Реформы Александра 2

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:59, доклад

Описание работы

Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX века стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств крепостное право осталось только в нашем государстве, тормозя экономическое и социально-политическое развитие. Теперь уже нельзя сомневаться в том, что данный вопрос об отмене крепостного права к середине XIX в. достаточно назрел в общественном сознании, и владение душами было осуждено как в силу отвлеченно-моральных мотивов, так и по соображениям практического порядка.

Файлы: 1 файл

Реформы.docx

— 25.05 Кб (Скачать файл)

По новому закону, призываются  все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников  только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а так же если старший  брат призывника отбывает или отбыл  службу. Взятые на службу числятся в  ней: в сухопутных войсках 15 лет:6 лет  в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.

Таким образом, мы можем  сделать вывод, что новая система  предполагала не только военное обучение солдат, но в то же время проводился ряд мероприятий с целью просвещения, это особенно заметно было во время управления военным министерством графом Д. А. Малютиным.

3. 4. РЕФОРМЫ В СФЕРЕ  ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕЧАТИ. Еще в начале своего царствования Александр II отменил некоторые стеснительные меры в отношении учебных заведений, принятых императором Николаем I.

Преподавание в университетах  получило больше свободы, они стали  доступны для вольнослушателей, как  мужчин, так и женщин. Однако новизна  положения привела в 1861 году к  некоторым беспорядкам, после чего свободу университетов пришлось несколько ограничить. В 1863 году был  издан устав, согласно которому профессорская  корпорация получила самоуправление. Студенты же не получили права влиять каким-либо образом на порядок в  университете, что являлось поводом  для частых «студенческих беспорядков». Под влиянием таких настроений граф Д. А. Толстой решил осуществить  реформу средней школы. В начале царствования императора еще при  министре А. В. Головине, доступ в гимназии был открыт для детей всех сословий. Гимназии же были двух типов: классические, с изучением древних языков и  реальные, соответственно без них, но с преобладанием естествознания. Граф Толстой, поддерживаемый М. Н. Катковым, в 1871 году составил новый устав гимназии, одобренный государем. Классическая гимназия была сделана единственным типом  общеобразовательной и всесословной средней школы, выпускники которой  имели право поступления в  университет. Реальные гимназии заменили «реальными училищами»; цель их была в  том, чтобы давать образование людям  всех сословий, но приспособленное  к практическим потребностям и к  приобретению практических познаний.

Этой реформой было создано  полное преобладание классической школы. Но граф Толстой упустил из вида несколько моментов, а именно: из-за отсутствия достаточного количества преподавателей латыни и греческого языка, пришлось выписывать специалистов из-за границы. Естественно, их преподавание не нравилось  студентам, так как первые не знали  ни русского языка, ни русской литературы.

Таким образом, несмотря на то, что реформа графа Толстого имела в основе правильную идею о  значении классицизма, она не вошла  в нравы нашего общества. Одновременно с реформой мужской средней школы, реформировалась и женская. До правления Александра II существовали только институты и частные пансионы, в которых обучались в основном дво-рянки. С конца 50-х годов появляются женские гимназии для всех сословий. Параллельно стали открываться женские епархиальные училища. Через некоторое время успешно разрешился вопрос о высшем женском образовании. Также были сделаны большие успехи в плане начального или народного образования. Но, несмотря на усилия, народная грамотность в эпоху реформ стояла еще на низком уровне.

3. 5. ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ. Проведенные реорганизации имели прогрессивный характер. Они начали закладывать базу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению значимости общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

Однако процесс модернизации России имел специфический характер. Он прежде всего обуславливался традиционной подавленностью российской буржуазии и политической пассивностью народных масс. Выступления радикалов (шестидесятников и революционных народников) лишь инициировали консервативные силы, устрашали либералов и задерживали реформаторские устремления правительства.

Зачинателями реформ были некоторые высшие государственные  чиновники, так называемая «либеральная бюрократия». Этим объяснялась нелогичность, незавершенность и ограниченность большинства реформ.

Логическим продолжением реформ 60-70 годов XIX века могло бы стать  принятие умеренных конституционных  предложений, разработанных в январе 1881 года министром внутренних дел, графом М.Т.Лорис-Меликовым. Они предполагали развитие местного самоуправления, привлечение представителей земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных проблем. Однако убийство народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 года изменило общее направление правительственного курса.


Информация о работе Реформы Александра 2