Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 14:05, контрольная работа
В III-II тыс. до н.э., экономическая мысль лишь отражала хозяйственную практику и носила некритический, в начальной степени нормативный характер. Только в I тыс. до н.э. с развитием рабовладения, товарно-денежных отношений, появлением частной собственности на землю предпринимаются попытки осмысления хозяйственной деятельности. Впрочем, и в это время, за редким исключением, экономические идеи не существовали самостоятельно, они включались в общую систему взглядов наряду с религиозными, философскими, политическими и другими представлениями.
2.Введение. 2
3.Развитие экономической мысли античного и средневекового общества. 3
4.Средневековая западноевропейская мысль. 8
5.Заключение. 10
6.Литература. 11
В идеальном обществе Платона государство должно строго следить за соблюдением имущественного равенства граждан и не допускать, чтобы один гражданин был богаче другого более чем в четыре раза. «Законы» Платона, являясь усовершенствованной моделью «идеального государства», по ряду позиций представляли собой компромисс между консервативными взглядами философа и все более усложнявшейся экономической активностью общества.
Денежное обращение,
по мнению Платона, играет
Аристотель (384 -322 гг. до н. э.) – знаменитый древнегреческий философ и ученый энциклопедист, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, родился в семье врача. Он был первым, кто подверг анализу экономические явления и попытался выявить закономерности развития общества, его экономические воззрения получили развитие в экономической мысли средневековья. Аристотель систематизировал, обобщил и продвинул вперед все современное ему знание.
Основными сочинениями, Аристотеля, в которых содержатся размышления по экономическим вопросам, являются «Никомахова этика» и «Политика» (состоящая из 8 книг). В данных трудах он рассмотрел устройство государства, определив семью в качестве его основы. Сущность государства – стремление к всеобщему благу. Оно должно преодолевать классовые противоположности, ориентироваться на «среднего» гражданина, т. е. земледельца – рабовладельца.
Аристотель – противник аристократического строя, олигархической власти, сторонник рабовладельческой демократии. Он оправдывал деление людей на рабов и свободных, воспринимая его как естественное. По его мнению, свобода была уделом лишь эллинов (греков). Что касается иностранцев (варваров), то они по своей природе могли быть только рабами. Граждан Греции Аристотель делит на пять групп (классов):
Взгляд на богатство лежит в основе знаменитого противопоставления «экономии» и «хрематистики» (от греч. хрема – имущество, богатство). Искусство ведения хозяйства «экономия», по выражению Аристотеля, «заслуживает похвалы», и искусство накопления денег, или наживы (хрематистика), которое, напротив, «по справедливости вызывает порицание». Аристотель не осуждал хрематистику в этом широком смысле – без запасов никакое хозяйство невозможно, однако его интересовали цели, которым служило это искусство. Соответственно, Аристотель, выделял два вида хрематистики: один обеспечивает запасы, потребные для ведения хозяйства (экономии), другой нацелен на накопительство сверх таких потребностей. Запасы обычных продуктов имеют разумный предел, свою естественную границу – они портятся со временем, требуют много места для хранения и т. д. Словом, увеличивать их сверх меры – себе в убыток.
Аристотель дает начало анализу исторического развития обмена и норм стоимости. Показывает, что обмен появляется лишь на границах общины. В дальнейшем же процессе меновой торговли возникает необходимость придать характер денег одному специфическому товару: железу, серебру или чему-нибудь подобному.
Критическое отношение Аристотеля к ростовщичеству отразило общую, вполне сложившуюся тенденцию, которая прослеживается в законодательстве и письменных памятниках многих народов. Вклад Аристотеля в осмысление ссудного процента связан с его попыткой подвести под критику ростовщичества теоретическое основание. В основе его доводов лежала концепция денег, выводившая их из меновой торговли и оставлявшая за ними сугубо служебные функции: а) средства соизмерения благ, или – в позднейшей терминологии – меры стоимостей; б) посредника при обмене, или средства обращения. Деньги, с точки зрения Аристотеля, бесплодны. Это только знаки богатства, но не само богатство. Соответственно, они не могли служить средством сохранения и накопления богатства, а потому и предметом собственности. Отсюда вытекает и отношение к ссудному проценту.
Влияние Аристотеля на последующее развитие экономической науки было огромным. Он завершил развитие экономической мысли Древней Греции, но научное значение его воззрений выходит далеко за пределы античного мира.
Становление феодальных отношений, сменивших рабовладельческие с их иными приоритетами, сопровождались возникновению новых экономических взглядов. И хотя некоторые идеологи Средневековья, особенно в Западной Европе, проявляли определённый интерес к развитию товарно-денежных отношений, главные идеи мыслителей этой эпохи сводились к обоснованию законности и вечности разделения общества на классы и сословия, частной феодальной собственности на землю и внеэкономические принуждение крестьян.
Экономическая мысль Западной Европы в эпоху Средневековья по сравнению с античностью имела две главные особенности. Во-первых, идейное господство католицизма, проникшего во все сферы жизнедеятельности западноевропейского общества. Теперь труд не считался чем-то зазорным, презренным. Напротив, согласно учению Церкви сам труд почетен, все люди равны перед Богом и обязаны трудиться. Избранником Бога считался тот, кто достиг успехов в своей деятельности, а наиболее уважаемым становится тот, кто плодами своего труда делится с неимущими. Именно на правящие классы возлагались наиболее обременительные обязанности по управлению, защите и спасению душ обделенных судьбой. Во-вторых, феодальная организация общества, опиравшаяся на институт вассалитета, личную зависимость крестьянина от феодала, преобладание натуральной формы хозяйства.
В средневековой Европе церковь стремилась не только убеждать, но и непосредственно влиять на законодательство и политику. Так, Венский собор католической церкви в 1311 г. объявил всякое светское законодательство, не согласное с постановлением церкви о процентах, недействительным и ничтожным. Всякое сомнение на этот счет стало преследоваться как ересь. Впрочем, вопреки всем запретам потребности хозяйственной жизни пробивали себе дорогу, и заинтересованные стороны находили способы взаимовыгодного оформления денежных займов. Пересмотр отношения к ростовщичеству начался в Европе только в XVI в., в эпоху Реформации.
Особый интерес представляет идея Фомы Аквинского о «справедливой цене». В период средневековья дискуссия о справедливой цене включала две точки зрения:
- первая – справедлива та цена, которая обеспечивает эквивалентность обмена;
- вторая – справедлива
та цена, которая обеспечивает
людям приличествующее их
Фома Аквинский в своей теории справедливой цены вобрал оба эти положения, различая два вида справедливости в обмене. Один вид справедливости гарантирует цену «сообразно вещи», то есть сообразно затратам труда и расходам (здесь эквивалентность трактуется в терминах издержек). Второй вид справедливости обеспечивает больше благ тому, кто «больше значит для общественной жизни». Здесь эквивалентность трактуется как присвоение в обмене той боли благ, которая соответствует достоинству обменивающего. Это означало, что процесс ценообразования ставился в зависимость от социального статуса участников обмена. Торговая прибыль и процент рассматривались как нарушение «справедливой цены», а земельная рента оправдывалась как созданная природой и не нарушающая «справедливой цены».
Учения Древнего мира рассматривают проблемы натурального рабовладельческого хозяйства, товарно-денежные отношения. Общая характерная черта экономических идей древности – отношение к рабству как к естественному, нормальному явлению, а также представление о разделении труда как основе экономической и политической жизни общества. В античном обществе большое внимание уделялось проблемам, связанным с ведением частного хозяйства. Основным достижением экономической мысли данного периода современные исследователи считают идею эквивалентного обмена вещей по их стоимости. В экономических учениях феодального общества рассматривается присущий ему способ производства и усиливается интерес к проблемам товарно-денежных отношений. Главные идеи мыслителей этой эпохи сводились к обоснованию законности и вечности разделения общества на классы и сословия, частной феодальной собственности на землю и внеэкономическое принуждение крестьян. Существенной особенностью идеологии средневековья является богословский характер. Этическая направленность экономической мысли пронизывает труды всех мыслителей средневековья, а окончательный разрыв экономических и этических проблем связан с появлением первых экономических школ.
1. История экономических учений: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.С.Аквадзе, проф. А.С. Квасова.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 391с.
2. Павлова И. П., Владимирский Е. А., Оводенко А. А., Ильинская Е. М. История экономических учений: Учеб. Пособие. 5-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2001
3. История экономических учений: Учебное пособие / Под. ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. – М.: ИНФРА – М, 2006
4. Агапова И. И. История экономических учений. Курс лекций. – М.: Юристъ, 2001
5. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. - Т.1 / под ред. Фетисова Г.Г. – М.: Мысль, 2004. – с. 75
Информация о работе Развитие экономической мысли античного и средневекового общества