Развитие наук в Средние века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 23:08, контрольная работа

Описание работы

1. Для средневековой науки характерно было выделение свободных искусств, что составляет заимствование из древнеримской культуры. Марциан Капелла (V в.) в книге «Сатирикон, или о бракосочетании филологии и Меркурия» выделял 7 искусств: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.
2. Средневековый Восток был богаче и культурнее. Столица арабского халифата - Багдад - была украшена роскошными дворцами халифа и его визирей, шумные базары заполняла пестрая разноязычная толпа. Арабские купцы снаряжали караваны и морские суда, в городах выделывались богатые ткани, ковалось замечательное оружие, изготовлялись золотые и серебряные украшения. Восток славился пряностями и сладостями, ароматическими веществами. Это был совсем другой мир, мир роскоши и богатства, построенный на труде рабов и крепостных. В этом мире могла найти приют и дать толчок новым знаниям гонимая христианской церковью наука древности.
3. Основной прогресс в области естественных наук в Европе в этот период шел по линии обобщения и осмысления накопленной информации.

Содержание работы

Развитие наук в средневековой Европе.
2. Наука на средневековом Востоке.
3. Особенности средневековой науки.
4. Задание.
5. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Развитие наук в Средние века.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Десятичная позиционная  система счисления даёт принципиальную возможность записывать сколь угодно большие числа. Запись чисел в  ней компактна и удобна для  производства арифметических операций. Поэтому вскоре после возникновения десятичная позиционная система счисления начинает распространяться из Индии на Запад и Восток. В IX в. появляются рукописи на арабском языке, в которых излагается эта система счисления, в X в. десятичная позиционная нумерация доходит до Испании, в начале XII в. она появляется и в других странах Европы. Новая система счисления получила название арабской, потому что в Европе с ней познакомились впервые по латинским переводам с арабского. Только в XVI в. новая нумерация получила широкое распространение в науке и в житейском обиходе. В России она начинает распространяться в XVII в. и в самом начале XVIII в. вытесняет алфавитную. С введением десятичных дробей десятичная позиционная система счисления стала универсальным средством для записи всех действительных чисел.

 

 

 

3. Особенности  средневековой науки

 

В период позднего средневековья (XIV—XV вв.) постепенно осуществлялся  пересмотр основных представлений  античной естественнонаучной картины  мира, и складывались предпосылки для создания нового естествознания, новой физики, новой астрономии, возникновения научной биологии. Такой пересмотр связан, с одной стороны, с усилением критического отношения к аристотелизму, а с другой стороны, с трудностями в разрешении тех противоречий, с которыми столкнулась схоластика (средневековая университетская наука; от слова shola – школа) в логической интерпретации основных религиозных положений и догматов. Одно из главных противоречий, попытки разрешения, которого приводили к «разрушению» старой естественнонаучной картины мира, состояло в следующем: как совместить аристотелевскую идею замкнутого космоса с христианской идеей бесконечности божественного всемогущества?

Римско-католическая церковь  с самого начала установила монополию  на интеллектуальное образование, она использовала некоторые знания античности при организации епископских и монастырских школ.

В период средневековья  в Европе были основаны: во Франции  Парижский Университет, в Италии знаменитые школы, как Болонская  юридическая и Салеринская медицинская и Неопалитанский университет, Оксфордский и Кембриджский университеты в Англии, Саламанский университет в Испании. В конце XV в. в Западной Европе насчитывалось уже 65 университетов. Занятие в университетах обычно проходили в форме лекций: профессора и магистры читали и комментировали труды авторитетных церковных и античных авторов. Устраивались публичные диспуты на темы богословского и философского характера,  в которых участвовали профессора, нередко на них выступали студенты. Преподавание в средневековых университетах велось на латинском языке.

Наука в середине века была в основном книжным делом, она  опиралась главным образом на абстрактное мышления. При непосредственном обращении к природе она пользовалось, как правило, методами наблюдения и эксперимента; видела свою цель не в том, чтобы способствовать преобразованию природы, а стремилась понять мир таким, каким он предстает в процессе созерцания, не вмешивающегося в естественных ход событий и не руководствующегося соображениями практической пользы.

Алхимия представляло собой  специфический феномен средневековой  культуры - нечто целостное, включающее в себя  такие компоненты, как  научные обобщения и фантазии, рациональная логика и мифология. Алхимический рецепт - это форма познания природы, связанная с особенностями средневекового мышления.

Основной прогресс в  области естественных наук в Европе в этот период шел по линии обобщения  и осмысления накопленной информации. Так, немец Агрикола I (1494-1555 г.г.) собрал и систематизировал сведения о рудах и минералах и описал технику горнорудного дела. Швейцарец Конрад Геснер (1516-1565 г.г.) составил фундаментальный труд «История животных». Появились первые в европейской истории многотомные классификации растений, в Европе были заложены первые ботанические сады. Знаменитый швейцарский врач Ф.А. Парацельс (1493-1541 г.г.), основоположник гомеопатии, изучал природу человеческого организма, причины болезней, методы их лечения. Весалий (1514-1564 г.г.), родившийся в Брюсселе, учившийся во Франции и Италии, автор труда «О строении человеческого тела», заложил основы современной анатомии, и уже в XVII в. идеи Весалия были признаны во всех европейских странах. Английский ученый Уильям Гарвей (1578-1657 г.г.) открыл кровообращение у человека. Большую роль в развитии методов естествознания сыграл англичанин Френсис Бэкон (1564-1626 г.г.), утверждавший, что истинное знание должно основываться на опыте.

В области физики можно  назвать целый ряд великих  имен. Это Леонардо да Винчи (1452-1519 г.г.). Гениальный ученый, поэт и художник, он составил технические проекты, намного опередившие его время чертежи механизмов, станков, аппаратов, включая проект летающей машины. Я считаю, что по достижениям и открытиям Леонардо да Винчи можно было бы написать в отдельную работу, т.к. описания всех изобретений сделанных им заняли бы всю контрольную работу.

Крупный вклад в развитие физики внес итальянец Галилео Галилей (1564-1642 г.г.), активно изучавший кинематику, динамику, сопротивление материалов, акустику, гидростатику. Однако еще большую известность он получил как астроном. Он впервые сконструировал телескоп и впервые в истории человечества увидел громадное количество звезд, невидимых для невооруженного глаза, горы на поверхности Луны, пятна на Солнце. Его предшественником был польский ученый Николай Коперник (1473-1543 г.г.), автор знаменитого труда «Об обращении небесных сфер», в котором он доказывал, что Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вместе с другими планетами вокруг Солнца. Взгляды Коперника были развиты немецким астрономом Иоганном Кеплером, которому удалось сформулировать законы движения планет. Идеи эти разделял и Джордано Бруно, утверждавший, что мир бесконечен и что Солнце является лишь одной из  бесконечного числа звезд, которые, как и Солнце, имеют планеты, подобные Земле.

В эпоху Средних веков  возросло влияние церкви на все сферы  жизни общества. Европейская наука  переживала кризис вплоть до XII-XIII вв. В  это время эстафету движения научной  мысли Древнего Мира и античности перехватил Арабский мир, сохранив для человечества выдающиеся труды ученых тех времен. Ф. Шиллер писал, что арабы как губка впитали в себя мудрость античности, а затем передали его Европе, перешедшей из эпохи варварства в эпоху Возрождения.

Арабский мир дал  человечеству много выдающихся ученых и организаторов науки. Так, например, аль-Хорезми был выдающимся астрономом и одним из создателей алгебры; Бируни - выдающийся естествоиспытатель, астроном, историк, географ, минералог; Омар Хайям - философ и ученый, более известный как поэт; Улугбек - великий астроном и организатор науки, один из наследников Тимура Улугбек, а также Джемшид, Али Кушчи и многие другие ученые. Труды Абу Абдалла Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми, вошедшем в историю культуры как крупнейший ученый первой половины IX века сыграли огромную роль в развитии математики и естествознания, вначале в обширном регионе распространения арабо-язычной культуры, а затем - с XII века после перевода его сочинений на латинский язык - и в Европе. Тот период в истории отечественной культуры и науки можно с полным основанием охарактеризовать как центрально-азиатский ренессанс, или эпоху возрождения, ведь тогда в этом регионе функционировали крупные научные центры и работали выдающиеся ученые своего времени.

Хорошо известно, что  в средние века город Мерв был центром культуры и научной мысли. Правители того времени всячески поддерживали развитие наук и искусства. Именно поэтому труды ученых, работавших в Мерве, оказали большое влияние на последующее формирование научных школ Востока и Запада, поскольку в Мерве работали не только туркмены, но и греки, арабы, евреи и представители других национальностей.

Я считаю, что ученые средневековья  являлись «универсальными» учеными, т.к. занимались одновременно разными науками. Таким образом, большая наука того времени объединяла талантливых людей, независимо от их национальности. Это подтверждает известную мысль о том, что в странах, где успешно развивается наука, царит дружба и согласие, наблюдается рост благосостояния народа, культура и искусство достигает невиданных высот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Гайденко В.П., Смирнов Г.A. «Западноевропейская наука в средние века», -М., 1989 г.

2. Маркова А.Н. «Культурология. История мировой культуры», -М.,  1995 г.

3. Заковский И.С. «Проблемы средневековой науки и культуры», -М., 1981 г.

4. Зайцев Е.А. «Вопросы истории естествознания и техники», -М., 1994 г.

5. Агибалова Е.В. «История средних веков», -М., 1997 г.

6. Башмакова И. Г. и Юшкевич А. Г. «Происхождение систем счисления», -М., 1951 г.

7. Газета «Нейтральный Туркменистан», от 02.03.2002 г.


Информация о работе Развитие наук в Средние века