Развитие народного движения в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 19:09, контрольная работа

Описание работы

Необходимость создания независимого белорусского государства была обосновано революционером-демократом К.Калиновским (1838-1864). В то же время в силу определенных социально-политических обстоятельств, ограниченности политической перспективы он предлагал принять модель управления страной в форме национально-государственного устройства, используя исторический опыт Великого княжества Литовского. Главным притеснителем западных губерний виделся русский царизм, самодержавие, которое жестоко угнетало местное население.

Содержание работы

Введение
1.Зарождение белорусского национального движения. Первые белорусские организации.
2.Социалисты - революционеры.
3.Белорусская Социалистическая Громада.
4.Большевики.
5.Бунд.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 42.40 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1.Зарождение белорусского  национального движения. Первые  белорусские организации.

2.Социалисты - революционеры.

3.Белорусская Социалистическая  Громада.

4.Большевики.

5.Бунд.

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение

 

Необходимость создания независимого белорусского государства была обосновано революционером-демократом К.Калиновским (1838-1864). В то же время в силу определенных социально-политических обстоятельств, ограниченности политической перспективы он предлагал принять модель управления страной в форме национально-государственного устройства, используя исторический опыт Великого княжества Литовского. Главным притеснителем западных губерний виделся русский царизм, самодержавие, которое жестоко угнетало местное население.

Идея создания белорусского государства получила свое дальнейшее развитие в конце 70-х - начале 80-х  годов ХІХ века, когда в Минске, Могилеве, Гродно, Слуцке, Пинске, Орше и других белорусских городах возникли небольшие народнические кружки, а также в деятельности студенческой группы «Гомон» (С.-Петербург). В ряде воззваний (они издавались на русском языке) «К белорусской молодежи» (1881 г.),»Письма о Беларуси... Данилы Боровика» (1882 г.), «К белорусской интеллигенции» (1883) и других рассматривались проблемы формирования белорусского этноса как самобытного носителя исторических, этнографических традиций с самостоятельным языком и культурой.

В названных публикациях  впервые говорилось о необходимости  существования самобытного белорусского этноса «как особой отрасли славянского  племени», давалось теоретическое обоснование  этого тезиса. Авторы отмечали специфические  климатические условия, которые  отличают Беларусь от Великороссии, Украины  и Польши, протестовали против полонизации  и русификации белорусов, резко  критиковали реакционные взгляды  на белорусский народ как на материал для всевозможных экспериментов, а  не как на живую народность, свободную  самостоятельно распоряжаться своей  судьбой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Зарождение белорусского  национального движения. Первые  белорусские организации

 

В «Письмах о Беларуси»  с горечью отмечалось, что белорусская  интеллигенция хорошо знает историю  китайцев, австралийцев, древних греков и римлян, а свой народ, его богатое  прошлое и традиции не знает. Подчеркивалось, что простой белорусский народ, несмотря на тяжелые исторические испытания, выстоял, не поддался полонизации, сохранил себя как особую, самостоятельную  народность. «Письма» призывали белорусскую  интеллигенцию стать ближе к  народу и всеми силами способствовать поднятию его экономического и морального состояния, содействовать пробуждению  его самосознания.

Белорусские народники поддерживали и пропагандировали принцип областной  самостоятельности как основу для  будущего федеративно-политического строя. Они выступали за право белорусского народа занять в России такое же место, как и другие более или менее крупные народности. Члены группы «Гомон», например, считали необходимым издание специального печатного органа и создание самостоятельной областной революционной организации.

В середине 80-х годов ХІХ века подпольные организации белорусских народников были разгромлены; в 90-х годах в народническом движении господствующим стало либеральное направление. Его лидеры отказались от революционных методов борьбы и главное внимание обращали на реформирование земельного законодательства с целью увеличить крестьянское землевладение и сохранить общину в деревне. Таким методом они надеялись решить аграрный вопрос. Вместе с тем белорусские либеральные народники интересовались историей и культурой своего края, способствовали развитию национального самосознания белорусов.

Дальнейшее развитие идеи белорусской государственности  получили в деятельности таких представителей интеллигенции, как Ф.Богушевич, А.Гуринович, Е.Карский. Известный белорусский ученый-историк Михаил Довнар-Запольский (1867-1934 гг.) с позиции исторических, географических и этнографических подходов рассмотрел процесс зарождения и формирования белорусского этноса. По этой проблеме им написаны «Очерки истории Кривичской и Дреговичской земель до конца ХІІІ века», «Государственное хозяйство Великого княжества Литовского при Ягелонах», «Очерки по истории западнорусского крестьянства в ХVІ веке», «Народное хозяйство Белоруссии. 1861-1914 гг.» и другие. Творческое наследие М.Довнар-Запольского позволило преодолеть традиционные великодержавные взгляды на историю Белоруссии, предложило новые подходы к исследованию «старых проблем» с позиции не только теоретического исследования, но и общественного развития, к изучению не только истории народа, но и самого народа как носителя и творца своей самобытной судьбы.

 В результате глубоких  научных исследований в области  филологии, этнографии, истории,  экономики, фольклористики к концу  ХІХ - началу ХХ века сформировались основные концептуальные положения белорусской национальной идеи. Она исходит из того, что белорусский народ:

- является самостоятельной  нацией, имеющей славянские корни  и полное право на свое существование  и развитие;

- обладает особой этнографией  и культурой, в основе которой  лежат самостоятельные, присущие  только ему традиции народного  литературного наследия;

- имеет свою древнюю  историю, насыщенную славными  и драматическими событиями, борьбой  за свое самостоятельное существование  и развитие;

- имеет свой язык, который  является древним и характеризуется  своими филолого-фонетическими особенностями,  который выступает как самостоятельный,  самобытный национальный язык, отражающий  ценности и мировоззрение целого  народа.

В конце ХІХ - начале ХХ века на территории белорусских губерний (как и по всей Российской империи) наблюдался рост политической активности народных масс. Увеличилось число экономических и политических забастовок, участников различного рода демонстраций, активизировалась деятельность политических партий и организаций. В начале прошлого века в белорусских губерниях действовали такие политические партии, как РСДРП, социалистов-революционеров (эсеры), социал-демократия Королевства Польского и Литвы, Еврейская независимая рабочая партия, Литовская социал-демократическая партия и другие.

В 70-80-е годы XIX века на территории Беларуси начали действовать марксистские группы, тесно связанные с формированием  рабочего класса и развитием социал-демократического движения. Первый марксистский кружок в Беларуси был создан студентом  Э. Абрамовичем (1884 г.), а в 1898 году в  Минске состоялся 1 съезд РСДРП. Идеи о пролетарской революции и построении новою социалистического общества стали господствующими в общественно-политической мысли белорусских земель. Кроме этого, общественная мысль Беларуси оказалась под влиянием различных национальных организаций, возникших в конце XIX – начале XX века: Бунда (Всеобщего еврейского рабочего союза в Литве, Польше и России), Литовской социал-демократической партии, Польской социалистической партии, Рабочей партии политического освобождения России, Социал-демократии Королевства Польского и Литвы и др. Все эти революционные нелегальные кружки, партии вели свою пропаганду, распространяли литературу и газеты, руководили манифестациями, стачками. Значительным событием в жизни белорусских земель стало создание в 1903 году национальной партии — Белорусской Социалистической Громады. Ее члены наряду с социалистическими идеями выдвигали требования национально-культурного возрождения Беларуси, предоставления ей государственной автономии с местным сеймом в Вильно в составе будущей Российской демократической республики. Определенную роль в развитии общественной мысли Беларуси сыграли издаваемые БСГ газеты — «Наша Доля». «Наша Нива», а также другие периодические издания: «Северо-Западный край», «Минский листок», календари, агитационные брошюры.

На развитие общественно-политической мысли значительно повлияло и  творчество известных белорусских  писателей и поэтов Янки Купалы, Якуба Колоса, Максима Богдановича, Алеся Гаруна, Максима Гарецкого, Элоизы Пашкевич с общедемократическими (уничтожение самодержания, демократизация общественной жизни, ликвидация помещичьего землевладения, наделение крестьян землей и т.д.) и национальными требованиями (свободное развитие белорусской культуры и языка, расширение национального просвещения), а также исследования в области истории, этнографии, фольклора, географии Беларуси таких известных ученых, как Я.Ф. Карский, Б. Тарашкевич, М.Я. Никифоровский, В. Ластовский, М. Федоровский, М.А. Янчук и т.д.

До февральской революции 1917 года этническое возрождение белорусов  наталкивалось на многочисленные препятствия. Государственная власть, православная церковь шовинистическая печать, официальная школа, русские и  польские партии и организации действовали  в направлении дальнейшей ассимиляции  белорусов. Только после свержения  самодержавия появились условия  для расширения деятельности национальных организаций, для подъема белорусского национального движения, разработки идей о белорусской государственности. До октября 1917 года белорусское национальное движение твердо стояло за автономию Беларуси в составе России. В дальнейшем, когда значительная часть территории Беларуси была оккупирована германскими войсками и началась гражданская война, различные политические силы изменили свои подходы к проблеме национально-государственного строительства, что привело к провозглашению Беларуси национальным государством (1918-1919 гг.) в форме БНР и БССР, а также объединенной Литовско-Белорусской республики. белорусский национальный движение социалистический

Конец XIX - начало ХХ вв. - время  создания и становления политических партий. На территории Беларуси возникали  и действовали общероссийские и  местные национальные партийные  организации. На II съезде РСДРП (1903 г.) была принята программа этой партии. Она  предусматривала свержение самодержавия, установление демократической республики, а позже - и диктатуры пролетариата путем социалистической революции. На съезде партия раскололась на большевиков (сторонников В.И. Ульянова (Ленина) и меньшевиков (сторонников Ю. Мартова). Большевики выступали за проведение буржуазно-демократической и сразу социалистической революции и установление диктатуры пролетариата. Меньшевики считали, что в России должна победить буржуазно-демократическая революция и страна будет развиваться по буржуазному пути, а затем путем реформ перейти к социализму. В январе 1904 г. был организован Полесский комитет РСДРП, который объединил социал-демократические группы Гомеля, Могилева, Орши, Шклова, Быхова и др. В марте 1904 г. был создан Северо-Западный комитет, который объединил Минскую, Виленскую, Витебскую, Бобруйскую и другие группы РСДРП.

В конце 1901 - начале 1902 гг. была создана партия социалистов-революционеров. В 1902 г. в ее состав вошла Рабочая  партия политического освобождения России, которая базировалась в Минске. В своей деятельности эсеры выступали  за демократическую республику, проведение социализации земли; средством достижения цели считали террор. Эсеровские организации  действовали в Минске, Витебске, Вильно, Гомеле, Бобруйске и других городах. В 1904 г. был создан Северо-Западный областной комитет, которому подчинялись  эсеровские организации на территории Беларуси и Смоленской губернии.

В начале ХХ в. в Беларуси имела влияние Польская социалистическая партия (ПСП). Ее главной задачей было возрождение независимого польского государства. Местные группы образовали Польскую социалистическую партию в Литве (1902 - 1906 гг.), которая требовала самостоятельности Литвы-Беларуси с учредительным собранием в Вильно.

Активно действовал Бунд. Его  организации существовали по всей Беларуси. С 1901 г. Бунд провозгласил себя единственной национальной партией еврейского пролетариата. В 1905 г. была сформирована «Сионистко-социалистическая рабочая партия», которая имела целью создать «отдельное еврейское социалистическое общество». Параллельно шел процесс формирования партии социал-сионистского направления «Паолей-Цион». Они хотели создать самостоятельное еврейское государство в Палестине. В 1901 г. в Минске была создана Еврейская независимая рабочая партия (ЕНРП), которая должна была защищать самодержавие. Она ставила своей задачей подъем экономического и культурного уровня еврейского пролетариата. Это была попытка властей контролировать еврейское рабочее движение. ЕНРП стала активным проводником сионизма. Неслучайно власти в 1902 г. разрешили провести в Минске Всероссийский съезд сионистов.

Начало ХХ. в. отмечено подъемом белорусского национального движения. Однако слабость белорусской буржуазии не позволила ему оказать решающее влияние на развитие общественно-политических процессов в Беларуси. Особенность Беларуси была в многонациональном составе городов, где белорусы составляли меньшинство населения. Поскольку подавляющую часть белорусского населения составляли крестьяне, развитие национального движения шло под флагом неонароднических идей «крестьянского социализма». Вначале на первый план выдвигались культурно-просветительские идеи, которыми заинтересовалась некоторая часть белорусской молодежи.

В 1902 г. в Петербурге студенты из Беларуси Антон и Иван Луцкевичи создали Кружок белорусского народного просвещения и культуры, который пропагандировал национальную культуру, вел поиск путей ее возрождения. В конце 1902 - начале 1903 гг. представители белорусских народных кружков организовали Белорусскую революционную громаду (БРГ). Братья Луцкевичи, В. Ивановский, Э. Пашкевич (Тетка), К. Кастравицкий, А. Бурбис и др. выступили с идеей создания социально-политической организации трудового народа. В 1903 г. на первом съезде партия была переименована в Белорусскую социалистическую громаду (БСГ). Этот съезд принял программу партии, которая декларировала необходимость ликвидации самодержавия и капиталистического строя. БСГ выступала за переход всех основных средств производства, земли в общественную собственность, право каждого человека на обработку земли без использования наемного труда, восьмичасовой рабочий день, бесплатную медицинскую помощь. В политической области она требовала равноправия людей, прямого, всеобщего, равного избирательного права с тайным голосованием, свободы печати, слова, собраний и т. д. БСГ выступала за национальную свободу, признание прав всех народов на автономию, создание независимых демократических республик.

Информация о работе Развитие народного движения в Беларуси