Развитие московской архитектурной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 23:18, контрольная работа

Описание работы

Цель работы заключается в следующем:
- выявить особенности развития Московской архитектурной школы классицизма.
Задачи работы обусловлены поставленной целью и формулируются следующим образом:
- изучить литературу на тему: «Московская архитектурная школа классицизма»
- провести сравнительный анализ произведений московской и петербургской школ классицизма.
- изучить творчество М.Ф. Казакова
- ознакомиться с наиболее известными архитектурными сооружениями М.Ф. Казакова

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Московская архитектура XVIII – первой трети XIX веков
1.1. Становление и развитие архитектурного классицизма в России……….4-5
1.2. Общая характеристика московского классицизма………………………..6-8
Глава 2. Архитектура классицизма в творчестве Казакова
2.1. Архитектурный классицизм Казакова……………………………………..9-11
2.2. Архитектурные произведения Казакова………………………………….12-19
2.3. Школа Казакова…………………………………………………………….20-24
Выводы………………………………………………………………………….…..25
Литература………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

развитие московской архитектурной школы Microsoft Office Word (2).doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

Московские памятники, связанные с именем Матвея Фёдорова, очень известны. Возводимые им в Москве замечательные усадьбы становились признанными образцами художественного вкуса. Особенно много их было выстроено на Тверской, главной улице Москвы после пожара 1773 года.

Не было в Москве района, где Казакову не привелось бы строить классицистические усадьбы. В парадных интерьерах, изысканных и красивых, созидалась празднично гостеприимная атмосфера общения.

 

2.3. Школа Казакова

 

Составление чертежей, деталей, смет, наблюдение за постройкой, естественно, требовали не только внимательных, но и одарённых помощников. Сменив Баженова на посту начальника «Кремлёвской экспедиции», М. Ф. Казаков организует при ней архитектурную школу. Характерна при этом забота М. Ф. Казакова о создании именно русских мастеров зодчества. В прошении об организации училища он так и указывал, что оно нужно для того, чтобы иметь совершенных «мастеров российских, что смогут заимствовать и прочие губернии и потому не будет нужды в иностранных, которые несведущи ни в доброте здешних материалов, ни в том, что здешний климат приводить может».

М.Ф. Казаков имел достаточно широкое представление о системе и принципах российского архитектурного образования, с которыми он по- знакомился в командах крупных зодчих. В школе Д.В. Ухтомского он обучался и начал преподавательскую деятельность, ведя предмет «Рисунок»; в школе В.И. Баженова он познакомился с теоретическими идеями зодчего и с принципами организованного им учебного процесса – продолжал преподавать и занимался проектной работой, ведя воспитанников. Педагогический опыт М.Ф. Казакова позволил ему определить главную обязанность для учеников своей школы, которая заключалась в теоретическом и практическом получении знаний и обучении воспитанников архитектурной профессии.

Исследователи отмечают своеобразную организацию учебного процесса в школе М.Ф. Казакова (в отличие от методов преподавания В.И. Баженова), где особое внимание уделялось освоению архитекторами строительного мастерства. Он составляет подробную программу обучения будущих архитекторов. Среди намеченных курсов были: «рисовальный, чистой математики, механики..., перспективы и живописи пейзажной и орнаментальной, живописи живых фигур». Организуется чертёжная. М. Ф. Казаков велит «наполнить чертёжную чертежами и рисунками не только лучших зданий и видов в России, но прочих именитых зданий и видов всех четырёх частей света. Стараться собрать сколько возможно чертежей и видов древних зданий, паче в Кремле находившихся, уже уничтоженных, иметь чертежи тех частных зданий, кои с дозволения начальства производимы будут архитекторам и помощниками экспедиции, хранить лучшие чертежи обучающихся, заводить части моделей».

Эта его инструкция свидетельствует не только о большом кругозоре и

глубоких знаниях мастера, но и о большой любви к русской национальной архитектуре.

М. Ф. Казаков создал подлинную школу мастеров. Отсюда вышли: Еготов, Таманский, Бове, однофамилец Родион Казаков и сыновья самого основателя школы Матвей, Василий и Павел.

Точное время создания этой школы при Экспедиции Кремлевского строения неизвестно. Первые ученики перешли к М.Ф.Казакову от Баженова в 1774 и 1775 годах, но вряд ли он продолжал с ними систематические занятия. Сначала подготовка велась в рамках традиционного обучения в архитекторской команде. Школа сформировалась к середине 1780-х годов, когда здесь появились ученики бывшего Каменного приказа и команды Баженова с Царицынского ансамбля. Она всегда оставалась неофициальной, но преподавание в ней было поставлено настолько серьезно, что спустя годы бывшие ученики называли ее “архитектурным училищем”.

Первоначально школа Казакова располагалась там же, где с 1768 года находилась Кремлевская экспедиция, - в Потешном дворце Кремля. Вот как вспоминает об этом В.А.Бакарев, сын ученика Казакова Алексея Бакарева: “Отец мой еще при жизни своей родительницы был записан в Архитектурное училище, бывшее тогда в Кремле и находившееся в древнем корпусе нынешнего Комендантского дома; этот корпус был так уже ветх, что он грозил разрушением, и потому его поддерживали бревнами, которые упирали в его стены и стены Комендантского дома, более известного тогда под названием Потешного дворца. В этом-то столь опасном строении помещалось училище, где отец учился рисовать”.

В начале 1790-х годов из-за тесноты и аварийного состояния Потешного дворца зодчий перевел школу и команду в собственный дом в Златоустинском переулке, где была устроена “чертежная”, в которой и происходило “учение арифметике, геометрии, рисованию и чертежам архитектуры”. В 1792 году Казаков предложил открыть здесь же и под “его же... главным надзиранием и смотрением” школу строительного ремесла. Таким образом, зодчий пытался создать учебное заведение нового типа - своеобразный комплекс по обучению архитектуре и строительному искусству, считая, что архитекторские ученики и ученики “мастерства” смогут “обучаться и заимствовать от сотоварищей”.

В течение 1775 - 1801 годов в команде и школе Казакова обучались более 30 учеников и почти половина их достигла звания помощника. Это свидетельствует о том, что обучение было очень эффективным. Сроки учебы сильно различались в зависимости от первоначальной подготовки, способностей и трудолюбия учеников. Так, И.Т.Таманскому для достижения звания помощника хватило года, И.Д.Мерцалову - 3-х лет, а Ф.В.Кликунову потребовалось целых 19. У Казакова завершали образование многие ученики других школ и команд. Например, Н.И.Козмин последовательно обучался в школе Каменного приказа, в команде Баженова, а затем у Казакова, где и получил звание помощника.

Занятия в основном вел сам Казаков. Он имел значительный педагогический опыт - преподавал рисование своим товарищам еще будучи учеником в школе Ухтомского. Использовал он и принципы организации учебного процесса и теоретические идеи Баженова. Зодчему помогали его помощники по команде - Р.Р.Казаков, И.В.Еготов. Лишь в 1796 году в школе появился первый специальный “педагог при обучении... рисованию, начальных правил арифметики и прочего” - выпускник Петербургской академии художеств скульптор Захар Урядов (вместе с Казаковым он работал еще в баженовской архитекторской команде).

Летом 1801 года, незадолго до своей отставки, Казаков подвел итоги своей педагогической деятельности, устроив всем ученикам экзамен, по результатам которого большинству повысили жалованье, некоторых перевели в более высокий класс. Всего в школе-команде было три класса, означавших степень профессиональной подготовки ученика и уровень получаемого им жалованья. Высшим был первый класс.

Казаков фактически подготовил создание в декабре 1801 года на основе его школы-команды официального архитектурного училища при Экспедиции Кремлевского строения (известного как Кремлевское архитектурное училище). Оно более 60 лет оставалось центром архитектурного образования в Москве, а возглавляли его в начале XIX века ученики великого зодчего - Р.Р.Казаков, И.В.Еготов, А.Н.Бакарев. Роль М.Ф.Казакова в деле воспитания молодых зодчих высоко оценили современники. Вот что говорил главноначальствующий Экспедиции П.С.Валуев: “Знаменитейший и искуснейший архитектор Казаков... разделив талант свой на учрежденные и бывшие в его ведении архитекторские училища, наполнил не только Москву, но и многие города России хорошими архитекторами”.

Едва ли не единственный из крупных художников эпохи Просвещения в России, М.Ф.Казаков создал то, что можно назвать художественной школой. Поэтому с полным основанием специалисты говорят о русском классицизме казаковской школы. Даже его собственный дом в Златоустовском переулке был не просто жилищем семьи, но и своего рода домашним университетом искусств. Здесь быстро сложилась и много лет действовала архитектурная школа, а трое сыновей М.Ф.Казакова стали его деятельными помощниками. В 1805 г. школа превратилась в Архитектурное училище. Многим ученикам М.Ф. Казакова  довелось восстанавливать Москву, сгоревшую во время Отечественной войны 1812 г.

 

Выводы

 

В 1760-х годах в России произошла смена архитектурно-художественного стиля. Декоративное барокко уступило место классицизму, быстро утвердившемуся в Петербурге и Москве, а затем распространившемуся по всей стране.

Классицизм - художественный стиль, развивающийся путем творческого заимствования форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского возрождения. Для архитектуры классицизма характерны геометрически правильные планы, логичность и уравновешенность симметричных композиций, строгая гармония пропорций и широкое использование ордерной тектонической системы.

Периодизация русского классицизма:

1. Последняя треть XVIII века – ранний классицизм.

2. Начало XIX века – высокий классицизм.

Архитектура Москвы эпохи классицизма второй половины XVIII, начала XIX века связана с именем Матвея Федоровича Казакова и его школы. Его деятельность определила, по словам И. Э. Грабаря "драгоценную самобытность московского классицизма, развивающегося в городе с исторически сложившейся градостроительной структурой, неповторимым рельефом местности, обилием памятников старины. Именно в этот период сложились классические типы общественных и жилых зданий, особые по равнению с Петербургом приемы и формы решения общей для русской архитектуры эпохи классицизма задачи - создание размерной ансамблевой застройки большого города. Казаков создал свой собственный Казаковский стиль, который определил все дальнейшее направление московской архитектуры".

Имя Матвея Казакова прочно связано со всей классической (допожарной) Москвой, потому что именно его основные, лучшие здания придали тогда лицо городу. Практически все они были выстроены в стиле зрелого классицизма.

Казаков едва ли не единственный из крупных архитекторов в России создал то, что называется школой. С полным основанием можно говорить о русском классицизме казаковской школы. В числе его учеников - архитекторы Родион Казаков, Еготов, Соколов, Бове, Тюрин, Бакарев

Значение творчества Казакова для архитектуры Москвы и русского искусства трудно переоценить. Всё его творчество отличается цельностью художественных идеалов, являясь выражением подлинного национального художественного мастерства.

 

 

 

Литература

 

 

  1. Архитектурные школы Москвы / авт.-сост. Л.И. Иванова-Веэн, Ф.И. Гринберг, Р.Н. Блашкевич. — М.: Ладья, 1995. — Т. 2. — С. 25—29.
  2. Архитекторы Российской империи с начала ХVIII века до 1917 года. Биографический словарь / Крашенинников А. Ф. — М.: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева, 2007. — Т. I «А». — С. 16. — 288 с. — 2000 экз.
  3. Лисовский В. Г. Архитектура России XVIII — начала XX века. Поиски национального стиля. — М.: Белый город, 2009. — С. 205. — 568 с. — (Энциклопедия мирового искусства). 
  4. Саваренская Т. Ф. Архитектурные ансамбли Москвы : принципы художественного единства. — М.: Стройиздат, 1997. — С. 427. — 470 с.

 

 

 


Информация о работе Развитие московской архитектурной школы