Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 13:40, реферат
Архитектура Беларуси является истинным свидетельством ее богатой истории. Памятники истории, архитектурные сооружения связаны со средневековым, восточно-европейским и русским искусством. Они впитали в себя национальные и европейские тенденции развития архитектуры. На протяжении веков в Беларуси творили архитекторы, инженеры, художники разных национальностей. Здесь работали итальянцы, фламандцы, французы, немцы, бельгийцы, поляки, литовцы, русские и др. В силу разных обстоятельств различные области белорусского искусства, и в первую очередь архитектура, были связаны не только с русским, но и с восточно-европейским и в известной степени с западным средневековым искусством. В этом заключается одна из особенностей развития белорусского зодчества.
В магнатских резиденциях шло дворцово-усадебное строительство, отличавшееся пышностью (дворец Огинских в Слониме, 1768, Чарторыйских в Волчине, Каменецкий р-н, 1732, Радзивиллов в Дятлове, 1751, Валовичей в Свяцке, 1779 и др. Эти усадьбы с чертами позднего барокко и рококо строили европейские (итальянцы: А. Гену, Дж. Сака и др.) и неизвестные местные архитекторы. Так королевская резиденция в Гродно (Новый замок, 1737-1744) была построена М. Пепельманом, автором известного дворца Цвингер в Дрездене.
Главные корпуса дворцов обычно дополнялись крыльями-флигелями. Внутри помещения располагались по характерному тогда принципу анфилады (анфилада - ряд комнат расположенных по одной оси и соединенных друг с другом дверями). Неотъемлемой частью дворцовых ансамблей был парк, как и в Западной Европе - регулярный. Так у Огинских в Слониме растения стриглись в виде домов, у других - в виде шаров, кубов, пирамид. Для выполнения этих работ приглашали французов.
Дятловский дворцовый ансамбль, построенный в середине XVIII века на берегу реки Дятловка. Сначала усадьба принадлежала Радзивиллам, а позже перешла в собственность маршалка Великого княжества Литовского С. Солтана. До сегодняшних дней сохранился дворцовый корпус, частично уцелели хозяйственные постройки, парк и пруды.
Первоначально он составлял значительный комплекс, в который помимо дворца входили малые архитектурные формы (павильоны, мостики, скульптуры и др.), расположенные в пейзажном парке у реки Дятловки. Воды реки, поднятые плотинами, образовали цепь прудов, растянувшихся с севера на юг, вдоль дворцового ансамбля. До сегодняшних дней, правда, со значительными изменениями сохранился дворцовый корпус, частично уцелели хозяйственные постройки, парк и пруды.
Дворец (1751) представляет собой симметричный двухэтажный объем под высокой вальмовой крышей. Сейчас в нем размещается районная больница, и поэтому внутренняя планировка корпуса изменена. Наружная архитектура -- большой набор скульптурного декора позднего барокко и рококо -- сохранилась достаточно хорошо. Фасады, убранные плоскими и профилированными пилястрами, богато украшены сандриками, гирляндами, медальонами, растительным орнаментом, геральдическими знаками.
Со времени включения Беларуси в состав Российского государства градостроительство вошло в ранг государственной политики. Началось массовое переустройство белорусских городов: ансамблевая застройка и благоустройство центров. Улицы приводились в геометрический порядок, спрямлялись и расширялись основные магистрали, создавались площади, увеличивались городские территории. В постройках заметны были черты классицизма: упрощенность линий, объемов, деталей. Выдающимися памятниками классицизма являются дворцы в Гомеле, Жиличах, Снове, соборы Иосифа в Могилеве, Петра и Павла в Гомеле и др.
Новые классические приемы стали проявляться и в деревянном зодчестве, не заглушая народное местное начало.
Крупным и интересным в художественном отношении является дворцовый ансамбль в Ружанах (Брестская обл.). Его строительство велось многие годы. Заложенный в эпоху господства барокко, дворец был значительно изменен в период становления классицизма. Это переустройство относится к 1788 г. и связано с именем Яна Беккера, придворного архитектора магната Сапеги. Дворцовый ансамбль расположился на высоком холме над городом, он состоял из главного и двух вспомогательных корпусов, мощной аркады и монументальных въездных ворот, представляющих собой настоящую триумфальную арку.
Дворец в Святске, близ Гродно, построенный в 1779 г. зодчим Джузеппе Сакко для магната Воловича, по характеру архитектурно-художественных приемов можно отнести к эпохе расцвета барокко, но во многом уже здесь чувствуется влияние классицизма. Комплекс состоит из центрального корпуса и двух флигелей. В оформлении интерьера дворца значительное место было отведено живописи.
Заметным явлением в развитии дворцовой архитектуры Беларуси можно считать строительство в стиле классицизма дворца в Гомеле, заложенного для известного русского полководца П. Румянцева. Возведение дворцового комплекса велось в несколько этапов. В 1785-1793 гг. был построен главный корпус дворца (архитектор Я. Алексеев с участием архитектора К. Бланка). В 1794-1805 гг. - строительство двух флигелей и колоннады (архитектор Дж. Кларк). Третий этап - 1837-1851 гг. - связан с переходом владения к генерал-фельдмаршалу И. Паскевичу, реконструкцией и достройкой дворца (архитектор А. Идзковский). Особенностью гомельского дворцового комплекса является наличие замечательного прибрежного паркового массива. Дворец сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны, остались одни стены. Сейчас он полностью восстановлен, здесь размещается областной краеведческий музей.
В 1827 г. архитектором Б. Тычецким был построен грандиозный по своим размерам дворец в Снове (Минская обл.). Первоначально во дворце было сто комнат и зал. Позднее внутренняя планировка здания претерпела много изменений. Дворец-усадьба расположен на открытом месте у извилистой речки Сновки, его протяженность около 140 м. Главный вход во дворец выделен четырехколонным портиком ионического ордера. К особенности дворца-усадьбы в Снове можно отнести большую раскрытость композиции сооружения, четкость планировочного и объемного построения, а также строгость архитектурных форм и простоту конструктивного решения. Здесь ярко воплощены черты архитектуры классицизма.
В 30-х годах XIX в. в имении крупного землевладельца Э. Булгака Жиличах (Добосна) близ Бобруйска (Могилевская обл.) был создан большой дворцовый ансамбль с парком и подсобными сооружениями. Дворец, созданный архитектором К. Подчашинским, является центром композиции всего дворцово-паркового комплекса. Архитектура дворца выдержана в классических традициях начала XIX в. Площадь всего комплекса с водоемами, плодовыми садами и многочисленными подсобными сооружениями достигала 100 га.
Заключение.
Первые замки в Беларуси были общегородскими княжескими цитаделями, некоторые из них имели значительные размеры. Частновладельческие резиденции XVI—XVIII веков состояли из раздельных укреплений и дворца, которому отводилась главная роль в архитектурной композиции. Для большинства замков XV—XVI веков характерны черты готики и ренессанса, но с XVII века наблюдается преобладание барочных элементов. С конца XVI века замковое строительство постепенно трансформируется в дворцово-замковое (Несвижский комплекс, Гольшанский дворец). Многие старые замки реконструировались, окружались парком. В архитектуре Белоруссии на всех этапах ее развития сталкивались и соединялись художественные влияния Востока и Запада, Севера и Юга. Особенно сильно это проявилось в белорусском зодчестве конца XVIII — первой половины XIX в., когда Беларусь была присоединена к России и в ее архитектуре получило развитие классическое направление. Наиболее сильное воздействие на архитектуру оказали творчества зодчих Вильно и Варшавы. Позднее сильное воздействие оказывали крупнейшие русские города, в особенности Петербург. В этом заключается одна из особенностей развития белорусского зодчества.
Информация о работе Развитие дворцово-паркового искусства в Беларуси