Распространение христианства и начало становления церковной организации на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим, я учла то, что в советский период господство атеистической идеологии приводило к искажению истории церкви и религии.
Целью моей курсовой работы является то, чтобы изучить причины принятие Русью христианства и выявить основные значения новой религии для государства.
На мой взгляд, крещение Руси продолжает оставаться одним из самых значительных событий в русской истории.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Причины религиозной реформы князя Владимира………………...….4
Глава П. Принятие христианства в качестве государственной религии
§ 1. Выбор веры…………………………………………………………...10
§ 2. Крещение Руси в контексте русско-византийских отношений…...12
Глава III. Распространение христианства и начало становления церковной организации на Руси…………………………………………………………..…16
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованных источников и литературы…………………………..21

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 48.75 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Причины религиозной  реформы князя Владимира………………...….4 

Глава П. Принятие христианства в качестве государственной религии 

§ 1. Выбор веры…………………………………………………………...10

§ 2. Крещение Руси в контексте  русско-византийских отношений…...12 

Глава III. Распространение  христианства и начало становления   церковной организации на Руси…………………………………………………………..…16 

Заключение……………………………………………………………………….18

Список использованных источников и литературы…………………………..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Крещение Руси – одно из важнейших культурных событий  в истории Древней Руси. Оно  положило конец языческой и начало христианской истории России. Крещение Руси произошло в конце IX века, усилиями, которые предпринял Князь Владимир в ходе утверждения христианства как государственной религии. Крещение Руси не проходило безболезненно  для русского народа, и было сопряжено со значительным сопротивлением новой православной культуре.

В истории идет много споров об этом событии и какое место  оно занимает в русской истории. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения Руси. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 годуи считать началом официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что крещение Руси состоялось позже: в9903 или 991 году4).

В связи с этим, я учла то, что в советский период господство атеистической идеологии приводило  к искажению истории церкви и  религии.

Целью моей курсовой работы является то, чтобы изучить причины  принятие Русью христианства и выявить  основные значения новой религии  для государства.

На мой взгляд, крещение Руси продолжает оставаться одним из самых значительных событий в русской истории.

 

 

 

 

Глава I. ПРИЧИНЫ РЕЛИГИОЗНОЙ РЕФОРМЫ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

 

В IX веке в Восточной Европе сложилось мощное государство, объединившее восточных славян и их ближайших соседей – Киевская Русь. Международный авторитет державы возрастал, торговля достигала расцвета, но крупнейшие государства того периода не хотели считаться с Русью из-за приверженности населения к языческим культам. Таким образом, язычество стало тормозящим фактором в развитии государства.

Язычество в Древней Руси издавна было связано с производительной деятельностью  славян. Зависимость  величины урожая не только от вложенного труда, но и от природных, прежде всего, погодных условий, от правильного выбора времени работ,  придавала особое значение годовому сельскохозяйственному  циклу и подчиняла ему всю  жизнь древнерусского хлебопашца. Не располагая научными знаниями об окружающем мире, причинах погодных явлений, смены  времен года, рождения и смерти, человек  находился в плену сложных  религиозных, в частности магических, верований, обожествляя постоянно  повторяющиеся природные явления. Социальное усложнение общества способствовало и возникновению разных уровней богов. Формирование господствующего класса, связанного с военной функцией, с внеэкономическим принуждением, изменяло традиционное соотношение божеств и выдвигало дружинного бога молнии Перуна на первое место. Именно он мог стать объектом монотеистического культа при дальнейшем развитии религии на основе язычества.

Местами языческого культа на Руси были святилища (капища), где  происходили моления и жертвоприношения. Они представляли собой округлые или сложные по очертаниям, как  розетки, земляные и деревянные сооружения на возвышенных местах или насыпях, окруженные валами или рвами. В центре капища находилось каменное или деревянное антропоморфное изображение бога, вокруг него жгли жертвенные костры. Такие святилища изучены на Волхове под Новгородом и в других местах. Киевское капище на древнейшей территории города было сложено из камня и четырьмя выступами ориентировано по странам света. В жертву богам приносили плоды земли, животных и птиц, были известны и человеческие жертвоприношения.5

Для развития религиозной  системы IX—X веков, как и более  позднего времени, существенны конкуренция  с языческим культом христианского  и взаимное влияние их друг на друга. Христианство стало проникать в  бассейн Днепра во второй половине I тысячелетия. По свидетельству Ибн-Хордадбеха, относящемуся к 840-м годам, русские  купцы, приезжавшие на восток, считали  себя христианами. В X в. в городах, по крайней мере в Киеве, уже существовали христианские церкви (церковь Ильи упоминается в договоре 944 г.), которые  стали здесь соперниками языческих  святилищ. О существовании соперничества  между язычеством и христианством  говорит и тот факт, что княгиня  Ольга, вдова князя Игоря, став после  смерти мужа во главе государства, приняла  крещение, а ее сын, унаследовавший киевский престол, отказался покинуть традиционное язычество. Что касается Византии, то она была весьма заинтересована в приобщении своих северных соседей  к христианской вере, рассчитывая, что  это не только ослабит их натиск на империю, но и создаст условия  для включения Руси в сферу  ее политического влияния. Однако христианство не проникало еще глубоко в  древнерусское общество. Его влияние  распространялось лишь на некоторых  представителей высшей знати и купечества. Да и у ряда киевских князей оно  не получило признания.6

С течение времени язычество  утрачивает свои позиции. Формирование местных княжений и создание на их основе в IX веке Древнерусского государства с центром в Киеве, основанного на раннефеодальной эксплуатации в форме централизованной ренты — даней, полюдья,— требовало и изменений в идеологической области, в религии. Попытки противопоставить христианству реформированный языческий культ не привели к успеху. Лучше всего эти требования могла удовлетворить мировая религия, сама приспособленная к феодальному обществу и отвечающая той стадии развития, в которую вступила Русь. Христианство, как господствующая религия, освящало классовое неравенство, отношения господства и подчинения, обожествляло государственную власть, что вполне соответствовало условиям Руси.7 Уже тогда международное общение играло значительную роль. Оно выражалась  в торговле между отдельными странами, в политических союзах, в использовании иностранных наемных дружин, в обмене достижениями культуры. В этих условиях правители всех европейских государств были заинтересованы в принятии одной религии — христианства, как части античного наследия. Это делало их формально равными друг другу, принадлежащими к одному культурному миру, противостоящему язычникам-варварам, хотя реальные политические условия и другие факторы не могли не вести к активной борьбе внутри этого мира и подчинению одних стран другими.

Русь в IX—X веках традиционно  была связана с Константинополем—  «Царьградом» и со славянами в  Центральной Европе и на Балканском полуострове, также находившимися  в тесном общении с Византией. Эти связи в значительной степени  определили церковную ориентацию Руси на восточнохристианский мир и на константинопольскую кафедру в  блистательной столице древнего государства, для уравнения с  которым принятие христианства давало достаточно оснований. При заинтересованности обоих христианских центров, Рима и  Константинополя, в обращении в  свою веру народов Европы киевские князья могли сами выбирать то направление христианства, которое, по их мнению, должно было лучше отвечать политическим и культурным нуждам государства.    

Политический конфликт между  христианами и язычниками возникает  при правлении княгини Ольги. После смерти мужа, нуждаясь в поддержке, она отправилась в Царьград и  приняла христианство. Её сын Святослав  придерживался язычества и полностью  отвергал христианство. Таким образом, на Руси возникают две враждующие группировки – языческая во главе  со Святославом и христианская во главе с Ольгой. Она проводит ряд  мероприятий, которые способствовали распространению христианства: разрушает  капища, строит церкви. Новая религия, не смотря на недовольство Святослава, все больше проникает в дружинную  среду.

Однако осуществить крещение Руси Ольге не удается, и к власти приходит Святослав. Нового князя мало беспокоили внутренние проблемы государства. Это был настоящий воин, видевший цель в завоевании новых территорий.

Принятие христианства как  государственной религии связано  с сыном Святослава великим князем киевским Владимиром, который осознал  необходимость реформы религиозного культа. Его попытка предотвратить  распространение на Руси христианства путем создания интернационального языческого пантеона во главе с Перуном, олицетворявшим новые социальные отношения  раннефеодального общества, оказалась  неудачной. За ней последовали разрушение созданного пантеона и официальная  христианизация.

Это событие было ускорено ходом политических взаимоотношений  между Русью и Византией в  конце 80-х годов X века. Для борьбы с очередным мятежником, полководцем Вардой Фокой, желавшим сесть на императорский трон и обладавшим большими силами, император Василий II обратился к князю Владимиру за военной помощью, не скупясь при этом на обещания. Важными условиями договора, по которому был послан в распоряжение императора шеститысячный русский отряд, были, по сведениям арабского христианского историка XI века Яхьи Антиохийского, женитьба «царя руссов» Владимира на сестре императора Василия Анне и принятие Владимиром и его страной христианства. Это соглашение могло быть заключено зимой 987/88 г. После победы над мятежником императору пришлось выполнить договор и отдать сестру-царевну за киевского великого князя. Это было редким исключением в политической практике империи — в руке порфирородной принцессы перед этим было отказано сыну германского императора, будущему Оттону II. Чтобы добиться выполнения условия договора, князю Владимиру пришлось осадить и взять в 989 г. принадлежавший Византии в Крыму г. Корсунь (Херсонес)8 (с епископской кафедрой). Это византийское владение было возвращено императору в качестве «вена» — выкупа за невесту.9

Крещение Владимира, получившего  христианское имя Василий в честь  святого патрона императора Василия II— Василия Великого, для скорейшего вступления договора в силу могло  иметь место еще во время пребывания посольства этого императора в Киеве, то есть в начале 988 года, хотя Корсунская легенда в Повести временных лет и зависящем от нее Житии Владимира относит его только к Корсуню.10 Что касается крещения киевлян, то источники дают противоречивые указания на его время. Наряду с традиционной датой 988 год, исследователи обосновывают и более ранние, и более поздние даты, в частности 990 год.11 По Повести временных лет, крещение киевлян происходило в Днепре, по Житию Владимира — в притоке Днепра реке Почайне. После возвращения Владимира из Корсуня и появления корсунских и константинопольских попов обращение в христианство действительно должно было стать более широким.

Смена религиозных культов  сопровождалась уничтожением изображений  некогда почитаемых богов, их публичным  поруганием со стороны княжеских  слуг, построением церквей на местах, где стояли языческие идолы и  храмы. Так, на холме в Киеве, где  стоял идол Перуна, была воздвигнута  церковь Василия, посвященная Василию  Великому. Под Новгородом, в Перыни, где находился языческий храм, была построена церковь Рождества. По сообщению Повести временных  лет, Владимир «начал строить в городах  церкви и назначать попов, и людей  стали приводить к крещению по всем городам и селам».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА В КАЧЕСТВЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИИ

 

§ 1. Выбор веры

 

 

Прежде того, как принять христианство, князь Владимир тщательно ознакомился  с различными вероисповеданиями. По Повести Временных лет, в 987 г. к  нему пришли послы от соседних народов: католики, магометане, евреи и православные. Владимир довольно быстро отпустил всех послов, но с православными долго  беседовал: ему интересно было побольше узнать о вере, за которую с такой  решимостью приняли мучения Феодор и Иоанн.

После этого Владимир, посоветовавшись  с дружиной и со старейшинами, послал 10 "добрых и смысленых мужей" объехать соседние страны и исследовать  все веры на их местах. Когда послы  вернулись, то они больше всего хвалили "греческую веру", т.е. православную. Вот как они описывали богослужение в Царьграде, в знаменитом храме  Святой Софии: "и не свемы, на небе есьмы были, ли на земле", т.е. "[стоя в храме], мы не знали, где находимся: на небе или на земле". Послы также  сказали: "Не даром бабка твоя, княгиня Ольга, мудрейшая из людей, приняла греческую веру".

Итак, согласно легенде, Владимир отверг ислам под предлогом того, что  он запрещает употреблять вина. «Веселие Руси есть питие, без пития Руси не бытии» - так якобы ответил он на соблазны мусульман. Иудаизм он не принял по причине отсутствия у евреев государства, в результате чего они  были рассеяны по всей земле. Не принял он и предложения, сделанное посланцами Папы Римского, сославшись на то, что  и княгиня Ольга отвергла католичество. Только проповедь представителя  православной византийской церкви произвела  на него приятное впечатление, так как  его послы назвали греческую  веру самой лучшей, а греческие  храмы и церковную службу - самыми красивыми.

Но за этой легендой скрываются и  реальные факты, которые помогли  князю Владимиру остановиться именной  на православном христианстве.

Информация о работе Распространение христианства и начало становления церковной организации на Руси