Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 08:51, контрольная работа
За первые двенадцать лет правления Аменхотепа IV в Египте произошел настоящий переворот. Потрясены были древние устои, уничтожено вековое господство Фив. Столицей стал новый город, выросший со сказочной быстротой в пустынном захолустье. Амон сделался предметом преследования, вместо сонма тысячи богов почитали одно Солнце, да и то под новым именем и в невиданном образе. Изобразительное искусство отошло от многовековых канонов. В литературный среднеегипетский язык влился разговорный новоегипетский. Громадные изменения за короткий срок!
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Причины и предпосылки…………………………………………………....3-8
2. Преобразования Великого фараона…………………………………….....8-10
3. Последствия реформы…………………………………………………….10-17
4. Современные оценки преобразований…………………………………..17-18
Заключение…………………………………………………………………...18-19
Список источников и литературы…………………………………………….20
Что можно сказать по поводу высказанной Морозовым гипотезы? Такой взгляд на причины драматических событий, происшедших в глубокой древности, особенно актуален в наши дни, когда всей Земле угрожает экологическая катастрофа. Достаточно подумать о том, какие тяжелые последствия для нашей страны имеют землетрясения в Армении и авария на Чернобыльской АЭС, как они повлияли на состояние общества!
Точка зрения ученого (правда, не историка, к сожалению для исторической науки) хорошо аргументирована со стороны геологического и археологического обследования Средиземноморья.
Конечно большинство источников придерживаются наиболее рациональной причины, объясняющей преобразования, а именно, что реформа Эхнатона стала результатом борьбы военной и жреческой знати. Но и гипотеза Морозова вполне актуальна и правдоподобна. А главное, для сознания людей того времени, действительно страшной карой казались любые природные катаклизмы.
Такими были предпосылки и причины будущих преобразований.
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВЕЛИКОГО ФАРАОНА
Стремясь подорвать авторитет жречества, опиравшийся на культы древних богов, Аменхотеп IV выдвинул новое учение, объявив единым истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Храмы старых богов были закрыты, их изображения уничтожены, а храмовое имущество конфисковано. Первый год правления царя ознаменовался строительством гигантских комплексов Гемпаатон и Хутбенбен в честь бога Атона - зримой формы солнечного диска - в Карнаке, традиционно связанном с культом Амона-Ра. Новые храмы были построены в стиле утрированного реализма, характерного для первых лет правления царя и украшены гигантскими осирическими колоссами царя и его супруги Нефертити, выполненными царским скульптором Баком. Аллея сфинксов с головами Эхнатона и Нефертити была сооружена между X пилоном храма Амона и храмом богини Мут. На западном берегу Нила, южнее Мединет-Абу, было начато строительство гигантского храма обелиска, который так и не был завершен. После смерти отца Аменхотеп IV, опираясь на гелиопольских жрецов Ра, провозгласил себя приверженцем Атона - древнего второстепенного бога света, чьим символом был солнечный диск. При этом сохранялось почитание старых богов; даже новые храмы Атона были сооружены близ храма Амона в Карнаке. Первоначально культ Атона задумывался как почитание одной из ипостасей куда более могущественного Ра, служители которого оказывали действенную поддержку фараону в борьбе с усилившимся фиванским жречеством. Почитавшийся в Гелиополе Ра принадлежал к числу древнейших египетских богов и считался верховным богом со времени правления V династии, когда он вытеснил ещё более древнего гелиопольского бога Атума. В результате политического возвышения Фив в Среднее и Новое царство малоизвестный до этого фиванский бог Амон был отождествлён с Ра в образе Амона-Ра, и большая часть захваченной в походах добычи стала поступать в руки фиванского жречества, что вызывало противодействие мемфисского и гелиопольского. Намереваясь завоевать поддержку жрецов из Гелиополя, Аменхотеп включил в свою титулатуру определение «Единственный для Ра», а царский двор повелел именовать названием зала для проведения церемоний хеб-сед - «Замок ликования на небосклоне». Однако на пятом-шестом году правления (предположительно в 1358 до н. э.) Аменхотеп IV окончательно изменил свое имя на Эхнатон и провозгласил Атона Единым богом не только Египта, но также Сирии и Нубии.
На пятом году правления Аменхотеп IV изменяет свое имя, переводящееся как «Амон доволен», на Эхнатон - «угодный Атону». Изменению подвергаются и имена ближайших родственников фараона, в том числе его главной жены Нефертити, получившей новое имя Нефернефруатон. Отцом фараона провозглашается бог Атон, изображающийся в виде солнечного диска с уреем и множеством простёртых к Земле лучей, увенчанных ладонями, держащими символ жизни «анх».
Фараон приходит к выводу, что Атону нужен не отдельный храм, а целый город, покидает Фивы и начинает сооружение своей новой столицы, получившей название Ахетатон - «горизонт Атона». Новая столица по замыслу царя должна была полностью затмить Фивы и Мемфис как религиозный, культурный и политический центр страны. Место для новой столицы было выбрано в Среднем Египте, в 450 км от Фив, на правом (восточном) берегу Нила - мы уже говорили, что ныне это местечко Телль-Амарна. Здесь весной шестого года правления Эхнатона на равнине был разбит царский шатер. Стоя на колеснице под горячими лучами солнца, царь велел собрать придворных и военачальников. Когда те распростерлись перед ним на земле и облобызали ее, он обратился к ним с речью, в которой объявил, что место для нового города указано ему самим Солнцем. Фараон поклялся построить здесь храмы, дворцы и гробницы и назвал будущую столицу Ахетатон - "Горизонт Атона" или "Небосклон солнца". Об этом событии повествуют нам красноречивые свидетели далекого прошлого – четырнадцать каменных плит, обозначавших границы столичного округа.
Создание нового города было делом многосложным. Приходилось одновременно возводить храмы Атона, дворцы, здания официальных учреждений, дома знати, жилища для простолюдинов и мастерские для ремесленников, Предстояло провести каналы, развести сады, выкопать пруды и колодцы. Требовались в огромных количествах строительные материалы, рабочая сила, земля, растения. Много сил и средств отнимало устройство скального некрополя-гробницы царя и вельмож. И на первый взгляд невозможное было свершено: по приказу фараона-реформатора - до 8 г. город был в основном построен. Основные магистрали новой столицы шли параллельно Нилу, центральную часть города занимали главный храм Атона с жилищами жрецов и складами, самое большое административное здание древнего мира (длина фасада 700 м.) - дворец Эхнатона, государственные ведомства, казармы. Пилоны и стены большинства зданий были сложены из кирпича-сырца и только местами облицованы камнем - он нужен для колонн, скульптур и отделки пола. Зато декорировка роскошна, здесь широко применялись цветные поливные изразцы, росписи, позолота, вкладки из разных камней и паст. Художественное оформление зданий новой резиденции было нарядно и пышно. Требовалось много мебели, ювелирных изделий - для изготовления нужны ценные породы дерева, золото, серебро, бронза, самоцветы и др. И все находилось и доставлялось изо всех уголков огромной державы.
Развалины Ахетатона были обнаружены близ современного египетского городка эль-Амарна. Помимо культовых и административных сооружений Эхнатона, в этом месте в 1887 местной крестьянкой был обнаружен также клинописный дипломатический архив, отображающий переписку Аменхотепа III и Эхнатона с правителями стран Ближнего Востока, - знаменитые «Амарнские письмена». По названию археологической местности, где когда-то находилась столица Эхнатона, эпоха правления самого царя и его ближайшего преемника - Сменхкара - в науке получила название «амарнского периода».
Царствование Эхнатона стало временем невероятной религиозной реформы, которая потрясла все устои традиционного древнеегипетского общества, цивилизации и культуры. Переосмыслив древнее учение гелиопольского жречества о ключевой роли солнечного божества, царь закрыл храмы богов, вместо культов которых было установлено государственное почитание бога Атона. Была изменена и идеология царской власти: царь и царица, издревле почитавшиеся как земные воплощения Хора и Хатхор, отныне именовали себя божествами Шу и Тефнут - непосредственными детьми солнечного бога.
Многие древние храмы находились в запустении, жречество Амона преследовалось царем «творящим силу против не знающего учения его», «обрекающим мраку» своих противников; на храмовых рельефах уничтожались изображения и имена ненавистного царю-еретику бога Амона - Эхнатон не щадил даже имени своего отца Аменхотепа III, включающего имя ненавистного верховного бога Фив. В конце своего царствования Эхнатон, «Солнце - владыка Маат», подвергал преследованию даже сам нечер - традиционный принцип божественности, признавая только «отца своего Атона». Абсолютизируя собственную власть, Эхнатон довел до крайности культ своих собственных статуй, которые считались проявлениями его божественной сущности. Учение Эхнатона, по большей части протомонотеистическое, допускало почитания ряда иных божеств: с Атоном изначально сосуществовали другие формы солнечного божества (главным образом Ра и Ра-Хорахте, отождествлённые с Атоном), духи и демоны.
Уже через год после воцарения Аменхотеп IV добавил к своему тронному имени слова "Единственный для Ра". Он осмелился покуситься на религиозную традицию - самую консервативную силу того времени.
Несомненно, что начинающий реформатор был незаурядным мыслителем, обладающим к тому же большим поэтическим даром. В теологической форме он создает философскую концепцию мира - "слова Ра были познаны мною в сердце". Он приписывает веру Ра, как ее источнику и объявляет себя самого проводником его откровений. Молодой царь принял титул "Великого ясновидца", который носил и верховный жрец Ра в Гелиополе. Внешний символ нового бога Атона вошел в резкое противоречие с традицией, но он был доступен пониманию каждого. Не позднее второго года местопребывание двора в Фивах получило название "Замок ликования на небосклоне". Новое божество не могло обходиться без святилища и Аменхотеп IV строит храм Атона в Фивах, в саду Амона между Луксором и Карнаком - величественное здание "Сияние Атона Великого". Завистливо смотрело жречество Амона на возвышение и растущее богатство чуждого им бога, но остановить обладающего сильным характером правителя, опиравшегося на поддержку жрецов Мемфиса и Гелиополя, не могло. Однако в народе новые веяния почти не ощущались, никаких видимых признаков отрицания старых богов незаметно и в конце третьего года царствования. Солнце изображалось еще в виде человека с головой сокола, увенчанной солнечным кругом.
В конце четвертого года правления отношение царя к солнцу и старым богам резко изменилось. Солнечное имя стали писать в двух картушах как и имя царя. Вслед за "воцарением Солнца" резко изменилось и его изображение - теперь это круг с уреем - священной змеей - спереди и множеством устремленных вниз лучей с кистями человеческих рук на концах - образ зримого солнца. Кардинально изменились и изображения самого царя. Если раньше фараоны представали в образе бога с мощным телом, с торжественной осанкой, с идеализированными портретными чертами, то колоссальные статуи Аменхотепа IV (их было около ста, которые когда-то обрамляли двор храма Атона) демонстрируют явный разрыв с тысячелетними канонами. Фараон изображен необычно, традиционны лишь одеяние, головной убор, да скрещенные руки на груди с атрибутами власти - плетью и жезлом. Царь показан болезненным человеком с исхудавшим лицом, длинной тощей шеей, одутловатым животом. Тонкая талия резко контрастирует с пухлыми бедрами. Большой нос, полузакрытые веками глаза, крупный рот с отвислой нижней губой и слегка выступающей верхней - все это, несомненно, воспроизводило подлинные черты Аменхотепа IV, но было передано с явно подчеркнутой заостренностью, заключало в себе элементы шаржа ( впрочем, этот прием характерен и для египетской литературы - достаточно вспомнить "Поучения Ахтоя своему сыну Пиопи"). Можно представить, какое недоумение, возмущение и страх вызвала подобная манера изображения у современников - фараон - слабый человек! Между тем, несомненно, что требование именно такого решения образа, предельно близкого к натуре, беспощадного в стремлении к искренности, исходило от самого "живущего правдой" - излюбленный эпитет к имени Аменхотепа IV. Скульптор Бек в своей надписи говорит, что он лишь "подручный", которого научил сам фараон. Рельефы стен храма Атона тоже производили впечатление злой карикатуры - та же болезненная фигура с хилыми руками и ногами, раздутым животом, исхудалой шеей, то же вытянутое лицо с характерным профилем.
Все эти произведения искусства были сделаны незадолго до шестого года правления Аменхотепа. Почему же фараон так беспощаден к себе? Специалисты - искусствоведы (М.Э. Матье и др.) считают, что для реформатора, вступившего в серьезную борьбу, хороши все средства для подрыва авторитета жрецов и введение нового стиля было закономерным шагом на пути разрушения закостеневшего набора догм в религии и искусстве.
Необычная трактовка образа царя вызвала яростное негодование жречества и старой аристократии. Вряд ли этот шаг получил одобрение и у широких масс - нелегко было пошатнуть тысячелетние культы старых богов и связанные с ними привычные представления. Логическим следствием этого могло быть нарастание ожесточенной борьбы - жрецы объявили царя еретиком, а царь решил окончательно порвать со старыми богами и традициями. Оппозиция фиванского жречества лишь ускорила принятие фараоном крутых мер - Аменхотеп IV решил сделать Атона фактически единственным богом и порвать со старой столицей.
В надписи из Телль-Амарны говорится, что на шестом году правления произошло нечто еще худшее по сравнению с услышанным на первом и четвертом годах. Что же такое "услышал" фараон, что побудило его оставить Фивы и пойти на крайние меры?
Достоверно известно, что в начале шестого года произошло основание новой столицы, и одновременно была изменена царская титулатура. Из титула было убрано все, что напоминало о прежней столице и ее боге. Вместо Аменхотеп ("Амон доволен"), царь принял имя Эхнатон (что означало "Полезный Атону", "Угодный Солнцу").
После переселения в Ахетатон, первое время искусство оставалось на уровне, достигнутом в Фивах - даже красавицу Нефертити изображали уродливой. Лишь постепенно в скульптуре и живописи начинает сглаживаться острота противопоставления нового старому. Художники перешли к более правдивому воспроизведению облика своего повелителя, стали избегать крайностей "преувеличивающего" способа изображения, а иные впадали в другую крайность, придавая лицу фараона нежную мечтательность, вряд ли присущую крутому преобразователю. Никогда еще на египетских памятниках не было таких живых групп, мягких контуров тел, свободных поз, бытовых сцен.
Многочисленные произведения искусства, возвращенные к жизни многолетними археологическими раскопками, позволяют нам представить жизнь царской семьи, придворный быт.
Положение Эхнатона было необычайным даже для египетского фараона, подданные молились и Солнцу, и его сыну, и великой царице. Изображения царского семейства под лучезарным Солнцем помещали в парадных залах и жилых домах для поклонения им. Сложилось особое жречество фараона. Даже присутствующие при царских выходах и жертвоприношениях высшие сановники стояли и передвигались в мучительных позах - согнув спины и задрав головы, устремив глаза на властелина. Главные жрецы прислуживали царю у солнечных жертвенников, согнувшись в три погибели, сам верховный сановник бежал перед колесницей. Вельможи хором воспевали царя как источник богатства, как свое повседневное питание, как свою благую судьбу. Среди окружавших фараона лиц много выходцев из "немху", вознесенных царем из ничтожества и осыпанных благодеяниями. Это и военачальник Маи, и главный жрец и казначей Панехси, и могущественный временщик Туту - все они оставили подобострастные надписи в своих гробницах. Возвысившиеся "сироты" и составили прочную опору царя-преобразователя. Из старой знати при особе Эхнатона находились весьма немногие. Пожалуй, исключение составляет верховный военачальник Хоремхеб, представитель номовой знати Алебастронполя. "Немху", став вельможами, старались уподобиться наследственной знати - множество слуг, богатые дома, гробницы, корабли, сады и прочее - привольная жизнь. Царь мог рассчитывать лишь на поддержку тех, кому он открыл путь к благосостоянию и почету. На широкие круги простолюдинов-земледельцев и ремесленников блага не распространялись.