Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:36, доклад
Реформаторская деятельность Петра I во многом способствовала развитию здравоохранения в России. При нем была создана система медико-санитарного обеспечения армии, значительно увеличилось число врачей, лечебных и аптечных учреждений, организованы военные госпитали и гражданские больницы в Москве, Петербурге и других городах, изданы многочисленные законодательные акты, касающиеся противоэпидемических мероприятий, организации медико-санитарного дела, регламентации мед. практики и др.
накрепко, чтобы как в аптеках, так и при лекарях было довольное число
учеников российских, коих бы они в определенное время своему искусству
обучали и сенату представляли» (VI, 397).
Последние слова указывают на то, что М. В. Ломоносов считал необходимым
установить контроль за деятельностью иностранных врачей, привлекавшихся к
обучению русских юношей. В этом лишний раз сказалась его мудрость
государственного человека. М. В. Ломоносов не мог не видеть, что
приглашенные в Россию иностранцы, щедро оплачивавшиеся и пользовавшиеся
рядом привилегий, часто не оправдывали возлагавшихся на них надежд. Если
они, да и то не все, с грехом пополам выполняли свои прямые
профессиональные обязанности, то от передачи своих знаний, от подготовки
себе смены из русских учеников они всячески уклонялись. Лишь некоторые из
них, например Н. Бидлоо, честно и охотно обучали русских учеников
госпитальных школ. Большинство же не только не содействовало появлению
русских лекарей, но открыто ему препятствовало. Они были настолько
беззастенчивы, что это не могло остаться незамеченным.
Нужны были русские
врачи, подготовленные в
М. В. Ломоносов считал, что стране нужны не только узкие специалисты-
лекари, но и дипломированные врачи, облеченные почетным званием доктора
медицины. Поэтому наряду с требованием усилить существовавшую подготовку
врачей, он настойчиво добивался создания нового источника их подготовки –
университета с медицинским
1 Полное собрание законов Российской империи. Т. X, № 7245.
2 Сборники Русского исторического общества. Т. 43, стр. 244.
факультетом.
При Петербургской
академии наук существовал
в 1725 г. Но он влачил жалкое существование, и до того, как был передан в
ведение М. В. Ломоносова (1758), дал стране лишь незначительное число
специалистов. В одном из своих обличительных документов, направленных
против «неприятелей наук российских», М. В. Ломоносов ставил им в особую
вину малое число студентов в Академическом университете. «А сие, коль
надобно в России, показывает великий недостаток природных докторов,
аптекарей и лекарей, механиков, юристов, ученых металлургов, садовников и
других...» (X, 314).
Показательно, что в перечне необходимых стране специалистов М. В.
Ломоносов называл в первую очередь представителей медицины. Не удивительно
в связи с этим, что он считал медицинский факультет обязательной составной
частью университета. Еще в 1748 г., когда было запрошено его мнение об
университетском регламенте, (речь шла об университете при Академии наук),
М. В. Ломоносов ответил: «Думаю, что в университете неотменно должно быть
трем факультетам – юридическому, медицинскому и
философскому (богословский оставляю синодальным училищам)» (X, 460).
Такую же структуру спустя несколько лет (1754) предложил М. В.
Ломоносов и для московского университета (X, 508 – 514). Он твердо
придерживался мнения о целесообразности именно этой структуры университета
и, составляя в 1755 г. «Всенижайшее мнение об исправлении Санкт-
Петербургской императорской академии наук», писал: «В Европейских
государствах университеты разделяются на 4 факультета: на богословский,
юридический, медицинский, философский. Здесь, хотя богословский оставляется
святейшему синоду, однако прочих трех порядочное учреждение необходимо
нужно: для обучения студентов прав вообще, для умножения в России
российских докторов и хирургов, которых очень мало, для приумножения прочих
ученых.. .» (X, 21).
В 1764 г. в «Предположениях об устройстве и уставе Петербургской
академии», говоря о «единокровном брате» Академии наук – Петербургском
университете, М. В. Ломоносов снова подчеркнул, что в нем «для сохранения
людского здоровья и для попечения о нем нужно основать факультет
медицинский» (X, 123).
Во всех этих документах настойчиво звучит забота об увеличении числа
отечественных врачей, о подготовке их через университеты.
Академический университет М. В. Ломоносов так и не успел преобразовать
по своему намерению. Московский же университет был создан по плану М. В.
Ломоносова и состоял из трех факультетов, в том числе медицинского. Что
касается структуры
этот факультет должен был состоять из трех профессоров. Такое мнение он
высказывал неоднократно, но вопрос о специальности этих профессоров решал
по-разному.
В проекте Московского университета он намечал следующий состав
медицинского факультета:
1) доктор и профессор химии
2) доктор и профессор натуральной истории
3) доктор и профессор анатомии
В проекте Академического университета (1765) М. В. Ломоносов заменил
профессора натуральной истории профессором ботаники. По его словам, на
медицинском факультете должно быть:
1) Профессору Анатомии и Физиологии;
2) Профессору Ботаники;
3) Профессору Химии (из которых одному обучать общую медицину).
В проекте 1764 г. М. В. Ломоносов выделил практическую медицину как
специальный предмет: «На медицинском факультете должны читаться:
1) анатомия и физиология;
2) химия;
3) ботаника;
4) практическая медицина» (X, 123).
Академический университет, однако, так и не получил надлежащего
развития. Лекции в нем читались нерегулярно и не систематически. Из
медицинских предметов при бдительном надзоре самого М. В. Ломоносова
читалась только анатомия.
1762 г. «Учить будет анатомии, начиная от остеологии. По окончании оныя
показывать будет в удобное время и прочие той науки части по обыкновению
других университетов по средам и субботам пополудни в 4-м часу».
Для лекций А. П. Протасова по анатомии М. В. Ломоносов приказал
«отвесть на Бокове дворе удобный покой, какой г. адъюнктом Протасовым за
способный признан будет» (IX, 571).
Регламент Московского университета полностью отвечал проекту М. В.
Ломоносова. Его медицинский факультет должен был состоять из профессоров
химии, натуральной истории и анатомии, причем обязанности их
формулировались в регламенте следующим образом:
«1. Доктор и профессор химии должен обучать химии физической особливо и
аптекарской.
2. Доктор-профессор натуральной истории должен на лекциях показывать
разные роды минералов, трав и животных.
3. Доктор и профессор анатомии обучать должен и практически показывать
строение тела человеческого на анатомическом театре и приучать студентов к
медицинской практике»1.
М. В. Ломоносову не пришлось увидеть полностью осуществленным свой план
Московского университета. На медицинском факультете до 1759 г. не было ни
одного профессора, в 1759 г. весь факультет олицетворял один профессор
Керстенс, читавший минералогию. В 1764 г. к нему присоединился профессор
Эразмус, читавший анатомию и акушерство. Лишь с 1765 г., с появлением в
Москве проф. С. Г. Зыбелина, начавшего читать «все части медицины
теоретической», т. е. физиологию, диететику, патологию и общую терапию, а
через несколько лет анатомию, хирургию и химию, медицинский факультет стал
отвечать своему назначению и выполнил предначертания своего великого
создателя.
Стремясь к увеличению числа врачей, М. В. Ломоносов требовал открыть
доступ в науку разночинцам. Он прекрасно понимал, что дворянские дети
стремятся к чинам и знатности – к тому, чего врачебная и научная
деятельность в то время не давала.
Представители же народа, нарождающейся разночинной интеллигенции,
такие, как он сам и его ближайшие помощники и ученики – С. П.
Крашенинников, А. П. Протасов, Н. Н. Поповский, бескорыстно тянулись к
знанию. Однако регламент академии ставил перед ними непреодолимые
препятствия. М. В. Ломоносов горячо восставал против этих ограничений,
фактически отдававших русскую науку на откуп иностранцам.
«Во всех европейских государствах, – писал он – позволено в академиях
обучаться на своем коште, а иногда и на жалованье всякого звания людям, не
выключая посадских и
ученых людей. А у нас в России при самом наук начинании уже сей источник
регламентом по 24 пункту1 заперт, где положенных в подушный оклад в
университете принимать
казне тяжелая была сумма, которой жаль потерять на приобретение ученого
природного россиянина, и лучше выписывать!» (X, 19).
Он предлагал открыть доступ в университет для лиц податного сословия,
хотя бы для тех, которые могут учиться «на своем коште».
Заботясь о подготовке
через университет русских
образом, хоть относительно удовлетворить потребность страны в лечебной
помощи, М. В.