Распространение христианства и начало становления церковной организации на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим, я учла то, что в советский период господство атеистической идеологии приводило к искажению истории церкви и религии.
Целью моей курсовой работы является то, чтобы изучить причины принятие Русью христианства и выявить основные значения новой религии для государства.
На мой взгляд, крещение Руси продолжает оставаться одним из самых значительных событий в русской истории.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Причины религиозной реформы князя Владимира………………...….4
Глава П. Принятие христианства в качестве государственной религии
§ 1. Выбор веры…………………………………………………………...10
§ 2. Крещение Руси в контексте русско-византийских отношений…...12
Глава III. Распространение христианства и начало становления церковной организации на Руси…………………………………………………………..…16
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованных источников и литературы…………………………..21

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 48.75 Кб (Скачать файл)

В первую очередь, важную роль сыграли прочные культурные и  экономические связи с Византией, наличие на Руси собственной влиятельной  православной общины. Византия в то время казалась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой  развитой и культурной страной Европы, кроме того учитывалась международная  обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые особенности  различных религий.

Так, притязания Римского папы на светскую власть, нежелание католической церкви учитывать местные особенности  и её воинственность не могли не оттолкнуть Великого князя от этой формы христианства. Православная же церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточно-славянской традиции, в соответствии с которой князь был одновременно главой религиозного культа.

Так же присутствовали международные  факторы. Принятие христианства вводило  Русь в семью европейских народов, создавало условия для развития равноправных отношений, а язычество  обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных  соседей, относившихся к язычникам как к нелюдям. Социальные факторы тоже имели значение. Нараставшая социальная неоднородность, а также менявшиеся духовные запросы элиты общества создавали условия для перехода к более сложной мировоззренческой системе. В качестве условия принятия Русью христианства Владимир выдвинул требование отдать ему в жены сестру византийского императора. Это необычайно поднимало его авторитет, а следовательно укрепляло и княжескую власть.

В общественной мысли России есть и другие трактовки причин принятия христианства. Советские историки, например, считали, что выбор православия носит экономический характер, а именно выбор торговых путей.12

Но скорее всего, в вопросе  о выборе веры князем Владимиром, следует  учитывать все вышеперечисленные  факторы, так как эти причины, хоть и  в разной степени, но могли  повлиять на то, что выбор пал  именно на православие.

 

 

§ 2. Крещение Руси в контексте  русско-византийских отношений 

 

 

Сближению Руси и Византии сопутствовали драматические события. Византия потерпела ряд поражений  в войне с Болгарией. Кроме  того, империю сотрясали мятежи полководцев  Варды Склира а затем и Варды  Фоки, каждый из которых уже примеривал царскую корону. Наконец в 987 году Варда Фока провозгласил себя императором, и его власть признали провинции  в Малой Азии. В то время Византия находилась во враждебных отношениях с Русью. Тем не менее, оказавшись в безвыходном положении, императоры – братья-соправители Василий II и Константин VIII – отправили в  Киев послов с просьбой о помощи. Князь Владимир согласился послать  войско в Византию, но в награду  за военную помощь потребовал, чтобы  императоры отдали ему в жены свою сестру царевну Анну, что было для  византийцев неслыханной дерзостью. Принцессы крови, тем более порфирородные, никогда не выходили замуж за «варварских» государей, даже христиан. В свое время  руки той же Анны домогался для  своего сына император Священной  Римской империи Оттон Великий, и ему было отказано. Но в данном случае под вопросом было само существование  династии, и Константинополь вынужден был согласиться. Василий выдвинул непременным условием, чтобы князь Владимир принял христианство и крестил свою страну. После того, как вопрос о браке был улажен, русское войско в количестве шести тысяч воинов прибыло в Византию. Так в борьбе человеческих устремлений воля Божия определила вхождение Руси в благодатное лоно Вселенской Церкви.13

В завоеванной Корсуни  Владимир и принял крещение. С одной  стороны, этим он демонстрировал свою силу и независимость акта крещения от воли Византии. С другой стороны, принятием нового имени – Василий  – он подчеркивал свои союзнические и даже патрональные отношения с  императором. Правда, при выборе имени  учитывалось и его номинативное значение: Василий переводится с  греческого как «царский». Вместе с  князем крестилась и часть его  дружины. После этого Владимир направил братьям-императорам угрозу, что если Анна не прибудет в Корсунь, то он поведет свое войско на Константинополь.

Конечно, Византия не могла  допустить того, чтобы руссы закрепились  на Крымском полуострове, получив удобные  гавани для нападений на империю. Сразу же после венчания Владимир согласился передать Корсунь Византии в качестве вена – выкупа – за невесту, и мир между империей и Русью был восстановлен.

Победоносный поход в Крым упрочил  престиж киевского князя. Торжественное  браковенчание, которое явилось  для Владимира вторым христианским таинством, произвело глубокое впечатление  на княжеское окружение. Согласие между  дружиной и князем упрочилось. Сопротивление  язычников было сломлено. Пока Владимир был молод, многие не скрывали пренебрежения  к сыну рабыни-ключницы. Брак с греческой  царевной вознес его на недосягаемую высоту над прочими державными властителями.

В обратный путь к Киеву князь с супругой и сопровождающими отправился через Крым, Тамань и Азовские земли, входившие в состав его обширных владений. Впереди княжеского поезда с частыми молебнами и несмолкающими священными песнопениями несли кресты, иконы, святые мощи. Казалось, сама Вселенская Церковь двинулась в просторы Русской земли, чтобы обновить ее в купели крещения, а будущая Святая Русь открывалась навстречу Христу и Его Церкви. 14

По прибытии в Киев, Владимир первым делом окрестил своих сыновей  и освободил от обязанностей супругов своих языческих жен. Рогнеде, например, он отправил предложение выбрать  себе в мужья любого из своих знатных  приближенных. Но она ответила: «Княгиней  я была, княгиней и останусь, и  ничьей рабой не буду. А если ты сподобился святого крещения, то и я могу быть невестой Христовой» – и приняла  монашеский постриг.

Затем князь приказал разгромить устроенное им некогда в Киеве капище. Кумиры были изрублены в щепки и сожжены. Однако руссы еще не до конца избавились от страха перед старыми богами и  опасались прогневить Перуна. Его  изваяние не было уничтожено. Идола  привязали к конскому хвосту и  потащили к Днепру. Процессию сопровождали 12 воинов, которые били кумира палками, чтобы изгнать из него бесов. Перуна проволокли до порогов, где и бросили  во владениях печенегов. Таким образом, главный языческий бог был отправлен в изгнание.

После ниспровержения кумиров Владимир велел собрать всех жителей Киева  на берег Днепра. Наступило незабываемое и единственное в своем роде утро крещения киевлян. Накануне князь Владимир велел объявить по городу: «Если  кто не придет завтра на реку – богатый  или бедный, нищий или раб –  будет мне враг». Священное желание  князя было исполнено беспрекословно: «В одно время вся земля наша восславила Христа со Отцом и Святым Духом». Там, при впадении речки Почайны в Днепр, над зашедшими в воду людьми – мужчинами, женщинами, детьми – греческие и корсунские священники совершили обряд крещения.

Трудно переоценить глубину  духовного переворота, совершившегося в русском народе, во всей его  жизни, во всем мировоззрении. В чистых днепровских водах, как в «бане пакибытия», осуществилось таинственное преображение русской духовной стихии, совершилось духовное рождение народа, призванного Богом к невиданным еще в истории подвигам христианского служения человечеству. «Тогда начал мрак идольский от нас отходить, и заря Православия явилась, и солнце евангельское землю нашу осияло», – записывает летописец.

В 988 году христианство было принято всей верхушкой русского общества. С самого начала христианство на Руси становится элементом династического самосознания. Из двадцати первых русских святых, просиявших на протяжении X-XI веков, десять были князьями. Принятие православия открыло широкий доступ на Русь более высокой византийской культуре. С созданием Церкви на Руси появляются богослужебные книги, которые вначале была написаны на греческом языке. И здесь большую роль сыграла Болгария с ее установившейся столетней христианской традицией и христианской письменностью. Славянская письменность попадает на Русь из Болгарии, куда она была принесена в IX веке братьями Кириллом и Мефодием, которые перевели на славянский язык Библию и богослужебные книги. Из Византии на Русь ввозились богослужебные книги и предметы культа.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА И НАЧАЛО СТАНОВЛЕНИЯ ЦЕРКОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА РУСИ

 

 

Распространение христианства на всей территории Руси носило очень длительный характер. Во многих регионах христианизация началась значительно позднее 988 года и тянулась в течение нескольких веков.

Основная часть населения Руси оказывала сопротивление новой  религии. Именно всеобщее неприятие  христианства поставило перед Владимиром вопрос о его распространении. Так  христианизация полян датируется концом 990 года и захватывает 991 год.16

Некоторые княжества очень упорно сопротивлялись принятию новой веры. Так,  например, в Новгород, который  являлся крупнейшим северным оплотом  язычества, был послан дядя князя  – Добрыня, воевода Путята и епископ  Иоаким. Противостояние в городе дошло  до уличных боев и поджога некоторых  участков Новгорода крестителями. В  ответ на это язычники под предводительством  Богомила Соловья и тысяцкого  Угоняя разграбили усадьбы новгородских христиан. Добрыней было разрушено  святилище Перуна в устье Волхова. Крещение «огнем и мечом» происходило  в несколько этапов: вначале крестились несколько сот жителей Торговой стороны. В сентябре 990 года была крещена основная масса населения. Наконец, в начале октября того же года в новую веру обращали тех, кто смог избежать этого ранее.

Сам князь Владимир в это время  отправился в Ростово-Суздальскую  землю. Дойдя до Ополья, князь основал  город Владимир Залесский, ставший, по-видимому, христианским центром  Северо-Восточной Руси, крупным оплотом  новой религии в языческих  землях кривичей, вятичей и соседних угро-финских народов. В 991 – 992 годах  христианское духовенство, при поддержке  княжеских дружин, несколько раз  пыталось крестить местное население. Однако действия властей не имели желаемого успеха – по некоторым источникам Успенскую церковь в Ростове посещали только женщины и отроки. Поэтому на долгое время Северо-Восточная Русь еще останется центром языческих восстаний.

В конце X – начале XI века Русь постепенно начинает христианизироваться. При появлении крестителей, большая часть населения соглашалась принять обряд, но как только княжеские власти уходили, «все возвращалось на круги своя»17. Со стороны местного населения насаждение новой веры приняло отпор. Отдельный районы продолжали исповедовать языческие традиции вплоть до XII – XII веков.

Обращаясь к народу, христианские священники, в противовес языческим  волхвам, проповедовали смирение, безропотное  подчинение, отказ от накопления богатств и заботы о завтрашнем дне.

Язычество, поставленное властью вне  закона, долгое время жило в народной среде, впоследствии слившись, в завуалированной форме, с христианским православием.

После придания христианству статус государственной религии, церковь  предприняла меры по развитию и укреплению организационных структур.

Церковь на Руси была организована следующим  образом: во главе ее стоял митрополит, а в крупных городах находились епископы, ведавшие всеми церковными делами большой округи – епархии. Хотя принятие христианства не привело  к  политическому и даже в полной мере религиозному подчинению ей Руси, но епископы, а затем и митрополиты, как правило, были греками, однако они  полностью зависели от киевского  князя. С обособлением отдельных  княжеств, каждый князь стремился  к тому, чтобы его столица имела  своего епископа.

Первые годы церковь и ее епископские  кафедры находились полностью на содержании князей. Однако, расширение церковного аппарата заставило искать другие источники, коими стали отчисления от государственных доходов. В этом случае примером может служить установление князем Владимиром «десятины» - отчисление десятой части княжеских доходов в пользу церкви; этот же порядок поддерживался и другими князьями. Все это создавало предпосылки для слияния государственного и церковного аппаратов.

Опираясь на материальные богатства, церковь стала приобретать большое  влияние на экономическую и политическую жизнь государства, на быт населения. Она стремилась выступать в качестве гаранта меж княжеских соглашений, вмешивалась в ведение переговоров, причем её представители нередко  исполняли роль послов.

По причине  того, что некая часть государства не сразу отошла от языческих традиций и приняла христианство, на Руси было много конфликтов и сопротивлений, направленных  против  власти.  И это повлекло за собой многовековой процесс  христианизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Утверждение христианства на Руси в  качестве государственной религии  оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни  страны. Ускорилось изживание племенных  различий в отдельных областях Руси и формирование древнерусской народности с единым языком, культурой, этническим самосознанием.

На мой взгляд, самым значимым было то, что христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала необходимость беспрекословного подчинения подданным, а князьям – сознание высокой ответственности.

Приобщение к христианству явилось  событием огромного значения, определившим пути развития русской культуры.

Крещение, в частности, оказало огромное влияние на развитие техники в Киевской Руси под влиянием греческого христианства. В земледелии оно выразилось в значительном повышении техники огородничества. Этому способствовало повышение потребления овощей, которое стимулировалось постами, установленными христианским учением и монастырями.

Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, возведение куполов, камнерезное  дело, в общем, пришел новый строительный опыт, и  все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. С каменной стройкой в Киеве познакомились на примере церквей, которые строились по заказу князей греческими архитекторами. 

С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная Кириллом и Мефодием. Стали создаваться  рукописные книги, распространялась грамотность, а при монастырях возникли школы.

Христианство повлияло на нравы и мораль. Новая религия изменила мировоззрение людей, их представление о красоте, творчестве и о восприятии самой жизни. В свою очередь, церковь запрещала жертвоприношения, стремилась ограничить рабство.

На международной арене Русь, приняв православие, перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди других держав. Укрепление этого положение  выразилось в многочисленных династических  браках.

Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену племенному сознанию пришло сознание общности и единства.

Информация о работе Распространение христианства и начало становления церковной организации на Руси