Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 23:42, курсовая работа
Описание работы
На сегодняшний день, есть реальная возможность воспользоваться документами и первоисточниками, посвященными проблемам партии РСДРП. Социал-демократы, кто они? Какова их идеология? Как создавалась партия? Кто стоял у истоков разработки первой программы РСДРП? Каковы итоги? На все эти вопросы поможет ответить данная работа. В данной работе были использованы материалы II съезда партии РСДРП, протоколы. Труды лидеров партии. Монографии современных историков, статьи зарубежных политологов.
Содержание работы
Введение. 3 Глава 1. Историография. 4 1.1 Дооктябрьская историография. 4 1.2 Послереволюционная историография. 7 1.3 Современная историография. 9 Глава 2. Разработка первой программы партии РСДРП. 14 2.1 Создание партии. II съезд РСДРП. 14 2.2 Идейные предпосылки программы РСДРП. 17 2.3 Программа партии РСДРП Плеханова Г.В. 19 2.4 Программа партии РСДРП Ленина. 23 Глава 3. Первая программа партии РСДРП. 25 3.1 Замечания Ленина на первый проект программы партии РСДРП Плеханова. 25 3.2 Принятая программа партии РСДРП. Итоги. 30 Заключение. 33 Список использованной литературы. 36
Так же интересна работа, посвященная
марксисткой идеологии в момент становления
партии РСДРП, является И.Н. Курбатовой.
«Начало распространения марксизма в
России».
В книге всесторонне
исследуется деятельность первой русской
марксистской организации — группы «Освобождение
труда» — по изданию на русском языке
произведений К. Маркса, Ф. Энгельса и
В. И. Ленина, а также по пропаганде идей
марксизма в произведениях членов группы
Г. В Плеханова и В. И. Засулич. Подробно
показаны связи В. И. Ленина с членами плехановской
группы во второй половине 90-х годов XIX
века и организация издательского дела
в Женеве.
Позиция Курбатовой
противоположно отличается от точки зрения
Тютюкина. Курбатова акцентирует внимания
на роль Ленина в партии РСДРП, как лидера
с единственной верной программой.
Курбатова: «Плеханов
остается на прежней позиции, правильной
в основном для 80—90-х годов прошлого века,
а Ленин, творчески развивая марксизм,
дает новые решения по многим актуальным
проблемам марксизма, российского и международного
рабочего движения. Это было по плечу только
такому гению, как Ленин.
Пролетарские революционеры
России, беззаветно верившие Ленину, понявшие
и признавшие его теоретические доказательства,
пошли по ленинскому пути, образовали
партию большевиков. Члены же плехановской
группы, имевшие в прошлом большие революционные
заслуги и опыт теоретической деятельности,
пошли иным путем. Они не смогли отказаться
от устаревших взглядов по вопросам стратегии
и тактики пролетарской партии. Сказалась,
конечно, и оторванность их от революционного
движения России, и усталость от борьбы
с идейными врагами марксизма, которая
выработала у них определенные штампы,
лишила той гибкости в тактических вопросах,
которая была нужна в условиях формирования
массовой партии рабочего класса».
Продолжая тему, посвященную
Плеханову и его программе партии РСДРП,
невозможно не обратиться к зарубежной
современной историографии.
Это монография англо-израильского
историка Израэля Гетцлера Г.В. Плеханов:
проклятие ортодоксии.
Автор изучает тему
марксисткой идеологии Плеханова,
внедряемую в программу партии
РСДРП. Он видит в Плеханове, грамотного
экономиста, мудрого политика, бесспорного
лидера марксизма в России. Не смотря
на это, он задает сам себе вопрос, пытаясь
на него найти ответ; почему теоретический
подход Плеханова, не был воплощен в жизнь.
Возможно, мы жили бы сейчас совсем в другой
стране.
Гецлер: «Если основной заботой
Плеханова, делом его жизни как мыслителя-марксиста
и русского социал-демократа была забота
о европеизации и приобщении к цивилизации
русской революции и стремление не допустить,
чтобы она превратилась в социалистически
незрелую революцию или в нечто вроде
восточного деспотизма, которого он так
опасался, то следует признать, что в этом
он потерпел полный провал».
Подобное настроение мы можем
увидеть в статье Орлова Б.С. «Революционное
обновление и проблема насилия в трудах
и делах ГВ. Плеханова».
Автор также продолжает
идею Гецлера, но добавляет особенные
способности Плеханова предвидеть ход
истории. Орлов: «В чем оказался Плеханов
безусловно прав? В том, что большевики,
захватив власть, погрузили страну в затяжную
полосу Гражданской войны со всеми неисчислимыми
жертвами и страданиями для народов России,
а затем в чередуемые друг за другом волны
массового террора. И последний, видимо,
окончательный вывод Плеханова перед
его кончиной: «Я до сих пор думаю, что
тактика большевиков представляет собой
совершенно незаконный вывод из тех тактических
положений, которые проповедовали, опираясь
на теорию Маркса-Энгельса».
В заключении нужно упомянуть,
что современная историография, посвященная
партии РСДРП, насыщена многочисленными
трудами об лидерах меньшевиков. Они предстают
в новом свете, великих идеологов, политиков
и экономистов. Наиболее значима фигура
Мартова.
Монография И.Х. Урилова, «Мартов:
политик и историк», как это явствует
уже из названия, раскрывает две ипостаси
Мартова: политика и историка.
Большая часть работы посвящена Мартову-политику.
На основе многочисленных фактов, многие
из которых впервые введены в научный
оборот, автор обоснованно приходит к
выводу, что Мартов был выдающимся представителем
российской социал-демократии, трагической
фигурой революционного движения, человеком
высоких моральных качеств.
Подводя итоги можно
сказать, что современная историография
идейных воззрений партии РСДРП, ее программы,
многогранна и противоречива. Полюсность
мнений, намеченная разделением партии
на две части: большевиков и меньшевиком,
остаются актуальны и до сегодняшнего
времени. С появившейся возможностью после
90х годов освещать все идейные аспекты
партии РСДРП. Интерес историков более
привлекла партия меньшевиков, ее лидеры
и позиции. Зарубежная историографии была
полностью направлена на изучения деятельности
Плеханова и лидеров партии меньшевиков.
Глава 2. Разработка
первой программы партии РСДРП.
2.1 Создание партии.
II съезд РСДРП.
Российское революционное движение
в конце XIX в. представляло собой сложную,
разноплановую картину. Революционную
пропаганду среди рабочих ставили себе
главной целью "Союз борьбы за освобождение
рабочего класса", Рабочая партия политического
освобождения России (РППОР), Русская социал-демократическая
партия, больше известная как группа газеты
"Рабочее знамя".
Первые социал-демократические
кружки появились в Российской империи
в 1880-х годах. В 1883 году Г. Плеханов основал первую российскую
марксистскую организацию — группу «Освобождение
труда». В конце 1894 — начале 1895 по
инициативе Плеханова был создан «Союз
русских социал-демократов за границей».
В 1895 году из Петербургской социал-демократической
группы возник «Союз Борьбы за освобождение
Рабочего Класса», в чём была большая заслуга В. И. Ленина.
«1896 и 1897 гг. стали расцветом
российской социал-демократии. Идея объединения
разрозненных партийных групп и кружков
формально была реализована в 1898 г., когда
собравшиеся в Минске социал-демократы
объявили о создании единой Российской социал-демократической
партии — РСДРП, от которой ведет свою
историю крупнейшая российская политическая
партия XX в.: РКП — ВКП — КПСС. Объединяющим
центром
партии с 1900 г. стала нелегальная газета
«Искра» с заимствованным у
декабристов пророческим лозунгом: «Из
искры возгорится пламя!» РСДРП
признавала наступление в России эры капитализма
и собиралась опереться
на рабочий класс как на самостоятельную
силу. Пролетариат, не имеющий
собственности, класс, которому «нечего
терять, кроме своих цепей», уже со-
бран и организован на средних и крупных
предприятиях. Нужно только его
«завоевать» идейно и вооружить: партия
получит реальную силу, способную
свергнуть старый режим»4.
В марте 1898 года была осуществлена
первая, хотя и не удавшаяся попытка объединения
марксистских социал-демократических
организаций в партию - в Минске состоялся
I съезд РСДРП. На съезде присутствовали
9 делегатов из разных регионов. Съезд
избрал ЦК, провозгласил создание РСДРП.
После съезда был выпущен "Манифест
РСДРП", который рассматривал главные
идеи партии, но он не был программой партии,
в нем не были поставлены конкретные задачи.
Таким образом, видно, что этот
съезд еще не создал партию: не было ни
программы, ни устава партии, ни руководства
из одного центра, не было почти никакой
связи между отдельными марксистскими
кружками и группами.
В июле - августе 1903 года состоялся
II съезд РСДРП. Съезд собрался за границей,
тайно, в начале заседания его происходили
в Брюсселе. Но потом съезд переехал в
Лондон. Всего съехалось на съезд 43 делегата
от 26 организаций. Каждый комитет имел
право послать на съезд по 2 делегата, но
некоторые послали только по одному. Таким
образом, 43 делегата имели 51 решающий голос.
Лидерами съезда явились –
Плеханов В.Г и Ленин В.И. Съезд открылся
вступительной речью Г.В. Плеханова.
Главная задача съезда заключалась
в принятии программы и устава партии.
Программа РСДРП, принятая на съезде, состояла
из двух частей. Программа-минимум и программа-максимум.
Подготовку проекта программы
начали редакции «Искры» и «Зари» в 1901
г. Съезду представили проект, в котором
была учтена большая часть поправок и
дополнений, внесённых Лениным в два проекта
программы Плеханова. Обсуждение программы
заняло девять заседаний съезда: обсуждались
вопросы диктатуры пролетариата, пролетарский
характер партии и её роль в освободительном
движении в России, а также аграрная программа
и национальный вопрос.
«После изменения числа делегатов
съезд утвердил «искровскую» программу,
состоящую из двух частей — «программы
- максимум» и «программа-минимум». В программе
- максимум говорилось о конечной цели
партии — организации социалистического
общества и об условии осуществления этой
цели — социалистической революции и диктатуре
пролетариата. Программа-минимум освещала
ближайшие задачи партии: свержение царского
самодержавия, установление демократической
республики, введение 8-часового рабочего
дня, установление полного равноправия
всех наций, утверждение их права на самоопределение,
уничтожение остатков крепостничества
в деревне, возвращение крестьянам отнятых
у них помещиками земель («отрезков»)»5.
2.2 Идейные предпосылки
программы РСДРП.
Большое значение для основания
российской социал-демократии имели два
проекта программы группы «Освобождение
труда», написанных Плехановым: первый
из них (1883) содержал некоторые уступки
народничеству, а второй (1885) – основные
элементы программы марксистской партии:
общедемократические преобразования,
меры в интересах рабочих, меры в интересах
крестьян.
Позже им был создан «Союз русских
социал-демократов за границей».
Так же, идейные истоки исходили
из редакции газеты «Искра», под руководством
Ленина В.И. Целью газеты было сплочение
раздробленного революционного движения
в России на основе марксизма. Редакция
«Искры» находилась в Мюнхене. Членами
редакции, кроме Плеханова, были Ленин,
Мартов, Аксельрод, Засулич, Парвус и Потресов.
Через некоторое время Ленин покинул членство
в редакции.
«Потребовалось почти три года
поистине гигантской работы
В. И. Ленина и созданной им общерусской
нелегальной газеты «Искры», чтобы обеспечить
идейное единство и организационное сплочение
русской социал-демократии. Ленинская
«Искра» высоко подняла знамя борьбы за
революционную марксистскую теорию против
оппортунизма, за творческий марксизм,
за создание боевой марксистской партии
российского пролетариата. На страницах
«Искры» было опубликовано более пятидесяти
статей В. И. Ленина, в которых дается глубокая
разработка всех важнейших вопросов революционного
движения, идеологических и организационных
принципов пролетарской партии нового
типа, ее программы, стратегии и тактики.
«Искра» идейно разгромила «экономизм»
и нанесла сокрушительные удары по бундовскому
национализму. Величайшей заслугой «Искры»
явилась выработка революционного проекта
партийной программы. Вокруг «Искры» сложилась в России прочная
организация профессиональных революционеров.
Ее агенты и корреспонденты объединяли
вокруг газеты местные партийные комитеты,
создали ядро партии. «Искра», руководимая
В. И. Лениным, подготовила все необходимые
условия для образования революционной
пролетарской партии».6
На II съезде РСДРП произошел
раскол между «искровцами», «экономистами»
и бундовцами. Возник раскол также и среди
«искровцев». Так как членов редакции
было 6, то иногда возникало тупиковое
положение с голосованием, когда результат
голосования был 3:3. Решили ввести седьмого
члена редакции – Троцкого. Но Плеханов
был категорически против него. Тогда
Ленин принимает решение исключить тех
членов редакции, которые написали меньше
статей (Засулич, Потресов, Аксельрод).
Но и между Лениным и Плехановым
наметились разногласия. В результате
Плеханов стал лидером меньшевистской
фракции РСДРП. Позже эта фракция стала
самостоятельной Российской социал-демократической
партией (меньшевиков).
С началом Первой мировой войны разногласия
между Г. В. Плехановым и лидером большевиков Лениным
по поводу отношения к войне стали настолько
острыми, что Плеханов образовал свою
собственную социал-демократическую группу,
в которую вошли, главным образом, меньшевики-оборонцы.
«Длительные споры и разногласия
по различным программным вопросам, а
также борьба за лидерство в РСДРП привели
к расколу партии на фракции большевиков
и меньшевиков (названия по большинству
и меньшинству на II съезде РСДРП в 1903 г.).
Лидером большевиков стал 33-летний В. И.
Ульянов, наиболее влиятельными лидерами
меньшевиков — 29-летний Ю. О. Мартов и опытный
47-летний Г. В. Плеханов. Позиция боль-
шевиков была более жесткой и радикальной.
Они считали, что Россия уже
«готова к социализму» и нужно только
организовать и возглавить рабочий
класс, с его помощью совершить революцию,
установить новую власть
и «железной рукой диктатуры пролетариата
загонять человечество к
счастью». Меньшевики утверждали, что
Россия еще не созрела для соци-
ализма и, прежде чем устанавливать диктатуру
пролетариата и проводить
решительный экономический переворот,
необходимо долго, в союзе с либе-
ралами, работать для подготовки и проведения
политических реформ»7.
2.3 Программа партии
РСДРП Плеханова Г.В.
«В противоположность дилемме
русских социалистов, которые боролись
за послебуржуазное и послекапиталистическое
социалистическое общество и, однако,
были вынуждены осуществлять революцию
в царской предбуржуазной и предкапиталистической
России, Плеханов в своих первых марксистских
трудах, “Социализм и политическая борьба”
(1883) и “Наши разногласия” (1884) предложил
стратегию, которая делила будущую русскую
революцию на два последовательных этапа.
Сначала должна была произойти либерально-буржуазная
революция, которая бы свергла царскую
власть, поставила у власти либеральную
буржуазию, создала политические либеральные
институты и привела к капиталистическому
развитию. После реализации этого растущий
рабочий класс с помощью наставников из
социалистически настроенной интеллигенции, вооруженной
“революционной теорией”, продолжал
бы развивать политическую сознательность,
совершенствовать организацию, власть
и добиваться возможной поддержки крестьянства,
необходимой для победы пролетарской
социалистической революции и образования
социалистического правительства с целью
построения социализма»8.