Рассуждения о Рельсовой войне. Илья Старинов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 15:39, реферат

Описание работы

Каждое поколение имеет свое восприятие минувшей войны, место и значение которой в жизни народов нашей страны оказались настолько значительными, что она вошла в их историю как Великая Отечественная. Даты 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года навсегда останутся в памяти народов России, Белоруссии и др. Спустя 60 лет после Великой Отечественной войны люди могут гордиться тем, что их вклад в Победу был огромным и ничем не заменимым. Важнейшей составной частью борьбы советского народа против гитлеровской Германии в годы Великой Отечественной войны явилось партизанское движение, которое было наиболее активной формой участия широких народных масс на временно оккупированной советской территории в борьбе с врагом.

Содержание работы

1.Введение
2. Глава 1.«Рельсовая Война».
3. Глава 2. Операция «Концерт».
4. Глава 3. Правда о Рельсовой войне.
5. Глава 4. Рассуждения о Рельсовой войне. Илья Старинов.
6.Заключение.
7.Литература.

Файлы: 1 файл

рельсовая война.docx

— 66.02 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

 

1.Введение

2. Глава 1.«Рельсовая Война».

3. Глава 2. Операция «Концерт».

4. Глава 3. Правда о Рельсовой войне.

5. Глава 4. Рассуждения о Рельсовой войне. Илья Старинов.

6.Заключение.

7.Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Каждое поколение имеет  свое восприятие минувшей войны, место  и значение которой в жизни  народов нашей страны оказались  настолько значительными, что она  вошла в их историю как Великая  Отечественная. Даты 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года навсегда останутся в памяти народов России, Белоруссии и др. Спустя 60 лет после Великой Отечественной войны люди могут гордиться тем, что их вклад в Победу был огромным и ничем не заменимым. Важнейшей составной частью борьбы советского народа против гитлеровской Германии в годы Великой Отечественной войны явилось партизанское движение, которое было наиболее активной формой участия широких народных масс на временно оккупированной советской территории в борьбе с врагом.

На оккупированной территории был установлен «новый порядок» –  режим насилия и кровавого  террора, призванный увековечить германское господство и превратить захваченные  земли в аграрно-сырьевой придаток германских монополий. Все это встретило ожесточенное сопротивление у большинства населения, проживавшего на оккупированной территории, которое поднялось на борьбу.

Это было поистине всенародное  движение, порожденное справедливым характером войны, стремлением защитить честь и независимость Родины. Вот почему в программе борьбы с немецко-фашистскими захватчиками столь важное место отводилось и партизанскому движению в оккупированных врагом районах. Партия призывала оставшихся в тылу врага советских людей создавать партизанские отряды и диверсионные группы, разжигать партизанскую войну всюду и везде, взрывать мосты, портить телеграфную и телефонную связь противника, поджигать склады, создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия.

Советские люди, оказавшиеся  на территории, оккупированной врагом, а также бойцы, командиры и  политработники Красной Армии н  Флота, попавшие в окружение, вступили в борьбу с немецко-фашистскими  оккупантами. Они всеми силами и  средствами стремились помочь советским  войскам, сражавшимся на фронте, оказывали  сопротивление гитлеровцам. И уже  эти первые их действия против гитлеризма носили характер партизанской войны. В  специальном постановлении ЦКВКП(б) от 18 июля 1941 г. "Об организации борьбы в тылу вражеских войск" партия призвала республиканские, областные, краевые и районные партийные  организации возглавить организацию  партизанских формирований и подполья, "всемерно помогать созданию конных и пеших партизанских отрядов, диверсионных истребительных групп, развернуть сеть наших большевистских подпольных организаций  на захваченной территории для руководства  всеми действиями против фашистских оккупантов" войне (Июнь 1941 г.–1945 г.).

Борьба советского народа против немецко-фашистских захватчиков  на временно оккупированной территории Советского Союза стала составной  частью Великой Отечественной войны. Она приобрела всенародный характер, став качественно новым явлением в истории борьбы против иноземных  захватчиков. Самым важным из ее проявлений было партизанское движение в тылу врага. Благодаря действиям партизан у немецко-фашистских захватчиков  в их тылу распространялось постоянное ощущение опасности и угрозы, что  оказывало значительное моральное  воздействие на гитлеровцев. И это  была реальная опасность, поскольку  боевые действия партизан наносили огромный урон живой силе и технике противника.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Рельсовая Война

 

Центральный Комитет КП(б) Белоруссии в июне 1943 года принял постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны», в котором предложен план уничтожения рельсов одновременным массовым ударом, с целью тем самым сделать невозможным быстрое восстановление противником железнодорожных путей. Рельсовая война должна была сопровождаться крушениями поездов, взрывами мостов и разрушениями станционных сооружений. Партизанские соединения, сражавшиеся на оккупированной территории, широко применяли элементы рельсовой войны, но наиболее значительное влияние на ход войны оказали действия партизан в следующих операциях:

  • Операция «Рельсовая война» — крупная операция, проведённая советскими партизанами с 3 августа по 15 сентября 1943 года на оккупированной территории РСФСР (Ленинградской, Смоленской, Калининской, Орловской области), БССР и части УССР для оказания помощи Советской Армии в завершении разгрома немецко-фашистских войск в Курской битве 1943 года и развитии общего наступления по белгородско-харьковскому направлению. Только в Белоруссии железнодорожное движение было парализовано на 15—30 суток. Эшелоны с войсками и боевой техникой, срочно направляющиеся в сторону Орла, Белгорода и Харькова, застревали в пути и нередко уничтожались партизанами. Перевозки противника сократились на 35—40 %. Оккупанты понесли огромные потери в паровозах, вагонах, рельсах, шпалах, живой силе.
  • Операция «Концерт» — операция советских партизан, проводившаяся с 19 сентября по конец октября 1943 год, известна как второй этап операции «Рельсовая война» и совпавшая с осенним наступлением Красной Армии. В ходе данной операции было подорвано десятки тысяч рельс, пущено под откос более 1000 эшелонов, уничтожено 72 железнодорожных моста, убито 30 тысяч немецких солдат и офицеров.
  • Операция «Багратион» — крупномасштабное советское наступление 23 июня—29 августа 1944 года, названное в честь российского полководца Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона. Известна как третий этап «рельсовой войны», в ходе которой были полностью выведены из строя наиболее важные железнодорожные пути, частично парализованы перевозки врага по всем дорогам.

 

Операция «Рельсовая война» —крупная операция, проведенная в августе-сентябре 1943 года на оккупированной врагом территории РСФСР, Белорусской и части Украинской ССР с целью вывода из строя железнодорожных коммуникаций немецко-фашистских войск и для оказания помощи Советской Армии в завершении разгрома немецко-фашистских войск в Курской битве 1943 года и развитии общего наступления по белгородско-харьковскому направлению. Приказ о проведении операции «Рельсовая война» был отдан 14 июня 1943 года. Местные партизанские штабы и их представители на фронтах определили участки и объекты действий каждому партизанскому формированию. Партизаны снабжались с «Большой земли» взрывчатыми веществами, взрывателями, активно проводилась разведка на железнодорожных коммуникациях противника. Операция началась в ночь на 3 августа и продолжалась до середины сентября.

Боевые действия в тылу врага развернулись на местности  протяженностью около 1000 км по фронту и 750 км в глубину, в них участвовало  около 100 тысяч партизан при активной поддержке местного населения.

Мощный удар по железным дорогам на территории, занятой противником, оказался для него полной неожиданностью. В течение долгого времени гитлеровцы не могли организованно противодействовать партизанам. В ходе операции «Рельсовая война» было подорвано свыше 215 тысяч железнодорожных рельсов, пущено под откос много эшелонов с личным составом и боевой техникой гитлеровцев, взорваны железнодорожные мосты и станционные сооружения. Пропускная способность железных дорог снизилась на 35-40% , что сорвало планы гитлеровцев по накоплению материальных средств и сосредоточению войск, серьезно затруднило проведение перегруппировки сил противника. Только в Белоруссии железнодорожное движение было парализовано на 15-30 суток. Эшелоны с войсками и боевой техникой, срочно направляющиеся в сторону Орла, Белгорода и Харькова, застревали в пути и нередко уничтожались партизанами. Перевозки противника сократились на 35-40 %. Оккупанты понесли огромные потери в паровозах, вагонах, рельсах, шпалах, живой силе.

Для восстановления разрушенных  железнодорожных путей противник  был вынужден превратить двухпутные участки в однопутные, сварить  подорванные рельсы, разобрать отдельные  участки, доставить из Польши и Германии недостающие рельсы, что ещё больше увеличило напряжённость перевозок. Немецкое командование было вынуждено использовать для подвоза рельсов 5000 платформ и сотни локомотивов, привлечь к охране железных дорог дополнительные силы. Операция значительно затруднила перегруппировки и снабжение отступающих войск противника.

 

 

 

 

 

Глава 2. Операция «Концерт»

 

Операция «Концерт» —  операция советских партизан, проводившаяся  с 19 сентября по конец октября 1943 год, известна как второй этап операции «Рельсовая война». Являлась плановым продолжением операции «Рельсовая война», она была тесно связана с предстоящим наступлением советских войск на смоленском и гомельском направлениях и в ходе битвы за Днепр. К участию в операции привлекались 193 партизанских отряда (группы) Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей (свыше 120 тысяч человек), которые должны были подорвать более 272 тысяч рельсов.

На территории Белоруссии в операции участвовало более 90 тысяч  партизан; им предстояло подорвать 140 тысяч  рельсов. Центральный Штаб Партизанского Движения предполагал забросить белорусским партизанам 120 тонн взрывчатых веществ и других грузов, калининградским и ленинградским партизанам – по 20 тонн.     

Ввиду резкого ухудшения  метеоусловий к началу операции удалось  перебросить партизанам лишь около  половины запланированного количества грузов, поэтому было решено массовые диверсии начать 25 сентября. Однако часть отрядов, уже вышедших на исходные рубежи, не могла учесть изменения сроков операции и 19 сентября приступила к её осуществлению. В ночь на 25 сентября были произведены одновременные действия по плану операции «Концерт» на фронте около 900 км (исключая Карелию и Крым) и в глубине свыше 400 км. Активно велась разведка на железных дорогах. Операция началась в ночь на 3 августа и продолжалась до середины сентября. Действия развернулись на местности протяжённостью около 1000 км по фронту и 750 км в глубину, в них участвовало около 100 тыс. партизан, которым помогало местное население. Задачей операции «Концерт» был вывод из строя больших участков железнодорожных магистралей с целью срыва перевозок противника. Основная масса партизанских соединений начала боевые действия в ночь на 25 сентября 1943 года. В ходе операции «Концерт» только белорусские партизаны подорвали около 90 тыс. рельсов, пустили под откос 1041 вражеский эшелон, разрушили 72 железнодорожных моста, разгромили 58 гарнизонов захватчиков. Операция «Концерт» вызвала серьезные затруднения в перевозках немецко-фашистских войск.

Пропускная способность  железных дорог снизилась более  чем в три раза. Это очень сильно затруднило гитлеровскому командованию осуществление маневра своих сил и оказало огромную помощь наступающим войскам Красной Армии. Операции «Концерт» и «Рельсовая война» были организованы выдающимся советским диверсантом Ильёй Григорьевичем Стариновым. Опыт, приобретённый в ходе этих операций, использовался в дальнейших действиях против немецких войск.

Термин «Рельсовая война» позднее распространился и на все прочие партизанские операции, связанные с разрушением железнодорожного пути, в том числе и совершённые  до августа 1943 года.

В 1944 и 1945 годах в Минске были выпущены нагрудные знаки, посвященные  «Рельсовой войне».    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Правда о Рельсовой войне.

 

14 июля 1943 года начальник  ЦШПД подписал приказ "О партизанской  рельсовой войне". Он требовал "массовым повсеместным уничтожением  рельсов... сорвать все замыслы  врага, поставить его в катастрофическое  положение". В этом документе  говорилось: "Уничтожение рельсов  производить на основных магистралях,  запасных, подъездных, вспомогательных,  деповских путях, уничтожать запасные  рельсы, исключая для противника  возможность перешивания и маневрирования  рельсами".

Начать "рельсовую  войну" ЦШПД намечал в первых числах августа, но Сталин рекомендовал приступить к акциям на железных дорогах немного  раньше, в связи с наступлением Красной Армии. Верховный главнокомандующий  оценил взаимодействие партизан с РККА как первую крупную, совместно разработанную  стратегическую операцию по разгрому противника.

Первый удар "рельсовой  войны" в ночь на 22 июля 1943 года нанесли  орловские партизаны. Остальные  партизанские силы, за исключением  украинских, литовских, молдавских и  эстонских, начали "рельсовую войну" в ночь на 3 августа. Всего в операции было задействовано 167 партизанских бригад и отдельных отрядов общей  численностью 95 615 человек.

7 августа 1943 года  начальник ЦШПД доложил Сталину,  что "план уничтожения 213 тысяч  рельсов" будет выполнен до  середины текущего месяца. Однако, по сводкам Центрального штаба,  этот показатель был достигнут  только к середине сентября. Причем, согласно данным противника, партизаны  в августе подорвали только  около 25 тыс. рельсов.

К сожалению, катастрофа врага не постигла. По сведениям  ЦШПД, белорусские, смоленские и орловские  партизаны с 3 августа по 16 сентября подорвали в тылу вражеской группы армий "Центр" более 160 тыс. рельсов (по данным противника - 20,5 тыс.). Но белорусские  партизаны в августе осуществили  только 467 крушений поездов, а в июле - 743. В результате в группу армий "Центр" в августе проследовало на 336 поездов больше, чем в июне, и только на 123 поезда меньше, чем  в июле: пропускная способность была снижена по сравнению с июлем  всего менее чем на 6%.

Характерно, что  белорусские и другие участвовавшие  в этой операции партизаны отнеслись  к ней с большим энтузиазмом, но им так и не было доставлено нужного  количества боеприпасов. Поэтому белорусские, калининские, смоленские и орловские  партизаны подрывали рельсы вместо организации крушений поездов. Это  привело к значительному снижению потерь противника в так нужных ему  паровозах, перевозимых грузах и  не отражалось на моральном состоянии  следующих на передовую войск. Ведь при взрыве 200-граммовых и тем  более 100-граммовых толовых шашек  рельсы вовсе не уничтожались, а  выбивался кусок длиной 25-35 см. Немцы  опиливали рельсы и сваривали  их термитом. Использовался и накладной  мостик длиной 80 см и массой около 20 кг: его накладывали на поврежденные рельсы и пропускали по ним поезда.

Информация о работе Рассуждения о Рельсовой войне. Илья Старинов