Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 09:19, контрольная работа
Индия – загадочная страна, в которой зародилась одна из древнейших мировых цивилизаций, сложилась высокоразвитая культура, оказавшая огромное влияние на последующее развитие страны, на культуру многих народов Востока.
В своей работе я хочу провести анализ процессов, происходивших в Средние века, проследить особенности цивилизационного характера, наложившие отпечаток на ход истории Индии в средневековье. Какие бы особенности развития тех или иных обществ мы не отмечали, каждая из них в определённой степени подчиняется общему ритму истории человечества, ведь история всегда была всемирной. Целью изучения истории страны является именно выяснение того, каким именно способом она вписывается во всемирную.
Введение…………………………………………………………………………………………….....3
1. Специфика политической сферы Индии………………………………………………………4-6
2. Особенности социально-экономического развития Индии………………………………….7-10
3. Религия и культура Индии в средневековье………………………………………………….11-14
Заключение………………………………………………………………………………………...15-16
Список литературы…………………………………………………………………………………..17
Министерство образования и науки Российской Федерации
МАУ ВПО «Воронежский институт экономики и социального управления»
Факультет «Государственное и муниципальное управление»
Кафедра «Социально гуманитарных дисциплин»
Контрольная работа
по дисциплине «История мировых цивилизаций»
На тему: «Развитие индийской цивилизации в средние века»
Выполнила: Дупина Н.А.,
факультета «ГМУ»
Проверил: Филипцева С. В.,
Воронеж 2014
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Специфика политической сферы Индии………………………………………………………4-6
2. Особенности социально-экономического развития Индии………………………………….7-10
3. Религия
и культура Индии в средневековье……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
Индия – загадочная страна, в которой зародилась одна из древнейших мировых цивилизаций, сложилась высокоразвитая культура, оказавшая огромное влияние на последующее развитие страны, на культуру многих народов Востока.
В своей работе я хочу провести анализ процессов, происходивших в Средние века, проследить особенности цивилизационного характера, наложившие отпечаток на ход истории Индии в средневековье. Какие бы особенности развития тех или иных обществ мы не отмечали, каждая из них в определённой степени подчиняется общему ритму истории человечества, ведь история всегда была всемирной. Целью изучения истории страны является именно выяснение того, каким именно способом она вписывается во всемирную.
Интерес к изучению индийского средневековья зародился давно: с середины XIX в. его подхватила Индийская националистическая историография, с которой были тесно связаны публицистика и художественная литература. А с середины XX века индийские медиевисты стали уделять больше внимания социально-экономической истории.
В нашей стране изучение средневековой истории Индии началось в 1927 г. и продолжилось работами К.А. Антоновой, Г.Г. Котовского, Л.Б. Алаева, К.З Ашрафян, Е.Ю. Ваниной, информация из которых легла в основу раскрытия темы данного реферата. Учёные исследуют средневековое индийское общество и оценивают стадии его эволюции исключительно на основании сведений об экономических, социальных и административно-политических институтах.
1. Специфика политической сферы Индии.
Прежде всего, хотелось бы отметить, что Средневековое общество лучше изучено на примере Западной Европы. Учёные медиевисты, изучающие Индию, составили на западноевропейском материале некий коллективный «словесный портрет феодализма», систематизировали его основные черты и траекторию развития. При этом социально-экономическая, политическая и этнокультурная специфика различных западноевропейских обществ не принималась в расчёт, все они выступили в собирательном образе Запада. Таким образом, появилась картина так называемого «хорошего», «настоящего» феодализма. Эталоном он стал и потому, что был лучше изучен и потому, что развивался «правильно», обладал потенциалом перехода на более высокую капиталистическую стадию1. С этим воображаемым Западом стали сопоставлять Индию, региональное разнообразие которой также часто игнорировалось.
Полуостров Индостан, с которым ассоциируется Индия и индийский народ, это огромный субконтинент с различными природно-климатическими условиями, населенный десятками больших и малых народов и племен с разной спецификой. Полуостровное положение страны, отрезанной мощными системами гор от Азиатского материка, омываемой с юга, запада и востока океаном, определяло её относительную изолированность и целостность. Менее гористый полупустынно-степной проход в Индию от Ирано-Афганского стыка до океана труднопреодолим в силу природно-климатических условий - все удавшиеся пересечения этого "коридора" завоевателями заканчивались оседанием их на индийской земле в качестве еще одной этнической группы.
На протяжении многотысячелетней истории Индии успешные вторжения с северо-западного направления на ее территорию случались достаточно редко, но оказывал существенное воздействие на ход ее развития. Пришествие в VII веке из Центральной Азии племён завоевателей гуннов эфталитов принесло кочевнические представления о государственном устройстве, которые повсюду придали феодализму похожие формы. Эфталиты и гурджары слились с местными племенами, населявшими нынешние Синд, Раджастхан, Северный Гуджарат и Малву, и образовали общность, получившую позднее наименование раджпутов и сыгравшую большую роль в оформлении "индусского феодализма". Наибольшую известность имел клан Гурджара-Пратихаров, образовавший государство в Мальве. Здесь и сложился наиболее яркий тип феодальных отношений с развитой иерархией и вассальной психологией. В VI-VII вв. в Индии складывается система устойчивых политических центров борющихся друг с другом под знаменем
______________________________
1Е.Ю.Ванина, «Средневековое мышление: индийский вариант», 2007 г., стр.8
разных династий – Северная
Индия, Бенгалия, Декан и Крайний юг. Количество
государств в этот период насчитывало
около 50, они существовали рядом друг с
другом или сменяли друг друга. Даже возникавшие
время от времени крупные
Города становились центрами ремесла
и торговли. Внутренняя торговля преимущественно
ориентировалась на нужды столичного двора.
Ведущей статьей импорта был привоз коней
(основа делийской армии – конница), которые в Индии за
отсутствием пастбищ не разводились. Клады
делийских монет археологи находят в Персии.
В годы правления Делийского cултаната
начинается проникновение в Индию европейцев.
В 1498 г. под началом Васко да Гамы португальцы
впервые достигли Каликата на Малабарском
побережье западной Индии. По отношению
к индусам были повышены налоги, им было
запрещено носить оружие, богато одеваться
или ездить верхом; эти меры должны были удовлетворить
наиболее ревностных мусульман. Существование
Делийского султаната, появление правящего
класса феодалов-мусульман, изменение
системы экономических отношений, длительное
совместное проживание и взаимовлияние индусов и
______________________________
2По словам Л.Б. Алаева, «термин деспотия» не применяется по дипломатическим соображениям, а также является обидным для современных народов, живущих на тех же территориях или являющихся непосредственными потомками живших здесь народов.
2 Особенности социально-
Пока на политической сцене происходила
калейдоскопическая смена государств
и правителей, велись войны, в социально-экономической
жизни индийского общества происходил
длительный и постепенный процесс феодализации.
В первую очередь он характеризовался
ростом феодальных владений. В период
с VI-XI в. наблюдается упадок городов, именно
тогда развивается земледелие, а вместе с ним
и государственность на недавно дикие территории.
В Средневековой Индии существовало как бы
3 разных образа жизни: первым было окружение
феодала или храма, вторым – сельская
община и третьим – города. Община в средние
века была сильной организацией и играла
не только экономическую, но и социальную роль.
В Северной Индии община была не столь большой и влиятельной,
но и там она охватывала несколько деревень
или более мелких населенных пунктов.
Каждая община имела свой общинный совет,
состоящий из «уважаемых людей», распоряжалась
землей и разрешала все местные ссоры и тяжбы3. В Южной Индии община могла включать
даже территорию целой области. Такие
общины осуществляли самоуправление и самооборону,
организовывали взаимопомощь крестьян,
строительство оросительных сооружений,
принимали участие в усобицах феодалов.
Свои указы они высекали на каменных плитах,
нередко вмурованных в стены храмов. Средства
на всю эту деятельность собирались в
виде общинных сборов, иногда не уступавших
по величине сумме государственных налогов.
Постепенно, с усилением феодализации,
такие крупные общины начали терять автономию
и превращаться в обычные административные
единицы, все больше подпадавшие под контроль
назначенных свыше чиновников. Окончательный
распад больших общин на мелкие, охватывавшие
одну-две деревни произошел в XIII—XIV вв.
В индийской сельской общине обрабатываемые
земли были поделены между крестьянами.
В документах, относящихся к Южной Индии,
начиная с XI — XII вв. встречаются упоминания
о переделах, происходивших время от
3История Индии. Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. гл.2
Выделение сельских ремесленников из
общей массы деревенского населения и содержание
их общиной отмечаются с XI — XII вв. До этого
периода о составе общины в документах просто
не упоминается. Поскольку все перемены
внутри общины не затрагивали ее положения
как населенной территории, приносящей
феодальную ренту, то феодалы в деревенские
дела и деревенскую жизнь не вмешивались.
Все больше земель, приносящих ренту, раздавалось
в пожалование. Получившие такую землю
приобретали все больше прав как по отношению
к центральной власти, так и по отношению к зависимому
от них населению. С другой стороны, в среде
самих крестьян должностные лица общины
(старосты) все чаще выделялись из числа
рядовых общинников, большее значение
приобретали их функции по раскладке податей
в деревне. Таким образом, если раньше главной для них была
защита интересов сельской общины, то
теперь на первый план выступала их роль
как сельских администраторов, входящих
в состав государственного аппарата. Подавляющее
большинство грамот, дошедших до нас от
VI — XII вв., рассказывают о дарениях в пользу
брахманов с целью приумножить религиозные заслуги правителя.
Практика дарения деревень и земель существовала
ещё в древности, но в первые века нашей эры становится
массовой и даже документально фиксированной.
Дарственные грамоты стали выбивать на
медных табличках и на камне. Само появление
эпиграфики такого содержания свидетельствует
о желании дарителя и получателя закрепить
этот дар "навечно". Такая грамота
давала права, которые с полной уверенностью
можно назвать феодальными, - право распоряжаться землей,
право фискального, административного и частичного
судебного иммунитета, право требовать
подчинения со стороны населения. В грамотах
упоминаются также налоги, от которых освобождается
Информация о работе Развитие индийской цивилизации в средние века