может привести к коллапсу Договора СНВ и всей системы «Пражского компромисса».
Региональные проблемы
Председатель КНР Ху Цзиньтао беседует с Клинтон во время обеда в Доме народных собраний в Пекине 17 ноября 2009 года. Обратите внимание на то, что перед Клинтон находятся по меньшей мере три бокала для вина (один из них, возможно, был предназначен для воды).
Стратегические противоречия дополнялись ростом трений по региональным проблемам. Во-первых, стороны не согласовали повестку переговоров по европейской безопасности. Российский проект Договора европейской безопасности (ДЕБ) был отклонен странами НАТО зимой 2010 года. «Евро-атлантическая инициатива безопасности» по-разному трактуется в Москве и Вашингтоне. Россия стремится включить в нее проблемы контроля над вооружениями в Европе, прежде всего подключить к переговорам Британию и Францию. США видят ее приоритет в урегулировании конфликтов на территории бывшего СССР.
Во-вторых, возник комплекс противоречий вокруг Центральной Азии. В 2009 году Кремль и Белый дом расширили сотрудничество по Афганистану. Но на Лиссабонском саммите НАТО озвучила программу вывода войск из Афганистана к 2014 году. В Москве опасаются, что американцы оставят в наследство большую региональную войну. Недоверие России вызывают усилившиеся осенью 2011 года попытки США подключиться к работе Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
В-третьих, России и США не удалось создать механизм сотрудничества в АТР. Администрация Обамы выдвинула ряд проектов: от ускорения интеграционных процессов в АТЭС до создания «Северной альтернативы АСЕАН». Россия отклонила эти инициативы. В Москве опасаются, что Вашингтон под видом интеграционных проектов попытается ослабить контроль Центра над дальневосточными регионами.