Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 14:35, реферат
Александр II был одним из самых выдающихся представителей царской династии в России. Его называли Царь-Освободитель, Александр-Освободитель. Предшественники прекрасно понимали, что крепостное право – это зажженная пороховая бочка, на которой сидели российские императоры. И Александр II тоже это понимал, однако он действовал и проводил реформы. Александр II отменил крепостное право, и большая часть населения России того времени получила долгожданную свободу. Также он провёл земскую, военные и судебную реформы. Для проведения столь сложных реформ требовалось огромное количество сил и терпения, которое нашёл в себе Александр II. И именно по этой причине реформы Александра II привлекли моё внимание больше всего.
Введение……………………………………………………………………....3
Глава 1. Цели и характер реформ Александра II…………………………...5
Глава 2. Основные реформы Александра II
2.1. Отмена крепостного права………………………………………………8
2.2. Реформа местного самоуправления……………………………………10
2.3. Судебная реформа………………………………………………………12
2.4. Военная реформа………………………………………………………..13
2.5. Реформа образования……………………
16 июня 1870 г. Александр II подписал Закон
о реформе городского
Создание органов земского городского самоуправления явилось важным этапом становления в России гражданского общества. Впервые управление общественными делами в значительной своей части было изъято из ведения чиновников и передано избранным представителям различных социальных групп населения. На смену бюрократическим принципам комплектования и функционирования органов местного управления пришла система местного самоуправления, основанная на принципах цензовой демократии. Не случайно российские либералы расценивали введение земств, а затем и органов городского самоуправления как важнейшие шаги по пути к конституционным формам правления в России. Новые органы местного самоуправления – земские и городские – вошли в историю страны как буржуазные учреждения.
2.3. Судебная реформа
Одним из значительных преобразований в серии Великих реформ Александра II была судебная реформа 1864 г.
Падение крепостного права в 1861 г. и начавшаяся в связи с этим социальная перестройка в стране особенно ярко осветили всю существующую судебную систему как в высшей степени архаичное и даже уродливое учреждение.
Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей. Это все характерные признаки буржуазного суда.
Впервые в отечественной истории судебная процедура стала гласной и состязательной, а, следовательно, всем ясной и понятной. За реформированным судом все более стала признаваться функция наиболее естественного и приемлемого способа решения конфликтов. Поэтому в обществе все прочнее стало укореняться чувство правовой защищенности личности. Например, «новый суд» стал синонимом «суда правого».
Была реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял генерал-прокурор, он же — министр юстиции.
Председатели судов, прокуроры и судебные следователи должны были обязательно иметь высшее юридическое образование или солидную юридическую практику. Судьи и судебные следователи были несменяемы, им были назначены высокие оклады, чтобы закрепить за судебными учреждениями честных профессионалов.
Судебная реформа 1864 г. была одним из самых значительных достижений в истории России XIX в. С этого события в стране начался важный процесс формирования правового государства и гражданского общества.
2.4. Военная реформа
Военные реформы, являясь составной частью Великих реформ, были продиктованы рядом важных причин, прежде всего поражением России в Крымской войне 1853-1856 гг., которое показало глубокую отсталость всей ее военной системы, необходимостью значительно сократить обременительные военные расходы. Помимо всего этого, требовалось развитие новой военной техники.
При рассмотрении военной реформы следует учитывать ее зависимость не только от социально-экономического положения в стране, но и реалий международной обстановки тех лет. Вторая половина XIX в. характеризуется складыванием относительно устойчивых военных коалиций, что усиливало угрозу войны и приводило к быстрому наращиванию военного потенциала всех держав. Наметившееся в середине XIX в. разложение государственной системы России отразилось на состоянии армии. Отчетливо обнаружилось брожение в армии, отмечались случаи революционных выступлений, шел упадок воинской дисциплины.
Были проведены постепенные реформы местного военного управления на основе создания военных округов, осуществлена реорганизация Военного министерства и Главного штаба, стала проводиться военно-судебная реформа, установились три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суды. Военные реформы этого периода завершились введением в 1874 г. всеобщей воинской повинности.
Проведенные военные преобразования повысили боеспособность армии, ее мобилизационные возможности, уровень подготовки ее офицерского корпуса и рядового личного состава, способствовали созданию в войсках нового, более здорового нравственного климата, коренным образом отличавшегося от атмосферы палочной муштры и формализма николаевской эпохи. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. со всей очевидностью показала своевременность и целесообразность проведенных преобразований.
2.5. Реформа образования
Экономический процесс и дальнейшее развитие общественной жизни России серьезно сдерживались низким образовательным уровнем населения и отсутствием системы массовой подготовки специалистов.
14 июля 1864 г. Александр II утвердил «Положение о начальных народных училищах», которое разрешало открывать их общественным учреждениям и частным лицам. Это был сильный удар по государственно-церковной монополии на народное образование. Одной из главнейших задач начальной школы было «утверждение в народе религиозных и нравственных понятий». Председателем губернского училищного совета был архиерей.
В том же году был утвержден устав гимназий, провозглашавший доступность среднего образования для всех сословий и вероисповеданий. Годом раньше был принят университетский устав, возвращавший университетам автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров; университетский совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. Результаты не замедлили сказаться: к 1870 г. начальных школ всех видов было 17,7 тыс., в них обучалось около 600 тыс. учащихся; количество студентов в университетах увеличилось в 1,5 раза. Это было, конечно, мало, но несравнимо больше, чем в дореформенное время.
В результате осуществления школьной реформы в России возникла достаточно стройная и демократическая по тем временам система начального, среднего и высшего образования.
Заключение
Реформы Александра II положили начало изменению общественного строя в стране. В результате всех этих преобразований Россия сделала крупный шаг по пути приобщения не только к буржуазным, но и к общечеловеческим ценностям, к созданию демократического, цивилизованного общества.
Введение всеобщей воинской повинности значительно укрепило обороноспособность страны. Благодаря реформам образования улучшения шли в сферах экономики и общественной жизни государства, а также развивались наука, искусство. После проведения судебной реформы в стране начался процесс формирования правового государства и гражданского общества, вводились новые начала всесословности, выборности, представительства. Реформа местного самоуправления была важнейшим шагом к конституционным формам правления в России и также к становлению гражданского общества. И, наконец, крепостная реформа создала условия для дальнейшего буржуазного развития пореформенной деревни.
Реформы, безусловно, отвечали главным направлениям развития ведущих мировых держав. Они значительно продвинули Россию по пути модернизации. Но эти реформы не коснулись верхних этажей власти, оставались многие дворянские привилегии, полицейский произвол и самодержавие, унаследованные от николаевской эпохи.
По существу, вся серия реформ 60-70-х годов XIX в. явилась примером мирной «революции сверху», хотя и не получившей логического завершения - оформления в России конституционной монархии. Будучи прогрессивными по своей сути, реформы обеспечили мощный скачок в экономическом развитии России в 60-90-е годы XIX в.
Но реформы в большинстве своем носили характер компромисса. В историю Александр вошел как освободитель и реформатор. Однако в тоже время ухудшилась экономическая ситуация в России, обострилась коррупция. Дворяне называли царя «великим», в тоже время крестьяне критиковали. Оценки его правления весьма противоречивы, так как неразрешенность противоречия феодальных пережитков и демократии не была устранена. Были недовольны радикалы, учинившие кровавый террор в обществе и устроившие настоящую охоту на царя-реформатора, и консерваторы, недовольные самим фактом каких-либо преобразований. Было совершено множество попыток покушения на его жизнь. В конце концов, в 1881 году он погиб в результате террористического акта, организованного партией «Народная воля».
Список использованной литературы
1) М. Н. Зуев. История России: Учебник для вузов. – М., 2007.
2) В. А. Томсинов. Университетская реформа 1863 года в России. – М., 2012.
3) А. Деревянко. История России: Учебное пособие для вузов. – М., 2006.
4) А. В. Сидорова. История России с древнейших времен до наших дней. – М., 2007.
5) В. А. Томсинов. Крестьянская реформа 1861 года в России. – М., 2012.
Информация о работе Реформы Александра II и их общественное значение