Реформы Александра II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 04:51, контрольная работа

Описание работы

К середине XIX в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события середины века показали её значительное ослабление и во внешнеполитической области.

Содержание работы

Введение

1. Объективная необходимость реформ

2. Реформы

2.1 Отмена крепостного право, ход и содержание реформы.

2.2 Земская и городская реформы

2.3.Военная реформа

2.4.Судебная реформа

2.5.Реформа в сфере образования и цензуры

3. Значение либеральных реформ

Заключение

Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Реформы Александра II.docx

— 34.60 Кб (Скачать файл)

Реформы Александра II.

План.

Введение

1. Объективная необходимость реформ

2. Реформы

2.1 Отмена крепостного право, ход и содержание реформы.

2.2 Земская и городская реформы

2.3.Военная реформа

2.4.Судебная реформа

2.5.Реформа  в сфере образования и цензуры

3. Значение либеральных реформ

Заключение

Список  используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

К середине XIX в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических  государств в экономической и  социально-политической сферах. Международные  события середины века показали её значительное ослабление и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью  правительства было приведение экономической  и социально-политической системы  России в соответствие с потребностями  времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранение самодержавия и господствующего положения  дворянства.

Развитие капиталистических отношений  в дореформенной России приходило  в ещё большее противоречие с  феодально-крепостническим строем. Углубление процесса общественного  разделения труда, рост промышленности, внутренней и внешней торговли разлагали  феодальную систему хозяйства. Обострявшийся  конфликт между новыми, капиталистическими отношениями, и отжившим крепостным строем лежал в основе кризиса  феодализма. Ярким выражением этого  кризиса являлось обострение классовой  борьбы в крепостной деревне.

Поражение в Крымской войне подорвало  международный престиж России, ускорило отмену крепостного права и проведение военных реформ в 60-70-х гг. XIX в. Русское  самодержавие должно было встать на путь проведения неотложных социальных, экономических  и политических реформ, чтобы предотвратить  революционный взрыв в стране, укрепить социальную и экономическую  базу абсолютизма.

Этот путь был начат с проведения важнейшей реформы отмены крепостного  права, а также ряда других немаловажных буржуазных реформ: суда, самоуправления, образования и печати и др. в 60-70-х  гг. XIX в., необходимых для России.

 

 

 

1. Объективная необходимость реформ

Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских  государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя экономическое  и социально-политическое развитие. Сохранение крепостного права обусловлено  особенностями российского самодержавия, которое с момента образования  Русского государства и укрепления абсолютизма, опиралось исключительно  на дворянство, а потому должно было учитывать его интересы.

В конце XVIII - середине XIX в. даже правительство  и консервативные круги не оставались в стороне от понимания решения  крестьянского вопроса. Однако попытки  правительства смягчить крепостное право, дать помещикам положительный  пример управления крестьянами, регламентировать их взаимоотношения оказались малоэффективными из-за сопротивления крепостников. К середине XIX в. предпосылки, обусловившие крах крепостнической системы созрели  окончательно. Прежде всего она изжила себя экономически. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, всё больше приходило в упадок. Это беспокоило правительство, которое  вынуждено было тратить огромные деньги на поддержку помещиков.

Объективно крепостничество мешало также индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию  рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в  производство, повышению покупательной  способности населения и развитию торговли.

Необходимость ликвидации крепостного  права обуславливалась и тем, что крестьяне открыто протестовали против него. Народное движение не могло  не влиять на позицию правительства.

Поражение в Крымской войне сыграло  роль особо важной политической предпосылки  отмены крепостного права, так как  оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Резко сократился экспорт и импорт товаров. Сложившаяся после Парижского мира новая внешнеполитическая ситуация свидетельствовала об утрате Россией её международного авторитета и грозила потерей влияния в Европе.

Таким образом, отмена крепостного  права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными  предпосылками. Эти предпосылки  также обуславливали проведение других немаловажных буржуазных реформ: в области местного управления, суда, образования, финансов, в военном  деле.

2. Реформы

2.1 Отмена крепостного право,  ход и содержание реформы.

Впервые о необходимости отмены крепостного права было официально заявлено Александром II в речи, произнесённой  им 30 марта 1856 г. перед правителями  московского дворянства.

После этого 3 января 1856 г. под председательством Александра II был образован Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Составленный из ярых крепостников, Секретный комитет действовал нерешительно, однако дальнейшее нарастание крестьянского движения заставило правительство в конце 1857 г. вплотную приступить к подготовке реформы.

Первоначально правительство попыталось заставить самих помещиков проявить инициативу. 20 ноября 1857 г. был дан  рескрипт: (предписание) генерал-губернатору  литовских губерний (Виленской, Ковенской  и Гродненской) В.И.Назимову об учреждении из числа местных помещиков трёх губернских комитетов и одной  общей комиссии в г. Вильне для  подготовки местных проектов «улучшения быта помещичьих крестьян».

Программа правительства, которая  легла в основу этого рескрипта, была разработана в Министерстве внутренних дел летом 1856 г. Она предоставляла  крепостным крестьянам гражданские  права, но сохраняла вотчинную власть помещика. За помещиком сохранялось право собственности на всю землю в его имении; крестьянам отводилась в пользование надельная земля, за которую они обязаны были нести в пользу помещика регламентированные законом феодальные повинности. Иначе говоря, крестьянам предоставлялась личная свобода, но сохранялись феодальные производственные отношения.

В течение 1857-1858 гг. подобные рескрипты  были даны остальным губернаторам, и в том же году в губерниях, в которых находились помещичьи  крестьяне, начали действовать «губернаторские  комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян». С опубликованием 24 декабря 1858 года рескриптов и началом работы комитетов подготовка реформы приобрела  гласность. 16 февраля 1858 г. Секретный  комитет был переименован в главный  комитет по крестьянскому делу. Наряду с главным комитетом в начале марта 1858 г. был создан Земский отдел  при Министерстве внутренних дел  под председательством сначала  А.И. Левшина, а затем Н.А. Милютина, который играл видную роль в подготовке реформы. Вопрос о её подготовке стал широко обсуждаться в печати.

Под давлением массовых крестьянских волнений Главный комитет 4 декабря 1858г. принял новую программу, предусматривавшую  предоставление крестьянам их наделов  в собственность посредством  выкупа и полное освобождение выкупивших свои наделы крестьян от феодальных повинностей.

4 марта 1859г. при Главном комитете  были утверждены Редакционные  комиссии для рассмотрения материалов, подготовленных губернскими комитетам,  и составления проекта закона  об освобождении крестьян. Одной  комиссии предстояло приготовить  проект «Общего положения» для  всех губерний, другой - «местные  положения» для отдельных районов.  Фактически комиссии слились  в одну, сохранив множественное  наименование «Редакционные комиссии». 

К концу августа 1859 г. проект «Положений о крестьянах» был в основном подготовлен.

Редакционные комиссии пошли на некоторые уступки требованиям  помещиков: в ряде уездов земледельческих  губерний были понижены нормы крестьянских уделов, а в нечернозёмных, преимущественно  промышленных губерниях повышены размеры  оброка и предусмотрена так называемая переоброчка (т.е. дальнейшее повышение  оброка) через 20 лет после издания  закона об освобождении крестьян.

19 февраля 1961 г. Государственный  совет завершил обсуждение проекта  «Положений». А 29 февраля они  были подписаны царём и получили  силу закона. В тот же день  царь подписал Манифест, возвещающий  об освобождении крестьян. «Положения 19 февраля 1861 г.» распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 22563 тыс. душ обоего пола крепостных крестьян, в том числе 1467 тыс. дворовых и 543 тыс. приписанных к частным заводам и фабрикам.

Содержание реформы.

Ликвидация феодальных отношений  в деревне - не единовременный акт 1861 г., а длительный процесс, растянувшийся  на несколько десятилетий. Полное освобождение крестьяне получали не сразу с  момента обнародования Манифеста  и «Положений 19 февраля 1861 г.». В манифесте  объявлялось, что крестьяне в  течение двух лет (до 19 февраля 1863 г.) обязаны отбывать те же самые повинности, что и при крепостном праве. Отменялись лишь так называемые добавочные сборы (яйцами, маслом, льном, холстом, шерстью  и т.п.), барщина ограничилась 2 женскими и 3 мужскими днями с тягла в  неделю, несколько сокращалась подводная  повинность, запрещался перевод крестьян с оброка на барщину и в дворовые. Завершающим актом в ликвидации феодальных отношений являлся перевод  крестьян на выкуп.

 

 

2.2 Земская и городская реформы

Следующим шагом Александра II стало проведение земской и городской реформы.

1 января 1864 г. Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» - законодательный акт, которым вводилось земство.

Надо учитывать, что для страны, большинство населения которой  составляли крестьяне, только что освободившиеся от крепостной зависимости, введение органов местного самоуправления было значительным шагом в развитии политической культуры. Избираемые различными сословиями русского общества, земские учреждения принципиально отличались от корпоративно-сословных организаций, в них были представлены различные сословия - дворяне, чиновники, духовенство, купцы, промышленники, мещане и крестьяне.

Члены земских собраний именовались  гласными. Председателями собраний были руководители дворянского самоуправления - предводители дворянства. Собрания формировали исполнительные органы - уездные и губернские земские управы. Земства получали право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих.

Сфера деятельности новых органов  всесословного самоуправления была ограничена лишь хозяйственно-культурными  делами: содержанием местных путей  сообщения, попечением о медицинской  помощи населения, о народном образовании, местной торговле и промышленности, народном продовольствии и т.д. Новые  органы всесословного самоуправления были введены лишь на уровне губерний и уездов. Отсутствовало центральное  земское представительство, не было и мелкой земской единицы в  волости.

В 1870 году правительство Александра II провела и городскую реформу. В результате, которой были созданы всесословные органы местного самоуправления. Распорядительные функции теперь возлагались уже не на все городское общество, а на его представительный орган - думу.

Выборы в думу происходили раз  в четыре года. Число членов думы - гласных - было довольно значительным: в зависимости от численности избирателей в городе - от 30 до 72 человек. В столичных думах гласных было намного больше: в Московской - 180, Петербургской - 252. На заседании думы избирался исполнительный орган общественного управления - управа и городской голова, который являлся председателем одновременно исполнительного и распорядительного органов.

Избирательное право базировалось на буржуазном имущественном цензе. Право участия в выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие ему определенные торгово-промышленные сборы. Избирательным правом в качестве юридического лица также пользовались разные ведомства, учреждения, общества, компании, церкви, монастыри. Принимать личное участие в голосовании дозволялось только мужчинам, достигшим 25-летнего возраста. Женщины, обладавшие необходимым избирательным цензом, могла участвовать в выборах лишь через своих доверенных лиц. Фактически лишенными избирательного права оказались наемные рабочие, в подавляющем большинстве не владевшие недвижимой собственностью, а также представители образованной части населения, люди умственного труда: инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, в основном не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры.

На новые общественные учреждения были возложены задачи по управлению муниципальным хозяйством. В их ведение передавался широкий круг вопросов городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы и т.п. Городские думы были обязаны заботиться и об «общественном благосостоянии»: оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием, принимать меры против пожаров и других бедствий, способствовать охране «народного здравия» (устраивать больницы, помогать полиции в проведении санитарно-гигиенических мероприятий), принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.).

Информация о работе Реформы Александра II