Реформа Эхнатона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:48, контрольная работа

Описание работы

Конец XVIII династии–период, имевший совершенно исключительное значение в истории египетского царства.
Следствием завоевательных войн царей XVIII династии был рост богатств знати и тесно связанного с ней жречества. Это обогащение усиливало влияние придворной знати и жречества и противопоставляло их царской власти. При этом возвышение фиванского жречества противоречило политике централизации власти, которая отразилась в структуре государственного аппарата. Все это вызывало напряженность и недовольство. Эта напряженность вылилась в острый конфликт при фараоне Аменхотепе IV (Эхнатоне), который предпринял попытку провести крутую религиозно – политическую реформу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….4
1.ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМЫ АМЕНХОТЕПА IV (ЭХНАТОНА) ……………………………..………......5
2. ПЕРВЫЕ ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ЭХНАТОНА…………………......8
3. НОВОЕ ИСКУССТВО В ЭПОХУ ПРАВЛЕНИЯ ЭХНАТОНА....11
4. ВЛИЯНИЕ РЕФОРМЫ И ПРИЧИНЫ ПРОВАЛА………………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………......21
Список используемой литературы ……………………………………23
Ссылки ……………………………………………………………….....24

Файлы: 1 файл

Древний мир, 2012,1 курс.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Северный (Арктический) федеральный университет

 
 

Кафедра отечественной  истории

 
 

(наименование кафедры)

 
     
 

Мурашева Анастасия  Владимировна

 
 

(фамилия, имя, отчество  студента)

 
     
 

Институт

ИСГиПН

курс

1

группа

50100.62

   
     
     
     
 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 
     
 

По дисциплине

История Древнего мира

 
     
 

На тему

Реформа Эхнатона

 
   

               (наименование темы)

 
     
     
                 
             
                 
                 
                 
         
 

Отметка о зачёте

         
             

(дата)

 
                 
         
 

Руководитель 

       

Червочкина Е.В 

 
     

(должность)

 

(подпись)

 

(ФИО)

 
               
     

(дата)

         
                 
                 
                 
 

Архангельск

 
 

2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….4

1.ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМЫ АМЕНХОТЕПА IV (ЭХНАТОНА) ……………………………..………......5

2. ПЕРВЫЕ ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ЭХНАТОНА…………………......8

3. НОВОЕ ИСКУССТВО В ЭПОХУ ПРАВЛЕНИЯ ЭХНАТОНА....11

4. ВЛИЯНИЕ РЕФОРМЫ И ПРИЧИНЫ  ПРОВАЛА………………..15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………......21

Список используемой литературы ……………………………………23

Ссылки ……………………………………………………………….....24

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Конец XVIII династии–период, имевший  совершенно исключительное значение в  истории египетского царства.

Следствием завоевательных войн царей XVIII династии был рост богатств знати и тесно связанного с ней жречества. Это обогащение усиливало влияние придворной знати и жречества и противопоставляло их царской власти. При этом возвышение фиванского жречества противоречило политике централизации власти, которая отразилась в структуре государственного аппарата. Все это вызывало напряженность и недовольство. Эта напряженность вылилась в острый конфликт при фараоне Аменхотепе IV (Эхнатоне), который предпринял попытку провести крутую религиозно – политическую реформу. Её целями стало с одной стороны, изменения в египетской религии, с другой стороны уничтожение политического влияния жречества, и, прежде всего фиванского.

 Стремясь подорвать авторитет  жречества, опиравшийся на культы  древних богов, Аменхотеп IV (Эхнатон) выдвинул новое учение, объявив единым истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона.

Время правления Аменхотепа IV (Эхнатона) считается одним из самых интересных периодов в долгой египетской истории. Никто не мог предположить, что совершенно ничем не примечательный юный принц, однажды станет великим реформатором своего времени.

До сих пор не известно, что  подтолкнуло Аменхотепа IV (Эхнатона), на создание новой религии монотеизма. Его правление стало переворотом во всех направлениях.

Я выбрала именно это тему для своей контрольной работы, потому что меня заинтересовало великое и загадочное правление Аменхотепа IV (Эхнатона). Фараона изображают то идеальным правителем, мудрым и мирным человеком, намного опередившим свое время, то выдающимся философом-мечтателем, с талантами государственного деятеля, то душевнобольным фанатиком.

Для того чтобы лучше разобраться в том, каким же на самом деле был Аменхотеп IV, какую политику он проводил и чем при этом руководствовался, перед собой я ставлю следующие цели и задачи:

  1. Выявить предпосылки реформ и их особенности.
  2. Рассмотреть поэтапно года правления и новшества, вводимые в период правления.
  3. Изучить, как реформы влияли на искусство. Какие характерные черты стали основополагающими в этот период.

4. Сделать выводы по периоду правления Аменхотепа IV (Эхнатона).  Разобраться в причинах неудач реформ Эхнатона.

 

1.ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСНОВНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМЫ АМЕНХОТЕПА  IV (ЭХНАТОНА)

Социально-экономическая ситуация и государственное управление, которые  сложились в эпоху Нового царства, а именно: ограбление завоеванных стран, различные  подати собираемые с населения, обогащение господствующего  класса среди которого видное место занимало многочисленное и хорошо организованное жречество. Все это приводило к некоторой нестабильности древнеегипетского общества. Существенную роль играло и то, что египтяне поклонялись многим (в некоторых  источниках говорится о тысяче богов) богам, и наиболее почитаемым из них строились пышные храмы, при которых создавались богатые храмовые хозяйства, насчитывавшие многочисленные  пахотные земли, тысячи голов скота, большую массу невольников, и различные    ценности [1].

Культовые обязанности выполнял  обширный штат жрецов, которые являлись приближенными фараона. Храмовые хозяйства  входили в состав государственных владений, и налоги с них регулярно поступали в царскую казну, тем не менее, они пользовались значительной автономией, и  львиная доля  доходов  во многом обогащала жречество.

Особым влиянием при XVIII  династии  пользовался культ фиванского бога Амона, покровителя царствующего фараона, главного божества египетского государства. Под знаменами Амона фиванские фараоны изгнали гиксосов, провели успешные завоевания многих стран, создали огромную империю. Не случайно солидная часть захваченных богатств направлялась благодарными завоевателями в храм Амона в Фивах. Десятки тысяч рабов, сотни тысяч голов скота, тысячи гектаров земли, несметные сокровища и драгоценности были переправлены этому храму. В Карнаке и Луксоре было начато строительство грандиозных храмов в честь Амона, поражающих воображение своими размерами и роскошью отделки [2].

Богатства и религиозный авторитет  Амона-Ра (Амон стал отождествляться  с богом Ра)  вели к росту  политического влияния жречества  на царский двор. В частности, фиванское жречество получило возможность влиять на передачу власти по наследству от одного фараона к другому через, так называемый, оракул Амона, т.е. «указание» Амона, которые были фактически продиктованы высшим жречеством, на кандидатуру будущего наследника. Усиление политического влияния фиванского жречества вызывало недовольство других  слоев господствующего класса и, прежде всего служивой знати. К тому же возвышение фиванского жречества противоречило политике централизации власти, которая отразилась  в структуре государственного аппарата. Это в свою очередь  не могло не вызвать напряженности в отношениях между служивой и военной знатью, возглавляемыми фараоном, и высшим жречеством Амона и поддерживающей его родовитой номовой аристократией. Эта напряженность вылилась в острый конфликт при фараоне Аменхотепе IV, который предпринял попытку провести радикальную религиозно-политическую реформу, целями которой были: во-первых, изменения в египетской религии: попытка ввести единобожие, где главным божеством являлся Атон. И, во-вторых, уничтожение политического влияния высшего жречества (прежде всего фиванского), которое стало играть большую роль в политической сфере [3].

Огромным было влияние  могущественного  фиванского жречества, тесно связанного и со старой потомственной знатью, и со жречеством местных, провинциальных культов. Именно жречество Амона-Ра, главного египетского бога с начала XVIII династии, стало наиболее последовательным противником новой служилой знати и самого Аменхотепа IV. Неудивительно поэтому, что видимая сторона борьбы, принявшей в тех условиях неизбежную религиозную окраску, выявилась в противоборстве провозглашенного царем нового общеегипетского божества, Атона, с фиванским богом Амоном-Ра и другими старыми богами страны.

Ожесточенная и непримиримая позиция фиванского жречества, возможно, станет более понятной, если учесть, что к тому времени уже, без сомнения, сложилась присущая всему Новому царству система взаимоотношений храмового хозяйства с царской администрацией.

Аменхотеп IV (1365 – 1348 гг. до н.э.) с самого начала своего правления стал выдвигать на первое место в египетском пантеоне бога солнечного диска – Атона, ранее второстепенное божество, противопоставляя его могущественному царю богов Амону-Ра, что, естественным образом, встретило ожесточенное сопротивление фиванского жречества [4].

 

 

 

2. ПЕРВЫЕ ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ  ЭХНАТОНА.

Тщательно разработанная религиозная  система, с которой обычно отождествляется  имя фараона, сложилась в позднейшие годы его правления. До семнадцати –  восемнадцати лет в воззрениях молодого царя практически не проявлялся ни откровенный монотеизм, ни другие основополагающие принципы, столь четко сформулированные им в будущем. Только к восьмому году своего правления он создал настолько ясную религиозную доктрину, что для выявления ее слабых сторон имеет смысл сравнивать ее с христианством. Между тем совершенно очевидно, что столь возвышенные идеи вовсе не были внушены Эхнатону его воспитателями.

По требованию царицы Тиу или  царских советников одним из первых деяний юного фараона стало строительство храма Ра-Хорахти-Атона в Карнаке, вероятно заложенного еще при Аменхотепе III. Этот поступок никак нельзя было рассматривать как оскорбление Амона, поскольку и Тутмос III, и другие фараоны посвящали свои храмы, расположенные в Карнаке, другим богам.

Храм в Карнаке был построен из песчаника, поэтому множество  работников всех рангов направили в  карьеры близ селения Гебел-Силсилех, расположенного на берегу Нила между  Эдфу и Ком-Омбо, и близ города Эсны. Весь он был украшен золотом, изразцами, живописью, резными изображениями и надписями. Когда строительство близилось к завершению, в скалах была вырублена огромная плита, на которой высекли фигуру фараона, поклоняющегося Амону, сохранявшему свой статус государственного бога.

Однако над фигурой фараона располагался солнечный диск, от которого расходились линии, изображавшие солнечные лучи, озарявшие фигуру царя. Каждый луч заканчивался маленькой рукой, и все картина символизировала, вероятно, передачу «тепла, которое есть Атон» фараону. Интересно, что этот прославленный символ атонического культа впервые появляется в сцене поклонения Амону.

Уже в текстах на пирамидах мы встречаемся с «рукой солнечных  лучей», но этот символ новой религии  ранее нигде не встречается, и, похоже, его придумал сам юный правитель.

Фараона называли верховным жрецом Ра-Хорахти, но титул «Живущий праведно», который Эхнатон сам себе взял в последующие годы и который  имел непосредственное отношение к  разработанной им религии Атона, пока не употреблялся.

Храм нарекли Ахетатон «Атон, который находится в Доме Атона». Строительство пытались завершить как можно быстрее, судя по тому, что вместо огромных, тщательно пригнанных и отполированных каменных блоков, которые обычно использовались для возведения храмов, здесь применяли сравнительно небольшие и далеко не всегда хорошо обработанные куски камня, которые можно было быстро доставить и водрузить на место.

Есть еще два памятника, которые  датируются первыми годами правления  Эхнатона: это гробницы важных вельмож. В упомянутый период одной из главных персон в стране был уже упоминавшийся Рамос, визирь Верхнего Египта. Этот сановник теперь строил и украшал величественную усыпальницу для самого себя в фиванском некрополе.

В огромном зале этой гробницы ремесленники вырубали прекрасные скульптуры и расписывали стены. Их работа была доведена едва ли до половины, когда они решили изобразить Аменхотепа IV, сидящего на троне, за которым стоит богиня Маат.

Пока Рамос обустраивал свою гробницу в Фивах, другой сановник по имени Хоремхеб, в конце концов, узурпировавший трон, также строил свою усыпальницу в Саккаре, в мемфисском некрополе неподалеку от Каира. Хоремхеб был главнокомандующим египетской армией, и на некоторых рельефах в гробнице показано, как он в этом качестве получает награды. В других сценах показаны беженцы, прибывшие в Египет откуда-то из Азии, которые просят разрешения поселиться на берегах Нила. Эти изображения считаются шедеврами египетского искусства [5].

 

 

3. НОВОЕ ИСКУССТВО В ЭПОХУ ПРАВЛЕНИЯ ЭХНАТОНА.

Новая концепция нашла отражение в художественном языке. Угловатым изображениям стали предпочитать закругленные, а жестким каноническим позам - более свободные, живые образы.

Лучшие произведения амарнского периода отличаются проникновенностью, овеяны подлинным дыханием жизни, полны внутреннего обаяния.

В Ахетатоне Эхнатон  создал благоприятный климат для  развития искусств совершенно оригинального  стиля, сочетавшего динамику, гибкость линий и чувственность, что совершенно не совпадало с предыдущим монументальным каноном. Ярчайшим примером искусства амарнского периода считаются скульптурные изображения царицы Нефертити, обычно приписываемые царскому скульптору Тутмосу, черепок, с именем которого был найден в куче строительного мусора в его мастерской в Ахетатоне.

Информация о работе Реформа Эхнатона