Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:48, контрольная работа
Конец XVIII династии–период, имевший совершенно исключительное значение в истории египетского царства.
Следствием завоевательных войн царей XVIII династии был рост богатств знати и тесно связанного с ней жречества. Это обогащение усиливало влияние придворной знати и жречества и противопоставляло их царской власти. При этом возвышение фиванского жречества противоречило политике централизации власти, которая отразилась в структуре государственного аппарата. Все это вызывало напряженность и недовольство. Эта напряженность вылилась в острый конфликт при фараоне Аменхотепе IV (Эхнатоне), который предпринял попытку провести крутую религиозно – политическую реформу.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….4
1.ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМЫ АМЕНХОТЕПА IV (ЭХНАТОНА) ……………………………..………......5
2. ПЕРВЫЕ ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ЭХНАТОНА…………………......8
3. НОВОЕ ИСКУССТВО В ЭПОХУ ПРАВЛЕНИЯ ЭХНАТОНА....11
4. ВЛИЯНИЕ РЕФОРМЫ И ПРИЧИНЫ ПРОВАЛА………………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………......21
Список используемой литературы ……………………………………23
Ссылки ……………………………………………………………….....24
Отмечены резкие перемены стиля, которые можно увидеть на рельефах двух гробниц и плите из карьера. Они датируются примерно четвертым годом правления Эхнатона. Рельефы, вырезанные на стенах нового храма Ра-Хорахти, расположенного в Карнаке, явственно отличаются по манере исполнения от рельефов первых лет правления Эхнатона.
Если говорить об изображении фигуры человека, прежде всего фараона, можно отметить три особенности, характерные для нового стиля. Прежде всего, отметим слегка вытянутую форму черепа, длинную и тонкую шею, заостренный подбородок при изображении в профиль, кожа на скулах и под подбородком натянута, так что кажется, будто голова чуть запрокинута вверх.
Во-вторых, живот выпячен вперед, из-за чего вся фигура кажется несколько неуклюжей. Наконец, бедра и икры кажутся слишком большими, хотя сама нога ниже, колено нормальной, естественной величины. Подобные анатомические несоответствия в меньшей степени заметны в пропорциях остальных частей тела, образ которых, видимо, родился в сознании юноши-фараона или одного из его эксцентричных придворных.
Излюбленной темой изображений на рельефах и стелах в храмах и гробницах Ахетатона стал повседневный быт царя и его семьи — супруги, знаменитой Нефертити, и многочисленных дочерей, их предстояние перед лучами-руками Атона, протягивающего им символы жизни и властвования. Впервые в египетском искусстве появляются светские образы царя и царицы, изображенных в светской и непринужденной обстановке. Амарнскому искусству свойственна чрезмерная реалистичность, временами переходящая в натурализм. Ярчайшим примером искусства амарнского периода считаются скульптурные изображения царицы Нефертити, обычно приписываемые царскому скульптору по имени Тутмос Младший, черепок, с именем которого был найден в куче строительного мусора в его мастерской в Ахетатоне.
Царю исполнилось семнадцать, но он оказался необычайно зрелым для своего возраста. Вероятно, он воспротивился тому, чтобы его изображали в традиционной манере, и велел своим мастерам запечатлеть его таким, каков он есть на самом деле. Поэтому удлиненный череп, острый подбородок и даже отвисший живот могли появиться на рисунках и статуях в ответ на это требование. Но непропорциональности ног не объясняются подобным образом, поскольку, судя по мумии, фараон был хорошо сложен.
Одним из главных титулов фараона
был титул «Сын Солнца», который
носили все египетские цари, начиная
с фараонов 5 династии, заявлявших о
своем происхождении от самого Ра.
Такие изыскания неизбежно
Видимо, на основании этих выводов молодой царь возненавидел все, что было связано с Амоном. Он был слишком юн, чтобы до конца понять, какая из двух религий лучше с точки зрения морали и с точки зрения теологии. Но он оказался достаточно зрел, чтобы поддаться очарованию прошлого и почувствовать, что великие, едва видимые сквозь дымку времени фараоны, которые жили тогда, когда мир еще был молод, и на заре истории поклонялись солнцу, являются самым достойным и лучшим примером для подражания.
Они были его предками, и, поскольку они были сыновьями Ра, он также счел себя благородным потомком великого бога. В его венах текла кровь солнца, то самое «тепло Атона», что пульсировало в нем. Вчитываясь в старые документы, он все больше проникался величием того отдаленного прошлого, когда люди поклонялись богу, права которого узурпировал Амон.
Поскольку в то время религиозные нормы определяли каноны искусства, принципы изображения человеческой фигуры утверждались жрецами Амона. Забвение этих принципов являлось бы открытым вызовом их власти.
Это, вероятно, понимали сторонники Ра-Хорахти, поэтому они всячески поощряли юного царя в его попытках возврата к прошлому. Они убеждали его, что, если он считает себя представителем тех древних царей и верховным жрецом их бога, он должен принять и их художественные каноны.
Таким образом, он мог воплотить в жизнь свои романтические грезы и одновременно нанести удар, жрецам Амона, запретив санкционированный ими стиль и обязав скульпторов и художников своего времени следовать традициям древнейших времен.
Несомненно, какие-то реликвии той эпохи должны были сохраниться в древних храмах Гелиополя и других городов, поэтому молодой фараон мог изучить изображения, вырезанные в дереве, камне и слоновой кости. Современные археологи указывают на несомненное сходство принципов изображения человеческого тела на древнейших артефактах и у мастеров эпохи Эхнатона [6].
4. ВЛИЯНИЕ РЕФОРМЫ И ПРИЧИНЫ ПРОВАЛА.
Религиозно-политическая реформа, как в основном оценивают преобразования Аменхотепа IV историки, не только была направлена на преобразование религии, но и на укрепление власти фараона. Поэтому, стремясь порвать с традициями, сложившимися в египетском обществе, Эхнатон предпринял попытки обновить всю общественно-политическую систему. Это проявилось и в создании нового бога, и в строительстве новой столицы, и выдвижении новых людей, и в создании новых культовых норм.
В борьбе с оппозицией фараон на шестом году правления своим указом провозглашает верховным и единственным богом всего Египта Атона, в то время как все другие традиционные боги, в том числе и великий Амон-Ра, теряют свою силу и если не отменяются совсем, то превращаются во второстепенных прислужников верховного бога Атона. Сам фараон, объявленный единственным сыном Атона, меняет свое тронное имя Аменхотеп («Амон доволен») на имя Эхнатон («угодный Атону»). По его приказу меняют имена члены его семьи и придворные. Фараон покидает ненавистные ему Фивы, резиденцию своих предков, местопребывание Амона-Ра, и поселяется в новой столице Ахетатоне (т. е, «Горизонт Атона»), где господствует новое божество Египта и всего мира — великий Атон [7].
Здесь, в Ахетатоне (Телль-эль-Амарна), был построен новый город с роскошным дворцом фараона, государственными учреждениями, ремесленными мастерскими, домами вельмож, великолепным храмом Атона.
Бог Атон понимался как единое божество всего мира, создатель Египта и других стран, он изображался не в каком-либо человеческом или животном образе, его символом был солнечный диск с исходящими на землю лучами-руками, дарующими людям свет, тепло и благополучие. Как единое божество он не имеет ни божественной супруги, ни божественного потомства. Культ Атона олицетворял могущество животворящего солнца, великой силы природы, и как таковой он был лишен традиционных теологических и мифологических построений и изощренной символики. Столь существенное переосмысление образа главного божества, конечно, должно было привести к кардинальным изменениям в структуре самого культа, положении жречества, изменении его функций, его взаимоотношений с государственной властно, и, прежде всего с властью фараона. Вместе с тем все это привело к изменению взглядов на художественное видение мира богов, людей и природы и повлияло самым радикальным образом на содержание и стиль египетского искусства. Амарнский период - один из интереснейших в его развитии.
Нововведения, оказавшие вскоре огромное влияние на все сферы жизни страны, нарастали постепенно. Введение нового общегосударственного культа бога Атона, почитаемого в образе солнечного диска с отходящими от него лучами-руками, дарующими стране все блага жизни, ни в коей мере не означало упразднения древнего египетского многобожия, и первый храм, посвященный новому божеству, был возведен царем в Фивах, вблизи святилищ Амона-Ра.
Однако новый общеегипетский культ Атона, бога, который пользовался особым покровительством царя, провозгласившего себя единственным сыном нового божества, предполагал и огромные строительные работы по возведению его храмов, и дарение ему больших земельных массивов в разных частях Египта, многочисленных пастбищ, скота, охотничьих и рыбных угодий, и обеспечение вновь создаваемого храмового хозяйства рабочей силой, и, наконец, учреждение большого штата высокопоставленных и рядовых жрецов - служителей нового культа. Они, как это видно из памятников той поры, были в основном представителями новой служилой знати. На практике все это означало значительное перераспределение материальных и людских ресурсов в пользу нового божества и в ущерб жрецам старых традиционных египетских богов (и, прежде всего Амона-Ра), основным противникам царя-реформатора и его сторонников.
Казалось, что динамичные сторонники перемен, возглавляемые самим царем, решительно одерживают верх над своими соперниками. Однако культ Атона не имел корней в традициях и представлениях не только знати, но и всего египетского народа. Замена противоречивых архаичных культов прежних богов логично продуманным почитанием практически одного лишь Солнечного диска - Атона - не сулила никакого облегчения жизни кому-либо, кроме фараоновских ставленников, соперничавших со старым жречеством, не обещала ни реальных благ, ни даже воображаемых - в виде более справедливого загробного воздаяния. Между тем жречество Амона было сильно не только своими материальными богатствами, которые накапливались столетиями, не только давней традицией народных верований, которые оно выражало, но даже и тем, что еще со времен Среднего царства народные массы привыкли считать именно Амона заступником маленьких людей, прибежищем в их повседневных нуждах. В то же время между знатью, стоявшей за Амона, и знатью, стоявшей за Атона, - двумя прослойками господствующего класса - не было действительно непримиримого классового противоречия. Поэтому за периодом передела власти и богатств неизбежно должен был последовать период соглашения между враждовавшими силами. Итак, нет ничего удивительного в том, что смерть еще нестарого, но, по-видимому, с юных лет болезненного фараона резко изменила дальнейший ход событий. У непосредственных преемников царя-реформатора, Семнехка-Ра и Тутанхамена, юных и рано умерших супругов его старших дочерей, не было ни авторитета их предшественника, ни его фанатизма и воли, ни самого желания продолжить его дело. Краткая, но бурная борьба вокруг наследия Аменхотепа IV, начавшаяся во время правления Семнехка-Ра, царствовавшего менее трех лет, явилась периодом глубоких изменений в самом солнцепоклонническом культе, изменений, которые позволили сначала отказаться от исключительного почитания Атона, какое было свойственно Аменхотепу IV в последние годы его жизни, а затем и восстановить старую иерархию богов. Культ Амона как главного божества Египта был полностью восстановлен, вероятно, в самом начале царствования Тутанхамена, двор которого покидает Ахет-Атон и возвращается в Фивы. В проведении своей радикальной реформы Эхнатон опирался на поддержку влиятельного слоя новой служивой знати, средних прослоек египетского общества. Однако оппозиционные реформе социальные группы были сильнее. Непримиримым противником новых порядков было не только организованное вокруг бесчисленных храмов жречество и тесно связанная с ним номовая знать. Фараон-реформатор не нашел поддержки и среди основной массы египетских тружеников, прочными узами связанных с традиционными богами, которым издавна поклонялись их далекие предки. Неудивительно, что после скорой смерти Эхнатона — а он умер через 1О лет после переселения в Ахетатон — его преемники, в том числе и Тутанхатон, гробница которого была найдена неразграбленной, не смогли противостоять всеобщей оппозиции новому культу Атона, и он был отменен [8].
Почитание Амона-Ра было восстановлено в полном объеме, а культ Атона, память и имя его фанатичного приверженца Эхнатона были преданы проклятию и вечному забвению.
Однако краткий эпизод правления
фараона-реформатора оставил
Основной целью этой реформы было усиление царской власти и уменьшение экономического и политического влияния жречества, в особенности фиванского, а также ослабление сепаратизма, т.е. стремление к самостоятельности, независимости от центральной власти, отдельных номов, которые из-за слабых экономических связей между собой и с центром были мало заинтересованы в укреплении центрального правительства.
Другой целью этой реформы было объединить единым культом различные народы Египетской державы, границы которой в период Нового царства чрезвычайно расширились. Они включали Сирию, Палестину на севере, Нубию на юге, ливийские области на западе, т.е. сирийцев, ханавеев, ливийцев, нубийцев.
Но монотеистическая тенденция не была главной, основная ее цель сводилась к тому, чтобы укрепить централизованную администрацию за счет ликвидации сепаратистских тенденций влиятельной храмовой знати.
Неудача этой реформы объясняется, главным образом, яростным сопротивлением политики централизации со стороны отдельных номов, которые в продолжение многих тысячелетий сохраняли свою экономическую самостоятельность.
Религиозно-политическая
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведя итоги, времени правления Аменхотепа (Эхнатона), можно выделить следующие результаты, которых он смог добиться.
Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) в течение всего периода своего правления (17 лет) упорно и последовательно проводил в жизнь, широко задуманную им религиозную реформу.
Отменяя традиционные, привычные, устоявшиеся божественные законы и миропорядок, эта реформа разрушала мир прежних верований и представлений.
Создавая новый культ, царь Эхнатон объявил всех прежних богов ложными и незаконными, провозгласив единственным и истинным богом солнечного бога Атона. Он запретил даже изображать каких-либо богов, ибо, по его мнению, истинный бог не имеет формы.
Стремясь стереть даже саму память об именах прежних богов, Аменхотеп IV Эхнатон приказал повсеместно их уничтожить. Особенно тщательно стиралось и соскабливалось имя Амона.
Все эти преобразования, были настолько радикальными и скоротечными, что не все готовы были принять новую веру в единого бога Атона. Это начало формировать аппозицию в окружении и напряжение в народе.
При его жизни реформы открытого сопротивления не встретили, хотя, как и любые радикальные реформы в традиционном обществе, не были восприняты сразу всеми, тем более с ликованием. Для реформ всегда нужно время. Эхнатону его явно не хватило. Преемники его не были сильными правителями и к тому же были людьми юными и правили недолго. Сопротивление же реформам все росло.
Фактически культ Атона
Все эти факты и события при жизни Аменхотепа IV (Эхнатона) оставили глубокий след в истории. Зачастую Эхнатона называют – Фараоном – еретиком, фараон-вероотступника. И это совершенно понятно, ведь он ввел зачатки монотеизма, заменив бога Амона Атоном, выразившиеся в последующие эпохи. В области политической реформы, несмотря на их крушение, новые принципы взаимоотношений между деспотической властью фараона, его бюрократией и жречеством были заимствованы следующими египетскими династиями. Вместе с тем слои служилой знати, выдвинувшиеся при Эхнатоне, сохранили завоёванные позиции, и новые правители Египта должны были считаться с этим. Приход к власти XIX династии стал компромиссом между выдвинувшейся при Эхнатоне Знатью и новыми руководящими кругами Египта [9].