Развитие японского государства после Второй мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

В течение последних ста лет Япония неизменно приковывает к себе внимание исследователей и наблюдателей остального мира, пытающихся выяснить “загадки” весьма неординарного развития Страны восходящего солнца. В прошлом веке – во главу ставился вопрос: как этой небольшой и ,в сущности, слаборазвитой островной стране удалось избежать участи подавляющего большинства азиатских стран? Затем как она смогла в исторически короткие сроки добиться значительных успехов в деле модернизации экономики и общества, обеспечив себе место среди сильнейших стран мира и выступив с оружием в руках против ведущих мировых держав, принять участие в попытках его очередного передела?

Содержание работы

Введение ....................................................................................................................3
Глава 1. Политическая система Японии..................................................................4
1.1 Политические реформы в Японии 40-50 годов ...............................................4
1.2 Складывание современной политической системы......................................12
1.3 Результаты парламентских выборов 2009 года...............................................19
1.4 Результаты парламентских выборов 2012 года...............................................20
Глава 2. Экономическая система Японии..............................................................22
2.1 Период 1940—60-х годов. Условия и факторы развития...............................25
2.2 Период 1970—80-х годов. Направления развития..........................................29
2.3 Период 1990-х и 2000-х годов. Причины кризиса экономической
модели.......................................................................................................................31
2.4 Современное экономическое положение Японии...........................................34
Заключение................................................................................................................36
Список использованной литературы......................................................................37

Файлы: 1 файл

курсовая работа по ИЗГП- окончательный вариант - 2.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

Органическое сочетание демократии и плюрализма в осуществлении политической власти придает ей комплексное качество плюралистической демократии: участия широких масс в реализации власти происходит под лозунгами тех ил иных партий, состязание политических сил осуществляется на демократических началах.

Послевоенное политическое развитие Японии свидетельствует о  значительных адаптационных возможностях японского общества, его способности  относительно быстро приспосабливаться  к новым общественным отношениям, где еще следует отметить, что при осуществлении демократизирующих преобразований, американская администрация точно определила объективные потребности японского общества и разумно выбрала такую методику, которая обеспечила благоприятную реакцию японского общества.

В итоге рисуется, образ крепко сколоченного, хорошо отлаженного и эффективно работающего механизма политической власти, функционеры которой держат руки на пульсе событий, контролируют положение в стране и имеют авторитет в массах и умеют пользоваться им.

 

 

1.3 Результаты парламентских выборов 2009

Убедительную победу на выборах в нижнюю палату парламента Японии одержала оппозиционная ДПЯ, обеспечив себе 308 депутатских мандатов из 480. Правящая ЛДП, потерпела крупнейшее в своей истории поражение, потеряв почти две трети мест в парламенте: по итогам выборов у ЛДП лишь 119 депутатских мандатов вместо 300, полученных ею на выборах 2005 года.

Поражение либерал-демократов выглядит тем более впечатляющим, что многие первые лица партии, включая министров правительства Таро Асо, проиграли по итогам голосования в одномандатных округах малоизвестным кандидатам от Демократической партии.

Теперь рассмотрим, причины, по которым ЛДП проиграла парламентские выборы6.

Экономический кризис и непопулярность премьера Асо, избранного председателем партии именно с целью обеспечить победу партии на выборах, можно назвать главными причинами поражения ЛДП лишь при очень поверхностном взгляде. Парадокс в том, что именно за несколько месяцев до выборов страна начала постепенно выходить из кризиса, обозначился рост производства в основных отраслях, однако это уже не могло спасти ЛДП.

Поражение на прошедших выборах  было заложено во многом проведенными реформами. В частности, окончательное разрушение системы гарантированного пожизненного найма и возможность работодателя заключать краткосрочные контракты с работником без каких-либо гарантий со своей стороны, позволила в период экономического подъема гибко регулировать численность персонала, но именно такие благоприятные условия для нанимателей в период кризиса привели к образованию почти 200-тысячной армии безработных люмпенов, лишенных средств к существованию, социальных гарантий, пособий по безработице и жилья.

Правительству Асо удалось к  лету решить эти проблемы за счет выплат пособий компаниям, сохраняющим  рабочие места или предоставляющим  общежития уволенным рабочим.

При этом принятые Асо антикризисные  меры оказались эффективными для  таких показателей, как рост производства, но никак не сказались на уровне безработицы, который стал в июле рекордным за всю историю страны, или на снижении потребления.

В предвыборном манифесте Демократической партии не было никаких конкретных мер для исправления экономической ситуации. Предлагаемые ей меры не выходили за рамки социальной программы: выплаты ежемесячных пособий семьям с детьми до 16 лет, увеличение числа врачей в 1,5 раза, улучшение пенсионной системы. Главные лозунги демократов - сократить лишние расходы государства, ограничить власть бюрократии и чиновников.

Выбор в пользу Демократической  партии - это не столько выбор  в пользу их программы, сколько выраженное стремление к переменам, усталость  от многолетнего правления одной  партии, которая на сегодняшний день состоит из нескольких фракций и  не является единой в полном смысле слова, а также уверенность, что ситуацию можно изменить своими силами.

Демократическая партия объявила о формировании коалиции с Социалистической партией и Новой народной партией, получивших соответственно семь и три депутатских мандата

 

1.3 Результаты парламентских выборов 20127

Летом 2012 года премьер-министр  Японии Есихико Нода заключил соглашение с оппозиционными партиями: в обмен на поддержку ряда законопроектов, в первую очередь о финансировании бюджетного дефицита, он объявил о роспуске парламента.

На досрочных выборах, состоявшихся в декабре 2012 года в Японии победу одержала Либерально-демократическая партия Синдзо Абэ.

Японским либерал-демократам, на счету у которых почти 50 лет  беспрерывного правления до поражения  в 2009 году, удалось взять реванш, кандидаты этой партии составят большинство в новом парламенте. По итогам выборов ЛДП получила 296 мест из 480 в нижней палате парламента.

Союзник Либерально-демократической  партии - партия Новая Комейто получила 32 места в парламенте.

Правящая Демократическая  партия смогла получить лишь 65 мест. Партия Восстановление Японии получила 46 мест.

В основе его нынешней предвыборной кампании ЛДП было обещание остановить экономический спад, продолжающийся в стране уже 20 лет, увеличить государственные расходы, а также занять более решительную позицию в отношении Китая.

"Мы восстановим  такую Японию, где каждый ребенок  будет гордиться, что он родился  здесь", - обещал Абэ на встречах  с избирателями.

Либерал-демократы выступают  за радикальное смягчение монетарной политики, что позволит снизить курс йены и сделать японский экспорт более привлекательным. Они также поддерживают атомную энергетику.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экономическая система Японии8

После Второй мировой  войны сотрудничество правительства с промышленниками, трудовая этика, применение высоких технологий и сравнительно низкие расходы на оборону (1% ВВП) помогли Японии стать промышленно развитой страной. Двумя основными движущими факторами для послевоенной экономики Японии стали тесные взаимосвязи между производителями, поставщиками и дистрибьюторами, известные как keiretsu, и гарантия пожизненной занятости для значительной части городского населения. Оба этих движущих фактора в настоящее время теряют эффективность под воздействием высокой конкуренции со сторны глобальных рынков и внутреннего демографического изменения. Промышленный сектор Японии в большой степени зависит от импортного сырья, материалов и топлива. Промышленные районы: Токио — Иокогама, Осака — Кобе и Нагоя, на которые приходится более 50 % доходов обрабатывающих отраслей; г. Китакюсю на севере о. Кюсю. Наиболее отсталые в индустриальном отношении Хоккайдо, северный Хонсю и южный Кюсю, где развиты черная и цветная металлургия.

Главным структурным  фактором является наука и образование, поэтому им уделяется особое внимание. Согласно государственной программе развития национальной системы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) был осуществлен переход от импорта технических достижений в разработке собственной системы НИОКР. Осуществлены кардинальные меры по совершенствованию подготовки кадров и дальнейшего развития международного научного сотрудничества. Были созданы крупные научные центры, занимающиеся разработками в области физики твердого тела, атомной энергетики, физики плазмы, новейших конструкционных материалов, космических роботов и др.. К лидерам мировой экономики относятся такие японские компании, как «Тойота Моторс», «Мацусита Электрик», «Сони корпорейшин», «Хонда Моторс», «Тошиба», «Фудзицу» и др.. Средний и малый бизнес эффективно функционирует во всех сферах. Он является самым активным и самым стабильным элементом рынка в развитии конкуренции, повышении конкурентоспособности товара. Почти 99 % японских компаний относится к сфере малого и среднего бизнеса. Особенно велика их роль в автомобильной, электронной и электротехнической отраслях.

Крошечный аграрный сектор значительно субсидируется и  всячески защищается, поэтому урожаи в Японии самые высокие в мире. Япония полностью обеспечивает себя рисом, однако импортирует приблизительно 60% продовольствия (при оценке по по потребляемым калориям). Сельскохозяйственные угодья Японии составляют около 13% ее территории. Более половины этих угодий — заливные поля, используемые для рисоводства. В среднем, одно фермерское хозяйство обладает 1,8 га пашни. Для Хоккайдо этот показатель составляет 18 га, а для остальных 46 префектур — 1,3 га. Японии присуще интенсивное сельское хозяйство, поскольку сельскохозяйственные угодья преимущественно малые. Они обрабатываются многими фермерами, как правило без применения большой сельскохозяйственной техники, с использованием природных или химических удобрений. Поскольку в стране не хватает равнинной земли, много угодий расположены на террасах на склонах гор, что также затрудняет использование техники.

Япония имеет один из самых больших в мире рыболовных флотов, который обеспечивает почти 15% мирового улова. Три десятилетия  реальный экономический рост в стране был внушительным - 10% в среднем  в 1960-ых годах, 5% - в 1970-ых и 4% - в 1980-ых. Рост ВВП заметно замедлился в 1990-ых и составляя в среднем только 1,7%. В значительной степени это произошло по причине неэффективных инвестиций и ценового пузыря в конце 1980-ых, в результате чего компаниям потребовалось значительное время, чтобы уменьшить излишнюю долговую нагрузку, капитал и трудовые ресурсы. С учетом паритета покупательной силы валют, Япония в 2010 году оказалась третьей по величине экономикой в мире после США и Китая, который превзошел Японию в 2001 году. Перед 2008 годом японский финансовый сектор не был в значительной степени с ипотечными кредитами и их производными инструментами и выдержал начальный эффект мирового кредитного кризиса. Однако затем на экономике страны сказалось уменьшение производственных инвестиций и спроса на японские товары на мировых рынках. 

Правительственные расходы  стимулировали экономику и помогли  Японии восстановиться после кризиса  в конце 2009 года и в 2010 году. Правительство  предложило открыть сельскохозяйственный сектор и сферу обслуживания для большей иностранной конкуренции и стимулировало экспорт через соглашения свободной торговли. Вместе с тем, в японском обществе продолжаются обсуждения по вопросу реструктуризации экономики и финансирования новых программ стимулирования экономики перед лицом трудного финансового положения страны. Огромный государственный долг Японии, который превышает 200% ВВП, постоянная дефляция, нестабильность экспорта для стимулирования экономического роста, старение и сокращение населения - это главные долгосрочные проблемы для экономики Японии. 11 марта 2011 года землетрясение силой 9.0 баллов и последующие за ним цунами опустошили северо-восточное побережье Острова Хонсю, смыв здания и инфраструктуру на участке в 6 миль от побережья, убив тысячи людей и сильно повредив несколько атомных электростанций, оставили без крова больше чем 320000 человек, а миллион домашних хозяйств без питьевой воды.  

 

 

 

 

ВВП Японии, млрд. долларов США9

Радиационные утечки в Фукусиме атомная электростанция Daiichai стали причиной массовой эвакуации  и создания бесполетной зоны - для  самолетов в пределах 12,5 миль, а  позднее - в пределах 19 миль. На расстоянии 100 миль от АЭС в образцах воды, молока, рыбы, говядины и определенных овощей был найден радиоактивный иод-131 в таких количествах, которые делают эти продукты непригодными к потребления и создать опасность долгосрочного загрязнения области. Уменьшение выработки электроэнергии и разрушение инфраструктуры привели к спаду деловой активности на Острове Хонсю, а также стали причиной падения на фондовом рынке на 10% за один день. Чтобы стабилизировать финансовые рынки, Банк Японии субсидировал более 325 млрд. долл. в экономику страны. Оценки ущерба от землетрясения колеблются от 235 до 310 млрд. долл. Эксперты полагают, что в результате землетрясения и цунами ВВП Японии может потерять до 1% роста в течение 2011 года.

 

2.1 Период 1940—60-х годов. Условия и факторы развития

В период после Второй мировой войны Япония выделялась среди всех промышленно развитых стран высокими темпам прироста производства и производительности труда. За 1950-80-е  годы она превосходила их в два  раза. Японский ВВП на душу населения увеличился в 19,5 раза. Среднегодовой темп прироста равнялся 7,7%, или был в 4 раза выше, чем в США, и в 7,7 раз выше, чем в Британии. Японская экономика только дважды в 1975 и 1993 гг. испытала сокращение производства валового продукта, обычно в низшей фа-зе экономических циклов происходило лишь снижение темпов его роста. Важной причиной устойчивых темпов экономического роста выступала своевременная структурная перестройка экономики, которая обусловливала нивелировку процесса перенакопления капитала. Длительное превосходство в темпах роста связано с большими масштабами обновления производственного аппарата. Данные процессы сопровождались глубокими сдвигами в социально-экономической структуре.

После поражения Японии во Второй мировой войне Верховный штаб союзных войск определил курс проведения экономических реформ. Согласно линии Доджа (экономический советник американской администрации) в первые послевоенные годы была установлена система приоритетных производств, необходимых для восстановления экономики. В их число вошли базовые и инфраструктурные отрасли, включая черную металлургию, каменноугольную промышленность, электроэнергетику, железнодорожный и морской транспорт. Для их развития использовались методы прямого контроля, такие, как установление низких цен, компенсация разницы в ценах, преимущественное кредитование, квотирование импортных товаров.

B первой половине 1950-х  годов проводилась политика рационализации производства, в рамках которой обновлялось оборудование базовых отраслей. Во второй половине 1950-х годов к ним добавились новые отрасли — производство синтетических волокон, нефтехимия, электротехника. В качестве главных инструментов этой политики использовались кредиты правительственных финансовых институтов, а также различные налоговые льготы. В этот период были разработаны и последовательно претворены в жизнь мероприятия по комплексному стимулированию экспортного производства, включая создание специальных организаций для предоставления кредитов, страхования внешнеторговых операций. Осуществление этой политики укрепило внешнеторговые позиции страны и позволило затем провести либерализацию внешнеэкономических связей.

Важные целенаправленные реформы были проведены в социально-экономической  и политической сферах. Преобразования послевоенных лет легализовали организации трудящихся, покончили с феодальными пережитками в отношениях между трудом и капиталом. Аграрная реформа практически ликвидировала феодальное землевладение. Антимонополистические мероприятия дали толчок перестройке старой структуры японских концернов и обновлению методов руководства производством. При этом во время деконцентрации экономической власти и демонополизации не было допущено ослабления промышленного потенциала. В 1949 г. под действие закона о деконцентрации не попали банки, а число распускаемых компаний было ограниченным. Оставшиеся крупные компании должны были участвовать в восстановлении экономики.

Информация о работе Развитие японского государства после Второй мировой войны