Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 09:19, контрольная работа
Индия – загадочная страна, в которой зародилась одна из древнейших мировых цивилизаций, сложилась высокоразвитая культура, оказавшая огромное влияние на последующее развитие страны, на культуру многих народов Востока.
В своей работе я хочу провести анализ процессов, происходивших в Средние века, проследить особенности цивилизационного характера, наложившие отпечаток на ход истории Индии в средневековье. Какие бы особенности развития тех или иных обществ мы не отмечали, каждая из них в определённой степени подчиняется общему ритму истории человечества, ведь история всегда была всемирной. Целью изучения истории страны является именно выяснение того, каким именно способом она вписывается во всемирную.
Введение…………………………………………………………………………………………….....3
1. Специфика политической сферы Индии………………………………………………………4-6
2. Особенности социально-экономического развития Индии………………………………….7-10
3. Религия и культура Индии в средневековье………………………………………………….11-14
Заключение………………………………………………………………………………………...15-16
Список литературы…………………………………………………………………………………..17
Развитию городской жизни способствовало усиление обмена между городами и возникновение группировок ремесленников по кастам. Так же, как и в Западной Европе, в индийском городе развитие ремесла и торговли сопровождалось борьбой граждан против феодалов, облагавших ремесленников и торговцев новыми налогами. Причем величина налога была тем выше, чем более низким было сословное положение каст, к которым принадлежали ремесленники и торговцы.
Истоки формирования сословной структуры в Индии
лежат в глубокой древности и являются одной
из вечных дискуссионных проблем. В VII-X
вв. становление современной кастовой
системы завершается. Особенностью социальной
структуры средневекового индийского
общества было сохранение кастовой системы
(как проявления и следствия расплывчатости,
сословной неоднородности классов,
Сословно-кастовая структура стала причиной застоя и замедленного прогресса индийского общества: подавляющее большинство населения оказались внизу кастовой лестницы; касты блокировали социально-экономический и технический прогресс; кастеизм мешал развитию контактов по горизонтали и становлению классового самосознания (касты и классы – взаимопроникающие структуры); копились кастово-религиозные предрассудки.
3. Религия и культура Индии в средневековье.
В первые века нашей эры в Индии наблюдается упадок буддизма. На юге Индии в VIII в., а на севере к XII в. буддизм сменился индуизмом.
Индуизм не представляет собой единой религии. Это совокупность религиозных, мифологических, философских, правовых и этических представлений, связанных с культами трех основных индийских богов — Брахмы, Вишну и Шивы. В индуизме существовало множество сект и направлений, различающихся как выбором бога, которому поклонялись верующие, так и религиозными обрядами и обычаями. Но все эти направления мирно уживались между собой, так как их объединяли некоторые общие представления: дхарма, карма и ахимса.
Дхарма (долг) означала неукоснительное соблюдение кастовых обязанностей и правил поведения, свойственных данной касте. Индуизм учит, что деление на касты является божественным установлением. Принадлежность человека к той или иной касте определяется его поведением в предшествующем рождении. По учению индуизма, душа не умирает, а после смерти переходит в какое-то другое существо. Какое это будет существо, зависит от кармы (дел, поступков, т.е. всего того, что человек совершил при жизни доброго и дурного). Если человек вел добродетельную жизнь, в следующем рождении его кастовый статус повысится, если порочную, то он может родиться неприкасаемым или какой-либо мерзкой тварью. Поэтому, проповедует индуизм, все в мире справедливо. Если даже хороший человек терпит всякие беды, то это ему наказание за дурное поведение в прошлом рождении. Ахимса — это непричинение вреда живому существу. Согласно этому догмату, нельзя причинять вреда живым существам, поскольку в них могут быть души умерших людей. С этим связано и поклонение некоторым животным, в первую очередь корове, почитаемой всеми индусами.
Итак, индуизм оправдывает кастовую систему и существующий социальный строй в целом, проповедует покорность, исключает стремление к насильственному изменению своего положения.
Победа феодализма в Индии знаменовалась в идеологической сфере укреплением позиций индуизма. Особенностью индийского феодализма на ранней стадии развития была его неразрывная связь с кастовой системой. Буддизм, не признававший деления людей на касты, к XI—XII вв. был вытеснен индуизмом.
В VI в. в Южной Индии начало распространяться учение бхакти, выдвигавшее на первый план всеобъемлющую любовь к богу, в сравнении с которой теряют значение обрядность, аскетизм, брахманская ортодоксия. В антибрахманских проповедях бхакти отражались настроения социального протеста.
С религиозными взглядами и представлениями была связана и философская мысль средневековой Индии. В V-Х вв. оформились классические брахманские системы философии — ньяса, вайше-шика, санкхья, йога, миманса, веданта. Этим ортодоксальным школам противостояли буддийские и материалистические школы. Появились первые обзоры философских систем. Развивалась логика.
Особых успехов достигли математика, астрономия и медицина. Средневековая Индия дала целую плеяду знаменитых математиков, открытия которых предвосхитили многие научные достижения нового времени. Так, Арьбхата вычислил значение л, равное 3,1416. Индийские математики знали теорему, называемую у нас теоремой Пифагора, предложили решение целой серии уравнений, оперировали понятиями синус и косинус. Применение тригонометрических функций и введение системы десятичного счета оказали влияние на все последующее развитие математической мысли. Высокого уровня достигла астрономическая наука. Были усовершенствованы методы вычисления положения планет, периода вращения звезд, измерения времени. Арьбхата высказал смелую по тем временам мысль о видимом вращении небесной сферы, являющемся результатом действительного вращения Земли.
Значительные знания были накоплены в области медицины. При лечении болезней большое значение придавалось водным процедурам, применению трав, диете. Источники свидетельствуют о таких сложных операциях, как трепанация черепа, удаление катаракты, камнесечение, наложение внутренних швов и др. В медицинских трактатах большое внимание уделялось описанию болезней и систематизации их симптомов.
В раннее средневековье параллель
В средние века санскритская литература продолжала развиваться, но она приобретала нарочито изысканный, придворный характер. Развивалась литература на местных языках, прежде всего поэзия. С санскрита на эти языки стали переводиться классические произведения эпического жанра. В VIII—IX вв. получила распространение поэзия бхакти, воспевающая мистическое соединение человека с богом под видом любви юноши и девушки. Гимны проповедников бхакти отличались большой лиричностью и распевались как народные песни.
Значительного расцвета достигли архитектура и скульптура. В VI—VIII вв. строились пещерные храмы и храмы, высеченные из монолита (в Эллоре, Элефанте, Аджанте и др.), которые славились своими барельефами, скульптурой, росписью. С IX в. началось строительство культовых сооружений из тесаных камней. Внутренние помещения этих храмов были низкими и темными. Доступ туда был разрешен лишь служителям культа. Наибольший интерес представляет внешнее убранство. Во дворе храма и в нишах стен устанавливались скульптуры, изображающие бога, которому был посвящен храм, или сцены из эпоса. Таких скульптурных фигур было так много, что сам храм воспринимался лишь как постамент для них. В дальнейшем, однако, наблюдается упадок монументальной скульптуры, исчезли ее живость и разнообразие.
В IX—XII вв. в Тамиланде развивалось искусство мелкого бронзового литья. Одна из статуэток-танцующий Шива (Шива Натараджа) — получила известность во всей Индии.
Развивалось также искусство классического танца и пения, центрами которого были храмы. Классический театр Калидасы постепенно приходил в упадок и к IX в. почти исчез. Однако народный театр, представления мистериального типа и храмовый театр продолжали развиваться.
Особенностью Индии в средневековье было также сравнительно высокое развитие городов и I торговли. Прибрежные районы Индии издавна вели морскую торговлю со странами Ближнего Востока (а через них с Европой) и с Юго-Восточной Азией.
Постоянные торговые пути, связывавшие отдельные части Индийского полуострова, существовали уже в древности. Наиболее удобной торговой артерией в Северной Индии был Ганг и его притоки. Из долины Ганга караванные пути вели к портам западного побережья и в Южную Индию. Значительное развитие имело каботажное и речное судоходство. Объектами караванной внутренней, межобластной торговли были металлические изделия, соль, лошади, предметы роскоши. Окрестные деревни снабжали города продуктами питания. Широко были распространены деревенские рынки и ярмарки.
В первые века новой эры велась оживленная торговля Индии со странами Средиземноморья. Особым спросом на Западе пользовались индийские пряности, благовония, редкие породы дерева, ткани, а также диковинные птицы и звери. Торговля велась как морскими, так и сухопутными караванными путями.
В VII в. большую роль в западной торговле Индии начали играть арабские купцы и мореходы.
Широкое развитие внешней торговли Индии способствовало развитию в земледелии товарного производства (пряности, красители, хлопок и т. д.). Уже тогда наметилась товарная специализация Малабарского побережья — одного из главных районов производства перца и других пряностей. Значительных успехов достигло ремесленное производство. Особенно славились ткачество, обработка железа, ювелирное производство.
В раннее средневековье города Южной Индии, особенно портовые, пользовались широкой автономией. Городское самоуправление находилось в руках городских собраний, в которые входили главы наиболее влиятельных и богатых каст, обычно купеческих, реже ремесленных. Это собрание следило за порядком в городе, разрешало тяжбы и даже собирало в свою пользу рыночные пошлины и налоги с ремесленников. Существовали в городах и мощные купеческие корпорации, контролировавшие целые торговые регионы. Такой, например, была купеческая организация с центром в нынешней Керале. Район ее действия охватывал не только Индию, но и индийские торговые фактории в Египте, Аравии и Юго-Восточной Азии. Купеческие гильдии и городские общины возникли на ранней ступени феодализма. Постепенно с развитием феодальных отношений город терял свою автономию. Пошлины стали собирать государственные чиновники, купеческие корпорации потеряли политическое значение. Правители стали жаловать города отдельным феодалам.
Заключение
Проведя анализ работ известных медиевистов, можно сделать вывод о том, что индийское общество испытывало определённую эволюцию. Развивалось производство, росла производительность труда, увеличивалась продуктивность земли, государственный строй становился более оформленным и зрелым, культура претерпевала перестройку, связанную с развитием национального самосознания. Однако нельзя избавиться от впечатления, что все эти процессы происходили медленно, заторможено, в результате чего Индия, как и другие страны Востока, именно в период Средних веков отстала в своём экономическом, политическом и духовном развитии от стран Западной Европы, вырвавшихся вперёд2. Л. Б. Алаев, исследовавший основные закономерности индийской цивилизации, в качестве главной характеристики выделил крайнюю умеренность темпа движения ее истории: она выглядит "как один сплошной переходный период". Отсюда - консерватизм индийского общества, сохранение пережитков прежних эпох в последующих: новое появляется, но старое не умирает...
Одной из отличительной черты феодализма является то, что целью производства служит не получение прибыли, а потребление, поддержание существования на определённом уровне. «Общность», «всеобщая связанность» - ещё одна характерная черта феодального общества, которая проявлялась прежде всего во всеобщей службе государству. Кастово-организованное ремесло, делающее вид труда качеством индивида, сращивающее индивида с профессией, следует признать типично феодальным институтом. Почему же индийский феодализм не породил капитализм? Отсутствие самоуправляющихся городов, самого понятия «индивидуальность личности» и представления о частной собственности, когда она была опутана семейными, общинными и вассальными ограничениями, - всё это определило застойность жизни в течение веков. Такой вариант феодализма был неблагоприятен для перехода на следующую стадию развития. Важнейшей особенностью экономического строя средневековой Индии было расщепление феодальной собственности на землю на два слоя, или этажа, или категории: собственность на землю как территорию и доход с неё собственность на землю как объект хозяйства. Со спецификой политического строя связано, видимо, то обстоятельство, что правящий слой был очень узким – примерно 10 % всех рентополучателей, не более 1% населения. Государство-класс, или государство как аппарат, оказывались не выразителем интересов общества или господствующего класса, а, напротив, структурой надстроенной над основными классами. Правовая система в целом не имела, никаких подвижек в развитии прав личности не было, следовательно, государство оставалось деспотическим, не подчинённым законам.
Информация о работе Развитие индийской цивилизации в средние века