Развитие права Древней Руси Владимиром Мономахом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 19:34, контрольная работа

Описание работы

Цель нашей работы - выявление вклада в развитие права Древней Руси Владимиром Мономахом
Задачами данной работы:
- раскрыть личность Владимира Мономаха
- проанализировать развитие древнерусского права
- оценить вклад Владимира в развитие права

Файлы: 1 файл

контрольная ИОГП.docx

— 45.79 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Эпоха Владимира Мономаха - великое время. Князь был крупнейшим политическим и военным деятелем Руси XI и XII веков, и вместе с тем, выдающимся писателем, чьи произведения строго следовали его политической программе и направлению его покровительства литературной летописной законодательной работе своего времени и пропаганде политических идей. Стремясь к миру и добровольному единству Руси при одновременном наличии многих ее «держателей», Владимир Мономах покровительствовал летописанию, напоминая об историческом единстве княжеского рода  и пропагандируя легенду о происхождении всех русских князей от  одного князя - Рюрика.

Выступая  за мир на основе договорных начал между князьями и принципа отчинного начала, Владимир Мономах стремится по возможности смягчить также и социальные противоречия.

Цель нашей  работы - выявление вклада в развитие права Древней Руси Владимиром Мономахом

Задачами  данной работы:

- раскрыть личность Владимира Мономаха

- проанализировать развитие древнерусского права

- оценить вклад Владимира в развитие права

Актуальность  работы

 Владимир Мономах  - крупнейшая фигура в истории  Древней Руси. Он сумел сплотить  разваливающееся государство и  на значительное время ликвидировать  половецкую угрозу. Н. И. Костомаров  отмечал, что около имени Владимира «вращаются почти все важные события русской истории во второй половине XI и в первой четверти XII века»

Историографический  обзор

Многие исследователи   фигуру  Владимира Мономаха делают центральной в своих работах.  Они говорят о князе  как  об умном, добром человеке, мудром и  справедливом политике, и все они  сходятся в том мнении, что сын  Всеволода, любимейшего из сыновей  Ярослава по справедливости может называться ярким представителем своего времени.

Основным источником, содержащим сведения о Владимире Мономахе, является «Повесть временных лет», в которой  ему отведена особая роль, и летописец  стремился, чтобы это было замечено читателем. Владимир  - современник летописца, описание его жизни даже не завершено в пределах «Повести временных лет». Мономах по летописи - это последовательное воплощение идеала русского князя, всегда способного поступиться Личными интересами во имя интересов Русской земли. Разумеется, такой образ мог сложиться в значительной степени при «настойчивом содействии самого Владимира. В 1116 г. Мономах изъял летопись из прославленного Печерского монастыря и передал ее на переделку. Результатом Мономах остался недоволен и поручил сыну Мстиславу наблюдать за новой переделкой, законченной к 1118 г. Всю эту историю переработок и редактирования детально выяснил А. А. Шахматов.

Еще одним источником является Пространная правда. Ее  списки сохранились в наибольшем количестве (свыше 100). Пространные списки в несколько раз по тексту длиннее кратких и заключают большое количество новых статей. Некоторые исследователи (М.Н.Тихомиров, А.А.Зимин) полагали, что Пространная Правда была, прежде всего памятником новгородского гражданского законодательства, а позже его нормы стали общерусскими. Собственно уставу Владимира посвящены статьи 53-121. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и другое имущество. Отдельные нормы Пространной Правды определяли порядок передачи имущества по наследству, заключения договоров.

Боханов А.Н. в своей работе называет Владимира Мономаха самым  влиятельным правителем в истории  Киевской Руси. Особое внимание автор  уделяет портретной характеристике Владимира Мономаха.

Следует отметить работу Ю.В. Кривошеева. В своем исследовании автор попытался не  идеализировать образ князя,  а на основе сохранившихся  источников показать его  в различных  ситуациях его богатой на события  жизни: в военных походах и  в житейских буднях, на вершине  славы и могущества и в тяжелые  дни неудач.

В истории Руси Мономах выступил как первый серьезный реформатор. Он сумел устранить наиболее откровенные язвы складывающегося строя. Тем самым на время был достигнут социальный мир и упрочены основы самого этого развивающегося строя русской жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Личность Владимира  Мономаха

Владимир Мономах был  одним из самых образованных и  талантливых князей своего времени. Владимир автор не только законов, сказания о своей жизни, но и «Поучения», оставленного потомкам – выдающегося  произведения древнерусской литературы. В этом труде Владимир Мономах  говорит о том, что следует  хвалить Бога, но любить также и  человечество, что следует кормить  бедных, и не зарывать богатство  в кладах в земле, быть отцом сиротам, не давать сильным губить слабых. Владимир Мономах отменил смертную казнь, считая, что нельзя убивать ни правого, ни виноватого. «Бойтесь всякой лжи, пьянства и любострастия, равно гибельного для тела и души. В хозяйстве  сами прилежно за всем смотрите, не полагаясь  на помощников, да гости не осудят ни дому, ни обеда вашего. На войне будьте деятельны; служите примером для  воевод. Приветствуйте всякого человека, когда идете мимо. Любите жен своих, но не давайте им власти над собою. Леность - мать пороков: берегитесь ее. Да не застанет вас солнце на ложе»1 - вот некоторые из его поучений.

Владимир сделал на Днепре мост, часто ездил в Ростовскую и Суздальскую землю, выбрал прекрасное место на берегу Клязьмы, где основал город, назвал его Владимиром Залесским, окружил валом и построил там церковь. При Владимире Мономахе началось возведение каменных стен в Старой Ладоге и Новгороде. Время Мономахова княжения, было довольно спокойное и мирное в сравнении с другими временами, однако были некоторые бедствия: сильная засуха в 1124 году и сильный в Киеве пожар, который продолжался два дня, обратив в пепел большую часть города, монастыри, около 600 церквей и всю Жидовскую улицу. Народ с ужасом видел полное затмение солнца и звезды на небе в самый полдень. В южной России случились два землетрясения, а в северной страшная буря, которая срывала дом и потопила множество скота в Волхове.

Владимир Мономах был  женат три раза, по имени в истории  осталась известна только первая жена – Гита – дочь английского короля Гарольда. У князя было восемь сыновей: Мстислав, Ярополк, Вячеслав, Изяслав, Святослав, Роман, Андрей и Юрий. Из всех дочерей Мономаха по имени известны только три: Евфимия (жена венгерского короля Коломана), Мария (жена византийского царевича Льва) и Агафья, Умирая, Мономах передал царские регалии, шапку Мономаха на хранение сыну Юрию, княжившему в Ростовско-суздальской земле, и получившему в последствии прозвище Долгорукий. Юрий Долгорукий основал Москву, будущую новую столицу русского государства, поэтому передача ему шапки Мономаха является актом глубокого провидения князя Владимира2.

Следует отметить, что не все исследователи «героизировали»  личность князя. Такие историки, как  Соловьев С.М, Рыбаков Б.А. напротив выделяли качества, не характерные  для идеализации князя Владимира.

Соловьев С. М. «Владимир предстает перед нами живым человеком. Мы знаем но только то, как проводил он свой день, как организовывал порядок во дворце, как проверял караулы, как охотился, как молился или гадал на псалтыри. Мы знаем, что он бывал иногда и жесток: однажды вместе с половецкой ордой Читевичей (совсем как Олег „Гориславич") он взял Минск: „изъехахом город и не оставихом у него ни челядина, ни скотины"? Он мог, как мы помним, конфисковать личное имущество побежденного соперника. Мономах был, несомненно, честолюбив и не гнушался никакими средствами для достижения высшей власти. Кроме того, как мы можем судить по его литературным произведениям, он был лицемерен и умел демагогически представить свои поступки в выгодном свете как современникам, так и потомкам».

Рыбаков Б. А. «...Мономах весь в эпохе феодальной раздробленности. Его автобиография, советы его „Поучения" - не уникальные, а приспособлены к среднему и типическому, пропитаны компромиссом и бытом. Его жизнь не похожа на житие. Поучая, он ни сам не лезет в герои, ни от поучаемого читателя своего не требует невозможного. Печать скорее добросовестной умеренности и аккуратности как гарантия политической мудрости и хладнокровия лежит на всем облике этого одинаково удачливого князя-труженика и литературно удавшегося самому себе писателя. Мы видели уже, что он озаботился и о том, чтобы в летописании создать себе „хорошую прессу", оставить в памяти потомства о своей политической деятельности осмысленный, поучительный след»3.

 Несомненно, при всей неоднозначности в оценке князя, нельзя остаться равнодушным к данной личности. Это поистине человек-эпоха. Нельзя умалять и роли талантливого правителя, который показывал себя не только на военной арене и в ведении переговоров, но старался развивать письменность, литературу и искусство Киевской Руси.

 

2. Древнерусское право

Возникновение Древнерусского государства сопровождалось формированием древнерусского права. Отметим, что исторически первым источником, которого были правовые обычаи - нормы обычаев доклассового общества, санкционированные возникающим государством. Здесь мы можем встретить такие принципы как кровную месть, принцип талиона - «равным за равное». Совокупность этих норм летописи и иные древнейшие документы называют «Законом русским». Здесь необходимо сказать о  втором источнике права Киевской Руси - это собственное законотворчество раннефеодального государства в первые десятилетия его существования, обобщавшее судебную практику.  Следует отметить, что нормы Закона Русского учитывались великими киевскими князьями и при заключении договоров с Византией. Русская летопись донесла до нас тексты 3-х таких договоров: 911, 944 и 971 гг. Договоры регулировали торговые, союзные и военные отношения между двумя государствами, устанавливали разные виды наказаний за преступления (убийство, кражи, увечья), совершённые на чужой земле, разрабатывали процедуру возмещения убытков, выкупа пленных, наследования и др. Эти памятники демонстрируют довольно высокий уровень права не только Византийской империи, но и Руси, выступавших в них как равные партнеры. В текстах договоров 911 (ст. 5) и 944 (ст. 6) годов прямо указывается на существование уже к этому времени закона русского (в первом случае) и устава и закона русского (во втором), на основе которых законодатель разрешает спорные вопросы. Договоры 911, 944 и 971 гг. содержали нормы торгового права, например, правила регистрации отдельных товаров «наволок»4.

Третий источник древнерусского права – право византийское, его  рецепция (усвоение), а через него – частично и права римского. Крещение Руси (988 г.), усвоение христианской культуры, более тесное общение с Византией произвели настоящий переворот во всех сферах правовой жизни Древней Руси. Обычное право во многом прямо противоречило учению христианской морали и церковному праву и должно было подвергнуться пересмотру. С христианством на Русь пришла церковь со своими каноническими законами, со своими служителями, начиная с митрополитов-греков и кончая духовными лицами менее высокого ранга.

На протяжении двух последующих  столетий, XI и XII , Русь как прилежная  ученица усваивала чужое право, приспосабливая его к условиям местной  жизни. На Русь в то время хлынул поток переводной греческой литературы, как светского, так, главным образом, религиозного содержания. В этом потоке немаловажное значение занимали кодексы византийского права, которые стали изучаться и применяться и в законотворчестве, и в судебной практике. Первыми пришли сборники церковного права: Номоканон (законы и правила) Иоанна Схоластика, Номоканон патриарха Фотия. Переводы их получили на Руси название Кормчих книг (сборники канонических и юридических установлений).

Переворот, произведенный  в древнерусском обществе и праве  христианством и византийским правом, сказался, в первую очередь, на положении  церкви и церковных людей. Это  нашло отражение в церковных  уставах, принятых русскими князьями до нас дошли: Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, уставы новгородских князей Всеволода и Святослава и  др.

Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в. Уставы Владимира Святославича, Ярослава, внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право.

Устав Владимира определял  взаимоотношения княжеской власти с церковью. Он предусматривал установление налога в пользу церкви так называемая десятина. Во времена Владимира церковное  землевладение ещё не получило развития, поэтому тогда десятина являлась основным источником дохода духовенства. Церковь по Уставу получала право  суда в отношении духовенства  и всех людей подвластных церкви. Кроме того, перечислялись дела, которые рассматривались церковным  судом в отношении любых лиц. К компетенции церкви относились главным образом дела в области  семейно-брачных отношений.

Устав Ярослава посвящался главным образом семейно-брачным  отношениям, преступлениям против семьи  и нравственности. Встречались наказания  за эти деяния как бы двойственные и от; князя и от епископа. Почти  все наказания имущественного характера. Только в одном случае предусматривалась смертная казнь - ст. 13 Устава. В этой статье устанавливалась ответственность мужа за двоежёнство. Устанавливалось наказание 40 гривен в пользу епископа, а незаконная жена (как правило, молодая) заключалась в монастырь.

Наиболее же крупным памятником древнерусского права является Русская  Правда, сохранившая свое значение и в последующие периоды отечественной  истории.

Русская Правда составлялась на протяжении длительного времени (в Х1-Х11 вв.), но отдельные ее статьи уходят в языческую старину. Впервые ее текст был обнаружен В.Н.Татищевым в 1738 г. Русская Правда - первый свод законов Руси, которая вобрала в себя и обычное право, и право византийских источников, и законотворческую деятельность русских князей XI-XII вв. Русская Правда дошла до нас в более чем ста списках XIV-XVI вв., которые сильно отличаются друг от друга по составу, объёму, структуре. О происхождении этого законодательного памятника в литературе не выработано единого мнения, как, собственно, и о толковании его содержания. Учёные спорят об этом на протяжении более 250 лет, с того времени, когда в 1738 г. В.Н. Татищевым был обнаружен и подготовлен к печати первый список Русской Правды.5

Информация о работе Развитие права Древней Руси Владимиром Мономахом