Развитие культуры в России в конце 19 начале 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:12, реферат

Описание работы

Предмет истории культуры имеет свое содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных ее сфер – истории науки и техники, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т.д. по отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и взаимодействии всех его областей.
Предмет истории культуры имеет свое содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает прежде всего комплексное изучение ее сфер – историю науки и техники, быта, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т.д

Содержание работы

Введение
Литература
Театр
Кино
Русское искусство конца 19 – начала 20 веков
А) Скульптура
Б) Архитектура
Музыка
Заключение

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

Реферат по истории

 

Тема:

 

Развитие  культуры в России в конце 19 начале 20 века

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

                                                                                        Стр.


Введение

Литература

Театр

Кино

Русское искусство конца 19 – начала 20 веков

А) Скульптура

Б) Архитектура

Музыка

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Культура одна из важнейших областей общественной жизни. В понятии “культура” человек  и его деятельность выступают  как синтезирующая основа, поскольку  сама культура есть творение человека, результат его творческих усилий. Но в культуре человека не только действующее, но и само изменяющееся существо.

Предмет истории  культуры имеет свое содержание и  специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных ее сфер – истории науки и техники,  просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т.д. по отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и взаимодействии всех его областей.

Предмет истории  культуры имеет свое содержание и  специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает прежде всего комплексное изучение ее сфер – историю науки и техники, быта, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т.д. По отношению к ним история культуры выступает общая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и взаимодействии всех ее областей.

При изучении русской  культуры встает вопрос о роли в  ее развитии культуры других стран  и народов, о ее взаимосвязи и  взаимовлиянии с этими культурами.

Для каждой культуры одинаково вредны как национальная замкнутость, приводящая к застою, так и игнорирование национальных традиций, составляющих ее внутреннею основу, придающих ей стабильность. В развитии каждой культуры, в том числе и русской, активные взаимодействия с другими культурами играют большую роль. Однако состояние русской культуры определялось прежде всего внутренними процессами, а не внешними влияниями.

Интерес к истории  русской культуры начал проявляться  в России примерно в 30-40 годы 19 века. Он был связан с ростом национального  самосознания, общим интересом к  историческому прошлому нации, идейной борьбой этого времени, со спорами западников и славянофилов о судьбах России.

Впервые термин “культура” встречается в “Карманном словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка”, изданном М.В. Петрашевским в 1845 – 1846 г (вып. 1-2; был унечтожен цензурой).

Дальнейший  этап в развития интереса к проблемам  культуры и ее изучения связан с  проявлением в начале 20 века работ  по истории общественной мысли и  русской интеллигенции. Д.Н. Овсянников-Куликовский  в книге “История русской интеллигенции” (М., 1906-1907. Т.1-2) рассматривает эту проблему на материале русской художественной литературы. Исследуя социально психологические типы, он, пожалуй, впервые показал огромную общественную роль литературы.

В дореволюционный  период появились исследования по истории культуры как определенной области исторических знаний. На рубеже 19-20 веков были широко известны “Очерки по истории русской культуры” (Сиб..1898-1899.4.1-3) буржуазно – либерального историка П.Н. Милюкова, в которых нашла отражение его общая концепция русской истории.

М.Н. Понкровский  в 1915 году, находясь в эмиграции, издал  “Очерки истории русской культуры”; в которых схеме исторического  развития Милюкова противопоставил  материалистическую концепцию историко-культурного  процесса. Главное внимание Покровский уделял экономическим сюжетам, доказывая, что развитие экономики лежит в основе исторического процесса, в том числе и культурного.

В изучении истории  культуры долгое время преобладал отраслевой принцип, т.е. исследование отдельных отраслей культуры. В результате большой и многолетней работы советские ученые создали обстоятельные и серьезные исследования по отдельным областям культуры. Результатом отраслевого изучения культуры явилось издание ряда энциклопедий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

Литературное  развитие в России проходило сложно, противоречиво и бурно. Рождалось  и развивалось множество литературных направлений. Не иссякала мощь литературы критического реализма в лице Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. В произведениях этих писателей усиливается социальный протест (“После бала”, Хаджи-Мурат”, “Воскресение” Л.Н. Толстого), ожидание очищающей бури (“Вишневый сад” А.П.Чехова).

Традиции критического реализма продолжали сохраняться и  развиваться в творчестве крупного писателя И.А. Бунина(1870-1953). Наиболее значительные произведения этого периода – повести “Деревня”(1910) и “Суходол”(1911).

Происходит  зарождение и развитие пролетарской литературы, позже будут называть литературой социалистического  реализма. В первую очередь это связанно с творческой деятельностью М. Горького. Его “Городок Окуров”, “Жизнь Матвея Кожемякина”, цепи рассказов “По Руси” несли в себе широкую жизненную правду. В 1912г начинается литературный путь  А. Серафимовича (А.С. Попов,1863-1949). Наиболее значительным произведением дореволюционного периода является роман “Город в степи”, в нем показано становление пролетарской морали.

С 1912 по 1917г. (с  перерывами) в рабочей газете “Правда” работал поэт Демьян Бедный (Е.А. Придворов, 1883-1945). А в 1914г. под редакцией М.Горького вышел в свет первый “Сборник пролетарских писателей”. Сами поэты рассматривали свою поэзию как идейно-эстетическую основу, на которой еще только должна возникнуть новаторская и высокохудожественна литература.

В предоктябрьское десятилетие (имеется в виду Великая Октябрьская революция 1917г., закончившаяся свержением Временного правительства и установлением власти большевистской партии) в русскую литературу приходит целая плеяда крестьянских поэтов, среди которых наибольшую значимость имела фигура Сергея Есенина (1895 –1925). Первый его сборник “Радуница” вышел в 1916г. и имел большой успех. Стихи Есенина высоко ценила царская семья, поэта неоднократно приглашали в Царское село.

Самое интересное происходило в поэзии, здесь боролись и взаимодействовали между собой несколько течений: символизм, акмеизм, футуризм, “крестьянская поэзия” и др. В это время выходило великое множество журналов и альманахов на самый разный вкус. Это был новый взлет русской поэзии, поэтому его принято называть “серебряным веком”.

Явление европейского масштаба был символизм. Русский  символизм западные философские  и эстетические установки преломил через учение В.С. Соловьева о  “душе мира” и приобрел национальное своеобразие. Философ-идеалист и поэт В.С. Соловьев представлял, что старый мир зла и обмана на грани гибели, что в мир сходит божественная красота (Вечная женственность, Душа мира), которая должна “спасти мир”, соединив небесное (божественное) начало жизни с земным, материальным, создать “царство божье на земле”.

Символизм был  тесно связан с общественными  потрясениями и идейными исканиями  предреволюционных десятилетий. Русский  символизм пережил три волны. Выступления 80-90г. Н. Минского, Д.С. Мережковского, З.Н. Гипиус отразили декадентские тенденции времен кризиса либеральных и народнических идей. Символисты воспевали "чистое", “свободное” искусство, таинственный мир нереального, им близка была тема “стихийного гения”. “И хочу, но не в силах любить я людей. Я чужой среди них”, - говорит Д. Мережковского 1. “Мне нужно то, чего нет на свете”, - вторила ему З.Гиппиус.  Символист “второй волны” (1890-1900г.) В.Брюсов утверждал: “Настанет день конца Вселенной. И вечен только мир мечты”. Со “второй волной” (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт) конца 19 в. и особенно с “третьей волной” (И.Ф. Аненский, В.И. Иванов, А.А.Блок, А. Белый и др.) начала 20 в. символизм в России.

Превратился в  самостоятельное литературно-филосовское  течение, которое активно влияло на культурно-духовную жизнь. Издательские центры “Скорпион”, “Гриф”, “Мусачет”, журналы “Весы”, “Золотое руно” публиковали произведения поэтов-символистов, которые напряженно переживали проблему личности и истории, их “таинственную” связь с “вечностью”. Внутренний мир личности являлся показателем общего трагического состояния мира, в том числе “страшного мира” российской действительности, обреченную на гибель; и в тоже время предощущением близкого обновления.

Большинство поэтов символистов откликнулось на события 1-й русской революции(1905-1907). Блок пишет “Поднимались из тьмы погребов…”, “Барка жизни” и др., Брюсов - “Грядущее гунны”, Сологуб – книжку стихов “Политические сказочки”, Больмонд – Сборник “Песни мстителя” и т.д.

В 1909 – 1910г. в  период политической реакции символизм  переживает кризис и распад, эстетические взгляды и идеологические симпатии поэтов разошлись, каждый пошел своим путем.

По-разному отнеслись  поэты-символшисты и к Октябрьской  революции. Мережковский и Гиппиус  эмигрировали после Октября 1917г. Блок, Белый, Брюсов восприняли ее как реализацию мечты о смене форм культуры и быта. Последняя вспышка активности русских символистов связана с днями Октябрьской революции, когда группа “Скифы” (А.А.Блок, А.Белый, С.А.Есенин и др.) вновь стремится соединить символизм и революцию. Вершина этих поисков была поэма блока “Двенадцать”, которая легла у истоков уже советской поэзии.

Символизм был  яркой страницей в истории  русской культуры. В литературе он обогатил политические возможности  стиха (смысловая полифония, реформа  напевного стиха, обновление жанров лирики и тд.), так как поэты стремились передать необычность своего мироощущения “одними звуками, одними образами, одними рифмами”, по словам В.Брюсова, полной отрешенностью от правил, от классической меры творчества, по словам К.Бальмонта (1867-1942).

Разочаровавшись в символическом штампе, часть  поэтов во главе с Николаем Гумилевым  создают осенью 1911г. “Цех поэтов”, а чуть позднее новое течение  – акмеизм (от греческого AKMЕ – высшая степень, чего-либо, цветущая сила) – течение русской поэзии 1910г.,  провозгласившее освобождение поэзии от символического “непознаваемого” и возврат к материальному миру, точному значению слова.

Взгляды поэтов акмистов были отражены в многочисленных теоретических статьях, но нам интересен  акминизм тем, что с ним связано творчество крупнейших русских поэтов таких, как Н.С.Гумилев (1886-1921), С.М.Городетский, М.А.Зенкевич, Г.В.Иванов, Е.Ю.Кузьминой-Караваевой, О.Э.Мельденштам (1891-1938), А.А.Ахматовой (1889-1966 связь последних двух с акмеизмом была непродолжительной). В 1912 среди

множества стихов, опубликованных в Петербургских  журналах, читатель не мог не задержать  внимания на таких строчках.

Их объединяло приятие земного мира в его  зримой конкретности со всеми подробностями  быта, живое и непосредственное ощущение природы, культуры, а также повышенный интерес к минувшим литературным эпохам. Последнее позволило Мендельштаму определить акмеизм как “тоску по мировой культуре”. Но каждый поэт был глубоко индивидуален, глубок и интересен. Трудно лучше Гумилева сказать о трагической загадке русской истории – злой страшной “распутиньщине”.

Нередко  творчество выходило за узкие рамки акмеизма, реалистическое начало, патриотические мотивы становились преобладающими.

Поэты-акмеисты, пройдя школу символизма оставили след в истории поэзии, их находками в области художественной формы пользовались поэты в следующие десятилетия.

Модернизм (авангардизм) в русской поэзии был представлен  творчеством футуристов. В России футуризм как течение  существовал  как течение, примерно, с 1910 по 1915г.

В поэзии главой футуристической школы был итальянец  Филиппо Томмазо Маринетти, но для  русских футуристов он был слабым авторитетом, так как его взгляды  имели политическую направленность (профашистского толка). Русский же футуризм носил эстетический характер, в манифестах футуристов речь шла о реформе слова, поэзии, культуре. Во время приезда Маринетти в Россию (январь-февраль 1914г.) Лившиц, Хлебников, Маяковский резко выступили против него и его взглядов в поддержку войны. Футуристы стремились создать искусство будущего, декларировали отрицание традиционной культуры, культивировали урбанизм ( эстетику машинной индустриализации и большого города ). Для  этого они разрушали естественный язык в поэзии, переплетали документальный материал с фантастикой, создавая свои бунтарские “заумы”.

      Судьба русского футуризма похожа на судьбу символизма. Но были и особенности. Если для символистов одним из центральных моментов эстетики была музыка ( на стихи Блока, Брюсова, Сологуба и особенно Бальмонта композиторы Танеев и Рахманинов, Прокофьев и Стравинский, Глиэр и Маяковский создавали многочисленные романсы ), то для футуристов – линия и свет. Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно почти все поэты-футуристы известны как неплохие художники – В.Хлебников, В.Маяковский, Е.Гуро,  В.Каменский, А.Крученых и, конечно, братья Бурлюки. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К.Малевич, В.Кандинский, Н.Гончарова и М.Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.

      Главной же особенностью было то, что под общей крышей одного направления объединились несколько групп: 1. кубофутуристы ( приставка “кубо” идет от пропагандировавшегося ими в живописи кубизма: иногда члены этой группы называли себя “будетляне” ): Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский, с 1912 г. В.Маяковский, А.Крученых, Б.Лившиц; 2. в Петербурге эгофутуристы ( от лат. ego – я ): В.Олимпов, И.Игнатьев, В.Гнедов, Г.Иванов во главе с самым талантливым Игорем Северянином; 3. в Москве группа “Мезонин-поэзии” (1913-1914): В.Шершеневич, Р.Ивнев, С.Третьяков, Б.Лавренев др.; 4. группа поэтов, сконцентрировавшихся вокруг издательства “Центрифуга” : С.П.Бобров, Н.Н.Асеев, Б.Пастернак, К.А.Большаков, Божидар.

Информация о работе Развитие культуры в России в конце 19 начале 20 века