Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 13:40, реферат
Архитектура Беларуси является истинным свидетельством ее богатой истории. Памятники истории, архитектурные сооружения связаны со средневековым, восточно-европейским и русским искусством. Они впитали в себя национальные и европейские тенденции развития архитектуры. На протяжении веков в Беларуси творили архитекторы, инженеры, художники разных национальностей. Здесь работали итальянцы, фламандцы, французы, немцы, бельгийцы, поляки, литовцы, русские и др. В силу разных обстоятельств различные области белорусского искусства, и в первую очередь архитектура, были связаны не только с русским, но и с восточно-европейским и в известной степени с западным средневековым искусством. В этом заключается одна из особенностей развития белорусского зодчества.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСУПБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО «БЕЛАРУССКИЙ
По дисциплине: Памятники истории Беларуси
На тему: Развитие дворцово-паркового искусства в Беларуси
Студент
ВШТ, 3-ий курс, ЗТГ-1
Проверил
Дворцово-парковый ансамбль -- произведение садово-паркового искусства и архитектуры; масштабный, со значительной переработкой естественного ландшафта архитектурный ансамбль монархической или аристократической загородной резиденции, исторически сложившийся комплекс дворцовых зданий и сооружений, садов и парков, включающий в себя искусственные или естественные водоёмы. Дворцово-парковые ансамбли являются комплексными природными, культурно-историческими и архитектурными памятниками.
Многие дворцово-парковые ансамбли формировались на протяжении десятилетий или даже столетий несколькими поколениями архитекторов, поэтому в них нередко отражены различные культурные эпохи, архитектурные стили и школы.
Архитектура Беларуси является истинным свидетельством ее богатой истории. Памятники истории, архитектурные сооружения связаны со средневековым, восточно-европейским и русским искусством. Они впитали в себя национальные и европейские тенденции развития архитектуры. На протяжении веков в Беларуси творили архитекторы, инженеры, художники разных национальностей. Здесь работали итальянцы, фламандцы, французы, немцы, бельгийцы, поляки, литовцы, русские и др. В силу разных обстоятельств различные области белорусского искусства, и в первую очередь архитектура, были связаны не только с русским, но и с восточно-европейским и в известной степени с западным средневековым искусством. В этом заключается одна из особенностей развития белорусского зодчества.
Многие постройки
на территории страны
Архитектура Беларуси связана с ее историческими событиями, переплетением художественных стилей. Многообразие стилей делает страну еще более яркой и живописной.
Замковое (крепостное) зодчество Беларуси прошло сложный путь развития. На белорусской земле понятие "замок" не всегда имело одинаковое значение. В городах замком часто называли укрепленное место, бывшее в древности крепостью и служившее для защиты жителей от неприятеля. Замками также называли все виды укреплений или резиденций знатных людей. Зачастую это были дворцово-замковые ансамбли.
В зависимости от типа материалов, использовавшихся при строительстве, замковое зодчество Беларуси делится на деревянное и каменное. В то же время камень и дерево часто дополняли друг друга в одном укреплении. В зависимости от расположения замки делятся на две группы. К первой группе относят сооружения, построенные на возвышенностях. Это укрепления старого типа (до XV в.). Мощность и неприступность таких сооружений обеспечивались не только конструкцией, но и высотой, и крутизной холма, на котором они возводились. Ко второй группе относят замки более позднего типа (XVI в.). Преимущественно это феодальные замки, расположенные в низинах и опоясанные крепостными стенами с башнями. Многие замки XIV-XVI вв. имеют черты готической архитектуры.
Древнейшими каменными замками Беларуси являются Лида, Крево, Новогрудок, Гродно. Лида и Крево - простейшие замки первой половины и середины XIV в., построенные на насыпном холме, имели мощные стены и низкие, малочисленные башни. Новогрудок и Гродно - замки, восходящие к XII-XIII вв. и перестроенные в XIV-XVI вв., расположенные на высоких холмах, с мощными многочисленными башнями.
Замок в Лиде (Гродненская обл.) - оборонный форпост на пути крестоносцев - заложена при великом князе литовском Гедимине в 1323 г. При осадах были повреждены стены, разрушены башни, полностью уничтожена деревянная застройка внутри. Полностью разрушены и имевшиеся в замке две башни, которые располагались в углах по диагонали.
Замок в Новогрудке (Гродненская обл.) древнейший на белорусской земле. Установлено, что с начала XI в. и до середины XIII в.на валах древнего Новогрудка стояли деревянные стены разной конструкции, которые возобновлялись не менее пяти раз. Крепостные стены и башни в течение веков модернизировались. Стены, построенные позднее, образуют многоугольник, объединяющий несколько башен. В XVI в. Новогрудский замок был семибашенным и считался одним из самых мощных для своего времени. Замок сильно пострадал в период войны России с Речью Посполитой 1654-1667 гг. Во время Северной войны в 1706 г.он был взорван шведами.
Старый замок (или Гродненская крепость) - исторически сложившийся комплекс оборонных укреплений - возник на месте поселения XI в. на высоком и крутом холме, на правом высоком берегу Немана, при впадении в него речки Городничанки. С конца XIII в. на протяжении более ста лет существовавший здесь деревянный замок подвергался многочисленным осадам крестоносцев. В 1398 г. сооружения были уничтожены сильным пожаром. На их месте вырос новый, каменный замок. В 80-х годах XVI в. при короле польском и великом князе литовском Стефане Батории Старый замок подвергся коренному переустройству. Он был задуман как дворцово-замковый комплекс. Здесь по проекту итальянского архитектора Скотто построили новый королевский дворец в стиле ренессанса. В дальнейшем Старый замок претерпел многочисленные переделки.
Сочетание мощной системы оборонительных укреплений (земляные валы с бастионами, глубокие рвы, крепостные стены и башни) с дворцом, стоящим внутри, становится типичным в замковой архитектуре Беларуси XVI-XVII вв.
Дворцово-замковые ансамбли XVI-XVII вв. представляют большое разнообразие архитектурно-планировочных и объемных композиций. Выдающимся произведением белорусского зодчества является замок в Мире (Гродненская обл.) Замок расположен на открытой и невысокой местности. С трех сторон он был окружен рвами и земляными валами с бастионами, с четвертой, южной стороны, прикрывался водоемом. Строительство дворцово-замкового комплекса проходило в несколько этапов. Первоначально были построены крепостные стены, башни. Позднее, в начале XVII в., при Николае Радзивилле Сиротке, вдоль восточной и северной стен строится трехэтажный дворец. Стены замка вначале имели высоту около 13 м, толщина их в основании достигает 3 м. Достопримечательностью замка являются башни. Они возвышаются над стенами и имеют богатый разнообразный декор в виде ниш и орнаментальных поясов. Ныне только главная, въездная, и юго-западная башни сохранили изначальные характерные черты готики. Другие башни, как и дворец, получили формы и декор архитектуры ренессанса. В XVII-XVIII вв. Мирский замок представлял собой роскошный дворцово-замковый комплекс, где удивительно удачно сочетались черты военно-фортификационного сооружения и мягкость, пышность и величественность дворцовой постройки. До наших дней замок сохранился в полуразрушенном состоянии, сейчас здесь ведутся реставрационные работы
. Шедевром архитектуры
является Несвижский дворцово-замковый
комплекс (Минская обл.). В его архитектуре
можно обнаружить смешение разных стилей,
что свидетельствует о многоэтапности
строительства и использовании художественных
достижений разных исторических эпох.
Каменный замок на месте деревянного в
Несвиже был заложен Н. Радзивиллом Сироткой
в 1583 г. Его строительство на первом этапе
вел итальянский архитектор Ян Мария Бернардони.
Замок располагался в стороне от города,
на возвышенности. Попасть сюда можно
было только по разборному деревянному
мосту. Вал высотой до 20 метров и другие
фортификационные устройства, водные
преграды превращали замок в неприступную
крепость. За замковыми укреплениями стояло
три отдельных каменных корпуса, образующих
внутренний двор.
Центральный корпус, построенный напротив
въездных ворот, занимал сам Радзивилл.
Это было трехэтажное здание с небольшими
восьмигранными башнями по углам. Разобщенные
корпуса в последующие годы перестраивались
и объединялись архитектурными вставками,
образовав замкнутый парадный двор. В
1706 г. замок был разрушен шведами. Восстановлен
и перестроен в стиле барокко архитектором
Казимиром Ждановичем после 1726 г. На протяжении
XVIII в. замок достраивался и перестраивался.
В начале XVII в. в Любче (Гродненская обл.) на берегу Немана построен дворцово-замковый комплекс Радзивиллов. С трех сторон его территорию окружал оборонительный ров, с четвертой - воды реки. Согласно документам XVII в. в Любчанском замке было четыре башни (сохранились две), дворец (не сохранился). В главной башне, въездной, лишь верхний из четырех этажей был приспособлен к обороне и имел бойницы. Остальные этажи с просторными окнами использовались под жилье и вспомогательные помещения. Только через арку въезда в башне можно было попасть во внутренний двор. Такой прием замкнутой пространственной композиции был типичным для многих дворцово-замковых ансамблей XVI-XVII вв.
Строительство дворцов-усадеб составляет одну из особенностей архитектуры Беларуси конца XVIII и 1-й половины XIX в. Разрабатывая дворцово-усадебные комплексы, архитекторы подняли их архитектуру на высокий художественный уровень. Дворцы и усадьбы, большое количество которых было построено во 2-й половине XIX в., составляют одну из интереснейших страниц историко-архитектурного наследия Беларуси
В XVIII в. в Беларуси формируется новый тип дворцового здания в виде открытой композиции, увязанной с окружающей природой. Обычно дворец располагался между парадным двором и большим садом-парком. От въездных ворот главную ось архитектурной композиции всего дворцового комплекса продолжала обсаженная деревьями дорога, а со стороны парка - широкая аллея. При создании пышных магнатских резиденций зодчие того времени использовали художественно-композиционные средства архитектуры позднего барокко или рококо. Главными характеристиками барокко стали масштабность, обилие декора, бурная динамика, стремление к иллюзорным эффектам в организации пространства интерьера - увеличение размеров помещений с помощью зеркал; высоты залов благодаря живописным плафонам, имеющим сложное решение перспективы.
Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.
Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает иллюзию разверзшихся сводов.
Развитие и становление барокко в Беларуси началось с конца XVI в. в монументальной архитектуре. Усадебное строительство этого времени развивалось в формах ренессанса. В его недрах зарождался новый, барочный тип шляхетского двора, который развивался на основе общей европейской направленности культуры XVII в.
Основной чертой барочного ансамбля являлась целостность композиции. Дворец выступал в качестве композиционного центра ансамбля, являлся его оптическим фокусом. Вся композиция держалась на главной, обычно удлиненной оси, которая дополнялась рядом второстепенных осей. Для всей композиции были характерны строгий порядок, симметрия, уравновешенность и последовательность.
Традиционная схема застройки шляхетской усадьбы в Беларуси отличалась удлиненной осевой композицией, включающей въездную аллею с брамой вдоль основной оси, парадный двор - курдонер, который образовывали дворец (или усадебный дом) с симметрично расположенными флигелями, и регулярный парк. Заканчивалась ось усадьбы чаше всего альтанкой.
Возникновению усадебно-парковых ансамблей содействовали политико-экономические условия страны, активизация культурной жизни, расширение международных связей в области искусства, формирование новых эстетических идеалов. Ансамбли символизировали могущество владельцев и являлись центрами общественно-политической и культурной жизни. Парк барочной усадьбы становился не просто "продолжением дворца" под открытым небом, но и аналогией дворцовых залов, кабинетов, коридоров. Основные структурные элементы парка приобретали названия дворцовых помещений или художественных украшений интерьеров. Боскеты назывались кабинетами, наиболее крупные из них - залами, прогулочные аллеи со сводами -дворцовыми коридорами, плоские поверхности газонов - коврами, фигурные узоры цветников на партерах -вышивками. Оранжерейные растения в вазонах и кадках подчеркивали интерьерный характер садовых пространств.
Получает развитие стремление к разнообразию парковых элементов. В сады вводятся питомники, огороды, большие цветники, редкие растения, птичники, водоемы с разными видами рыб. Водоемы имеют правильную геометрическую форму, отличаются прямолинейностью и четкостью береговых линий. Много внимания уделяется ассортименту фруктовых деревьев.
Одновременно с барочными в Беларуси закладывались парки в духе французского классицизма. Кстати, классицизм не пришел на смену барокко, а существовал наряду с ним и получил наиболее яркое отражение в искусстве А. Ленотра. Черты системы Ленотра нашли воплощение в парках Альбы и Ружан. "Малым Версалем" назывался дворцово-парковый ансамбль в Деречине. Мотивы этого стиля имел парк в д. Бочейково, что подчеркивалось в хронике имения, а также Дубойский парк, хотя окружной канал по его периметру - это скорее мотив голландского барокко. Ансамбль Городно (д. Погородно Вороновского района) профессор З. Батовский считал "отличным памятником классииизма". Названные парки выделялись наличием много осевых структур, связанных рядом композиционных узлов в однородное законченное единство, системой аллей, которые расходились, как лучи солнца. Ансамблям было свойственно, кроме того, стремление к парадности, дальним перспективам и расширенным горизонтам, к раскрытию основных видов на дворец, что достигалось большим парковым пространством парадного партера, называемого "салоном".
Информация о работе Развитие дворцово-паркового искусства в Беларуси