Реформы Александра II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 04:51, контрольная работа

Описание работы

К середине XIX в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события середины века показали её значительное ослабление и во внешнеполитической области.

Содержание работы

Введение

1. Объективная необходимость реформ

2. Реформы

2.1 Отмена крепостного право, ход и содержание реформы.

2.2 Земская и городская реформы

2.3.Военная реформа

2.4.Судебная реформа

2.5.Реформа в сфере образования и цензуры

3. Значение либеральных реформ

Заключение

Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Реформы Александра II.docx

— 34.60 Кб (Скачать файл)

2.3.Военная реформа

При рассмотрении военной реформы следует учитывать ее зависимость не только от социально-экономического положения в стране, но и реалий международной обстановки тех лет. Вторая половина XIXв. характеризуется складыванием относительно устойчивых военных коалиций, что усиливало угрозу войны и приводило к быстрому наращиванию военного потенциала всех держав. Наметившееся в середине XIX в. разложение государственной системы России  отразилось  и на состоянии армии. Отчетливо обнаружилось брожение в армии, отмечались случаи революционных выступлений, шел упадок воинской дисциплины.

Первые изменения были произведены в армии уже в  конце 50-х — начале 60-х годов. Были окончательно упразднены военные поселения.

С 1862 г. начата постепенная реформа местного военного управления на основе создания военных округов. Создавалась новая система военного управления, устранявшая чрезмерную централизацию, и способствовавшая быстрому развертыванию армии в случае войны. Осуществлена реорганизация Военного министерства и Главного штаба.

В 1865 г. стала проводиться военно-судебная реформа. Ее основы строились на принципах гласности и состязательности военного суда, на отказе от порочной системы телесных наказаний. Установились три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суды, которые дублировали основные звенья общей судебной системы России.

Развитие армии во многом зависело от наличия хорошо подготовленного  офицерского корпуса. В середине 60-х годов более половины офицеров не имели вообще никакого образования. Необходимо было решить два важных вопроса: значительно улучшить подготовку офицеров и открыть доступ к получению  офицерских чинов не только для дворян и выслужившихся унтер-офицеров, но и для представителей других сословий. С этой целью были созданы военные и юнкерские училища с непродолжительным сроком обучения - 2 года, в которые принимались лица, окончившие средние учебные заведения.

1 января 1874 г. был утвержден  устав о воинской повинности. Призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21-летнего возраста. Для армии в основном устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9-летнее пребывание в запасе (для флота - 7 и 3). Были установлены многочисленные льготы. От действительной службы освобождались единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, некоторые национальные меньшинства и т.д. Новая система позволяла иметь сравнительно небольшую армию мирного времени и значительные резервы на случай войны. В результате этих преобразований армия стала современной - по структуре, вооружению, образованию.

2.4.Судебная реформа

Судебные уставы 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным  судоустройством и судопроизводством. Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей. Это все характерные признаки буржуазного суда.

Мировой суд создавался в уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года.

При рассмотрении уголовных  дел в окружном суде предусматривался институт присяжных заседателей. Он был введен, несмотря на сопротивление консервативных сил и даже нежелание самого Александра II. Присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет, не находящийся под судом и следствием, не исключавшийся из службы по суду и не подвергавшийся общественному осуждению за пороки, не находившийся под опекой, не страдавший душевной болезнью, слепотой, немотой и проживавший в данном уезде не менее двух лет. Требовался также сравнительно высокий имущественный ценз.

Второй инстанцией для  окружных судов была судебная палата, имевшая департаменты. Председатель и члены ее утверждались царем по представлению министра юстиции. Она служила апелляционной инстанцией для гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружных судах без присяжных.

Сенат рассматривался как  верховный кассационный суд и  имел уголовный и гражданский  кассационные департаменты. Сенаторы назначались царем по представлению министра юстиции.

Была реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял генерал-прокурор, он же - министр юстиции.

Председатели судов, прокуроры  и судебные следователи должны были обязательно иметь высшее юридическое  образование или солидную юридическую  практику. Судьи и судебные следователи были несменяемы, им были назначены высокие оклады, чтобы закрепить за судебными учреждениями честных профессионалов.

Крупнейшим шагом по внедрению  принципов буржуазной юстиции было учреждение института адвокатуры.

20 ноября 1866 г. было разрешено  “во всех повременных изданиях  печатать о том, что происходит  в судах”. Судебные репортажи,  сообщавшие о русских и заграничных  процессах, становятся заметным  явлением в прессе.

 

 

2.5.Реформа в сфере образования  и цензуры

Экономический процесс и  дальнейшее развитие общественной жизни  России серьезно сдерживались низким образовательным уровнем населения  и отсутствием системы массовой подготовки специалистов. В 1864 г. вводилось  новое положение о начальных народных училищах, согласно которому образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). В том же году был утвержден устав гимназий, провозглашавший доступность среднего образования для всех сословий и вероисповеданий. Годом раньше был принят университетский устав, возвращавший университетам автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров; университетский совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. Результаты не замедлили сказаться: к 1870 г. начальных школ всех видов было 17,7 тыс., в них обучалось около 600 тыс. учащихся; количество студентов в университетах увеличилось в 1,5 раза. Это было, конечно, мало, но несравнимо больше, чем в дореформенное время.

Внутреннее единство и  либеральная направленность всего  комплекса реформ 60 - 70-х годов позволили России сделать важный шаг по направлению к буржуазной монархии и ввести новые правовые начала в функционирование государственного механизма; дали стимул формированию гражданского общества, вызвали общественный и культурный подъем в стране. Это - несомненные достижения и положительные итоги реформ Александра II.

3. Значение либеральных реформ

Проведённые преобразования имели  прогрессивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного  пути развития страны. Россия в определённой степени приблизилась к передовой  для того времени европейской  социально-политической модели. Был  сделан первый шаг по расширению роли общественной жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

Однако процесс модернизации России имел специфический характер. Он прежде всего обуславливался традиционной слабостью российской буржуазии  и политической инертностью народных масс. Выступления радикалов лишь активизировали консервативные силы, пугали либералов и тормозили  реформаторские устремления правительства. Буржуазные реформы способствовали дальнейшему развитию капитализма  в стране. Однако, они несли в  себе капиталистические черты. Проведённые  сверху самодержавием эти реформы  пыли половинчатыми и непоследовательными. Наряду с провозглашением буржуазных принципов в управлении, суде, народном образовании и т.д., реформы ограждали  сословные преимущества дворянства и практически сохраняли бесправное положение податных сословий. Новые  органы управления, школа и печать были полностью подчинены царской  администрации. Наряду с реформами, самодержавие поддержало старые административно-полицейские  методы управления и сословность  во всех сферах общественно-политической жизни страны, что сделало возможным  переход к реакции и проведению серии контрреформ в 80-90-х годах.

Заключение

После отмены крепостного права  в 1861 г. капитализм в России утвердился как господствующая формация. Из аграрной страны Россия превращалась в аграрно-индустриальную: быстро развивалась крупная машинная индустрия, возникали новые виды промышленности, складывались новые  районы капиталистического промышленного  и сельскохозяйственного производства, создавалась разветвлённая сеть железных дорог, формировался единый капиталистический  рынок, происходили важные и социальные сдвиги в стране. В. И. Ленин называл  крестьянскую реформу 1861 г. «переворотом», аналогичным западноевропейским революциям, открывшим путь новой, капиталистической формации. Но поскольку этот переворот произошёл в России не путём революции, а путём реформы, проведённой «сверху», это обусловило сохранение в пореформенный период многочисленных пережитков крепостничества и в экономическом, и в социальном, и в политическом строе страны.

Для развития капитализма в России, стране аграрной, особенно показательны те явления, которые имели место  в деревне, в первую очередь в  крестьянстве. Здесь необходимо выделить процесс разложения крестьянства на основе начавшегося ещё при крепостном праве социального расслоения. В  пореформенное время происходит разложение крестьянства как класса. Процесс разложения крестьянства играл  важную роль в формировании двух антагонистических  классов капиталистического общества - пролетариата и буржуазии.

Период реформ 60-70-х гг. XIX в. имел огромное значение для нашей страны, так как определял её дальнейшее развитие и переход от феодальных отношений к капиталистическим  и превращение России в буржуазную монархию. Все реформы носили буржуазный характер, открывая возможности развития капиталистических отношений в  экономической и социально-политической областях.

Реформы хоть и были значительным шагом вперёд для России, но все  же они, буржуазные по своему содержанию, несли в себе крепостнические  черты. Проведённые сверху самодержавием, эти реформы были половинчатыми  и непоследовательными. Наряду с  провозглашением буржуазных принципов  в управлении, суде, народном образовании  и т.д., реформы ограждали сословные  преимущества дворянства и фактически сохраняли бесправное положение  податных сословий. Уступки, сделанные  прежде всего крупной буржуазии, нисколько не нарушали дворянских привилегий.

Итак, следует отметить, что основные задачи, которые правительство ставило  перед собой, были выполнены, хотя и  не в полной мере. И последствия  этих реформ были не всегда положительными, так например в результате крестьянской реформы, во время восстаний погибло  очень много человек. К тому же помещики, пытаясь как то выйти  из невыгодного им положения, старались  получить как можно больше выгоды с крестьян, в результате чего сильно сократилось крестьянское хозяйство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Захаревич А.В. История отечества: Учебник. - М, Издательство «Дашков и Ко», 2005.

2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Сивохина Т.А. История России с древнейших времён до наших дней. Учебник. - М. «ПБОЮЛ Л.В. Рожников», 2000.

3. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - М. «Просвещение».

4. М.В. Пономарев, О.В. Волобуев, В.А. Клоков, В.А. Рогожкин. Россия и Мир: Учебник 10 класс.

5. Капегелер А. Россия - многонациональная империя. Возникновение. История. Распад. М., 2000.

6.Энциклопедия: История России и её ближайших соседей. Глав. Ред. М.Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 2011.

 

 


Информация о работе Реформы Александра II