Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 11:51, реферат
Распад Советского Союза, экономический и социально-политический кризис в России, резкое падение её международного престижа и военно-политического потенциала привели к тому, что США стали фактически единственным мировым лидером. В России рассчитывали, что с роспуском Организации Варшавского договора НАТО рано или поздно также будет распущено, тем более что руководство США давало гарантии того, что блок не будет расширяться на восток. Однако в 1999 в НАТО были приняты Чехия, Польша и Венгрия, а в 2004 — Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Болгария. Этот факт, а также операции США и их союзников против Югославии, Афганистана и Ирака вызвали в России замешательство по поводу выстраивания отношений с США
Сценарии после 2012 года
Противоречия усилили противников «перезагрузки». Российские оппоненты утверждали, что не стоило идти на уступки по СНВ, если США не уступили по ПРО. Американские оппоненты задавали вопрос: стоило ли Белому дому снижать активность в СНГ, если Россия не пошла на уступки в области разоружения? «Дело Магнитского» и «дело Бута» позволили заострить внимание на этих проблемах.
В США критика «перезагрузки» усилилась после решения премьер-министра Владимира Путина баллотироваться на пост президента. Это не случайно. Администрация Обамы часто вбрасывала в СМИ тезис о том, что цель «перезагрузки» – противопоставить «либеральную» линию Медведева «консервативной» линии Путина.
Возникают три сценария развития двусторонних отношений после 2012 года. Первый – негативный. Он предполагает демонтаж «перезагрузки» и возвращение к «малой конфронтации» России и США 2007–2008 годов. Второй сценарий стагнационный. Двусторонние отношения ограничатся поиском компромисса в области контроля над вооружениями. Но других сфер взаимодействия почти не будет.
Третий сценарий можно назвать позитивным. Стороны продолжат искать развязку трудностям переговоров по ПРО/СНВ и разрабатывать позитивную повестку двусторонних отношений. Ее основой может стать «кодекс поведения» по четырем направлениям: 1) обязательства на случай конфликта с третьими странами; 2) повестка переговоров по контролю над вооружениями в Европе; 3) нормы диалога между НАТО и ОДКБ и 4) определение проблем безопасности в Центральной Азии.
Позитивный сценарий не означает, что Россия и США откажутся от конфликтной модели взаимного ядерного сдерживания. Не исчезнут и серьезные разногласия по региональным проблемам. Но параллельно Москва и Вашингтон могут попытаться развивать стабилизирующие экономические связи. Основой для диалога пока остаются американское содействие выступлению России в ВТО и развитие экономических связей в АТР. Обе эти проблемы стали темами встречи президентов Обамы и Медведева в Гонолулу.