Развитие московской архитектурной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 23:18, контрольная работа

Описание работы

Цель работы заключается в следующем:
- выявить особенности развития Московской архитектурной школы классицизма.
Задачи работы обусловлены поставленной целью и формулируются следующим образом:
- изучить литературу на тему: «Московская архитектурная школа классицизма»
- провести сравнительный анализ произведений московской и петербургской школ классицизма.
- изучить творчество М.Ф. Казакова
- ознакомиться с наиболее известными архитектурными сооружениями М.Ф. Казакова

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Московская архитектура XVIII – первой трети XIX веков
1.1. Становление и развитие архитектурного классицизма в России……….4-5
1.2. Общая характеристика московского классицизма………………………..6-8
Глава 2. Архитектура классицизма в творчестве Казакова
2.1. Архитектурный классицизм Казакова……………………………………..9-11
2.2. Архитектурные произведения Казакова………………………………….12-19
2.3. Школа Казакова…………………………………………………………….20-24
Выводы………………………………………………………………………….…..25
Литература………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

развитие московской архитектурной школы Microsoft Office Word (2).doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

Казаков совместно со своими учениками-архитекторами существенно изменил облик города. Было построено большое количество домов, выходивших фасадами на улицы, украшенных портиками, которые зодчий создавал с таким совершенством. Это мог быть простой прямоугольный в плане дом в два-три этажа с колонным или пилястровым портиком, как, например, дом Демидова в Гороховском переулке, или дворец, отличающийся величественностью своего внешнего облика, как дом Разумовского, либо же дом с более сложным планом, у которого портик в центре сопровождается парными двухколонными портиками на боковых выступах, как дом Куракиных на Старой Басманной улице. Если бы не пожар 1812 года, то Москва сохранила бы во многом то лицо, которое ей придал именно Казаков.

 

 

2.2. Архитектурные  произведения Казакова

 

Сооружением, в котором более ярко проявился широкий диапазон мастерства зодчества, считается здание Сената в Московском Кремле. Помимо блестящего архитектурного решения, в нем применена технически смелая конструкция кирпичного купала диаметром около 25 метров (наибольшего в те годы в Европе) толщиной всего в один кирпич, которым увенчан цилиндрический объем зала заседаний.

Необходимость в его постройке была вызвана изданием 1775 "учреждении" о губернии. 1776 году Екатерина поручает Казакову составление проекта правительственного здания - Сената в Московском Кремле.

Строительство сената было начато 1776г. под "смотрением архитектора Бланка".

Участок, отведенный под здание Сената, был неудобен продолговатый, треугольной формы, он был зажат между старыми строениями. С одной стороны к зданию будущего Сената подходила кремлевская стена, с другой - Чудов монастырь. Следовательно, обычная прямоугольная в плане постройка была здесь невозможна. Какими бы высокими качествами она ни отличалась, все же она не могла бы слиться с соседними зданиями.

Приступая к работе, Казаков решил положить в основу своего проекта самую форму участка. Так, здание Сената получило общий треугольный план.

Задумывая свое здание, Казаков тонко разработал всю сложную систему взаиморасположения корпусов здания. Начиная с самого входа-арки, также увенчанной куполом, все было направлено к тому, чтобы подготовить вошедшего к восприятию основной части сооружения - купольной ротонды. Ни один русский зодчий еще не прибегал к подобной архитектурной композиции. Во внешний треугольник корпусов Казаков вписал внутренний пятиугольник различных сенатских помещений. Вошедший, миновав арку, ведущую во внутренний парадный двор, оказывался перед величественной ротондой, увенчанной могучим куполом. В этом светлом круглом зале должен был заседать Сенат.

Казаков расположил свое здание так, что вершина треугольника, где помещался зал, пришлась как раз за башней между Спасскими н Никольскими воротами. Купол зала занял центр кремлевской стены, выходящий на Красную площадь. Казаков обрамляет центральную арку проезда во внутренний двор Сената портиком из ионических парных колонн. Сами формы ордера и расположение колонн на невысоких постаментах смягчают строгость фасада, вводят в него черты мягкости и человеческого масштаба. Углы треугольного объема здания срезаны, соответственно обработаны и украшены подобием лоджий.

Композиционным центром всего сооружения является зал собрания дворянства, решенный по образу античных круглых храмов в виде огромной купольной ротонды. По высоте зал расчленен на два яруса, равной высоты - ордер и купол. Купол в свою очередь членится на две части: нижнюю, прорезанную окнами и воспринимаемую как барабан и верхнюю, покрытую кессонами. Этот прием становится чрезвычайно характерным для всех центрических построек Казакова. Он определяет все основные пропорции ротонды.

Зал увенчан огромным куполом, диаметр которого 24,6 м. Купол здания сената, поражавший современников своими размерами, является одним из величайших достижений русского классицизма. Это был самый большой купол, построенный за три четверти века. По своим очертаниям он не является простой полусферой, а имеет возвышенную форму. Способ начертания кривой купола из двух центров основанный на принципах золотого сечения, применяется Казаковым и в последующих сооружениях. Сохраняя основные членения главных дворцовых фасадов, ротонда имеет совершенно иное пластическое выражение. Купол выполнен одним слоем кирпича.

Характер главного карниза соответствует решение барабана, окруженного контрфорсами - волютами, украшенными излюбленными Казаковым "шишками-подвесками", являющимися обычной принадлежностью ионического ордена.

Здание имеет три этажа с высоким цоколем и сложено из кирпича. Первый этаж покрыт рустами, а второй и третий расчленены пилястрами, ритмично чередующимися с окнами, и завершаются богатым белокаменным карнизом. В центре главного фасада находится проезд на внутренний двор, сделанный в виде триумфальной арки с четырехколонным портиком и фронтоном.

Сегодня в здании Сената работают сотрудники администрации Президента России.

Среди общественных сооружений М.Ф.Казакова выделяются Дом "Благородного Собрания на Большой Дмитровке, или Дом Союзов, Москивский университет.

  Дом Союзов был  построен  для князя В.М. Долгорукова-Крымского. Дважды переделывался Казаковым: после 1774 года после покупки здания для дворянского клуба, когда со стороны двора был пристроен Колонный зал; и между 1793-1801 годами была пристроена угловая часть здания по Большой Дмитровке и Георгиевскому переулку.

Это прямоугольное в плане трехэтажное здание. При строительстве использовался кирпич, белый камень, штукатурка, гипс. Крупные пропорции ордера, спокойные формы колонн, четкие очертания всех частей создают ощущение торжественности, что еще более подчеркивается полированной поверхностью белого искусственного мрамора, настенными зеркалами, прекрасными хрустальными люстрами.

Пожар 1812 года не пощадил здание: сгорела крыша, погибли великолепные росписи потолков и стен. В 1814 восстановлен архитектором Бакаревым Алексеем Никитичем (1766 - 1817), учеником Казакова. В 1896 году и 1903-08 годах перестраивался. Был надстроен верхний этаж и изменены фасады архитектором АлександромФелициановичем Мейснером (1859 – 1935). Он не только поднял дом на один этаж, но еще и возвел новую декоративную колоннаду, выполнил ряд внутренних переделок, завершил парадную отделку фойе.

После революции здание Дворянского собрания было передано профсоюзам, получив название Дом Союзов.

12 января 1755 г. (по старому  стилю) в день Святой Татьяны  последовал указ об основании  Университета в Москве. Замысел здания разрабатывался М. Казаковым с учетом градостроительного плана Москвы 1775 г.

Во всех проектных вариантах для Казакова остается нерушимым золотое правило гармонии - симметрия. Относительно центральной оси правая и левая половина здания абсолютно идентичны. Казаковские поисковые проекты отразили творческое мышление зодчего и поступательность стиля архитектуры от тонкой грации раннего классицизма с рефлексиями рококо явно французского происхождения к строгости и зрелости его в конце XVIII века.

Опираясь на последний, осуществленный, проект, можно сказать, как располагались внутренние помещения Университета. "Первый, цокольный, этаж занимался хозяйственными и служебными помещениями, здесь же находились кухни. На втором этаже главного корпуса размещались столовая и комнаты для проживания учеников. В торцах восточного и западного флигелей со стороны Моховой располагались приемные директора с канцелярией и инспектора гимназических классов. Две комнаты восточного флигеля на этом же этаже занимало университетское духовенство. Основным был третий этаж здания (Бельэтаж). Парадную зону главного корпуса составляла его Большая аудитория (т.е. Актовый зал) с примыкающими к ней галереями Библиотеки (с востока) и Музея естественной истории (с запада). По обе стороны от них находились залы для занятий математикой и физикой, а также различными искусствами (рисованием, музыкой, танцем. фехтованием). Во флигеле по Никитской улице весь этаж с двусветной ротондой отведен был под личные апартаменты господина директора; в противоположном ему со стороны Тверской улицы размещались аудитории тогдашних трех факультетов Университета: Философского, Юридического и Медицинского, а в ротонде аналогичной директорской - церковь.".

Открытие нового здания Университета состоялось 23 августа 1793 г.

Дальнейшая судьба Московского Университета и его зданий определилась событиями 1812 года - французским нашествием и пожаром Москвы. Университетское здание почти полностью сгорело.

Восстановительные работы удалось начать лишь с 1817 года архитектором Доменико Жилярди.

Самым существенным в проекте Д.Жилярди были изменение архитектурной стилистики старого казаковского здания. Ионический ордер портика заменен был на суровую и мужественную героику дорики с ее могучим пластическим выражением. На торцах боковых флигелей пластическим аккордом главному портику служили теперь подвесные объемные "кубикулы" мини-портиков, отмечающих положение малых ротонд". В первоначальном виде сохранился лишь дворовый фасад главного здания.

Среди домов Казакова можно выделить дом С. М. Он находился на Тверской улице, на углу Камергерского переулка. Построен по проекту, утвержденному в 1765 году. При пожаре 1773 года сгорели только дворовые строения. Фасад главного дома сохранил свой первоначальный облик. Позже Казаков переделывал интерьеры дома, введя элементы классической архитектуры: колонны в вестибюле и парадной спальне. В это же время был построен угловой корпус с ротондой, который виден на плане улицы 1797 года. В 1812 дом сгорел и был разобран, за исключением углового корпуса, надстроенного в середине XIX века. Но до нашего времени он тоже не сохранился.

Отдельно следует рассмотреть церви. Особого интересны Церковь Филиппа-Митрополита, Церковь Вознесения на Гороховом поле, Церковь Косьмы и Дамиана.

Здание церкви святого Филиппа находится теперь на небольшой площади. Церковь была построена в честь митрополита Филиппа, задушенного по приказу Ивана Грозного.

Церковь вошла в ансамбль располагавшегося здесь в то время двора митрополита Платона. Храм был построен в те же годы, что и здание Сената. Он представляет собой постройку уже существовавшей ранее церкви, трапезной и колокольни, которые построены в 1750г. были оставлены без изменений.

В этом произведении Казаков сосредоточивает все свое внимание не столько на внешней его стороне, сколько на проработке всех деталей внутренней, небольшой по размеру ротонды. Вдоль стен он ставит торжественный круг каннелюрованных ионических колонн, несущих световой, прекрасно прорисованный в деталях убранства купол. Казаков использовал римский прием ротонды с купольным барабаном, опирающимся на кольцо на кольцо внутренних колонн. Прием ротонды в ротонде здесь усложняется кольцом аркады, образующей в первом ярусе обход вокруг центральной колоннады и поддерживающей хоры.

Имея сравнительно небольшую площадь, здание производит впечатление большой высоты благодаря целому ряду приемов. Главнейший из них это прием нарастания высоты помещений к центру. Потому как нарастает насыщенность декора и освещенность здания от простого полутемного обхода к более светлому освещенному куполу. Как и в других ротондах Казакова, вся внутренняя центрическая организация сооружения четко выражена в его объемном ярусном построении.

Внешний ее облик очень гармоничен и выглядит исключительно эффектным за счет контраста между основным объемом с его тяжелым антаблементом и легкими колоннадами двух портиков и венчающей ротонды - бельведера.

В 1827г. к трапезной пристроен северный придел Сергия. Колокольня в основном сохранила свой первоначальный облик.

Капитально отреставрированная церковь Филиппа-митрополита ныне имеет традиционную желто-белую окраску.

Для работы по постройке Церкови Вознесения на Гороховом поле были приглашены архитекторы В. Баженов, а затем М. Казаков. Однако возведение здания растянулось почти на полвека: оно было достроено только в 1845 году.

Здесь долгое время располагались различные учреждения, а затем появился проект превратить его в концертный зал, учитывая великолепную храмовую акустику. И все-таки Большое Вознесение в 1992 г. вернули Православной церкви.

Здесь уже ясно проступает стремление Казакова к простым объемам и замкнутым формам. Здесь все составные части собраны в единый организм. Ротонда главного храма связана с трапезной и высокой колокольней. Она не смотрится чужой, как это было в церкви Филиппа-митрополита. В Церкви Вознесения совершенно новая интрапретация античной формы круглого храма. Замкнутый объем основной ротонды окружен кольцом более низкой плотно прижатой к стене колоннады. Спокойный высокий сферический купол без всякого перехода опирается на мощные стены здания и завершается легкой круглой колоннадой, стоящей на вершине купола, совсем, как в церкви Филиппа-митрополита. В этом здании уже полностью проявляется одна из характерных черт казаковского классицизма: единство целого при полной законченности каждой детали. Ротонда, трапезная, колокольня имеют свои оси симметрии и закончены по своей форме. В тоже время они связаны в единую композицию. В решении фасада возрастает значение стены.

Церковь Косьмы и Дамиана - самый известный в Москве храм во имя св. Косьмы и Дамиана. Находится на Маросейке, на углу со Старосадским переулком.

Храм представляет собой сложную систему простых геометрических фигур, объединенных в целостную композицию. Несмотря на то, что церковь зрительно несимметрична, ось симметрии у нее все же есть. Она проходит через центы пределов. Эта ось делит все здание на две равные части. Симметрично этой оси поставлены два дорических портика. Эти портики, стоят в одной плоскости и связывают криволинейную форму церкви с прямой улицей. Это вносит в асимметричное здание элементы порядки и симметрии.

Информация о работе Развитие московской архитектурной школы