Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:36, доклад
Реформаторская деятельность Петра I во многом способствовала развитию здравоохранения в России. При нем была создана система медико-санитарного обеспечения армии, значительно увеличилось число врачей, лечебных и аптечных учреждений, организованы военные госпитали и гражданские больницы в Москве, Петербурге и других городах, изданы многочисленные законодательные акты, касающиеся противоэпидемических мероприятий, организации медико-санитарного дела, регламентации мед. практики и др.
Реформаторская деятельность
Петра I во многом способствовала развитию
здравоохранения в России. При нем была
создана система медико-санитарного обеспечения
армии, значительно увеличилось число
врачей, лечебных и аптечных учреждений,
организованы военные госпитали и гражданские
больницы в Москве, Петербурге и других
городах, изданы многочисленные законодательные
акты, касающиеся противоэпидемических
мероприятий, организации медико-санитарного
дела, регламентации мед. практики и др.
Созданием первой госпитальной школы
в 1707 г. было положено начало подготовке
отечественных мед. кадров. Для управления
медико-санитарным делом была организована
мед. канцелярия. С развитием промышленного
производства возникла потребность в
медпомощи на заводах, особенно государственных.
Начиная со строительства Ижорского завода
(1717), на государственных заводах стали
создаваться для рабочих "избы для скорбящих"
с лекарем и с аптекой. Больные содержались
за счет вычета у рабочих 1% заработка,
а также штрафных сумм и пожертвований.
Эта форма медпомощи - так наз. фабрично-заводская
медицина не получила, однако, широкого
распространения.
При ближайших преемниках
Петра I и в течение всего 18 в. деятельность
государства в области здравоохранения
была направлена на борьбу с эпидемиями,
на расширение сети леч. учреждений в городах
и увеличение численности мед. Кадров
Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765).
А.С. Пушкин справедливо писал о титане русской и мировой науки XVIII столетия: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник...» В деятельности М.В. Ломоносова отразились вся мощь, красота и жизнеспособность российской науки, вышедшей на передовые рубежи мирового научного знания, успехи страны, сумевшей после преобразований Петра I значительно сократить отставание от ведущих держав мира и войти в их число. М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. Еще в 1724 году при Петербургской академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. И.И. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова.
После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому стилю) января 1755 года (в День св. Татьяны по православному церковному календарю) указ об основании Московского университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним приурочены ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения» и дни научного творчества студентов.
В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В отличие от университетов Европы, в Московском университете не было богословского факультета, что объясняется наличием в России специальной системы образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки — латыни, но и на русском языке.
Московский университет
выделялся демократическим
Государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, тем более что первоначально со студентов не взималась плата за обучение, а в дальнейшем от нее стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью. Огромную материальную помощь оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е.Р. Дашкова и др.). Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов. Не забывали о своей alma mater и выпускники. Не раз в трудное для университета время они собирали средства по подписке. По установившейся традиции профессора завещали университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них — богатейшие коллекции И.М. Снегирева, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзия, И.Г. Петровского и др.
Московский университет
играл выдающуюся роль в распространении
и популяризации научных
Через год после создания университета первых читателей приняла университетская библиотека. Свыше 100 лет она выполняла функции единственной в Москве общедоступной библиотеки.
Просветительская деятельность Московского университета способствовала созданию на его базе или при участии его профессуры таких крупных центров отечественной культуры, как Казанская гимназия (с 1804 года — Казанский университет), Академия художеств в Петербурге (до 1764 года — в ведении Московского университета), Малый театр и др.
В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности.
В XVIII веке в стенах Московского университета учились и работали замечательные деятели русской науки и культуры: философы Н.Н. Поповский, Д.С. Аничков; математики и механики В.К. Аршеневский, М.И. Панкевич; медик С.Г. Зыбелин; ботаник П.Д. Вениаминов; физик П.И. Страхов; почвоведы М.И. Афонин, Н.Е. Черепанов; историк и географ Х.А. Чеботарев; историк Н.Н. Бантыш-Каменский; филологи и переводчики А.А. Барсов, С. Хальфин, Е.И. Костров; правоведы С.Е. Десницкий, И.А. Третьяков; издатели и писатели Д.И. Фонвизин, М.М. Херасков, Н.И. Новиков; архитекторы В.И. Баженов и И.Е. Старов.
Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения, науки и культуры превратило его, по выражению А.И. Герцена, в «средоточие русского образования», один из центров мировой культуры.
Основным препятствием для развития медицины и медико-санитарного дела был недостаток медицинских кадров. В начале 18 в. Петром I было принято на службу около 150 иностранных врачей и лекарей. Однако удовлетворить потребность армии и населения за счет найма иностранных врачей было невозможно как по финансовым соображениям, так и в силу того, что необходимым для России количеством «лишних» врачей Европа просто не располагала. В 1706 г. по предложению находившегося на русской службе голландского врача, выпускника Лейденского университета Н.Л. Бидлоо (1670—1735) Петр I издал указ построить в Москве госпиталь и набрать «из иноземцев и из русских изо всех чинов людей... для аптекарской науки 50 человек». Строительство госпиталя и анатомического театра при нем закончилось в 1707 г. Госпитальная (медико-хирургическая) школа — первое в России учебное заведение для подготовки военных врачей — была открыта в ноябре 1707 г. Учащиеся набирались преимущественно из семинаристов, знавших латинский язык и имевших некоторую общеобразовательную и естественнонаучную подготовку. Все обучавшиеся делились на учеников и подлекарей. Точного срока обучения первоначально установлено не было; учение продолжалось 5, 7 лет и более. Обучение в русских госпитальных школах носило практический характер, проводилось в значительной мере у постели больного. Ученики и подлекари выполняли все предписания госпитальных докторов, самостоятельно проводили малые операции, несли дежурства, присутствовали на обходах. Преподавание десмургии («учреждения бандажей») осуществлялось как на фантомах, так и на больных. Операции предшествовали беседа о данном заболевании и установление показаний к ней. В анатомическом театре операции производились в виде «репетиций для натверждения учащихся», старшие ученики и подлекари оперировали лежавших в госпитале больных. Изучение «аптекарской науки», состоявшей из элементов ботаники и фармакогнозии с фармацией, проводилось на аптекарских огородах, где учащиеся знакомились с лекарственными травами и участвовали в приготовлении лекарств. Претворение в жизнь стремления дать будущим лекарям всестороннее образование встречало, однако, значительные препятствия. Ассигнования, выделявшиеся на содержание госпиталя и школы, не обеспечивали потребностей учебного процесса: в школе практически не было учебников, учащиеся пользовались так называемыми лекционами — конспектами лекций и бесед с преподавателями, которые переходили от одного поколения учащихся к другому, трупы «подлых людей» для вскрытий доставлялись нерегулярно, а при открытии школы даже не было ни одного скелета (Д.М. Российский считает, что преподавание анатомии вообще проводилось главным образом по рисункам). Только в 40-х гг. обучение в школе стало улучшаться: началось преподавание внутренних болезней с курацией больных и судебной М., появились учебники, для преподавания латинского языка был приглашен «студиоз, обязанный заниматься с учениками вседневно два часа», были введены экзамены. По образцу московской в 1733 г. открылись еще три госпитальных школы — в Петербурге при сухопутном и адмиралтейском госпиталях и в Кронштадте при адмиралтейском госпитале, в 1758 г. — при Колывано-Воскресенском горнозаводском госпитале в Барнауле. Став во главе медицинской канцелярии (1753), П.З. Кондоиди провел реформу медицинского образования: были введены семилетнее обучение, экзаменационная система, клиническое изучение больных (составление истории болезни и пр.); в программу преподавания вошли физиология, женские и детские болезни, акушерство. Стремясь к тому, чтобы преподавание М. в русских школах не отставало от европейских унтов, П.З. Кондоиди в 1761 г. добился направления для усовершенствования в университеты Европы десяти лучших выпускников, которые вскоре защитили докторские диссертации и, возвратившись в Россию, стали воспитателями новых поколений отечественных врачей. С именем П.З. Кондоиди связаны также создание в 1756 г. первой русской медицинской библиотеки, организация школ повивального искусства, по его настоянию из-за границы начали выписывать учебные пособия и иностранные медицинские журналы.
. В. Ломоносов об организации медицинского дела и
о подготовке врачей в России.
Широкий ум М. В. Ломоносова охватывал почти все стороны
государственного строя России, и в своих раздумьях об улучшении
общественного устройства родины М. В. Ломоносов неизбежно сталкивался и с
вопросами организации медицинской помощи населению.
Он касался вопроса о недостатке медикаментов и аптек и в письме к И. И.
Шувалову указывал, что «требуется по всем городам довольное число аптек»,
тогда как «у нас аптеками так скудно, что не токмо в каждом городе, но и в
знатных великих городах поныне не устроены…» (VI, 396 – 397, 389). Он
настаивал на развитии отечественного лекарственного растениеводства и
вменял в обязанность профессору ботаники в Академии наук разводить
ботанический сад и «стараться о познании здешних медицинских трав для
удовольствия здешних аптек домашними материалами...» (X, 147).
М. В. Ломоносов заботился о создании (выражаясь современным языком)
медицинской экспертизы и
потребность в такой
из аргументов в пользу создания медицинского факультета при Академическом
университете, на который он и предлагал возложить эту функцию.
Он писал, что в этом университете должны быть факультеты юридический и
медицинский, «чтобы в трудных судебных, медицинских и других делах можно
было в другие команды из академии требовать по факультетам мнения» (X, 21).
М. В. Ломоносов считал, что медицинская помощь населению, в первую
очередь сельскому, является одной из непременных сторон государственного
устройства и поэтому, намечая план учреждения государственной коллегии
земского или сельского домостройства, в числе советников этой коллегии
называл врача и в круг обязанностей коллегии включал «сношения с академиею
и с медицинским факультетом» (VI, 411 – 4.12).
Он понимал, что обеспечение страны медицинской помощью – это основное
средство в борьбе со знахарством и шарлатанством, которым следует
противопоставить лечение по правилам медицинской науки. В письме И. И.
Шувалову М. В. Ломоносов писал: «...По большей мере простые безграмотные
мужики и бабы лечат наугад, соединяя часто натуральные способы, сколько
смыслят, с вороженьем и шептаниями, и тем не только не придают никакой силы
своим лекарствам, но еще в людях укрепляют суеверие, больных приводят в
страх унылыми видами и умножают болезнь, приближая их скорее к смерти.
Правда, много есть из них, кои действительно знают лечить некоторые
болезни, а особливо внешние, как коновалы и костоправы, так что иногда и
ученых хирургов в некоторых случаях превосходят, однако все лучше учредить
по правилам, медицинскую науку составляющим. К сему требуется по всем
городам довольное число докторов, лекарей и аптек, удовольствованных
лекарствами, хотя б только по нашему климату пристойными, чего не токмо нет
и сотой доли, но и войско российское весьма не довольно снабжено медиками,
так что лекари не успевают перевязывать и раненых, не токмо, чтобы всякого
осмотреть, выспросить обстоятельства, дать лекарства и тем страждущих
успокоить. Он такого непризрения многие, коим бы ожить, умирают» (VI, 396 –
397).
Россия в то
время действительно
Количество врачей было совершенно недостаточно. Обучение медицине
проводилось в нескольких госпитальных школах, но число русских врачей было
очень небольшим. Приглашение врачей из-за границы обходилось слишком дорого
и поэтому не могло иметь широкого распространения.
Подготовка врачей путем прикрепления русских юношей к иностранным
врачам с требованием учить их «с великим прилежанием, ничего не тая», – шла
также очень медленно и не обеспечивала страну нужным количеством врачей.
Хотя указ 1737г предписывал, чтобы в больших городах – Пскове,
Новгороде, Твери, Ярославле и др. – было по лекарю1, и по сведениям
Главного магистрата, в 60-х годах XVIII века лекари находились уже «почти
во всех губернских и провинциальных городах»2, эти сведения были явно
преувеличены.
Недаром наказы, данные депутатам комиссии о сочинении проекта нового
уложения (1767), пестрят жалобами на отсутствие врачей в провинции.
Городское, а тем более сельское население было почти лишено медицинской
помощи.
М. В. Ломоносов прекрасно знал это и для искоренения подобного
нетерпимого положения рекомендовал ряд мер. Прежде всего – расширить
практиковавшиеся до того способы подготовки медиков: посылку в иностранные
университеты и индивидуальное
ученичество у иностранных лека
Недостатка во врачах, – писал он, – «ничем не можно скорее
наполнить, как для изучения докторства послать довольное число российских
студентов в иностранные университеты... Медицинской канцелярии подтвердить