Реформы Александра II и их значение в истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 20:32, реферат

Описание работы

Александр II решился на преобразования исключительно по воле обстоятельств, однако это не преуменьшает роль Александра II в реформировании страны. Главная его заслуга заключается в том, что он осознал необходимость преобразований и не стал сопротивляться реалиям времени. Таким образом, сохранить Россию, как великую державу, возможно было только посредством реорганизации николаевской системы.
Большинство историков полагает, что Александр II не только не имел программы преобразования, но и не был готов к реформаторской деятельности. Тем не менее, первые годы его царствования были отмечены рядом важных перемен.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…..3-4
1. Крестьянская реформа……………………………………………..……4-5
2. Земельная реформа. Реформа городского самоуправления………...5-6
3. Судебная реформа………………………….………………………….6
4. Военные преобразования……………….……………………………6-7
5. Другие реформы……………………………………………………….7-8
6. Убийство императора………………………………………………….8
7. Заключение …………………………………………………………….9
Список литературы……………………………………………………….10

Файлы: 1 файл

История.docx

— 40.51 Кб (Скачать файл)

ДАГЕСТАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА

 

Факультет: Бухгалтерский учёт и аудит

 

 

 

РЕФЕРАТ



 

 

 

На тему: «Реформы Александра II и их значение в истории России»

 

Выполнила:

Студентка 1 курса 1 группы

Магомедова  Р.М

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Махачкала 2013г.

 

Содержание.

Введение………………………………………………………………..…..3-4

1. Крестьянская реформа……………………………………………..……4-5

2. Земельная реформа. Реформа  городского самоуправления………...5-6

3. Судебная реформа………………………….………………………….6

4. Военные преобразования……………….……………………………6-7

5. Другие реформы……………………………………………………….7-8

6. Убийство императора………………………………………………….8

7. Заключение …………………………………………………………….9

Список литературы……………………………………………………….10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

60 70 годы XIX века - время коренных  преобразований в России, которые  затронули практически все важнейшие  стороны жизни как общества, так  и государства.

Были проведены экономические (ликвидация крепостного права и  др.), политические реформы (изменения  в системе управления - судебная, земская, городская, военные реформы), реформы в области образования  и культуры (школьная, университетская, цензурная).

Толчком к преобразованию послужила проигранная Крымская кампания. Поражение России в войне  показало полную несостоятельность  политической и экономической системы  НиколаяI. Военное и экономическое  могущество России при ее столкновении с передовыми европейскими державами  оказалось мнимым. Крымская война  привела Россию к международной  изоляции. Неудачи в войне и  смерть Николая I в определенном смысле раскрепостили не только либерально настроенную часть общества, но и  ряд правительственных чиновников. Составляются различные проекты  и записки, в которых обосновывалась необходимость преобразований.

Александр II решился на преобразования исключительно по воле обстоятельств, однако это не преуменьшает роль Александра II в реформировании страны. Главная  его заслуга заключается в  том, что он осознал необходимость  преобразований и не стал сопротивляться реалиям времени. Таким образом, сохранить Россию, как великую  державу, возможно было только посредством  реорганизации николаевской системы.

Большинство историков полагает, что Александр II не только не имел программы  преобразования, но и не был готов  к реформаторской деятельности. Тем  не менее, первые годы его царствования были отмечены рядом важных перемен.

Родившийся в 1818 году сын  князя Николая Павловича Александр  с самых первых дней своей жизни  почитался как будущий монарх, потому что ни у императора Александра I, ни у цесаревича Константина не было сыновей, а в своем поколении  он был старшим князем. Соответственно, его образование и воспитание были прекрасно поставлены и направлены на то, чтобы подготовить его к  высокой миссии.

Первым воспитателем Александра II был капитан Мердер, а в девять лет его обучением занялся  В. А. Жуковский. Программа, по которой  учился будущий император, была тщательно  проработана и направлена на то, чтобы сделать его человеком  образованным и всесторонне просвещенным, сохранив его от преждевременного увлечения  мелочами военного дела. Программу  Александр успешно освоил, но уберечься  от военной "муштры" того времени  не смог.

В двадцать три года цесаревич  женился на Марии Александровне, принцессе Гессен-Дармштадтской. С  этого времени Александр начинает свою служебную деятельность. На протяжении десяти лет он являлся правой рукой  своего отца. Судя по свидетельствам историков, Александр II находился под сильным  влиянием отца, и перенимал некоторые  его качества. Однако от железного  характера Николая его отличали врожденная мягкость и великодушие. Именно поэтому личность Александра нельзя оценить однозначно -- в разные моменты жизни он производит разное впечатление.

Первые годы своего царствования император пытался ликвидировать  последствия Восточной войны  и порядков николаевского времени. В отношении внешней политики Александр явился продолжателем "начал  Священного Союза", руководивших политикой  и Александра I, и Николая I. Кроме  того, на первом приеме дипломатического корпуса государь заявил, что готов  продолжать войну, если не достигнет  почетного мира. Таким образом, он продемонстрировал Европе, что, в  этом плане, является продолжателем  политики отца. Также и во внутренней политике у людей сложилось впечатление, что новый император не отступит от заявленных его предшественником позиций. Однако на практике это оказалось  не так: "повеяло мягкостью и  терпимостью, характерными для темперамента нового монарха. Сняты были мелочные стеснения с печати; университеты вздохнули свободнее", говорили, что "государь хочет правды, просвещения, честности и свободного голоса". В действительности, так оно и было, так как наученный горьким опытом бессилия в Крымской войне Александр потребовал "откровенного изложения всех недостатков". Некоторые историки полагают, что на первых порах программы вообще не было, поскольку трудности военного времени не давали ему сосредоточится на внутреннем благоустройстве страны. Только после окончания войны в манифесте от 19 марта 1856 г. Александр II сказал свою знаменитую фразу, которая стала лозунгом для России на долгие годы: "Да утверждается и совершенствуется её внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах её; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности..."

1. Крестьянская  реформа.

Важнейшим звеном в цепи реформ стала отмена крепостного  права, необходимость которой обуславливалась  рядом важных обстоятельств.

Крепостное право в  России просуществовало гораздо  дольше, чем в любой другой европейской  стране и приняло такие формы, что мало отличалось от рабства. Такое  крепостное право осуждалось всеми  слоями русского общества.

Однако пойти на отмену крепостного права правительство  смогло лишь в 1861 году.

Что же заставило помещиков  и правительство отказаться от столь  удобной формы эксплуатации?

Еще в 1856 году император, принимая у себя представителей дворянства, сказал им о своем намерении проведения крестьянской реформы. По его мнению, "лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет само по себе уничтожаться снизу. " В экономической  сфере наблюдалось нарастание кризиса  помещичьего хозяйства, основанного  на принудительном, крайне неэффективном  труде крепостных крестьян.

В социальной сфере проявлялось  усиление крестьянского протеста против крепостничества, которое выражалось в увеличении волнений.

Для сравнения приведем данные: 1831 - 1840 гг. -- 328 крестьянских волнений; 1841 - 1850 гг. -- 545 крестьянских волнений; 1851 - 1860 гг. -- 1010 крестьянских волнения.

Как мы видим, крестьянское недовольство существующим порядком нарастало  с каждым днем. Правящие круги опасались  того, что разрозненные крестьянские волнения перерастут во вторую "пугачевщину".

Кроме того, поражение в  Крымской войне показало, что крепостное право -- главная причина военно-технической  отсталости страны. А модернизация страны, преодоление технико-экономической  отсталости были невозможны в рамках крепостничества.

Опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, правительство встало на путь социальных, экономических и политических реформ.

3 января 1857 г. Александр  II учредил Секретный комитет "для  обсуждения мер по устройству  быта помещичьих крестьян", но  поскольку он состоял из ярых  крепостников, то действовал нерешительно. Однако, через некоторое время,  заметив, что крестьянское недовольство  не утихает, а напротив, нарастает,  комитет вплотную преступил к  подготовке крестьянской реформы.  В феврале 1858 г. Секретный комитет  был реорганизован в Главный  комитет "о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости".

Необходимо сказать об отношении к реформе самих  помещиков. А оно кардинально  различалось. Большинство помещиков  выступало вообще против реформы. Некоторые  соглашались, но на различных условиях: одни отстаивали вариант освобождения крестьян без земли и за выкуп  личной свободы крестьянина; другие, хозяйство которых было сильнее  втянуто в рыночные отношения, намеревавшиеся перестроить его на предпринимательских началах, выступали за более либеральный вариант освобождение крестьян с землей со сравнительно умеренным выкупом.

В конце января 1861 г. проект «Положение о крестьянах» поступил на рассмотрение в инстанции Государственного совета. Здесь было сделано "дополнение" к проекту в пользу помещиков: по предложению одного из крупнейших землевладельцев П. П. Гагарина был  внесен пункт о праве помещика предоставлять крестьянам (по соглашению с ними) в собственность и бесплатно ("в дар") четверть надела. Такой  надел получил название "четвертного" или "дарственного" (крестьяне  называли его "сиротским").

19 февраля "Положения" (они включали в себя 17 законодательных  актов) были подписаны царем  и получили силу. В тот же  день царь подписал и Манифест  об освобождении крестьян.

Рассмотрим основные положения  крестьянской реформы.

1. Крестьяне получили  личную свободу (без выкупа) и  установленный земельный надел  (за выкуп). Около четверти суммы  общей стоимости земли крестьянин  должен был единовременно уплатить  помещику. Оставшуюся сумму помещик  получал от государства, а крестьянин  погашал ее в течение 49 лет.

2. До выкупа земли крестьянин  считался «временно обязанным» по отношению к помещику, платил оброк и отрабатывал барщину.

3. Величина земельных  наделов устанавливалась для  каждой местности с учетом  различных факторов.

4. Взаимоотношения крестьян  и помещиков регулировались «Уставными  грамотами».

5. Крестьяне получали  право заниматься предпринимательством, вступая в любые правовые отношения,  переходить в другие сословия.

Несмотря на грабительский  для крестьян характер реформы 1861 г., ее значение для дальнейшего развития страны было очень велико. Эта реформа  явилась переломным моментом при  переходе от феодализма к капитализму. Освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рабочей силы, а предоставление им некоторых гражданских  прав помогало развитию предпринимательства. Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйства к капиталистическим.

Крестьянская реформа  стала результатом компромисса  между помещиками, крестьянами и  правительством. Причем интересы помещиков  были максимально учтены, так как  иного пути освобождения крестьян, по-видимому, не было.

Реформа предотвратила массовые выступления крестьян, хотя локальные  имели место.

С освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй, основанный на крепостном праве  и сословном преобладании дворянства. Таким образом, иные условия общественно-политической и социальной жизни выдвигали  целый комплекс первоочередных преобразований, имевших целью создать новую  систему государственного управления.

2. Земельная реформа. Реформа городского самоуправления.

Отмена крепостного права  в России вызвала необходимость  проведения и других буржуазных реформ -- в области местного управления, суда, образования, финансов, в военном  деле.

1 января 1864 г. было издано "Положение о губернских и  уездных земских учреждениях", вводившее бессословные выборные  органы местного самоуправления -- земства. Они избирались всеми  сословиями на трехлетний срок  и состояли из распорядительных  органов (уездных и губернских  земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских  управ).

Земства несли ответственность  за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и  другое.

Все это требовало больших  средств, поэтому земствам было позволено  вводить новые налоги, облагать население  повинностями, образовывать земские  капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые  формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и  расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято как переход  к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства  вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном  уровне и не позволять общаться между  собой 12-ти земским корпорациям.

16 июня 1870 г. было издано "Городовое положение", по которому  в 509 городах вводилось выборное  самоуправление -- городские думы, избираемые  на четыре года. Городская дума  избирала свой постоянно действующий  исполнительный орган -- городскую  управу, состоявшую из городского  головы и нескольких членов. Городской  голова был одновременно председателем  и городской думы, и городской  управы. Право избирать и быть  избранным в городскую думу  имели только жители, обладающие  имущественным цензом (преимущественно  владельцы домов, торгово-промышленных  заведений, банков -- одним словом, торгово-промышленная буржуазия).

Городские Думы находились в ведении Сената. Губернаторы  контролировали постановления Думы только в плане соответствия законодательству. Городской голова возглавлял исполнительный орган городского самоуправления - управу, а так же представительствовал в городской думе. Таким образом, в одном лице соединялись исполнительные и законодательные функции, что  значительно снижало уровень  свободного обсуждения и принятия решений  городской Думой.

Городская реформа стала  несомненным шагом вперед в сравнении  с дореформенной организацией городского управления, она соответствовала  потребностям времени, способствовала развитию городского хозяйства, промышленности и торговли.

Информация о работе Реформы Александра II и их значение в истории России