Реформаторская деятельность М.X. Рейтерна, Н.X. Бунге, И.А. Вышнеградского, С.Ю. Витте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Для достижения этой цели нам представляется необходимым сосредоточить своё внимание на следующих задачах:
– проанализировать основные направления реформирования финансовой системы Российской империи во второй половине XIX века;
– раскрыть цели, которые ставили пред собой реформаторы при осуществлении программы реформ;
– изучить процесс становления и развития нового курса в финансовой политике России в 60 – 90-х гг. XIX века

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………..3
1 ФИНАНСОВАЯ РЕФОРМА АЛЕКСАНДРА II ………………………………....5
1.1 Реформаторская деятельность М.X. Рейтерна, Н.X. Бунге,
И.А. Вышнеградского, С.Ю. Витте …………………………………………………6
1.2.1 Реформы М.Х. Рейтерна ………………………………………………………..8
1.2.2 Реформы Н.Х. Бунге ……………………………………………………………10
1.2.3 Реформы И.А. Вышнеградского ……………………………………………….13
1.2.4 Реформы С.Ю. Витте …………………………………………………………...15
2 ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА НИКОЛАЯ II …………………………………………. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………...22

Файлы: 1 файл

финансовая и денежная реформа.docx

— 49.15 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………..3

1 ФИНАНСОВАЯ  РЕФОРМА АЛЕКСАНДРА II ………………………………....5

1.1 Реформаторская  деятельность М.X. Рейтерна, Н.X. Бунге,

 И.А. Вышнеградского, С.Ю. Витте …………………………………………………6

1.2.1 Реформы М.Х. Рейтерна ………………………………………………………..8

1.2.2 Реформы Н.Х. Бунге ……………………………………………………………10

1.2.3 Реформы И.А. Вышнеградского ……………………………………………….13

1.2.4 Реформы С.Ю. Витте …………………………………………………………...15

2 ДЕНЕЖНАЯ  РЕФОРМА НИКОЛАЯ II …………………………………………. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………….21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Задачи сегодняшнего дня побуждают нас более пристально вглядываться в своё прошлое, оценивать всю сложность стоявших перед обществом проблем, подчас перекликающихся с современными, видеть борьбу точек зрения и подходов к их решению. Интерес историков к проводимой финансовой политике России во второй половине XIX – начале XX века вполне объясним. История реформаторства в России привлекает внимание многих исследователей и интерес к этой проблеме возрастает. Период с 1860 по 1903 гг. представляет собой серьезный этап в развитии российских финансов. В эти года были сформированы и внедрены на практике основные принципы организации финансовой системы России, выработан новый, с учётом российских особенностей, курс в финансовой политике, сыгравший ведущую роль в процессе модернизации страны и включении России в число ведущих мировых держав.

Сегодня, как и 100 лет назад, Россия вышла с большим количеством нерешенных проблем. По-прежнему актуальна задача ускоренной модернизации экономической, социальной и политической сфер жизни страны. Вновь проявляется опасная тенденция нарастающего технического и экономического отставания России от стран Запада. Многие проблемы, с которыми пришлось столкнуться реформаторам, в те далёкие годы, а также пути их решения актуальны и для наших дней. Россия сегодняшнего дня стоит перед решением сходных задач. Центральным вопросом экономической и политической жизни была и есть проблема выбора дальнейшего пути общественного развития. На очереди стояли и стоят такие проблемы, как аграрный вопрос, приоритеты индустриального развития, налоговая и денежная реформы. При этом необходимо отметить зависимость темпов развития современной экономики от финансовой политики государства, которая более столетия назад была эффективнейшим образом использована в качестве важнейшего средства модернизации страны. Опыт проведённых преобразований показал, что возможна реализация экономических реформ без крупных потрясений и кризисных явлений. Сегодня существует потребность в необходимости самого серьёзного изучения проводимой финансовой политики России во второй половине XIX – начале XX вв.

Исходя из актуальности темы, свою основную цель мы видим в том, чтобы на основе широкого круга источников проанализировать процесс формирования и развития финансовой политики царского правительства России в 1861–1917 гг.. Показать её роль в процессе модернизации страны, сделать выводы, которые могут быть важны в условиях формирования основных направлений экономического развития страны. Для достижения этой цели нам представляется необходимым сосредоточить своё внимание на следующих задачах:

– проанализировать основные направления реформирования финансовой системы Российской империи во второй половине XIX века;

– раскрыть цели, которые ставили пред собой реформаторы при осуществлении программы реформ;

– изучить процесс становления и развития нового курса в финансовой политике России в 60 – 90-х гг. XIX века;

– показать место и роль финансовой политики в процессе модернизации России во второй половине XIX – начале XX века;

– выявить причины, которые не позволили министрам финансов, в полном объёме достигнуть своих целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ФИНАНСОВАЯ РЕФОРМА АЛЕКСАНДРА II

 

Отмена крепостного права и проведение промышленной революции поставили на повестку дня задачу дальнейшего реформирования финансовой системы, преобразование всей системы кредитно-денежных отношений в России.

Следующим этапом на пути стабилизации финансовой системы в России стали либеральные реформы Александра II, в том числе финансовая.

Сущность ее сводилась к трем основным элементам. Первый из них - упорядочение государственных финансов. Дело в том, что до реформы, контроль за расходованием средств, практически отсутствовал, что приводило к казнокрадству и бесхозяйственности. Ликвидация финансовой самостоятельности министерств и ведомств, введение единого общегосударственного бюджета и единой общегосударственной кассы навели твердый порядок в расходовании средств. Важное значение имело установление гласности бюджета. С 1862г. статьи государственных расходов стали публиковаться в печати. Все средства государства теперь концентрировались на счетах Государственного казначейства в Государственном банке. В 1864г. был реорганизован государственный контроль, который стал проверять целесообразность расходов ведомств и ревизовать состояние финансов. С 1866г. отчеты государственного контроля об исполнении бюджета также стали публиковаться в печати. Второй составной частью реформы была отмена монополии государства на организацию кредитно-денежных учреждений. Это привело к созданию широкой сети коммерческих банков, что отвечало потребностям национального хозяйства в пореформенный период. Третьим направлением реформы было изменение налоговой системы. Одним из главных источников доходов государства стал "питейный сбор", составлявший до 40% доходной части бюджета.

Но в целом финансовая политика правительства оставалась сословно-направленной. Податное население по-прежнему несло основную тяжесть налогов и различных сборов. Для крестьян с 1124г. сохранялась подушная подать, для мещан, т.е. городского сословия, она с 1863г. была заменена налогом на недвижимое имущество. Освобожденные от крепостной зависимости крестьяне должны были еще и выплачивать выкупные платежи.

Четверть государственных доходов составляли в 1860 - 1870-х гг. подушная подать, оброчные и выкупные платежи. Более половины доходов составляли суммы от косвенных налогов.

Половина расходов госбюджета направлялась на содержание армии и аппарата управления, около 35% - на погашение процентов по государственным долгам, субсидии промышленникам и помещикам. Только одну десятую часть составляли расходы на образование, медицину, социальное призрение.

 

1.1 Реформаторская деятельность М.X. Рейтерна, Н.X. Бунге, И.А. Вышнеградского, С.Ю. Витте

 

Главным идеологом новых реформ стал В.А. Татаринов, изучавший финансовое дело в европейских странах в 1850-е гг. Много лет его деятельность направлял М. X. Рейтерн, занявший в 1862г. пост министра финансов. В.А. Татаринов создал проект государственных преобразований, призванных поддержать экономику. Основная суть реформы заключалась в том, чтобы полностью переделать систему управления финансами в России, упорядочить ее работу и тем самым сделать более эффективной. До проведения реформ в системе управления финансами царил хаос, деньги постоянно куда-то исчезали, были огромные хищения и злоупотребления полномочиями, царил хозяйственный произвол. Ознакомившись с законопроектами ведущих мировых держав, Татаринов разработал новый законопроект.

Отмена крепостного права и проведение промышленной революции поставили на повестку дня задачу дальнейшего реформирования финансовой системы, преобразование всей системы кредитно-денежных отношений в России.

Успешная деятельность Министерства финансов создала условия для организации Государственного банка России.

Определенную роль в его создании сыграл Государственный контролер В.В. Татаринов. Реформирование банковского дела началось указами Александра II от 2 декабря 1859г. и от 31 мая, 10 июня 1960г. В соответствии с этими документами были ликвидированы все государственные кредитные учреждения, прекращен прием вкладов в Заемный и Государственный Коммерческий банки.1

31 мая 1860г. был утвержден устав  Государственного банка Российской  империи. Уставный капитал был  определен в 15 млн. руб. из фондов  ликвидированных Заемного и Коммерческих  банков, а также Сохранной казны  и приказов общественного призрения. Миллион рублей был отчислен  из казны в резервный капитал  Государственного банка. Министерству  финансов предписывалось открыть  сеть банковских контор в городах, игравшую важную роль во внутренней  торговле и промышленности. Вклады  направлялись на срочные, бессрочные и текущие счета. По бессрочным вкладам выплачивалось 3%, по срочным, которые принимались до 5 лет, начислялись 4% и до 10 лет - 4,5%. Платежи для физических лиц, а также для юридических - торговых домов и обществ - производились банком бесплатно, а переводы денег в другие города осуществлялись по льготному тарифу.

Постепенно определился круг основных операций Госбанка:

- краткосрочное кредитование предприятий и организаций основных отраслей экономики;

- учет векселей;

- выдача ссуд под залог недвижимости, государственных бумаг, акций и облигаций частных обществ;

- покупка и продажа золота и серебра, русских и иностранных векселей и чеков;

- прием денежных вкладов от населения, т.е. выполнение функций сберкасс;

- осуществление денежной эмиссии.2

Однако Государственный банк впервые годы своей деятельности не играл активной роли в торгово-промышленной жизни страны. Под влиянием либеральных реформ популярными в обществе стали идеи предпринимательства, экономическим злом считалось вмешательство государства в деятельность частного сектора. В 1864г. появился Санкт-Петербургский частный Коммерческий банк и Петербургское общество взаимного кредита. После этого начался "бум" в организации частных коммерческих банков, а правительство не вменило в обязанность Государственного банка сосредоточить в своих руках все кредитное дело России. Госбанк в 1860-1870-е гг. занимался по поручению властных структур укреплением государственного сектора в экономике и осуществлял иные функции, предусмотренные Уставом банка, в том числе эмиссии денег и проч.

Огромную работу по поручению правительства в целях поддержания помещичьего хозяйства Государственный банк провел по выкупной операции крестьян с 1861г. по 1881г. Объективно эта деятельность Государственного банка содействовала становлению рыночной экономики в России.

Расширялись постепенно коммерческие операции Государственного банка. Если в 1861г. новые вклады срочные и бессрочные составили 62,3 млн.руб., то в 1875г. - уже 255,7 млн.руб.

Главными клиентами Госбанка к 1874г. по вкладным операциям стали промышленники и биржевики, т.е. торгово-промышленная буржуазия все чаще имела дело не только с частными коммерческими банками.

Постоянно росли операции с ценными бумагами, Государственный банк принимал участие в выпуске кредитных билетов, размене их на более мелкую монету и т.д. В 1868г. было куплено золотой монеты и слитков на сумму 67,4 млн. руб. Согласно мнению профессора В.Д. Мехрякова, это было первым мероприятием на пути к денежной реформе, завершить которую выпало на долю С.Ю. Витте.

Вместо того чтобы развивать коммерческие операции, Госбанку приходилось затрачивать средства на покрытие долгов старых казенных кредитных учреждений, восприемником которых являлся Госбанк. С 1860 по 1890-е гг. Государственный банк занимался преимущественно операциями, связанными с ликвидацией внутреннего долга; регулированием выкупных сделок бывших помещичьих крестьян; подготовкой крупномасштабной денежной реформы конца XIX в.

Накопленный в эти годы опыт работы помог Государственному банку России в 1890-1914 гг. занять достойное место в системе рыночной экономики страны. Государственный банк продолжал играть для акционерных банков роль резерва, откуда они по мере необходимости заимствовали денежные средства.

Положение Госбанка было противоречивым с точки зрения юридического статуса и фактической деятельности. Де-юре он не являлся Центральным банком страны, так как находился в прямом подчинении министра финансов; де-факто был монополистом в деле эмиссии кредитных билетов и выполнял ряд иных функций, напоминая Центробанки европейских стран и, стремясь, стать "банком банков".3

Таким образом, заняв определенное место в системе рыночной инфраструктуры страны, Государственный банк в подлинном смысле не стал к 1917г. главным банком России, что объяснялось недостаточной зрелостью всей национальной кредитно-банковской системы.

 

1.2.1 Реформы М.Х. Рейтерна

 

Заметную роль в реформировании в целом финансовой системы во второй половине XIX в. сыграл Михаил Христофорович Рейтерн (1820-1890гг.), назначенный в 1862г. министром финансов и проработавший на этом посту до 1879 г. Ему принадлежит известное выражение: "Банки не создают капиталов. Они могут только служить посредниками между лицами, сберегающими капитал, и теми, которые желают занять сбережения других".

Важнейшей стороной его деятельности была реформа сберегательного дела в России (1862г). Еще 12 ноября (30 октября) 1841г. Николаем I был подписан указ об учреждении в России сберегательных касс. Первые из них начали действовать при Московской и Санкт-Петербургской сохранных кассах. М.X. Рейтерн в соответствии с указом императора превратил сберегательные кассы в важнейший элемент государственного кредита. Был издан новый устав сберегательных касс, а в 1865г. образованы и начали функционировать ссудо-сберегательные товарищества. Они находились в ведении Государственного банка, что укрепило его статус.4

Исходя из примерного устава каждый вступающий в товарищество должен был иметь не менее одного пая в размере около 50 руб. Кредит пайщику предоставлялся в объеме не свыше полуторного размера его паев. Можно заключить, что пайщиками могли стать лишь наиболее обеспеченные крестьяне и кустари-ремесленники, занимавшиеся предпринимательством. За 10 лет, с 1865 по 1875г., было образовано в стране 729 товариществ с числом 183тыс. человек, паевой капитал этих объединений составлял почти 5 млн. руб., вклады населения достигли 3,1млн.; займы 3,4млн.; ссуды 11,2 млн. руб.

Ссудо-сберегательные товарищества при М.X. Рейтерне не превратились в важный элемент рыночной инфраструктуры России. Объединив представителей средних слоев страны, они содействовали использованию их капиталов, знаний и энергии для развития предпринимательства.

Информация о работе Реформаторская деятельность М.X. Рейтерна, Н.X. Бунге, И.А. Вышнеградского, С.Ю. Витте