Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 23:08, контрольная работа
1. Для средневековой науки характерно было выделение свободных искусств, что составляет заимствование из древнеримской культуры. Марциан Капелла (V в.) в книге «Сатирикон, или о бракосочетании филологии и Меркурия» выделял 7 искусств: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.
2. Средневековый Восток был богаче и культурнее. Столица арабского халифата - Багдад - была украшена роскошными дворцами халифа и его визирей, шумные базары заполняла пестрая разноязычная толпа. Арабские купцы снаряжали караваны и морские суда, в городах выделывались богатые ткани, ковалось замечательное оружие, изготовлялись золотые и серебряные украшения. Восток славился пряностями и сладостями, ароматическими веществами. Это был совсем другой мир, мир роскоши и богатства, построенный на труде рабов и крепостных. В этом мире могла найти приют и дать толчок новым знаниям гонимая христианской церковью наука древности.
3. Основной прогресс в области естественных наук в Европе в этот период шел по линии обобщения и осмысления накопленной информации.
Развитие наук в средневековой Европе.
2. Наука на средневековом Востоке.
3. Особенности средневековой науки.
4. Задание.
5. Список использованной литературы.
Развитие наук в Средние века
1. Развитие наук в средневековой Европе.
2. Наука на средневековом Востоке.
3. Особенности средневековой науки.
4. Задание.
5. Список использованной литературы.
1. Развитие наук в средневековой Европе
Европейское средневековье
долгое время считалось эпохой дикости,
невежества и технического застоя.
Между тем, именно этой эпохе человечество
обязано таким выдающимся достижениям,
как изобретение
В средневековье в
Европе сложились такие социально-
Для средневековой науки характерно было выделение свободных искусств, что составляет заимствование из древнеримской культуры. Марциан Капелла (V в.) в книге «Сатирикон, или о бракосочетании филологии и Меркурия» выделял 7 искусств: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.
Все свободные искусства делились на две части, образуя «тривиум» и «квадривиум». В тривиум входили: грамматика, риторика, диалектика (логика). Квадривиум образовывали арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Следующий шаг в развитии образования делает Кассиодор (487-575 г.г.) - придворный короля Теодориха. В своём трактате «Руководство к божественной и мирской словесности, или об искусствах и научных дисциплинах» он предлагал соединить все науки с христианством, т.е. «…точное понимание Писания возможно только при обладании начальным знанием. Поэтому церковь должна контролировать развитие науки и образования. Происходит подчинение науки религией, идеологизация науки».
В раннем средневековье Парижский университет стал центром культурной и идейной жизни средневековья. У истоков его образования стояли Пьер Абеляр (1079-1142 г.г.), Пётр Ломбардский, Жильбер де ля Порре (1076 - 1154 г.г.) и др.
Обучение в Университете было длительным. Студент ещё в молодые годы (в 12 лет) должен был поступить на факультет свободных искусств. В 18 лет он получал звание «бакалавр свободных искусств». После этого он мог обучаться на теологическом факультете и после 8 лет обучения получить звание «бакалавра теологии». Затем бакалавр теологии под руководством магистра 2 года должен был заниматься комментированием Священного Писания и 2 года - комментированием «Сентенций» - свода теологического знания. После этого (в 30 лет) он становился «полным бакалавром». Затем 4 года он должен был принимать участие в диспутах и произносить проповеди. Только после этого он получал (в 34 года) право на чтение лекций и из бакалавра становился магистром теологии.
В средневековой науке существовало три тенденции.
Джованни Фаданца (Бонавентура) (1221-1274 г.г.) отстаивал тезис о том, что всякое знание - теологическое.
Сигер Брабантский (1235-1282 г.г.) отстаивал идеи о различии теологического и научного знания и автономии науки от теологии.
Промежуточную позицию занимал Фома Аквинский (1224-1274 г.г.). Он признавал различие между теологическим и научным знанием, но объявил теологическое знание более высоким. Фома Аквинский также признавал разделение знания на три сферы, но отстаивал тезис об их автономии и независимости. «Это не значит, что они равноправны с теологией. У них - разная возможность в постижении истины. Наиболее высокими истинами обладает теология»: утверждал он.
Впервые разделение знания на три сферы - теологию, философию и науку - ввёл Альберт фон Больштедт (Великий) (1193-1280 г.г.), но он считал, что это всё в целом христианское знание. Поэтому теология - выше науки и философии и последние не могут быть автономными, независимыми от теологии.
В основном, проблематика соотношения теологии, философии и науки - традиционное направление исследований Парижского университета. Но в Средневековье наряду с Парижским университетом сложился второй центр культуры, в Англии - Оксфорд. Здесь в основном изучали древние языки, математику, астрономию наряду с теологией. Именно для этой школы характерно обращение к «опыту». «Опыт» - отношение теолога к богу, и отношение учёного к природе. Существует сфера физического познания - отношение к природе и сфера религиозного опыта - мистическое озарение. Отсюда - есть наука, и есть теология.
Во многом «тормозом» развития науки выступила идеология - религия, христианство. Попытки освободиться от влияния христианства предпринимались на всём протяжении средневековья, особенно в период его упадка, но эти попытки были непоследовательными. Одной из таких попыток выступало учение о двойственности истин: есть истины божественные, истины Писания, и есть истины научные. Но высшие истины - истины теологии.
Научная мысль и развитие науки в средневековой Европе отставали от развития культуры арабского Востока. В конце X в. библиотека Фатимидов в Каире насчитывала более 600 000 томов. Знаменитая библиотека Сорбонны к 1340 г. имела у себя только 1720 изданий.
2. Наука на средневековом Востоке
Западная Европа в эпоху раннего средневековья представляла унылую картину. Редкие деревушки и еще более редкие помещичьи усадьбы были отдельными мирками, слабо связанными между собой, феодал получал все необходимое от своих крепостных, съестные припасы, одежду, обувь, оружие.
Вся духовная жизнь средневековья, просвещение, искусство, наука — была подчинена церкви.
Средневековый Восток был богаче и культурнее. Столица арабского халифата - Багдад - была украшена роскошными дворцами халифа и его визирей, шумные базары заполняла пестрая разноязычная толпа. Арабские купцы снаряжали караваны и морские суда, в городах выделывались богатые ткани, ковалось замечательное оружие, изготовлялись золотые и серебряные украшения. Восток славился пряностями и сладостями, ароматическими веществами. Это был совсем другой мир, мир роскоши и богатства, построенный на труде рабов и крепостных. В этом мире могла найти приют и дать толчок новым знаниям гонимая христианской церковью наука древности.
Широкая торговля давала богатый материал для математических задач, дальние путешествия стимулировали развитие астрономических и географических знаний, развитие ремесла способствовало развитию экспериментального искусства. Поэтому новая математика, удобная для решения вычислительных задач, берет начало на Востоке.
Хорезмиец Абу Абдалла Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми (780 – 850 г.г.), работавший в эпоху просвещенного халифа аль-Мамуна, был автором арифметики и трактата по алгебре. Из арифметического трактата Европа познакомилась с индийской позиционной системой чисел и употреблением нуля, арабскими цифрами, арифметическими действиями с целыми числами и дробями. Алгебраический трактат Хорезми дал имя новому разделу математики — алгебре («Аль-Джабар») В трактате Хорезми решаются линейные и квадратные уравнения.
Последующие за Хорезми ученые развили новые идеи, заимствовав их, в свою очередь, у индийских математиков, и в XII в. в Европе уже появляются переводы трактатов Хорезми и других восточных авторов. К началу научной революции Коперника - Галилея новая нумерация, алгебра и тригонометрия были не только освоены, но и развиты европейскими учеными.
Значительный вклад в развитие естественных наук внес Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни (Бируни). Он производил точные определения плотностей металлов и других веществ с помощью изготовленного им «конического прибора». «Конический прибор» Бируни представлял собой сосуд, суживающийся кверху и оканчивающийся цилиндрической шейкой. Посредине шейки было проделано небольшое круглое отверстие, к которому была припаяна изогнутая трубка соответствующего размера. В сосуд наливали воду. Куски металла, плотность которого определялась, опускали в сосуд, из которого через изогнутую трубку выливалась вода в объеме, равном объему исследуемого металла. Шейка была достаточно узкой («шириной с мизинец»), чтобы «подъем воды был заметен и при опускании того, что по объему равно зерну проса». Сама же трубка после ряда опытов была заменена желобком, чтобы вода по нему стекала без задержки. По измерениям Бируни плотность золота, переведенная на современные единицы измерения, равна 19,5, ртути -13,56.
При сравнении с современными данными результаты Бируни оказываются весьма точными. К сожалению, они стали известны в Европе очень поздно. Русский консул в Америке Н. Ханыков в 1857 г. нашел рукопись аль-Хазини под названием «Книга о весах мудрости» В этой книге приведены извлечения из книги Бируни «Об отношениях между металлами и драгоценными камнями в объеме», содержащие описание прибора Бируни и полученные им результаты.
Сам аль-Хазини продолжал исследования, начатые Бируни, с помощью специально сконструированных им весов, которые он назвал «весами мудрости». Их основными частями являлись градуированное коромысло, и пять чашек, которые можно было передвигать по коромыслу и подвешивать одну под другой. Аль-Хазини так описывал эти весы:
• отличают изменение веса на один мискаль (4,464 г), хотя полная нагрузка составляет 1000 мискалей;
• отличают чистый металл от подделки;
• дают сведения о компонентах металлических тел без отделения одного от другого;
• позволяют определить вещество взвешиваемого предмета по его виду, отличаясь от других весов, которые не отличают золото от камня.
Таким образом, «весы мудрости» позволяли решать ряд практических задач: определять чистоту металла, распознавать сплавы, устанавливать истинную ценность денежной монеты, отличать подлинные камни от подделок.
Замечательны практические указания, приведенные Бируни о воде, применяемой при определениях плотности. Он указывал на необходимость пользоваться водой из одного и того же источника, в одних и тех же условиях «в связи с воздействием на ее свойства четырех времен года и зависимостью ее от состояния воздуха». Таким образом, Бируни знал, что плотность воды зависит от содержания в ней примесей и от температуры.
Бируни производил также точные астрономические и географические измерения. Он наблюдал и описал изменение цвета Луны при лунных затмениях, явление солнечной короны при полных затмениях Солнца. Бируни вел обширную переписку со знаменитым ученым, древнего города Хорезма, Абу Али ибн Синой (Авиценной, 980—1037 г.г.), с которым он обсуждает ряд естественнонаучных вопросов и физику Аристотеля. Бируни резко критикует многие утверждения Аристотеля, тогда как Абу Али ибн Сина выступает в роли защитника Аристотеля.
Священные знания древних лекарей стали одним из важных источников учения Абу Али ибн Сины (Авиценны). Его произведение «Канон врачебной науки» во многом основывается на астрономических наблюдениях, явлениях, происходящих в космическом пространстве, и их неразрывной связи с человеком. В этом фундаментальном труде Авиценны описано воздействие лунных фаз на состояние человека, особо подчеркивается зависимость результатов лечения от времени применения лекарств.
Восточные народы издревле использовали целебную силу растений. Выдающийся врач Авиценна тысячу лет назад завещал своим потомкам изучать и активно применять лекарственные травы и коренья. Многие из лекарственных растений, описанных в трудах Авиценны, обобщающих многовековой опыт, использовались еще во времена древних целителей Галена, Диоскорида и Теофраста.
Народные лекари многих
стран на протяжении многих столетий
использовали рекомендации Авиценны.
Но и в нашей современной
Авиценна в своих трудах часто упоминал о многих других растениях, произрастающих в Туркменистане. Например, о мандрагоре, солодке, шиповнике, афитимуне (повилике) и т.п.
В поэме о медицине (урджуза) Авиценна пишет:
Лекарства я подробно описал,
Характер свойств, мизаджей и начал.
Одни принять вовнутрь лекарства нужно,
Другие применяются наружно.
Того, что исцеляет, в мире есть
Немало, снадобий не перечесть.
Все важно:
местожительство, природа,
Цивилизация и время года.
Все изучи, описанное мной,
И организму дай мизадж иной.
Большое развитие оптики, как науки способствовали труды Алхазена. Он занимался исследованием преломления света, разработал метод измерения углов преломления и показал экспериментально, что угол преломления не пропорционален углу падения. Хотя Алхазен не нашел точной формулировки закона преломления, он существенно дополнил результаты Птолемея, показав, что падающий и преломленный лучи лежат в одной плоскости с перпендикуляром, восстановленным из точки падения луча. Алхазену было известно увеличивающее действие плоско-выпуклой линзы, понятие угла зрения, его зависимость от расстояния до предмета. По продолжительности сумерек он определил высоту атмосферы, считая ее однородной.
«Книга оптики» Алхазена
была переведена на латинский язык
в XII в. Однако считалось, что это
сочинение — копия труда
Большой вклад в развитие системы счисления и нумерации внесли индийские ученные. Современная десятичная позиционная система счисления возникла на основе нумерации, зародившейся не позднее 5 в. в Индии. До этого в Индии имелись системы счисления, в которых применялся не только принцип сложения, но и принцип умножения (единица какого-нибудь разряда умножается на стоящее слева число). Аналогично строились старо-китайская система счисления и некоторые др. Если, например, условно обозначить число 3 символом III, а число 10 символом X, то число 30 запишется как IIIX (три десятка). Такие системы счисления могли служить подходом к созданию десятичной позиционной нумерации.