Рецензия на монографию Э. Фромма «Бегство от свободы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 22:49, реферат

Описание работы

Во Франкфурте Фромм посещал национальную школу, в которой наряду с основами вероучения и религиозными традициями преподавались и все предметы общеобразовательного цикла. Окончив её в 1918 году, он поступил в Гейдельбергский университет, где изучал философию, социологию и психологию. В 1922 году под руководством Альфреда Вебера, он защитил докторскую диссертацию.
Психоаналитическую подготовку Фромм завершил в Берлинском психоаналитическом институте. В разные годы здесь практиковали и преподавали Шандор Радо, Макс Эйтингон, Вильгельм Райх, и другие видные аналитики. Здесь Фромм близко познакомился с Карен Хорни, чья протекция впоследствии помогла ему получить должность профессора в Чикаго.

Файлы: 1 файл

Рецензия_Фромм_Кравченко Р.Н..docx

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Политические элиты традиционно «бегут» (стремятся) к власти, экономические – к богатству, культурные – к интеллектуальному обогащению и воплощению своих самых амбициозных планов, но все они так или иначе, но сообща бегут от главного своего преследователя – от ответственности за судьбу всего человечества.

Сам феномен «бегства» не столь однозначен, как это может показаться на первый взгляд. «Бегство» как минимум бывает двух видов: 1) «бегство» как отказ от чего-либо и 2) «бегство» как стремление к чему- либо. При этом одно «бегство» вовсе не исключает другого: «плюсы» и «минусы» могут распределяться по обе стороны этого деления, т. е. носить как массовый, так и элитный характер. При этом следует отметить, что понятие «массовое» здесь означает обыденное – то, что обычно встречается в нашей повседневности, в то время как элитное указывает на единичные и уникальные случаи. В идеале элитность должна быть бегством от лжи, зла и насилия. На практике же элиты (особенно политические) начинают копировать свои массы и отказываются быть ответственными за принятые решения.

Элитность, как главное из базовых  свойств «души», возникает тогда, когда субъект совершает свой позитивный выбор (в данном случае из двух вариантов выбирает первый) – между творчеством и рутинностью, между свободой и ответственностью и несвободой и безответственностью, между качеством и количеством, между личностью и видимостью личности (личины).

Возникающие в результате отказа от свободы психологические  и социальные барьеры углубляют психологическую дистанцию между обыденностью и элитностью, ставят препятствия на пути реализации личностью себя как творческого начала. Сравнение психологии лидера и аутсайдера мы можем усмотреть у Конфуция: «цзюньцзы» («благородный муж») и «сяо жэнь» («низкий человек»). При этом обращает на себя внимание тот факт, что философ затрагивает сугубо психологические аспекты, например: «Благородный муж живет в согласии со всеми. Низкий человек ищет себе подобных. Благородный муж беспристрастен и не терпит групповщины. Низкий человек любит сталкивать людей и сколачивать клики. Благородный муж стойко переносит беды. Низкий человек в беде распускается... Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен. То, что ищет благородный муж, находится в нем самом. То, что ищет низкий человек, находится в других»13. При этом следует особо подчеркнуть, что деление на «благородство» и «низость» у Конфуция происходит без какого-либо учета социального статуса индивида.

В понимании автора, проблема свободы и ответственности не может быть отделена от проблемы творчества и личности. Каждая личность должна непременно обладать такими качествами, как свобода, творчество, ответственность. Те, кто стремится как-то ограничить эти требования в себе или сделать их формальными, считаться стопроцентными личностями не могут.

Свобода является неотъемлемой составляющей человеческой личности. Тот, кто отказывается от свободы духа, отказывается и от самой своей личности. Он превращается в раба. Психология раба есть по сути своей психология ущербной личности. Несвободный человек не способен на искренние и настоящие чувства. Все они у него будут имитацией. И напротив, элитные качества человека могут развиваться исключительно на основе свободы его духа. Причем речь идет именно о подлинных элитных качествах, а не об их имитации. Имитация элитного приводит к появлению не личности, а «личины» (маски). Поэтому бегство от свободы есть бегство человека от возможности быть личностью.

Именно творчество спасает  личность от деструктивного. Пребывание в толпе не позволяет человеку в полной мере проявить свои творческие способности. Психология толпы есть психология деструктивного начала. В толпе мы можем наблюдать имитацию творчества.

Сам Э. Фромм полагал, что  творчество «не свойство, характерное лишь для особо талантливых людей. Я понимаю под ним определенную жизненную установку, достижение которой реально для каждого человека, и поэтому он должен к ней стремиться. Готовить человека к жизни — значит готовить его к творчеству, и поэтому формирование творческого начала в личности необходимо сделать универсальным воспитательным принципом»14. Таким образом, он особо выделял значимость именно конструктивных качеств личности.

Деструктивность (разрушение) и конструктивность (творчество) представляют собой два вида выхода человеческой энергии – агрессии и (или) созидания. При этом элитность может быть как агрессивно разрушающим началом, так и активно созидающим актом творения. Отказ от свободы в конечном итоге оборачивается отказом от реализации себя как творческой личности, который в свою очередь становится отказом от элитности духа.

Вне творчества всякая личность так или иначе скатывается на позицию деструктивного.

Некоторые бегут от свободы от безысходности, но большая часть –от того, что за нее надо нести ответственность. Именно ответственность и является тем самым проклятием, которое заставляет человека отказываться вполне добровольно от предоставленной ему самим Провидением свободы. Отказ этот делается легко и осознанно и не несет за собой угрызений совести. Отказываясь от свободы, человек массы стремится получить в качестве ее компенсации долгожданное спокойствие и комфортность своего обыденного бытия. Свобода же подталкивает человека к борьбе за нее. Но тут выясняется, что не всякий способен перешагнуть через этот рубеж, что не всякий способен быть борцом за свою свободу. Неуверенность в своих собственных силах приводит к тому, что человек переоценивает угрозу стоящих перед ним проблем и принимает решение отказаться от того, что, по его мнению, вызывает наибольшую угрозу для его жизни. Тот, кто принимает вызов своей жизни и осознанно начинает бороться за свободу, как правило, имеет более достоверные сведения о своих возможностях и о качестве тех проблем, которые ему приходится решать в ходе отстаивания своего естественного права быть свободным.

Принадлежность историка к научным течению, направлению  и школе. Удалось ли ему создать  научную школу? Эрих Зелигманн Фромм – известнейший немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.

1 с. 4

2 с. 2

3 с.12

4 с. 13

5 с. 5

6 с. 10

7 с. 11

8 с. 11

9 с. 98

10 с. 107

11 с. 141

12 с. 151

13 Малявин В. Конфуций. М.: Молодая гвардия, 1992. С. 174-175

14 Гуревич П.С. Кризис психоанализа. Дзен-буддизм и психоанализ. М.: Айрис-пресс, 2004. С. 175




Информация о работе Рецензия на монографию Э. Фромма «Бегство от свободы»