Рассуждения о Рельсовой войне. Илья Старинов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 15:39, реферат

Описание работы

Каждое поколение имеет свое восприятие минувшей войны, место и значение которой в жизни народов нашей страны оказались настолько значительными, что она вошла в их историю как Великая Отечественная. Даты 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года навсегда останутся в памяти народов России, Белоруссии и др. Спустя 60 лет после Великой Отечественной войны люди могут гордиться тем, что их вклад в Победу был огромным и ничем не заменимым. Важнейшей составной частью борьбы советского народа против гитлеровской Германии в годы Великой Отечественной войны явилось партизанское движение, которое было наиболее активной формой участия широких народных масс на временно оккупированной советской территории в борьбе с врагом.

Содержание работы

1.Введение
2. Глава 1.«Рельсовая Война».
3. Глава 2. Операция «Концерт».
4. Глава 3. Правда о Рельсовой войне.
5. Глава 4. Рассуждения о Рельсовой войне. Илья Старинов.
6.Заключение.
7.Литература.

Файлы: 1 файл

рельсовая война.docx

— 66.02 Кб (Скачать файл)

К сожалению, нередко "рельсовая война" велась не на основных магистралях, а на запасных и запущенных второстепенных участках. Зато принимали соцобязательства, соревновались, кто больше подорвет рельсов, спешили  доложить о "проделанной работе". Но в это же время немцы с  второстепенных участков сами снимали  рельсы на переплавку.

Вместо массового  подрыва рельсов украинские партизаны  в это время организовали крупные  крушения поездов. Особенно успешно  была осуществлена операция "Ковельский узел" партизанским соединением  под командованием Алексея Федорова. Его диверсионные группы в период напряженных боев на Курской дуге и на первом этапе освобождения Левобережной Украины пустили под откос 274 немецких эшелона. Пропускная способность важнейшей  железнодорожной магистрали Ковель-Сарны-Киев уменьшилась в 6 раз, дороги Ковель-Ровно - более чем в 2 раза.

К лету 1943 года на временно оккупированной территории Советского Союза находилось свыше 10 млн. рельсов. То есть подрыв 200-300 тыс. из них в  месяц означал вывод из строя  только 2-3% рельсов.

Один из наиболее важных результатов "рельсовой войны" в том, что гитлеровцы вынуждены  были всемерно усилить оборону железнодорожных  коммуникаций, привлекая для этого  значительные силы, хотя такая цель перед партизанами не ставилась.

25 октября 1941 года  главное командование германских  сухопутных войск издало директиву  "Основные положения борьбы  с партизанами". Она содержала  подробные указания о том, как  оборонять пути сообщения, и  устанавливала средние нормы  войск их охраны - примерно один  батальон на 100 км железнодорожных  путей. Так противником была  образована "линия фронта" вдоль  железнодорожных коммуникаций.

Надо отметить, что  советские партизаны успешно  действовали за границей уже после  расформирования ЦШПД. Они, например, стали детонаторами Словацкого национально-освободительного восстания, а в сентябре 1944 года разорвали  Восточный фронт противника на две  части. Отдельные партизанские соединения дошли до самого Рейна.

 

Глава 4. Рассуждения о Рельсовой войне. Илья Старинов.

 

Илья́ Григо́рьевич Ста́ринов (2 августа 1900 года, село Войново, ныне Болховский район, Орловская область — 18 ноября 2000 года,Москва) — советский военный деятель, полковник, партизан-диверсант, «дедушка советского спецназа».

-  Вы организатор и стратег  рельсовой войны  в  Белоруссии. Какие цели 
ставила эта война...    

-  Я  был  категорический  противник рельсовой войны.  И  потому я сейчас полковник  -- не Герой, не  генерал. Я  заимел себе  столько противников,  что их хватило, когда писали  историю. Эта война принесла  колоссальный вред нам и принесла  большую пользу немцам. Почему.  Первое. У немцев не было недостатка  в  рельсах.  У   немцев  на  оккупированной  территории  к  маю,  когда  это планировалось,  было более  11 миллионов штук  рельсов.  Хотели  подорвать за  один месяц 300 тысяч. Но 300 тысяч рельсов - это составляло всего 4%, даже меньше. 

Но при этом в приказе  не было сказано подрывать рельсы на главных 
магистральных путях, значит можно было и на запасных, второстепенных, 
деповских. То есть диверсии не были нацелены на перерыв, главным образом, 
магистралей. Теперь о рельсовой войне Сталин высказался с восторгом, одобрил 
ее и сказал, что в результате этой войны мы можем поставить противника перед 
катастрофой, потому что закроем все пути к источникам снабжения. Мы же 
считали, я, в частности, и из крупных работников, такие как Хрущев, который 
со мной согласился, мы считали, что этот удар будет очень маленький, а 
средства к подрыву будут затрачены очень большие. Почему? Потому что рвать 
будут рельсы, чтобы набрать очков, на второстепенных путях, где партизаны 
хозяева, там они и подорвут рельсы. Взрыв на второстепенных путях одинаково 
ценился с магистралью. Второе. Немцы очень быстро научились ликвидировать 
последствия взрывов этих рельсов. Они изобрели -- немцы все-таки, как-никак 
народ изобретательный, -- изобрели рельсовый мостик. Вот такой рельсовый 
мостик, 80 см, который накладывался на перебитые части рельса. Рельсы обычно 
при крушении поезда пробивало всего на 30-35 см. И разрыв закрывался этим 
восьмидесятисантиметровым мостом. Поезда снабжались этими мостиками, и где 
видели поврежденные рельсы, клали их и ехали дальше. В общем, что случилось 
в августе. В августе планировалось подорвать 300 тысяч рельс. Подорвали 
всего 2014. Но в августе крушений поездов у белорусов, -- я не помню у 
других, но примерно и у других то же самое, -- у белорусов количество 
крушений поездов в августе уменьшилось больше чем на 200. А сами белорусы 
признают, что десяток крушений поездов стоит больше сотни подорванных 
рельсов. Потому что при крушении поездов не только рельс подрывается, но и, 
что самое важное, выводится из строя подвижной состав в какой-то степени, а 
иногда в очень сильной. И заставляет поезда снижать скорость. Это раз. 
Второе. В основном были подорваны рельсы на второстепенных запасных путях. И вот началось отступление немцев. Нашим войскам было очень важно захватить железные дороги в целом состоянии. И что же получалось. Немцы подрывали рельсы на тех путях, по которым они ездили. Они выводили те пути, которые нашим войскам приходилось восстанавливать. Партизаны же подрывали рельсы на запасных путях. Помню был случай, когда на станцию Орша нужно было собрать рельсы для восстановления узла. Кабанов, ставший потом министром путей сообщения, посылает "колоду", чтобы привезли запасных путей с перегона Орша - Апель, на котором до этого действовали партизаны. Эта дорога была теперь в освобожденном районе. Каково же было удивление, когда вечером они прибыли и не привезли рельсов. Ни рельсов, ни стрелок. Партизаны настолько изувечили рельсы, что везти их на восстановление не имело смысла. Это значит, партизаны помогли немцам затруднить продвижение наших войск...

    Мое отрицательное  отношение к рельсовой войне  сделало  Пономаренко моим  врагом.  Он настроил  против  меня  начальника  главного  управления  кадров генерала  Ф.М. Голикова.  Надо  заметить,  что  до  начала  рельсовой  войны Пономаренко   всячески старался приблизить  меня к себе,  вплоть  до того, что взял к себе в  помощники  по диверсиям  и одновременно  назначил  начальником технического  отдела ЦШПД, сохранив  при   этом  за мной должность начальника  Высшей оперативной школы особого назначения, генеральская должность.

 

Воспоминания Старинова  очень интересные. Отрицательно он высказался и о убийстве  немецких гауляйтеров, в том числе и  Кубе. Советую почитать. 

Справка: 

В августе 1942 года Старинов назначен начальником Высшей оперативной  школы особого назначения Центрального штаба партизанского движения (ЦШПД), находившейся в распоряжении главнокомандующего партизанским движением К. Е. Ворошилова. Готовили специалистов и командиров высшего класса, планировали операции, испытывали новую диверсионную технику. 

С сентября 1942 года — помощник начальника штаба по диверсиям у П. К. Пономаренко. Составлял инструкции, разрабатывал планы операций. Организовывал партизанские операции.

Обученные непосредственно  Стариновым инструкторы в предвоенные  годы подготовили свыше 1000 квалифицированных  партизан. В годы Великой Отечественной войны обученные им же инструкторы подготовили в различных школах свыше 5 000 партизан-диверсантов. Только в Оперативно-учебном центре Западного фронта было обучено 1600 человек.

 

Заключение

 

Повседневное внимание и  огромная организаторская работа Центрального Комитета партии и местных партийных органон обеспечили вовлечение в партизанское движение широких масс населения. Партизанская война в тылу врага разгорелась с огромной силой, слилась с героической борьбой Красной Армии на фронтах Отечественной воины. Особенно большой размах приняли действия партизан во всенародной борьбе против оккупантов в 1943-1944 гг.

Если с 1941 и до середины 1942 г. в условиях наиболее трудного этапа войны партизанское движение переживало начальный период своего развития и становления, то в 1943 г., в  период коренного перелома в ходе войны, массовое партизанское движение вылилось в форму всенародной  войны советских людей против оккупантов. Этот этап характеризуется наиболее полным выражением всех форм партизанской борьбы, увеличением численного и боевого состава партизанских отрядов, расширением их связи с бригадами и соединениями партизан. Именно на этом этапе были созданы обширные партизанские края и зоны, недоступные врагу, накоплен опыт борьбы с оккупантами. Поэтому Рельсовая война стала одним из самых коренных переломов в партизанском наступлении.

Народность партизанского  движения, его закономерность, вытекающая из сущности Отечественной войны, ее справедливого, освободительного характера, явились важнейшим фактором победы советского народа над фашизмом. 1944 год вошел в историю партизанского движения как год повсеместного взаимодействия партизан с частями Советской Армии. Советское командование заблаговременно выдвигало задачи перед партизанским руководством, что позволяло штабам партизанского движения планировать объединенные действия партизанских сил.

 

Литература

 

   1. М. М. Козлов. Великая Отечественная война 1941–1945: энциклопедия

   2008 г.

   2. И. И. Ковкель, Э. С. Ярмусик. История Белоруссии. 2009 г.

   3. Пономаренко П.К. Всенародная борьба в тылу немецко-фашистских захватчиков. 2008 г.

   4. Азясский Н.Ф. , Князьков А.С.  Партизанская война “Рельсовая война”

2010 г.

  5. И. Г. Старинов. Теория и практика государственного переворота, Москва 2002 г.


Информация о работе Рассуждения о Рельсовой войне. Илья Старинов