Реформы 60-70 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

К середине XIX века явно проявилось отставание России от передовых капиталистических держав. После поражения в Крымской войне упал престиж на международной арене. Поэтому потребности времени требовали модернизации всех сфер общественной жизни.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………………… 2
Россия в середине 19 века. Историческая необходимость буржуазных реформ 60-70 гг …. 4
Крестьянская реформа 1861 г и ее значение ………………………………………………….. 5
Буржуазные реформы Александра 2 …………………………………………………………... 6
Контрреформы Александра 3 …………………………………………………………………... 9
Заключение ……………………………………………………………………………………... 12
Список литературы ………………..………

Файлы: 1 файл

История.docx

— 52.11 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

  1. Введение …………………………………………………………………………………………  2
  2. Россия в середине 19 века. Историческая необходимость буржуазных реформ 60-70 гг …. 4
  3. Крестьянская реформа 1861 г и ее значение ………………………………………………….. 5
  4. Буржуазные реформы Александра 2 …………………………………………………………... 6
  5. Контрреформы Александра 3 …………………………………………………………………... 9
  6. Заключение ……………………………………………………………………………………... 12
  7. Список литературы ………………..…………………………………………………………… 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

К середине XIX века явно проявилось отставание России от передовых капиталистических держав. После поражения в Крымской войне  упал престиж на международной арене. Поэтому потребности времени  требовали модернизации всех сфер общественной жизни.

Острейшей социально-политической проблемой оставался аграрно-крестьянский вопрос. Россия была единственным государством среди развитых стран, где сохранилось  крепостное право, тормозя её социально-экономическое  развитие.

Многие государственные  и общественные деятели понимали, что крепостное право низводит Россию в разряд отсталых государств, позорит  её.  Вопрос об освобождении крестьян становится главной проблемой общественности. К середине XIX  предпосылки уничтожения крепостнической системы созрели окончательно. Правительство понимало, что крепостное состояние крестьян – это «пороховой погреб под государством». Вступивший  на престол в 1885 г. Александр II впервые поставил вопрос о необходимости освобождения крестьян перед представителями московского дворянства. С 1857 г. началась разработка проекта крестьянской реформы. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права.

После отмены крепостного  права возникла  потребность,  необходимость изменения местного самоуправления. В 1864 г. была проведена  земская  реформа.  В губерниях  и  уездах были созданы  земские учреждения из представителей всех сословий. Земства были лишены каких-либо политических функций. Сферой их деятельности были хозяйственные вопросы местного значения, образования, медицины, устройства и содержания путей сообщения, продовольственное дело. На земскую службу пришли сотни молодых, образованных людей, посвятивших себя творческой работе. За 50 пореформенных лет в сельской местности было построено 30 тыс. школ, в которых получили образование более 2 млн. ребятишек. В других деревнях впервые были открыты больницы и фельдшерские пункты, аптеки, началось массовое оспопрививание.

В нашей стране за многие десятилетия отложился мощный пласт  опыта местного самоуправления, который  необходимо использовать в современных  условиях. 
Самой радикальной из реформ 60-х годов явилась судебная реформа. В России традиционно было слабое правосознание и правовая защита «Новые судебные уставы» 1864 г. вводили принципиально новую систему судопроизводства. В основу деятельности судов были положены следующие принципы:

  1. всесословность судов (равенство всех перед законом);
  2. учреждение института  адвокатуры – (крупнейший шаг по внедрению принципов буржуазной юстиции);
  3. гласность и состязательность судебного процесса;
  4. независимость судей от администрации;
  5. введение суда присяжных заседателей.

Компетентность разных судебных инстанций была строго разграничена. Мелкие гражданские дела разбирались  в мировом суде, уголовные и тяжкие преступления – в окружном. Особо важные государственные и политические дела рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат, орган судебного управления и кассационного суда. Новая судебная система отражала самые прогрессивные тенденции в мировой судебной практике. Целью и содержанием реформы, как отмечал Александр II, было «водворить в России суд скорый, правый и милостивый». Однако следует отметить, что некоторые принципы лишь декларировались. Так, для политических процессов создавались особые суды.

В конце 60-х – начале 70-х  гг. была проведена военная реформа. Поражение в Крымской войне показало, что российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять  европейским войскам. Военный потенциал  ведущих европейских держав усиливался, начали складываться относительно устойчивые военные коалиции, что усиливало  угрозу войны. Россия преступила к реорганизации  военных сил. 1 января 1874 г. император  утвердил Устав о всесословной воинской повинности. Святая святых самодержавия – армия стала жить по нормам буржуазного права. Призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 20-летнего возраста. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6 лет, на флоте – 7 лет. Устанавливались  льготы: от службы освобождался единственный  сын у родителей (кормилец), лица с высшим образованием призывались на 6 месяцев и др. В 60-е годы началось перевооружение армии. Были реконструированы оружейные заводы – Тульский, Ижевский, Сестрорецкий; гладкоствольное оружие заменено нарезным. Лучшим образцом стрелкового оружия стала винтовка С. И. Мосина. Академии – Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная готовили представителей высших командных чинов. Все эти мероприятия позволили поднять боеспособность армии. Это подтвердила русско-турецкая война 1877-1878 гг. Победа в ней привела к освобождению славянских народов от турецкого ига и созданию их национальной государственности. 

Реформы управления, суда и  армии логически потребовали  изменения системы образовании. Экономический прогресс и всестороннее развитие общественной жизни сдерживалось низким образовательным уровнем  населения и малым количеством  специалистов. Изданные в 1864 г. уставы регламентировали начальное и среднее  образование. Наряду с государственными возникли церковно-приходские, земские, воскресные и частные школы. Среднее образование давали гимназии, разделённые на классические и реальные. Главное заключалось в том, что фактически было введено доступное всесословное образование. Общественное развитие диктовало необходимость подготовки интеллигенции. Функционирование государственной системы требовало образованных чиновников, экономистов, юристов, инженеров. Высшая школа не удовлетворяла растущие потребности в специалистах. К началу 60-х годов во всех российских университетах обучалось чуть более 3 тыс. студентов. В 1862 г. новый Устав дал университетам автономию. В них восстанавливалась самостоятельность решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов. Совет университета имел право избирать ректора, присуждать учебные степени, назначать студентам стипендии и т. д.  Реформирование затронуло и другие стороны общественной жизни – городское самоуправление, финансы, печать, цензуру. Логическим продолжением реформ 60-70-х г. XIX века могло бы стать принятие умеренных конституционных  предложений, разработанных министром внутренних дел М. Т. Лорис-Меликовым. Но убийство народовольцами императора Александра II  1 марта 1881 г. изменило общее направление правительственного курса.

После смерти императора на престол встал Александр III. Его  политические взгляды были глубоко  консервативными. Они заключались  в приверженности принципам неограниченной монархии, религиозности и русофильства. Эти положения были закреплены в  Манифесте «О незыблемости самодержавия». Ряд имперских документов во многом ограничил функции земств, расширил систему опеки и вмешательство  правительства в городское самоуправление. Правительство стремилось подчинить среднюю школу контролю государства и церкви в лице Синода. В 1884 г. новый университетский Устав ликвидировал автономию вузов. Одновременно был усилен полицейский надзор за студентами и увеличена плата за обучение. Из университетов были уволены многие прогрессивные профессора.

«Временные правила о  печати» 1882 г. покончили с либеральной  политикой  60-х годов в области цензуры. Обер-прокурор Синода и МВД получили право закрывать любое издание. 
В целом во внутренней политике Александра III проявились и прогрессивные тенденции. Так, при решении крестьянского вопроса были понижены выкупные платежи, запрещена ночная работа для женщин  и подростков, сохранилась система судопроизводства.

Реформы ускорили продвижение  России по пути буржуазной и европейской цивилизации.

 

 

 

 

 

 

Россия в середине 19 века. Историческая необходимость буржуазных реформ 60-70 гг

 

 

 

Во второй половине XIX столетия Россия была самой большой по своей  территории державой, с населением в 126 млн. человек. Вся полнота власти принадлежала самодержцу, возглавлявшему сильное централизованное государство. Главной опорой царя выступали дворяне-помещики, занимавшие ведущие посты в государственном  управлении. В распоряжении монарха  находилось армия, которая даже в  мирное время насчитывала свыше  миллиона человек, а также жандармско-полицейский аппарат.

Одной из особенностей страны является ее расположение на стыке  двух типов цивилизации – восточной  и западной. С полуазиатской опорой монархов в виде общины внизу. 
В 30 – 50-е гг. XIX века конфликт между развитием производительных сил страны и сковавшей их системой крепостного хозяйства вымелся в форму кризиса. Техническая, промышленная и административная отсталость России послужила поражением в Крымской войне (1853 – 1856).

"Крымская  война является одним из переломных  моментов в истории международных  отношений и в особенности в истории внутренней и внешней политики России" - Е.В. Тарле. 1

Политической причиной поражения России  в ходе Крымской войны стало объединение против нее основных  западных держав (Англии и Франции) при благожелательном (для агрессора) нейтралитете остальных. В этой войне проявилась консолидация Запада против чуждой им цивилизации. Если после разгрома Наполеона в 1814 году во Франции началась антироссийская идеологическая компания, то в 50-е годы Запад перешел к практическим действиям.

Техническая причина поражения состояла в относительной отсталости вооружения русской армии. Англо-французские войска имели нарезные штуцера, которые позволяли рассыпному строю егерей открывать огонь по русским войскам до того, как те приближались на расстояния, достаточное для залпа из гладкоствольных ружей. Сомкнутый строй русской армии, рассчитанный преимущественно на  один групповой залп и штыковую атаку, при таком различии в вооружениях становился удобной мишенью.

Социально-экономическая причина поражения состояла в сохранении крепостного права, что неразрывно связано с ограничивающей промышленное развитие несвободой как потенциальных наемных рабочих, так и потенциальных предпринимателей. Европа к западу от Эльбы смогла оторваться в промышленности, в развитии техники от России благодаря произошедшим там социальным переменам, способствующим созданию рынка капиталов и рабочей силы.

Следствием войны стали правовые и социально-экономические преобразования в стране в 60-е годы XIX века. Чрезвычайно медленное преодоление крепостного права до Крымской войны побудило после военного поражения форсировать реформы, что привело к перекосам в социальной структуре России, на которые наложились разрушительные идейные влияния, пришедшие  с Запада.

Инициатива преобразований после поражения России в Крымской войне исходила от правительства. Проигранная  кампания обнажила негибкость экономической  и социальной системы страны. Она  выявила слабую мобильность России по сравнению с быстро развивающимися западными демократиями. России, чтобы  сохранить себя великой державой, предстояло избрать иную историческую дорогу. Курс государственного корабля  изменил император Александр II (1856-1881 гг.).

Программа реформ долго вызревала  в недрах власти. Александр подавил  сопротивление непримиримых противников  реформ из дворян и чиновников и  поддержал сторонников либеральных  взглядов в обществе. В сложном  деле преобразования страны у царя были хорошие сподвижники и помощники: брат царя великий князь Константин Николаевич, Я. И. Ростовцев, Н. А. и Д. А. Милютины, П. А. Валуев и др.

 

 

 

Крестьянская реформа 1861 г и ее значение

 

 

 

На рубеже 50-60 гг. в России создалась революционная ситуация. Отмена крепостного права становится условием сохранения общественной стабильности. Кризис, вызванный Крымской войной, усилением крепостнической эксплуатации, крестьянским движением, общей отсталостью страны, делал крестьянскую реформу не только необходимой, но и неизбежной. В отношении к ней общество раскололось на несколько лагерей.

Курс Александра II и его единомышленников на либеральные реформы постоянно наталкивался на противодействие консервативных сил высшей бюрократии, сохранившей значительное политическое влияние при дворе. Разногласия существовали и среди либерально настроенных дворян, понимавших неизбежность крупных уступок. Сильнее всего они были между помещиками черноземных губерний, которые вели барщинное хозяйство на плодородной земле и дорожили ею, и помещиками нечерноземья, для которых важнейший источник доходов составляли оброчные платежи. Вторые были склонны отдать крестьянам больше земли, чтобы получить крупные выкупы.

Последовательных  реформаторских взглядов придерживались Н.Милютин, сыгравший видную роль в разработке проекта крестьянской реформы, генерал Ростовцев (председатель Редакционных комиссий, в которых шла выработка закона о реформе), министр внутренних дел Ланской. А убежденные консерваторы Долгоруков и Муравьев стремились повлиять на Александра II так, чтобы сделать реформу как можно менее либеральной. Эта борьба в правительстве велась с переменным успехом, что и отразилось на основных положениях реформы.

Информация о работе Реформы 60-70 гг