Реформы 50-х годов xvi века. «избранная рада» и ее роль в преобразованиях Ивана iv

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:53, реферат

Описание работы

Царь Иван был замечательный писатель, пожалуй, даже бойкий политический мыслитель, но он не был государственный делец. Одностороннее, себялюбивое и мнительное направление его политической мысли при его нервной возбужденности лишило его практического такта, политического глазомера, чутья действительности, и, успешно предприняв завершение государственного порядка, заложенного его предками, он незаметно для себя самого кончил тем, что поколебал самые основания этого порядка».11

Содержание работы

Заголовок стр.2-3
Реформы 50-х годов XVI века. «Избранная рада» и ее роль в преобразованиях Ивана IV стр.4-15 Внешняя политика Российского государства в 50-80 г. XVI века стр.16-21
Заключение стр.22-23
Использованная литература стр.24

Файлы: 1 файл

леся история.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

 

    1. земельная реформа.

       Центральным  вопросом внутренней политики 50-х  годов является земельный вопрос. Неудача попыток удовлетворить  земельный голод дворянства путем  пересмотра в Судебнике правового  статуса вотчинного землевладения  заставила правительство искать  новые средства для обеспечения землей численно возросшего поместного войска.

       Характер  земельной политики Избранной  Рады вполне определился уже  в первом крупном мероприятии  в области земельного вопроса.  Этим мероприятием было «испомещение  тысячи детей боярских» вокруг Москвы в соответствии с приговором от 3 октября 1550 года. В процессе реализации этого приговора была составлена так называемая Тысячная книга, включающая в себя как списки всех детей боярских, вошедших в состав «тысячи», так и тех бояр и окольничих, которые получали на основании этого приговора поместья в московском уезде.

       Одним  из важнейших актов земельной  реформы Избранной Рады является  царский приговор от 11 мая 1551 года. Значение этого приговора заключается  в том, что он формулирует основные принципы политики правительства Ивана IV в отношении двух важнейших категорий феодального землевладения: монастырского и княжеского. Приговор устанавливал целый ряд мер, направленных против монастырского землевладения. Запрещалась под угрозой конфискации покупка вотчин без доклада царю. О действенности приговора 1551 года говорит тот факт, что в 50-х годах прекратилась покупка земель крупными монастырями.

       Регулируя  вопросы монастырского землевладения  на будущее, приговор от 11 мая  1551 года одновременно включал в себя и ряд пунктов, направленных на ревизию прошлого в вопросах развития монастырского землевладения. И здесь вновь выступает тот основной политический мотив, который с неизменностью обнаруживается во всех мероприятиях Избранной Рады в области земельной политики – ликвидация в интересах дворянства результатов земельной политики времен боярского правления. Приговор дает характеристику монастырской экспансии в земельном вопросе, которой отличалась деятельность монастырей во время боярского правления. Экспансия шла по четырем направлениям:

-приобретение поместных земель за долги;

-насильственный захват земель у «детей боярских»;

-расширение владений путем откупа писцов;

-постановка новых монастырей «на государевых землях».

       В отношении всех земель, приобретенных монастырями в годы боярского правления, предписывалось «сыскати, чьи земли были изстари, за тем же земли и учинити». Ставя под правительственный контроль дальнейший рост монастырского землевладения, приговор одновременно устанавливает ряд мероприятий, сводящих на нет все те успехи, которое сделало монастырское землевладение за годы господства княжеско-боярской реакции. Наряду с монастырским землевладением другой категорией земель, о которых идет речь в приговоре от 11 мая 1551 года, является княжеское землевладение.

       Принципиальная  линия земельной политики выражалась  в стремлении к ограничению  княжеского и церковного землевладения.  И хотя окончательная реализация  этой политики относится уже  ко времени опричины, но начало и общая формулировка политики правительства Ивана Грозного в отношении княжеских вотчин и монастырей падает именно на период реформ 50-х годов.

 

    1. Военная реформа.

       После  неудачного похода на Казань  в ноябре 1549 года встал вопрос  об осуществлении военной реформы. Основным недостатком в организации русской армии того времени было то, что управление армией было построено на местнических началах.

       Местничество  являлось одним из тех институтов  феодального государства. Которые  обеспечивали монопольное право на руководящую роль в важнейших органах государства представителям феодальной знати. Сущность местничества состояла в том, что возможность занятия тем или иным лицом какого-либо поста в административных органах или в армии предопределялась местническими счетами, то есть взаимными соотношениями между отдельными княжескими или боярскими фамилиями, а внутри этих фамилий – взаимными соотношениями между отдельными членами этих фамилий. При этом исключалась возможность изменения этих соотношений, так как это означало бы изменение порядка мест в служебной, придворной или военной иерархии. Это приводило к тому, что для занятия каким-либо лицом того или иного поста нужно было, чтобы положение данного лица в местнической иерархии соответствовало тому положению, какой занимал в этой иерархии тот пост, на занятие которого претендовало данное лицо.

        Это лишало  командование армии возможности  оперативного руководства войсками, а также позволяло князьям  и боярам, недовольным политикой  правительства Ивана IV, саботировать путем местнических счетов и распрей распоряжения верховного командования. Местнические счеты лишали правительство возможности руководствоваться при назначении на посты воевод соображениями политического и персонального порядка, а требовали предоставления воеводских постов тем, кто имел на них привилегию в соответствии с местнической иерархией.

       В  ноябре 1549 года был издан приговор  о местничестве. Единоначалие укреплялось  путем установления старшинства  первого (большого) воеводы большого полка по отношению к воеводам всех других полков. Укреплению дисциплины армии содействовало запрещение местничества на «службе» с воеводами. Это также повышало роль воевод во время военных действий. Ноябрьский приговор 1549 года, а затем и июльский приговор 1550 года, ограничившие местнические счеты воевод в полках, имел большое значение для боеспособности русской армии.

       Наряду  с попытками укрепления дисциплины  дворянской конницы в середине XVI века закладывается основа формирующегося постоянного (стрелецкого) войска. Между сентябрем 1549 года и августом 1550 года Иван Грозный учредил «выборных» стрельцов. По его приказу три тысячи человек должны были жить в Воробьевской слободе под предводительством «дворянских детей». Речь шла о реорганизации старых отрядов пищальников. Отныне войско пищальников стало называться стрелецким. Стрельцы составляли особый военный класс, живший слободами и делящиеся на приказы.

       «Уложение  о службе» 1555 года завершает  процесс перестройки армии Русского  государства. Этот процесс заключался  в создании армии нового типа  на месте старых военных дружин времен феодальной раздробленности и начало его падает еще на вторую половину XV века. К середине XVI века русская армия окончательно определяется как «дворянское войско», центральной фигурой которого является служивый человек – помещик, отражая тот факт, что именно помещики, дворянство начинают составлять главную политическую силу в этом государстве.

 

    1. . Земская реформа

       Последняя  из реформ, к которой приступили  в начале 50-х годов и которой  суждено было приобрести особенно  важное значение – введение земских учреждений и переход к отмене кормлений.

       Земскую  реформу можно считать четвертым  ударом по кормленной системе,  нанесенным в ходе реформ. Она  должна была привести к окончательной  ликвидации власти наместников  путем замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточных черносошных (государственных) крестьян и посадских людей. В осуществлении земской реформы были заинтересованы зажиточны круги посадского населения и волостного крестьянства. Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию местных сословно-представительских учреждений, отвечавших интересам дворянства, верхов посада и зажиточного крестьянства.

       Самыми  важными мероприятиями Избранной  Рады в 1555-1556 годах стали приговоры,  посвященные кормлению и службе. В них подвергалась решительной критике устаревшая система местного управления, при которой провинциальные власти (наместники и волостели) кормились за счет населения. Тексты важнейших приговоров того времени сохранились не в подлиннике, а в литературном пересказе. Узнав о злоупотреблениях кормленщиков, сообщает летописец, царь велел «расчинить по городам и волостям старост, которые бы участвовали бы в судебных делах, и заменил прежние поборы в пользу кормленщика специальным оброком – «кормленным окупом», шедшим в казну.

       Расширялся  круг выборных лиц земской  администрации. Наряду с земским  старостой и дьяком предписывалось  избирать целовальников. 

       18 января 1555 года издается серия законов  о губной реформе. Ряд приговоров  усиливал меры наказания, предписывали ужесточить контроль над губными старостами и их деятельностью.

       В  результате ликвидации системы  кормлений и создания на местах  сословно-представительских учреждений  русское правительство смогло  добиться решения важнейших задач в деле укрепления централизованного аппарата власти. Был сделан шаг по пути создания специальных органов местного управления взамен многочисленных кормленщиков, для которых исполнение должностей наместников и волостей было эпизодом их военно-служилой деятельности. В результате реформы основная масса дворян была освобождена от «кормленных» функций, что повысило боеспособность и увеличило личный состав русской армии; дворянство укрепило свои позиции – за исправное несение военной службы оно получало регулярное вознаграждение.

       Влияние  Избранной Рады во многом основывалось  на доверии царя к Адашеву,  Сильвестру и другим приближенным. Годы Реформ для царя Ивана  Грозного были годами учения. В начале периода реформ ему  было семнадцать лет. Царь на первых порах оказался неподготовленным к роли правителя обширного государства и должен был подчиниться воле избранных им наместников. Ивана IV захватили смелые проекты реформ. Но он по-своему понимал их цели и предназначение. Царь рано усвоил идею божественного происхождения царской власти, богоизбранности русских самодержцев. Необходимость делить власть со знатью воспринималась Иваном Грозным как досадная несправедливость.

       В  проектах реформ царю импонировало  прежде всего то, что их авторы  обещали искоренить последствия боярского правления. Не случайно резкая критика злоупотреблений бояр стала исходным пунктом всей программы преобразований. Грозный охотно выслушивал предложения о искоренении боярского самовольства.

       В  своих политических оценках Иван IV следовал несложным правилам. Только те начинания считались хорошими, которые укрепляли самодержавную власть. Конечные результаты правления Избранной Рады не соответствовали этим критериям.

       Приближенные  к царю советники, составившие  ядро Избранной Рады, рисовали перед ним заманчивую перспективу укрепления самодержавия и могущества царской власти, искоренения остатков боярского правления. Но их обещания оказались невыполненными.

       Избранная  Рада, официально не существовавшая, прекратила свое существование в 1560 году, являясь почти тринадцать лет правительством, правящим от имени царя.

 

      

    

 

      

 

 

 

      

 

 

 

 

 

      

 

 

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В  50-80   ГОДЫ XVI ВЕКА.

 

       Основными  направлениями внешней политики России оформились еще при Великом князе Иване III: балтийское (северо-западное) направление, литовское (западное), крымское (южное), а также казанское и ногайское (юго-восточное).

       Объединение  русских земель делало возможным  активизацию внешнеполитической деятельности. После присоединения к Москве Пскова и Смоленска при Василии III, основным направлением становится юго-восточное, восточное и западное.

       При  Иване Грозном, особенно в период  Избранной Рады, главными направлениями  оставались восточное и западное. Казанская проблема (постоянные набеги на Россию казанских ханов) отвлекало силы от решения балтийских проблем. Волжский торговый путь, плодородные поволжские земли так же были очень привлекательны для московского правительства.

       Первые походы против Казани (1547/48 и 1549/50гг.) окончились неудачей. В 1551 году Иван IV начал подготовку к решающему походу на Казань, построив предварительно крепость Свияжск у реки Свияж при ее впадении в Волгу, сыгравшую роль опорного пункта для наступления. В августе 1552 года московские войска приступили к осаде Казани, исход которой решил подкоп, разрушивший участок крепостной стены и 2-го августа после ожесточенного сопротивления Казань пала. Пало и казанское ханство.

       Взятие  Казани, избавившее русских от воинственных набегов татар, стало народным торжеством, воспетым народными сказаниями и песнями. После взятия Казани, татары, входившие а казанское ханство, мари, чуваши, удмурты, продолжали сопротивление еще в течение нескольких лет. Окончательно оно было подавлено в 1556 году. Московские власти начали проводить в Казани политику русификации: обращение в христианство местное население, выселение татар за пределы города в болотистые пустыни. Казань была превращена в русский административный и торговый центр.

       Падение  Казанского ханства предопределило  судьбу другого - Астраханского,  имевшего важное стратегическое  и торговое значение. В августе  1556 года Астрахань была присоединена.  1556 год был очень благоприятным  для России. Помимо Казани к ней было присоединено Астраханское царство, а так же в состав Российского государства вошли башкиры. В том же году присягнул России глава Большой Нагайской Орды – Мурза Исмаил, приняв вассальную зависимость от России. Таким образом, земли Поволжья и торговый путь по Волге оказались в составе России.

Информация о работе Реформы 50-х годов xvi века. «избранная рада» и ее роль в преобразованиях Ивана iv