Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 09:47, курсовая работа
В течение последних ста лет Япония неизменно приковывает к себе внимание исследователей и наблюдателей остального мира, пытающихся выяснить “загадки” весьма неординарного развития Страны восходящего солнца. В прошлом веке – во главу ставился вопрос: как этой небольшой и ,в сущности, слаборазвитой островной стране удалось избежать участи подавляющего большинства азиатских стран? Затем как она смогла в исторически короткие сроки добиться значительных успехов в деле модернизации экономики и общества, обеспечив себе место среди сильнейших стран мира и выступив с оружием в руках против ведущих мировых держав, принять участие в попытках его очередного передела?
Введение ....................................................................................................................3
Глава 1. Политическая система Японии..................................................................4
1.1 Политические реформы в Японии 40-50 годов ...............................................4
1.2 Складывание современной политической системы......................................12
1.3 Результаты парламентских выборов 2009 года...............................................19
1.4 Результаты парламентских выборов 2012 года...............................................20
Глава 2. Экономическая система Японии..............................................................22
2.1 Период 1940—60-х годов. Условия и факторы развития...............................25
2.2 Период 1970—80-х годов. Направления развития..........................................29
2.3 Период 1990-х и 2000-х годов. Причины кризиса экономической
модели.......................................................................................................................31
2.4 Современное экономическое положение Японии...........................................34
Заключение................................................................................................................36
Список использованной литературы......................................................................37
Согласно конституции не менее половины министров должны быть депутатами парламента. Никто из министров не может занимать в момент своего назначения каких-либо административных государственных постов – всем им, как гасит конституция, надлежит быть “гражданскими лицами.”3
Практика свидетельствует о том что, обычно не половина, а все министры или подавляющее их большинство – депутаты парламента. Глава кабинета – назначается императором по представлению парламента. По сложившейся в Японии практике пост главы кабинета занимается лидером партии парламентского большинства.
Предоставленные премьер-министру права делают его пост самым высоким в государственном аппарате страны. Пребывание на этом посту дает возможность политическому деятелю оказывать самое большое по сравнению с другими общественными должностными лицами влияние на политическую жизнь страны.
Высшим судебным учреждением Японии является Верховный суд, обладающий согласно конституции, “всей полнотой судебной власти”. Верховный суд состоит из главного судьи и 14 судей. Главный судья назначается императором по решению кабинета министров, остальные судьи – кабинетом.
Конституция 1947г. кардинально изменила систему взаимоотношений между государственным управлением и правом. В стране впервые была введена система государственного управления, формально основанная исключительно на парламентских законах. При этом парламент был провозглашен “высшим органом государственной власти”.
Этим в частности японская конституция отличается от конституций большинства развитых капиталистических стран, в которых, как правило, отсутствует прямое признание этого представительного учреждения в
Сложившаяся после окончания второй мировой войны политическая система Японии, стала представлять собой, таким образом, в значительной степени уникальное сочетание норм континентального права, воспринятых в период преобразований после “реставрации Мэйдзи”, и новейших заимствований из общего англо-американского права.
Говоря о демократии в Японии, не следует забывать, что она никогда не была свойственна ее политической культуре, что характерно, впрочем, и для других азиатских стран, находящихся в ареале распространения конфуцианства.
Не стоит также забывать о том, что понятие демократия для западных и азиатских стран не равнозначно. В частности, в Японии сложилась своя специфическая модель, на которую огромное влияние оказали социокультурные особенности народа, этико-правовая специфика, традиции политической культуры. При том что японская демократия имеет все юридические основания и институты, необходимые для ее нормального функционирования, нельзя не заметить ее историческое своеобразие. Япония, как и все другие азиатские страны, заимствовала западные политические структуры, но их содержание под влиянием конкретной политической практики претерпело весьма серьезные изменения.
Таким образом, можно сделать вывод, что особенностью политического развития Японии в 40-50 годах является то, что все главные достижения демократии, в Западной Европе связанные с социал-демократической моделью развития, здесь явились результатом важнейших реформ, проведенных консервативно ориентированной политической элитой при непосредственном участии оккупационных властей США. Для осуществления политики демократизации власти достаточно широко использовали различные социальные слои и политические силы рабочих, крестьян, пацифистов, либералов, социалистов, определенную часть консерваторов, стремившихся к радикальным переменам. Усилиями всех заинтересованных сторон в Японии была создана система представительной или парламентской демократии.
В результате проведения реформ Япония сблизилась со странами Запада. Быстрая замена после войны старых социально-экономических и политических структур новыми, демократическими, оказались единственно правильным путем подъема страны. Модернизация пошла исключительно активно во всех сферах. Послевоенные реформы стали водоразделом в историческом развитии Японии, фундаментом дальнейших успехов, которых добилась страна в условиях демократизации.
1.2 Складывание современной политической системы.
После вступления в действие 28 апреля 1952 г. Сан-Франциского мирного договора, “договора безопасности” между Японией и США и японо-американского Административного соглашения политический статус Японии изменился. Правительство Японии обрело суверенитет, ограниченный, однако положениями этих японо-американских договоров и соглашением.
Все законы оккупационного
времени автоматически
После окончания оккупации состав кабинета и другие государственные органы власти никаким изменениям не подверглись. По-прежнему правительство возглавляла наиболее консервативная Либеральная партия, отражавшая интересы крупнейших монополий, стремившихся ко всемерному развитию связей с США.
К 1952 г. наметился раскол в самой правящей Либеральной партии, образовались две фракции во главе с Ёсида Сигэру – главы партии и премьера, и Хатояма Итиро. Основной точкой разногласий между ними стал вопрос перевооружения. Фракция Ёсида выступала за отказ от ремилитаризации и постепенное укрепления сил самообороны. В то же время группа Хатояма требовала более быстрых темпов и более широкой ремилитаризации Японии, что с их точки зрения открывало большие перспективы для преодоления экономического спада, неизбежного после окончания войны в Корее, а также скорейшего достижения относительной самостоятельности Японии.
В ноябре 1954 г. в условиях острого соперничества фракция Хатояма и Прогрессивная партия ( Кайсинто ) образовали новую Демократическую партию Японии ( Нихон Минсюто ). Председателем стал Хатояма Итиро.
В программе Демократической партии Японии, состоявшей из пятнадцати пунктов, подчеркивалось, что во внешней политике она станет придерживаться курса на усиление независимости и самостоятельности японской политики и экономики. Демократическая партия объявила о намерении пересмотреть японо-американский “договор безопасности”, с тем, чтобы превратить его в двустороннее соглашение, возлагающее равные обязанности на обе стороны. В области внутренней политики ее основной целью, как Либеральной партии, было сохранение и поддержание крупного капитала, возвращение страны к нормальной экономической деятельности и ликвидации нездоровой зависимости от США. Также высказывалось мнение о необходимости создания самостоятельных японских вооруженных сил, причем более быстрыми темпами и в более широких масштабах и рекомендовали в этих целях пересмотр конституции.
Сформированное в декабре 1954 г. под руководством председателя Демократической партии Японии Хатояма Итиро новое правительство в основном продолжало политику укрепления капиталистического строя в Японии, но его внешнеполитический курс, а также некоторые аспекты внутренней политики более отвечали национальным интересам чем позиции предшествующего кабинета.
В октябре 1955 г. произошло слияние Левой и Правой социалистических партий Японии в единую Социалистическую партию Японии, председателем был избран Судзуки Мосабуро. В общей программе на первое место были выдвинуты задачи расширения и усиления повседневной массовой борьбы трудящихся за экономические и политические требования. Отвергалось сотрудничество с КПЯ и подчеркивалось, что осуществление социалистической революции возможно лишь мирными средствами, путем завоевания большинства в парламенте.
В июле 1955 г. состоялась VI национальная конференция КПЯ, которая ликвидировала раскол, повергла критике допущенные ошибки, наметила политический курс партии дружбы с Советским Союзом и другими социалистическими странами. Генеральным секретарем партии был избран Носака Сандзо.
Консервативный лагерь
Японии был потеснен объединением обеих
социалистических партий и сплочением
КПЯ. В то же время разногласия
и соперничество среди
Политические позиции японских буржуазных партий стали недостаточно прочными. Монополии решительнее и настойчивее вмешивались в политику.
В октябре 1955 г. состоялось
внеочередное заседание Федерации
предпринимательских
На учредительном съезде состоявшемся 19 ноября 1955 г. Демократическая и Либеральная партия слились в единую Либерально-демократическую партию Японии ( ЛДП ). Новая партия представляла интересы японских монополий, защищала существование капиталистического строя в Японии. На первый план программы партии выносилась идея создания условий для обогащения всего народа, превращение его в “средний класс”, а страны в “государство всеобщего благосостояния”.
Главный оппозиционной
партией надолго стала
Таким образом, сложился так называемый, “феномен ЛДП”, т.е. практически уникальный факт непрерывного пребывания одной партии у власти, в то время как в ведущих капиталистических странах преобладают двухпартийные системы, при которых на политической арене стабильно доминируют две крупные партии, попеременно сменяющие друг друга5.
Нахождение на политическом Олимпе ЛДП было прервано ДПЯ на прошедших в 2009 году парламентских выборах.
В начале 60-х годов на политическую арену Японии помимо ЛДП, СПЯ и КПЯ выходят две новые партии – Партия Демократического Социализма ( ПДС ) и Партия Читой Политики ( Комэйто ).
В середине 70-х годов от правящей партии откололся и вскоре получил статус самостоятельной партии Новой либеральный клуб (НЛК), а группа вышедших из СПЯ, правореформистских деятелей основала Социал-демократический союз (СДС).
Трем партиям центра – ПДС, Комэйто с СДС – свойственна близость теоретических основ, политического курса, характера политической деятельности. Также этим трем партиям свойственна общность программ: представление себя защитниками интересов всего народа, идея сотрудничества труда и капитала, отрицание революционных методов преобразования общества, представление о реальном социализме, отличного от марксистско-ленинского.
26 июня 1976 г. шесть депутатов парламента от ЛДП заявили о разрыве со своей партией, мотивируя этот шаг тем, что невозможно остановить, по их выражению, упадок и одряхление ЛДП. Эти депутаты создали Новый либеральный клуб ( НЛК ), провозгласивший своей целью разработать “новую консервативную политику”, но не затрагивать основ существующего строя.
ЛДП и НЛК – партии консервативного лагеря, ПДС, Комэйто и СДС – партии центра и СПЯ и КПЯ – партии левой ориентации. Говоря о Коммунистической партии Японии, которая изначально была слаба, и никогда не имела активной поддержки среди японского общества, то с распадом СССР в 1991 г. и общим крахом мирового социалистического лагеря, позиции КПЯ в Японии сошли на нет.
В послевоенное время произошла значительная эволюция японской партийной системы. В 50-60 годах происходила острая политическая конфронтация между Социалистической и Коммунистической партиями Японии с одной стороны, и ЛДП – с другой, почти по всем значительным внутриполитическим и международным проблемам. Однако уже в 60-х годах начинает формироваться многопартийная система, отражающая интересы и взгляды различных слоев японского общества.
Таким образом, власть в современной Японии носит демократический характер, в том смысле, что возможности для участия в осуществлении власти, предоставлены широким слоям общества и используются ими. Демократия в Японии является главным образом представительной, и участие народа в осуществлении власти выражается в основном в электоральном поведении, в контроле за властью и воздействии на нее в период между выборами.³
Итак, главной тенденцией политического развития Японии во второй половине XX в. Являлась все большая и большая демократизация ее политической системы, сформировавшейся в течении 40-60 годов и успешно функционирующей вплоть до настоящего времени.
После разгрома японского милитаризма был ликвидирован целый ряд полуфеодальных институтов императорской власти, распущены всесильные концерны “дзайбацу”, восстановлены демократические партии, стали создаваться профсоюзы и другие массовые организации. Различные факторы корректируют государственную власть так, что в ней реализуются далеко не только крупного капитала, господство политически лидирующей части общества ограничивается, практика осуществления власти в основном заключается в демократические рамки.
Понадобилось поражение в войне, оккупация и силовой прием американской администрации, чтобы Япония в 1947 г. обрела действительно демократическую конституцию, которая содержит целый ряд прогрессивных статей, направленных на защиту интересов народа и отказ от права ведения войны, создания армии и использования ее для достижения внешнеполитических целей.
В Японии создалось общественно-
Информация о работе Развитие японского государства после Второй мировой войны