Реформаторская деятельность Екатерины 2

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 11:01, контрольная работа

Описание работы

Её правительство не разрушало все традиции и устои, а пользовалось положительными наработками своих предшественников, тем не менее ведя государство по собственной программе. И значительное место в этой программе занимали не только задачи вытекающие из практических потребностей времени (усиление могущества империи, укрепление государственного строя и позиций в нем дворянства и пр.), но и отвлеченные теории, усвоенные императрицей преимущественно из французской литературы - Вольтера, Дидро, Монтескье, Д'Аламбера. Это последнее обстоятельство и позволяет характеризовать ее время как период "просвещенного абсолютизма".
Смысл просвещенного абсолютизма состоял в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее одиозные феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития).

Содержание работы

1) Введение
2) Просвещенный абсолютизм Екатерины II.
3) “Золотой век” дворянства.
4) Заключение.
5) Список литературы.

Файлы: 1 файл

istoria_variant_9 (1).docx

— 46.07 Кб (Скачать файл)

В целях усиления абсолютизма были перестроены органы центральной власти. Екатерина II считала, что Сенат присвоил себе слишком большую власть, и в 1764 г. реформировала его, разделив на 6 департаментов (4 в Петербурге и 2 в Москве). Каждый департамент при этом выступал как самостоятельное подразделение со своим кругом дел и своей канцелярией, что разрушало единство Сената, ослабляло его. Необычайно возросла роль личной канцелярии императрицы. Подготовка законодательных актов с 1768 г. сосредоточилась в Совете при высочайшем дворе; создание его еще раз ярко продемонстрировало стабильность высших советов при особе монарха как института русского абсолютизма.  

 Реформирование местного  управления в первую очередь  решало задачу усиления власти  монарха. Екатерина II собственноручно  начертала проект “Учреждения  об управлении губерниями”, получивший  в 1775 г. силу действующего закона. Закон этот централизовал местное  управление, увеличив количество  губерний и уездов и наделив  наместников (под властью каждого  наместника, как правило, объединялось 2 — 3 губернии), непосредственно подчиненных  императору, широкой единоличной  властью. Вместе с тем в основу  “Учреждения” 1775 г. были положены  идеи Просвещения XVIII в.: выборность  суда и отделение его от  администрации, придание ему характера  сословного “суда равных”. Наряду  с трехъярусной системой выборных  судебно - сословных учреждений (уездный  суд в уезде и верхний земский  суд в губернии — для дворян, городовой суд и губернский  магистрат — для горожан, нижняя  и верхняя расправы — для  государственных крестьян) в губерниях  создавался совестный суд из  представителей трех сословий, который  выполнял функции примирительной  или третейской инстанции. Именно  этому суду каждый, содержавшийся  в тюрьме более трех дней, не  извещенный о причине ареста  и не подвергнутый допросу, мог  подавать жалобу, и если он  не был заподозрен в тяжелом  преступлении, то освобождался на  поруки (попытка заимствовать английскую  гарантию неприкосновенности прав  личности). Влияние идей Просвещения  еще более чувствуется в создании  губернского Приказа общественного  призрения, тоже состоявшего из  выборных представителей от дворян, горожан и государственных крестьян  и обязанного помогать населению  в строительстве и содержании  школ, больниц, богаделен, сиротских  и работных домов.  

 Стремясь создать более  реальные гарантии “просвещенной  монархии”, Екатерина II начала работать  над   жалованными грамотами дворянству, городам и государственным крестьянам. Грамоты дворянству и городам получили силу закона в 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепляла за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы, от государственных податей, от телесного наказания, право собственности на движимое и недвижимое имущество, право судиться только “равными” (т. е. дворянами), вести торговлю, заводить “фабрики, рукоделия и всякие заводы”. Дворянское общество каждого уезда и каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться, избирать сословных предводителей, иметь собственную казну. Правда, императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал-губернаторов (наместников).   

 Согласно грамоте городам представители “среднего рода людей” (мещане), подобно дворянам, получили личные и корпоративные права - наследственную неотъемлемость сословного звания, неприкосновенность и свободное распоряжение собственностью, свободу промышленной деятельности. Из состава жителей городов выделялись торговцы, записанные в гильдии и получившие особые привилегии - откупаться деньгами от рекрутской повинности и быть свободными от казенных нарядов. Кроме того, купцы 1-й и 2-й гильдий, как и именитые граждане (ученые, художники, банкиры, оптовые торговцы и т. д.), освобождались от телесных наказаний. Городское общество рассматривалось как юридическое лицо; оно имело право обсуждать и удовлетворять свои нужды, избирать городского главу. Объединяющим центром городского самоуправления становилась городская “общая дума” из депутатов от всех категорий городского общества. Руководствуясь общими принципами свободы экономической жизни, законодательница разрешала жителям деревень “свободно, безопасно свои произрастания, рукоделия и товары в город возить и потребное для них из города вывозить”.  

 Проект “Сельского  положения” не был доведен  до конца. Французская революция  изменила отношение Екатерины II к идеям Просвещения. В 1794 г. в  одном из писем она заявляет, что деятельность философов ведет  лишь “к разрушению”: “что бы  они ни говорили и ни делали, - продолжала она, - мир никогда  не перестанет нуждаться в  повелителе... лучше предпочесть  безрассудство одного, чем безумие  многих, заражающее бешенством двадцать  миллионов людей во имя слова  “свобода”.  

 Реакционный поворот  наблюдался и во внешней политике  Екатерины П. Вообще внешнеполитическая  деятельность “просвещенной” императрицы  сопровождалась большими успехами. В результате двух войн с Турцией (1768 - 1774 и 1787 - 1791 гг.) весь северный берег Черного моря, Крым и новороссийские степи отошли к России. Была решена и польская проблема - по первым двум разделам Польши (1773 и 1793 гг.) с Россией воссоединились Правобережная Украина и Восточная Белоруссия. Однако на почве ненависти к французской революции и развернувшейся под ее влиянием освободительной борьбы поляков Екатерина II в 1793 г. согласилась на отторжение от Речи Посполитой и польских земель - к Пруссии по второму разделу отошли Гданьск, Торунь и значительная часть Великой Польши. В 1794 г. в Польше вспыхнуло восстание — борьбу за освобождение родины возглавил генерал Тадеуш Костюшко. Но Екатерина II поспешила сурово расправиться с повстанцами. В Польшу были введены русские войска, которыми командовал А. В. Суворов. Раненный в одном из боев Костюшко был захвачен казаками. Видя бегство сподвижников и свой неминуемый плен, Костюшко бросил саблю и, падая с коня, с отчаянием произнес: “Конец Польше”.  

 Разгром мятежных поляков  завершился в 1795 г. третьим разделом  страны. Речь Посполитая как государство  перестала существовать. К России  на этот раз отошли Курляндия, Литва, Западная Белоруссия и  западная часть Волыни. Исконно  польские земли были поделены  между Австрией и Пруссией.

2. “Золотой век” дворянства.

«Золотой век» дворянства при Екатерине II.

В 1762г. на короткое время задержавшийся на престоле Петр III отменил специальным указом не только обязательность обучения дворян, но и обязательность дворянской службы. После указа 1762 г., освобождавшего дворян от обязательной службы, офицеры получили право на отставку в любое время, и основной причиной убыли офицерского состава стала именно добровольная отставка1. Время службы в нижних чинах стало полностью зависеть от происхождения, причем разницы была очень велика – от 3 до 12 лет. «Грамота на права и преимущества российского дворянства» Екатерины II 1785г. окончательно превратила дворянство в сословие «благородное».

Манифест 7 ноября 1775 г., которым сопровождалось обнародование «Учреждения», указывал следующие недостатки существующего областного управления: во-первых, губернии представляли слишком обширные административные округа; во-вторых, эти округа снабжены были слишком недостаточным количеством учреждений со скудным личным составом; в-третьих, в этом управлении смешивались различные ведомства: одно и то же место ведало и администрацию собственно, и финансы, и суд, уголовный и гражданский1.

На устранение этих недостатков и рассчитаны были новые губернские учреждения. Утвержденные Екатериной II 7 ноября 1775 г. губернские учреждения с небольшими изменениями действовали до земской и судебной реформы 1864 года, а некоторые и до начала ХХ столетия. Они составили довольно сложную систему административных и судебных «мест общих и сословныхъ»2.

Россия была разделена на 50 губерний под управлением губернатора, иногда во главе 2-3 губерний ставился генерал-губернатор или наместник с обширными полномочиями. Становясь привилегированным и обособленным сословием, дворянство не имело еще сословной организации, а с уничтожением обязательной службы могло потерять и служебную организацию. Учреждения 1775 г., давая дворянству самоуправление, этим самым давали ему внутреннюю организацию. Для избрания должностных лиц дворяне должны были съезжаться всем уездом через каждые три года и выбирали себе уездного предводителя, капитана-исправника и заседателей в различные учреждения. Дворянство каждого уезда становилось целым сплоченным обществом и через своих представителей управляло всеми делами уезда; и полиция, и администрация находились в руках дворянского учреждения (нижний земский суд).

По своему сословному положению дворяне становились с 1775г. не только землевладельцами уезда, но и его администраторами. В то же время в тех учреждениях 1775 г., состав которых был бюрократическим или наполовину, или совсем, громадное число чиновников принадлежало к дворянству; поэтому можно сказать, что не только уездное, но и губернское управление вообще сосредоточивалось в дворянских руках. Дворянство же из своих рядов давно уже поставляло, главных деятелей и в центральные учреждения. С упадком старой аристократии дворяне стали ближайшими помощниками верховной власти в деле управления и наполняли все высшие учреждения в качестве коронных чиновников.

Таким образом, с 1775г. вся Россия от высших до низших ступеней управления (кроме разве городовых магистратов) стала управляться дворянством: вверху они действовали в виде бюрократии, внизу - в качестве представителей дворянских самоуправляющихся обществ. Такое значение для дворянства имели реформы 1775г., они дали ему сословную организацию и первенствующее административное значение в стране.

В «Учреждениях для управления губерний», однако, и организация, данная дворянству, и ее влияние на местное управление рассматриваются как факты, созданные в интересах государственного управления, а не сословий. Позднее Екатерина те же факты, ею установленные, а равно и прежние права и преимущества дворян изложила в особой «Жалованной грамоте дворянству» в 1785г. Здесь уже начала сословного самоуправления рассматриваются как сословные привилегии, наряду со всеми теми правами и льготами, какие дворяне имели раньше.

«Жалованная грамота» явилась, таким образом, не новым, по существу, законом о дворянстве, но систематическим изложением ранее существовавших прав и преимуществ дворян с некоторыми, впрочем, прибавлениями. Эти прибавления составляли дальнейшее развитие того, что уже существовало. Главной новостью было признание дворянства уже не одного уезда, но и целой губернии за отдельное общество с характером юридического лица. Грамотой 1785 г. завершен был тот процесс сложения и возвышения дворянского сословия, какой наблюдался на протяжении всего XVIII в.

Дворяне желали консолидироваться, обособиться от остальных сословий. Идея «Дворянского Корпуса» как чего-то изолированного уже вполне созрела и проникла в сознание дворянских масс. «Чтобы корпусу дворянства права и преимущества самодержавной властью пожалованы были», - требовали волокаменские дворяне. Корпуса дворянского, отдельного «от прочих разного рода и звания людей», требовали болховские дворяне. «О составлении права дворянского» просили симбирские и казанские дворяне, «дабы они имели преимущества и отличались тем от подлых людей»1.

Но дворянские наказы не ограничивались одними требованиями общего характера, они определяли также и состав дворянского корпуса, и те права и преимущества, которыми они желали отделиться от остальных людей подлого рода. В стремлении к обособлению дворян должны были враждебно отнестись к «Табели о рангах» Петра I, которая доводила мысль о преимуществе службы перед родом. Многие дворянские наказы и хлопочут, чтобы дворянство давалось только через пожалование самим государем; мало того, некоторые наказы просят исключить из числа дворян тех, кто попал в него по чину. Но большинство наказов не шло так далеко: большинство просило только исключить из дворянского сословия тех лиц, которые, не имея дворянских дипломов и не представляя никаких доказательств своего дворянского происхождения, продолжали состоять в числе дворян. В старину и при Петре было несколько низших разрядов служилого сословия, которые оставались на каком-то межеумочном положении; некоторые из них попадали в подушный оклад, некоторые – нет, но и не зачислялись в ряды благородного шляхертства, хотя по старой памяти и продолжали называться дворянами. Так вот теперь их старшие братья не захотели иметь их в своей среде. Некоторые наказы предлагали установить особую категорию выслужившихся дворян, категорию помещиков.

Ярославское дворянство, представителем которого был известный князь М.М. Щербатов2, просило, «чтобы дворяне по степени знатности рассортированы были по 6 реестрам: князья, графы, бароны, дворяне иностранного происхождения, пожалованные дворяне и чиновники»1; кроме того, ярославские дворяне просили «расписать всех дворян по городам, учредить ежегодные дворянские собрания и завести дворянские книги»2. Высоко ценя свое благородство, дворяне добивались, чтобы оно отнималось не иначе, как по суду за неблаговидные поступки для дворян.

«Проект прав благородных» предлагал лишить дворянства за измену, воровство, подлог,

нарушение клятвы и др. Затем с точки зрения своего благородства дворяне добивались освобождения от телесных наказаний, пыток и смертной казни; некоторые наказы прибавляли сюда и конфискацию имущества.

В области имущественных прав дворяне добивались исключительного права на владение населенными имениями. Надо сказать, что это их право подтверждалось ещё при императрицах Анне и Елизавете, но на практике плохо исполнялось; жизнь была сильнее дворянских тенденций; теперь дворяне и просили категорически запретить всем недворянам владеть землями с крепостным населением. Дворяне хлопочут об отмене стеснительного указа Петра Великого о руде, просят разрешить им приобретать дома в городах, беспошлинно курить вино для домашнего употребления, брать откупы и подряды и продавать продукты своих земель. Затем дворяне хлопочут об уничтожении мелких, но докучливых сборов с бань, мельниц, пасек, просят об освобождении их домов от военного постоя и т. п.

Информация о работе Реформаторская деятельность Екатерины 2