Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 08:51, контрольная работа
За первые двенадцать лет правления Аменхотепа IV в Египте произошел настоящий переворот. Потрясены были древние устои, уничтожено вековое господство Фив. Столицей стал новый город, выросший со сказочной быстротой в пустынном захолустье. Амон сделался предметом преследования, вместо сонма тысячи богов почитали одно Солнце, да и то под новым именем и в невиданном образе. Изобразительное искусство отошло от многовековых канонов. В литературный среднеегипетский язык влился разговорный новоегипетский. Громадные изменения за короткий срок!
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Причины и предпосылки…………………………………………………....3-8
2. Преобразования Великого фараона…………………………………….....8-10
3. Последствия реформы…………………………………………………….10-17
4. Современные оценки преобразований…………………………………..17-18
Заключение…………………………………………………………………...18-19
Список источников и литературы…………………………………………….20
Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Исторический факультет
Кафедра всеобщей истории
Контрольная работа
По истории Древнего мира на тему:
Реформа Эхнатона
Архангельск
2009
Введение…………………………………………………………
1. Причины и предпосылки…………………………………………………
2. Преобразования Великого фараона…………………………………….....8-10
3. Последствия реформы…………………………………………………….
4. Современные оценки преобразований…………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список источников и литературы…………………………………………….20
За первые двенадцать лет правления Аменхотепа IV в Египте произошел настоящий переворот. Потрясены были древние устои, уничтожено вековое господство Фив. Столицей стал новый город, выросший со сказочной быстротой в пустынном захолустье. Амон сделался предметом преследования, вместо сонма тысячи богов почитали одно Солнце, да и то под новым именем и в невиданном образе. Изобразительное искусство отошло от многовековых канонов. В литературный среднеегипетский язык влился разговорный новоегипетский. Громадные изменения за короткий срок!
"Самый замечательный
из всех фараонов"... Так охарактеризовал
Аменхотепа IV, знаменитого реформатора
египетской религии,
В своей работе я попытаюсь
рассмотреть причины и
ПРИЧИНЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ
Причины религиозной реформы Эхнатона, которую иногда называют атонистической революцией, не ясны, а над ее загадкой давно бьются ученые-историки. Существуют четыре точки зрения на ее истоки.
Согласно первой из них, наиболее рационально объясняющей причины преобразований, реформа Эхнатона стала результатом борьбы военной и жреческой знати. Жречество традиционно было привилегированным классом в Древнем Египте, а успешные завоевательные походы фараонов XVIII династии только усилили его экономическое могущество и политическое влияние.
______________________________
*Д.Г.Брэстед. История Египта. М., 1915, с. 36
Однако параллельно наметилась тенденция по формированию новой служилой знати, состоявшей преимущественно из выходцев из средних и бедных слоёв населения. Среди окружавших фараона лиц много выходцев из "немху", вознесенных царем из ничтожества и осыпанных благодеяниями. Причинами их продвижения по общественной иерархии были прилежная служба в регулярной армии и личная преданность фараону. Обострившиеся противоречия привели к скрытому противостоянию жречества и более демократической по своему характеру военной знати.
В конечном итоге, реформа была необходима фараону, опиравшегося на новый
привилегированный класс, для ограничения всевластия жрецов Амона-Ра. Мощный
государственный аппарат обеспечивал фараону управление огромной державой и сложной жизнью египетского общества. Но уже в правление Аменхотепа III происходили какие-то столкновения. Смутные отголоски этих событий имеются в надписи Эхнатона на пограничной плите в Телль-Амарне, где говорится, что не только он сам, но и отец его, и даже дед - Тутмос IV, слышали в своей жизни что-то "очень дурное". Кто же это осмелился противоречить воле могущественных фараонов? Кто мог поставить под сомнение всесокрушающую власть живых богов? Ясно, что только сплоченная группа могла доставить крупные неприятности царям Египта. Скорее всего это высшее жречество, которое желало направлять действия фараонов по своему усмотрению. Но грозные повелители не хотели и не могли уступать. На втором году своего правления Аменхотеп III женился вопреки недовольству жречества и старой аристократии на Тие, некрасивой, но умной девушке, дочери жреца, заведовавшего скотом в одном из провинциальных храмов. Новая царица сумела занять исключительное положение в государстве и сохраняла свое влияние вплоть до кончины мужа, несмотря на то, что фараон был женат не только на иноземных царевнах, но и на нескольких собственных дочерях. Аменхотеп III сознательно рискнул нарушить традицию, считая себя достаточно мощным правителем, чтобы побороть любое противодействие. И в этом, возможно, тоже кроется одна из причин будущих преобразований их сына.
Последние представители XVIII династии, похоже, понимали, что притязаниям жречества Амона нужно противопоставить новый культ, который целиком был бы направлен на освящение власти фараона.
Другие исследователи высказывают предположения, что реформа была необходима для создания общей религии для обширной Египетской державы.
Поклонение солнцу всегда играло огромную роль в религии египтян - это соответствовало значению светила для их экономики и жизни - летом безжалостные лучи иссушали землю, а весной и зимой давали благодатное тепло людям и силу растениям. Не раз в истории страны солнечное божество выдвигалось на первый план и, вообще, культуру Древнего Египта можно сравнить с гимном Солнцу. С солнечным культом связано и учение о божественном происхождении царской власти. Еще представители V династии называли себя сыновьями Pa - верховного божества Гелиополя - "Города Солнца". Предки Аменхотепа III тоже провозглашали себя любимцами Ра - Гора - Ахути. Тутмос IV называл себя "царем, рожденным с Ра", а Аменхотеп III даже присоединил к своим тронным именам эпитеты "избранный Ра" и "наследник Ра", что звучало как политическая декларация. Север страны (дельта) служил фараонам опорой в борьбе с фиванским жречеством. Здесь, близ древней столицы Мемфиса высились пирамиды, как напоминание о беспредельной власти фараонов IV династии. Гораздо существеннее были другие причины - прежде всего, изменение положения этой части страны в связи с изменениями в организации египетского войска. Главной силой стало колесничное войско, опора государственной и царской власти. А средоточием конницы был север - это обусловлено наличием богатых пастбищ и близостью к азиатским и ливийским границам. В течение IV в. Мемфис становится военным центром и резиденцией наследника престола.
В состав "мировой" египетской державы вошли многие народы: семиты, ливийцы, нубийцы и другие, а в царской семье появились чужеземные принцессы. Отсюда понятно стремление найти универсальное "интернациональное" божество, общее всем народам.
Итак, выдвижение северного солнечного культа было продиктовано требованиями внутренней и внешней политики фараонов XVIII династии. И вот, вероятно, в Гелиополе возникает учение о том, что верховное божество - солнечный диск, бог Атон, отождествленный с древним Ра и представляющий его зримый образ. Верховное существо в образе солнечного диска с лучами - руками должно было одинаково чтиться по всей земле - наблюдались элементы монотеизма. В надписях Аменхотепа III уже упоминается имя Атона, но жречество Амона по-прежнему обладает огромным влиянием и богатством. Упоенный своим могуществом фараон, облик которого можно представить, обратив внимание на сфинксов, лежащих на Ленинградской набережной, - не хотел принимать решительных мер против своих недоброжелателей. С тем же небрежным спокойствием сносил он в своих сиро-палестинских владениях козни царства Хатти, бродячих хапиру и лицемерно покорных властителей - за 38 лет своего правления он ни разу не появился в Азии во главе грозного египетского войска.
Две остальные теории сводятся к объяснению оснований для атонистического переворота психологическими факторами, усматриваемыми в личности фараона. Утверждается, что изменения в религии и политике были вызваны личными убеждениями царя, который был последовательным апологетом новой религии.
В отдельных источниках также делается ударение на женоподобную внешность Эхнатона на изображениях, созданных ваятелем Тутмосом Младшим, позволяющую предположить, что он страдал синдромом Фрёлиха, следовательно, его реформы могли быть вызваны особенностями его болезненного характера.
Но существует еще одна предположительная причина, которой я отдаю свое предпочтение: самые смелые идеи рождаются часто на границе различных наук и заставляют нас по-новому взглянуть на старые и, казалось бы, неразрешимые проблемы. Одной из таких блестящих догадок, возникшей на стыке естествознания, истории и фантастики, можно назвать гипотезу доктора физико-математических наук Алексея Морозова.*
Он задумался над
теми же вопросами: Чем был вызван
религиозный переворот? Как мог
осуществить его молодой
Ученый считает, что массы должны были пережить какую-то глобальную катастрофу, чтобы поддержать "снизу" революцию, начатую "сверху". В поисках такого катаклизма он обращается к самым загадочным страницам истории. Это - гибель Атлантиды и древней минойской цивилизации на острове Крит, исход евреев из Египта, о котором повествует Ветхий Завет, и переворот Эхнатона. Морозов пытается связать эти, на первый взгляд разрозненные события в одну причинно-следственную цепь и ему удается выстроить
стройную и довольно убедительную гипотезу.
Свою точку зрения он излагает следующим образом. У молодого фараона при вступлении
на престол не было никаких намерений существенно менять что - либо в своей
державе. Но на исходе первого года его правления до Египта доносятся
* «Наука и религия», 1990 г., № 3.
последствия первого крупного извержения на острове Санторин, которое многие отождествляют с платоновской Атлантидой. До Египта, по-видимому, дошли достаточно мощные цунами и мрачные ядовитые тучи, надолго закрывшие небо. Начались затяжные дожди, град, грозы с мощными раскатами грома и молниями. Солнечная страна вдруг лишилась тепла и света. Народ воспринял это как страшное бедствие, трагедию. Моления и жертвы Амону оставались напрасными. А для Аменхотепа IV ситуация драматична вдвойне. Ведь в Египте фараон не только царь, но и бог, повелевавший людьми и природой, от него зависит благоденствие страны.
Он лично несет
Может быть, Солнце разгневалось на Египет из-за недостаточного внимания к нему? Может быть, египтяне молятся не тем богам-идолам в своих темных храмах? А может быть, Солнце оскорбляет чрезмерная гордыня фараонов? И у Аменхотепа IV начинает складываться новая религиозная концепция - надо молиться "Видимому Солнцу", а не старым богам.
Действия фараона "достигают цели"! Спустя некоторое время после извержения, Солнце вновь появляется над Египтом - народ в восторге. Тут и возникает идея о "ликовании на небосклоне", связанное с "выздоровлением Солнца".
Проходит два года и ... все повторяется. Но теперь фараон знает, что надо делать: молиться новому богу - солнечному диску Атону или его ипостаси - древнему Ра. Старые боги отодвигаются на второй план. И снова успех. Опять Солнце, опять нормальная жизнь. Ослабленное двоеверие все же еще сохраняется и Атон этого не прощает.
На шестом году начинается третье - самое мощное извержение, завершившееся гигантским взрывом Санторина.
Сопровождаемые гулом дальнего извержения, огромные удушливые тучи, рассекаемые молниями, закрывают непроницаемым пологом долину, принося с собой гибель десяткам тысяч людей. Кошмар продолжался несколько суток - можно представить себе весь драматизм ситуации, если даже в средние века простое солнечное затмение приводило население в страшную панику. Естественно, что у мятущейся толпы один крик-желание: скорее увидеть диск Солнца - бога Атона. Обеты, жертвы, моления, клятвы! И вот, наконец, сквозь тучи прорезается багровый солнечный диск, что вызывает неописуемый восторг и покаянное стремление покончить с многобожием. Фараон решительно рвет с культом Амона и других богов, оставляет ненавистные Фивы и начинает строительство новой столицы. Выбор места для города Атона можно объяснить тем, что именно здесь фараон увидел возвратившееся Солнце, или до этого места докатились волны разбушевавшегося моря. Жизнь входит в нормальную колею - ведь вулкан угас. Последняя вспышка усиления культа Атона на двенадцатом году правления Эхнатона могла иметь самые разные причины - или остаточные извержения, или желание реформатора логически завершить свое учение о "Солнечном диске", или, по нашему мнению, новая вспышка сопротивления жречества и номовой знати. Сам фараон, "спасший Египет от гибели" окружен почитанием. Он - гарантия солнечного света, без которого погибнет все живое. Последующие за взрывом Санторина одиннадцать лет, до смерти Эхнатона, протекают без внутренних потрясений. Но при слабых наследниках фараона затаившиеся служители Амона вновь поднимают головы. Ведь прошло много лет, сменились поколения, воспоминания о страшной катастрофе потускнели - ведь все спокойно на небосклоне. А вот непрерывные потери земель на северо-востоке державы из-за активности хеттов и сиро-палестинских правителей - реальность. С этим надо бороться. А кто был богом-воителем, защитником Египта? Амон! А как с ним обошелся Эхнатон? Может быть, вообще все напасти навлек на Египет этот еретик? Скорее предать его проклятию, вырвать с корнем все созданное им.