Развитие судебной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 01:15, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе мы рассмотрим историю развития российской судебной системы, раскроем ее содержание, а затем определим направления развития судебной системы. Основные задачи:
1. Проследить историю развития судебной системы России начиная от Киевского периода и заканчивая СССР.
2. Описать судебную систему Российской Федерации.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………...1
1. Этапы становления судебной власти в России.………………………2
2. Судебная власть в Древнерусском государстве……………………..12
3. Судебная власть до буржуазных реформ……………………………..17
4. Судебная реформа 1864 года. Ее значения и последствия………….21
5. Судебная власть в советский период………………………………….24
6. Институт судебной власти на современном этапе…………………...27
Заключение …………………………………………………………………30
Литература ……………………………………………………………….....31

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Решение дел о контрреволюции и саботаже вменялось еще одному звену судебной системы – революционному трибуналу.

Упомянутым Декретом были ликвидированы адвокатура и  прокуратура, а деятельность мирового суда - приостановлена. Приостановленная деятельность мировой юстиции так и не возобновилась за все время существования советской государственности.

7 марта (22 февраля) 1918 года принят Декрет о суде  №2, создавший окружные суды, в  составе которых коллегии из  трех постоянных членов и четырех народных заседаний занимались гражданскими делами, а коллегии, состоящие из председателя и двенадцати народных заседателей, - по уголовным делам выносили решения о факте преступления и мере наказания.

Итог первому этапу  становления единого советского суда, унифицировавшего судебную систему, подвел документы от 30 ноября 1918 года, именуемый Положением о народном суде РСФСР. Народные суды комплектовались при активном участии советов и их исполнительных комитетов. Народные суды, состоящие из одного народного судьи и нескольких народных заседателей (количество народных заседателей для каждого суда определялось исполкомом), рассматривали уголовные, гражданские, административные дела по их территориальной и иных видах подсудности с учетом полномочий судов на рассмотрение определенных дел. В дальнейшем советская судебная система существенных изменений в принципах ее организации не претерпела, и всегда суд зависел от органов государственной власти.

10 июля 1934 года ЦИК СССР принял постановление, согласно которому дела о контрреволюционных преступлениях и против порядка управления передаются вновь организованным специальным коллегиям в составе председателей и двух членов суда, состоящим при Верховном суде СССР, верховных судах союзных республик, краевых и областных судах.

Дела об измене родине, шпионаже, терроре и диверсиях  подлежали рассмотрению военной  коллегией Верховного суда СССР и  военных трибуналов округов.

Дела о преступлениях  на железнодорожном и военном  транспорте должны были рассматриваться в Транспортной и Водной коллегиях Верховного Суда СССР, в линейных железнодорожных и водных судах. Учреждалась также Судебно-надзорная коллегия Верховного Суда СССР.

Все приговоры выносились обвинительные и предельно строгие. Партийная система считала суды своим придатком, который обязан реализовывать ее курс. Если какой-либо судья забывал о роли суда как партийно-чекистской системы, его отзывали, нередко следовало и более серьезное наказание.

Оправдательные приговоры  начали появляться в судах только в шестидесятых годах. До этого, начиная с 1917 года, уголовная ответственность и правила судопроизводства фактически определялось партийными установками. Судебная деятельность по гражданским делам также подверглась упрощенчеству и стала носить отчетливо выраженный репрессивный характер. Суды необоснованно возбуждали по гражданским делам уголовное преследование.

В описанной социальной обстановке и при тяжелом экономическом  положении стране пришлось еще пережить вражеское нашествие и войну 1941-45 годов.

Положение несколько улучшилось с принятием в 1959-1961 годах уголовных кодексов союзных республик.

В РСФСР 27 октября 1960 года принимается Верховным Советом  Закон о судоустройстве.

Особое место в судебной системе отведено районному (городскому) народному суду, поскольку он ближе всего стоит к населению и рассматривает основную массу (95 %) уголовных и гражданских дел. Поднимается роль общественности в борьбе с правонарушениями, создаются товарищеские суды и активизируется их деятельность, расширяются полномочия 10.

Административно-репрессивная система, возглавляемая партией большевиков, затем КПСС, не выпускала судей из-под своей бдительной опеки, ведь иначе суд мог бы пресечь ее произвол. Судьи должны были с полуслова улавливать волю власть имущих. От партийных и административных властей зависело избрание судей, размер должностного оклада, получение квартиры, путевки.

Провозглашенная независимость  судьями понималась как блеф. Председатели судов о работе судей отчитывались перед партийными бюро, на сессиях  советов, перед населением, обязаны были присутствовать на заседаниях партийных бюро. Вмешательство в работу судов, в конкретные дела давались на всех уровнях партийными комитетами и отдельными функционерами. Когда чересчур нагло проявлялось командование правоохранительными органами, с высших партийных инстанций раздавался окрик в виде Постановления ЦК КПСС «О дальнейшем укреплении социалистической законности и правопорядка, усилении охраны прав и законных интересов граждан» от 20.11.1986 года.

Таким образом, на протяжении очень долгого периода в России наблюдалось проведение в жизнь отдельных властных функций через суд, но суд как власть не рассматривался и в самостоятельную властную структуру не выделялся.

Просто российское государство  всех типов стремилось реализовывать  свою суть, провести свою деятельность при помощи права и судов, не поднимая их на должностную высоту и не придавая им особой значимости, не устанавливая законного статуса.

Даже принятый 4 августа 1989 года закон о статусе судей  в СССР не освободил судей и  суды от зависимости от местных и других властей. Закон не определял взаимоотношений между судьями и руководящей КПСС. Все также невозможно было стать судьей, не являясь членом КПСС или кандидатом в члены КПСС. Представление к избранию зависело от партийных органов, затем минюста и последнюю очередь от Верховного Суда.

При таком положении  ни о какой самостоятельной судебной власти, о подчинении суда закону не приходилось говорить. Судьи однако же мечтали об этом, поскольку на различных форумах можно было услышать, что цель деятельности судов - обеспечение режима законности, а не борьба с преступностью, т.к. суд не является репрессивным органом 11.

 

6. Институт  судебной власти на современном этапе

К сожалению, все еще  традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на

 

 

 

провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д. , они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам. (ст. 126).

Высший Арбитражный  Суд РФ является высшим судебным органом  по разрешению экономических споров. (ст. 127).

Конституционный Суд  призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ, о соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125).

В связи с принятием  России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и  на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

Суды, как и 10 лет назад, завалены делами, которые не рассматриваются годами. В СИЗО годами томятся люди, виновность которых еще не доказана. Тюрьмы по - прежнему переполнены. И так далее... Судебный департамент при Верховном суде РФ год от года численно растет, но при этом до сих пор нет даже единого регламента, определяющего порядок приема населения и работы канцелярий. Уж это никак не спишешь на недостаток финансирования 12.

Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов одна из важных задач России, конечно, по общему правилу, вытекающему из разделения властей, законодательная и исполнительная власти не должны подменять друг друга и не должны вторгаться в осуществление функций, зарезервированных за каждой из них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 На основании вышеизложенного  считаю, что судебная власть имеет  весьма объемную историю. В  своей работе я проследила  развитие судебной власти с  момента его зарождения и до сегодняшнего времени. Судебной власти в России осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Эти разновидности судопроизводства составляют основное содержание, формы выражения судебной власти, вместе с тем они определяют границы правосудия как специфического вида государственной деятельности, осуществляемой судами и судьями. Однако судебная власть не сводится лишь к данному полномочию, хотя и самому главному. Она включает и ряд других, которые также имеют большое значение: конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц; обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений и решений некоторых других органов; разъяснение действующего законодательства на основе данных судебной практики; направление запросов в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Совокупность всех судов, действующих на территории Российской Федерации и называется судебной системой.  

В настоящее время необходимо провести большую работу в целях повышения «качества» работы органов судебной власти, для этого необходимо обеспечить реальную независимость судей, материально-техническую базу для органов, осуществляющих правосудие, а самое главное привести в соответствие с сегодняшними требованиями нормативно-правовую базу, которая будет регламентировать все аспекты работы органов правосудия.  Таким образом, мы видим, что за века становления судебной власти была проделана огромная работа  государственных органов, но на этом нельзя останавливаться, нужно продолжать развивать судебную систему.

 

Литература

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
  2. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) // СЗ РФ от 06.01.1997, № 1, ст. 1, СЗ РФ от 11.04.2005, № 15, ст. 1274.
  3. Чистяков О.И.  История отечественного государства и права: учебник для вузов.- 3-е издание, изм. и доп.– М., 2005.
  4. История российского правосудия / Под редакцией Колоколова Н. А. - М., 2009. 

5. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы: учебник для вузов. – М., 1997 г.

  1. Судебная власть. Учебное пособие / Стецовский Ю.И. - М., 2004.
  2. Фокин В.М. Правоохранительные органы РФ: учебник для вузов.- М., 2002.

 

  1. Смыкалин А. Д. Довоенный период развития советской судебной системы//Российская юстиция. – 2002. - № 6.
  2. Смыкалин А. Д. Советская судебная система в послевоенные годы // Российская юстиция. - 2002. - № 4.
  3. Кузьмин А.Г. Об истоках древнерусского права // Советское государство и право. -  1985. - №2.
  4. Вицин С. От формирования судебной системы к ее реформированию// Российская юстиция. – 2006г. - №6.
  5. Коротких М.Г. Обсуждение «Основных положений преобразований судебной части в России 1864г.»// Юрист. – 2001г. - №3.
  6. Смыкалин А. Д. Суд в современном мире: проблемы и перспективы// Российская юстиция. – 2006г. - №6.  
  7. В. Ржевский Н. Д. Судебная власть в конституционной системе разделения властей // Российская юстиция. - 1997 г. - №7.
  8. Федоров Н.В. О судебной власти в России// Государство и право. – М., 2002г.
  9. Алексеева Л.Б.; Лупинская П.А. Судебная реформа: итоги, приоритеты, перспективы: Материалы конф.- М., 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 История отечественного государства и права: учебник для вузов.- 3-е издание, изм. и доп./  Под редакцией Чистякова О.И. – М., 2005. - С. 34.

2 Кузьмин А.Г. Об истоках древнерусского права // Советское государство и право. - 1985. - №2. - С. 7 - 8.

3  История российского правосудия / Под редакцией Колоколова Н. А. - М., 2009. - С. 448. 

4 Смыкалин. А. Довоенный период развития советской судебной системы // Российская юстиция. - 2002. - №6. - С. 8-9. 

5  История российского правосудия / Под редакцией Н. А. Колоколова. - М., 2009. - С. 532.

6 Смыкалин А.Д. Советская судебная система в послевоенные годы // Российская юстиция. – 2002. - № 4. - С. 5-6 . 

7 Кузьмин А.Г. Об истоках древнерусского права // Советское государство и право. -  1985. - №2. – С.65.

8 Кузьмин А.Г. Об истоках древнерусского права // Советское государство и право. – 1985. -  №2. – С. 73.

9 Алексеева Л.Б.; Лупинская П.А. Судебная реформа : итоги, приоритеты, перспективы: Материалы конференции. - М, 1997. – С. 351.

Информация о работе Развитие судебной власти