Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:53, реферат
Царь Иван был замечательный писатель, пожалуй, даже бойкий политический мыслитель, но он не был государственный делец. Одностороннее, себялюбивое и мнительное направление его политической мысли при его нервной возбужденности лишило его практического такта, политического глазомера, чутья действительности, и, успешно предприняв завершение государственного порядка, заложенного его предками, он незаметно для себя самого кончил тем, что поколебал самые основания этого порядка».11
Заголовок стр.2-3
Реформы 50-х годов XVI века. «Избранная рада» и ее роль в преобразованиях Ивана IV стр.4-15 Внешняя политика Российского государства в 50-80 г. XVI века стр.16-21
Заключение стр.22-23
Использованная литература стр.24
Оглавление
Заголовок
Реформы 50-х годов XVI века. «Избранная рада» и
ее роль в преобразованиях Ивана IV
Заключение
Использованная литература
ВВЕДЕНИЕ
«
Царь Иван родился в 1530 году.
От природы он получил ум
бойкий и гибкий, вдумчивый и
немного насмешливый,
Безобразные сцены боярского своеволия и насилий, среди которых рос Иван, были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называется страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, Иван рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность высматривать , как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которою, чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон.
Как все люди, слишком
рано начавшие борьбу за существование,
Иван быстро рос и преждевременно
вырос. В 17-20 лет, при выходе из детства, он уже поражал
окружающих непомерным количеством пережитых
впечатлений и передуманных мыслей, до
которых его предки не додумывались и
в зрелом возрасте. В 1546 году, когда ему
было 16 лет, о женитьбе среди ребяческих
игр он, по рассказу летописи, вдруг заговорил
с боярами, да говорил так обдуманно, с
такими предусмотрительными политическими
сооб-
Описанные
свойства царя Ивана сами по
себе могли бы послужить
Царь Иван был замечательный писатель, пожалуй, даже бойкий политический мыслитель, но он не был государственный делец. Одностороннее, себялюбивое и мнительное направление его политической мысли при его нервной возбужденности лишило его практического такта, политического глазомера, чутья действительности, и, успешно предприняв завершение государственного порядка, заложенного его предками, он незаметно для себя самого кончил тем, что поколебал самые основания этого порядка».11
РЕФОРМЫ 50-х ГОДОВ XVI ВЕКА. «ИЗБРАННАЯ РАДА» И ЕЕ РОЛЬ В ПРЕОБРАЗОВАНИЯХ ИВАНА IV.
Важным этапом политической истории Русского государства 50-х годов XVI века являются реформы Избранной Рады, направленные на дальнейшее развитие и укрепление Русского централизованного государства.
Общей чертой реформ 50-х годов является их антибоярская направленность. Провозглашая эти реформы, правительство Ивана IV рассматривало их как мероприятия, направленные на ликвидацию последствий боярского правления и укрепление экономических и политических позиций тех социальных групп, чьи интересы оно выражало и на которых опиралось – дворян и помещиков. При этом есть основание говорить о наличии у правительства Ивана IV целого плана реформ, охватывающих широкий круг вопросов внутренней политики и включавших в себя мероприятия в области землевладения, финансовые реформы и реформы церковные.
Исходным
моментом в проведении реформ
было заседание Боярской думы
совместно с высшими
Выступление
царя на «Соборе примирения»
носило программный характер
и представляло собой
В прямо противоположном плане трактуется вопрос о боярах. Бояре рассматриваются как основной источник «обид», причинявшихся «детям боярским» в прошлом, в годы боярского правления, и как потенциальный источник таких же действий в настоящем и будущем. Поэтому обращение Ивана IV ко «всем боярам» носило характер ультимативного требования о прекращении таких актов насилия в отношении «детей боярских» под угрозой опал и казни для тех бояр, кто попытался бы продолжить или возобновить такого рода действия.
К
этому времени политика
Правительство Ивана IV, выступая против бояр и в защиту помещиков, стремилось представить себя защитником также и «всех крестьян царствия своего». Очевидна цель, состоящая в том, чтобы заявлениями о защите всех крестьян прикрыть классовый характер политики Ивана IV как органа власти господствующего класса феодалов-крепостников. Особенно ярко тенденция изобразить политику правительства Ивана IV как имеющую всенародный характер выступает в речи Ивана IV на Стоглавом соборе 1551 года. Царь вынес на рассмотрение собора 12 вопросов («Царские вопросы»), важнейшими из которых были:
О борьбе с местничеством.
О пересмотре вотчин, поместий и кормлений.
О монастырских, княжеских и боярских слободах.
О ликвидации мытов.
Об установлении вотчинных книг и о регламентации службы с вотчин.
Об упорядочении дела раздачи поместий.
О всеобщей переписи земель.
Главное
место в программе правительств
Был
поставлен вопрос о наведении
порядка в вотчинном и
В
царских вопросах ставилась
К числу финансовых реформ относится проект ликвидации проездных пошлин (мыта) внутри стран. Таможенные перегородки между отдельными землями Русского государства, отражавшие незавершенности процесса изживания экономической раздробленности, препятствовали дальнейшему развитию товарно-денежных отношений.
Если
подвести итоги рассмотрению
«царских вопросов», то можно
констатировать далеко идущие
намерения правительства
Бесспорно,
самым крупным начинанием
Судебник
1550 года объявлял закон
-Доклад царю, мотивирующий необходимость издания закона.
-Приговор царя, формулирующий норму, которая должна составить содержание нового закона.
Само же составление закона и окончательная редакция текста производится в приказах. На основе новых законов составляются дополнительные статьи Судебника, которые и приписываются к его основному тексту. Такова общая схема законодательного процесса в Русском государстве второй половины XVI века.
Особое внимание Судебник уделял вопросам центрального и местного управления. В нем прослеживается стремление оградить народ от произвола местных властей и судей, а также примечательное для того времени разделение властей, то есть двоевластие и двоесудие: дела могут быть государственные и земские, так, поход на Казань – дело земское, а женитьба царя – государственное. Служба может быть государева, а может быть и земская.
По
Судебнику люди делились на
духовных, служилых и неслужилых.
Служилые подразделялись на
Государственное
правосудие и управление
В
областях судебное и
Наряду
с этим государственным
Важные преобразования внес Судебник в земельное законодательство. В одной из статей речь идет о вотчинном землевладении в целом. Статья провозглашает, что лица, продавшие вотчину или их родственники, подписавшие купчую грамоту, лишаются права выкупа отчужденной земельной собственности. Закон содействовал отчуждению вотчинно-боярской собственности.
Второй
закон, относящийся к проблеме
землевладения, ликвидировал
Осуществление
нового земельного