Реформы и реформаторы россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 16:43, реферат

Описание работы

Актуальность изучения темы определяется и значимостью в современной историографии изучения проблем модернизации. На грани веков Россия переживала период бурного экономического и промышленного роста, а затем и политической модернизации в период первой русской революции.

Файлы: 1 файл

67691.rtf

— 103.04 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Контрольная работа по истории на тему:

      РЕФОРМЫ И РЕФОРМАТОРЫ  РОССИИ

 

      Введение. 
 

      Актуальность изучения темы определяется и значимостью в современной историографии изучения проблем модернизации. На грани веков Россия переживала период бурного экономического и промышленного роста, а затем и политической модернизации в период первой русской революции.

      Степень изученности.

      Новизна.

      Цель работы заключается в комплексном анализе реформаторской деятельности в России. 

      Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:

    • Дж
    • Лдолд
    • Жддд
 

Анализ источников. 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 1. 

      Девятнадцатое столетие называют «веком капитализма и индустриальной цивилизации», «веком национализма и революций», «веком цивилизации и культуры». Этот век развивался под знаком двух революций -- Великой французской и Английской промышленной.

      В период расцвета капитализма формируется адекватная ему материальная база -- система машин и фабрика как ее организационное воплощение, т.е. происходит становление индустриального общества. По мнению Ю.В. Яковца, оно пережило фазы подъема, и зрелости до начала Первой мировой войны, после чего началась фаза заката, с последней четверти XX в. трансформировавшаяся в переходный период к постиндустриальной цивилизации.

      С точки зрения И.М. Дьяконова, Западная Европа и Северная Америка вступают в капиталистическую фазу в конце XVIII -- середине XIX в. Политическое господство буржуазии в ведущих странах Западной Европы утверждается после парламентской реформы в Англии в 1832 г. и революций 1848 г. во Франции и Германии. Рубежом, определившим конец капитализма, он считает испытание первых водородных бомб в США в 1952 г. и в СССР в 1953 г.

      Существуют иные подходы к характеристике Европы и США XIX--начала XX в. Так, В.И. Ленин в работе «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916), предсказывая конец империалистического строя в 1920-х гг., отмечал, что на закате XIX в. капитализм вступил в последнюю, «загнивающую и умирающую» стадию существования -- империализм. Ошибаясь в оценке империализма как «умирающего» капитализма, он угадал потребность в большем вмешательстве государства в экономику и даже возможность ее огосударствления.

 

       

Бурный подъем производительных сил, рост механизации, автоматизации и концентрации производства, распространение систем машин, тесно связанных в одну технологическую цепочку, -- не только на отдельном предприятии, но и в масштабах страны, ряда стран (международные монополии);

  • быстрый рост вооружений (бездымный порох, дальнобойная артиллерия, бронированные корабли, самолеты, танки и проч.);
  • превращение естественных наук в производительную силу (повление паровых машин, двигателей внутреннего сгорания, электричества и пр.);
  • попытки некоторых гуманитарных наук (марксизм) влиять на исторический процесс;
  • колониальный раздел мира и появление огромных колониальных империй. Новым было не только то, что европейские страны почти полностью поделили между собой колониальную периферию, но и то, что колонии стали объектом приложения европейских и североамериканских капиталов, так как давали дешевое сырье, дешевую рабочую силу и гарантировали прибыль;
  • в социальной структуре -- формирование класса промышленной буржуазии и пролетариата; противостояние буржуазии и наемных рабочих как основных классов капиталистического общества; тенденция к распаду крестьянства на предпринимателей и наемных рабочих;
  • в политической сфере -- утверждение и распространение буржуазной демократии; образование республик или конституционных монархий;
  • рост однородности общества в национальных и мировых масштабах, создающей условия для экономических кризисов, в том числе и мировых;
  • кризис идей гуманизма; «возникла "машинизированная" стандартизированная, лишенная национальных различий, порвавшая с наследием эпохи гуманизма массовая культура, которая все более становилась индустриализированной «антикультурой»;
  • повышение значения нерелигиозных идеологий -- как оправдывающих существующий ход исторического процесса (либерализм, позитивизм), так и альтернативных ему (марксизм). Главным носителем альтернативной идеологии стала интеллигенция, которая способствовала «превращению толпы в сознательные массы людей... именно на ней лежит обязанность уберечь человечество от... катастроф».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2. 

      Для России XIX в. характерна череда реформ и контрреформ, целенаправленно проводившихся государством. Причем в период радикальных реформ, модернизации традиционных устоев жизни преобладала западническая ориентация, во время стабильного состояния общества -- консервативная, русофильская.

      В 1830--1840-х гг., позже, чем в Западной Европе, в России начался промышленный переворот, переход от мануфактуры к фабрике. Увеличилась численность рабочих: только в обрабатывающей промышленности с 1825 по 1860 г. она выросла с 211 до 565 тысяч. Повысилась доля вольнонаемного труда. Большинство историков полагают, что промышленный переворот в России закончился в конце 1870-х -- начале 1880-х гг. В текстильной, пищевой, бумагоделательной промышленности ручной труд заменялся машинным. Началось формирование промышленных районов: Петербургско-Прибалтийского, Московского, Южного (Харьковского). Однако крепостное право тормозило этот процесс.

      Россия оставалась аграрной страной. В помещичьих хозяйствах по-прежнему применялся крепостной труд, росли оброк и барщина. Небольшие крестьянские наделы не позволяли развивать товарное хозяйство, они едва-едва позволяли крестьянину сводить концы с концами. В 1833 г. 11,5 млн. мужчин, т.е. 53% всех крестьян, были крепостными, в 1850 г. их число немного снизилось -- 49%. Аграрный вопрос, оставаясь центральным в экономической и социально-политической жизни страны, требовал своего разрешения.

      Укрепление товарно-денежных отношений, расширение внутренней и внешней торговли, рост торговых центров -- все это остро нуждалось в современной транспортной системе. Однако внутренние пути сообщения оставались архаичными и малоразвитыми. Модернизация коснулась главным образом водного транспорта. В 1808--1811 гг. были созданы Мариинская и Тихвинская системы каналов, связавшие Северо-запад с центром европейской части страны и Волжским торговым путем. В середине века по рекам ходило около 100 пароходов. В 1837 г. была открыта первая железнодорожная ветка между Петербургом и Царским Селом. В 1851 г. завершилось строительство железной дороги между Петербургом и Москвой. В железнодорожном строительстве, в отличие от Запада, ведущая роль принадлежала государству. Это время знаменует собой зарождение в России так называемого государственного капитализма.

      В годы правления Александра I (1801--1825) была предпринята попытка общественных преобразований. Еще в начале своего царствования он выказывал стремление ввести в России «конституционную хартию», превратив тем самым самодержавный строй в конституционно-монархический. Для подготовки плана реформ был создан Негласный комитет, куда вошли друзья юности императора: П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей и А.А. Чарторыйский. Однако при обсуждении проектов комитет действовал нерешительно, а в 1804 г. его заседания и вовсе прекратились. 

      Главные черты преобразований в России: 

      
  • реформы инициировались «сверху» -- самодержавием;
  • реформаторы всегда наталкивались на сильное сопротивление контрреформаторских сил;
  • судьба реформ находилась в прямой зависимости от соотношения сил сторонников и противников реформ;
  • влияние реформ на развитие страны чаще всего было двойственным: успешные преобразования предотвращали революционные потрясения, а непродуманные, не доведенные до конца -- их приближали.

      Александр I в конечном счете ограничился реформами, не имевшими принципиального характера. В 1802 г. появились новые центральные органы управления -- министерства, которые вместе с местными учреждениями, введенными губернской реформой 1775 г., образовали единую, централизованную бюрократическую систему управления Россией. Тогда же было определено и место Сената в этой системе как органа надзора за соблюдением законности.

      Указом от 12 февраля 1801 г. купцам, мещанам и государственным крестьянам предоставлялось право покупать ненаселенные земли. В 1803 г. был издан указ «О вольных хлебопашцах», в соответствии с которым землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян за выкуп. О действенности этого указа можно судить по цифре: 0,5% -- такова была доля освобожденных крестьян от общего числа крепостных.

      Положительную роль играли мероприятия в области просвещения. Увеличилось число средних и высших учебных заведений (доступных главным образом дворянству). Открылись университеты в Вильно, Казани, Харькове. Был учрежден Педагогический институт в Петербурге, открыто несколько лицеев, в том числе знаменитый Царскосельский.

      Стремительная бюрократизация государственного аппарата в конце XVIII в., усиленная указами начала XIX в., содержала в себе угрозу полного подчинения общества и императора власти чиновников. К октябрю1809 г. он составил обширный план «Введение к Уложению государственных законов».

      В реализации своих планов Сперанский надеялся опереться на просвещенную часть общества. Для предотвращения революции в России он рекомендовал придать самодержавию форму конституционной монархии и утвердить приоритет законов.

      Проект Сперанского предусматривал принцип разделения властей. Представительным органом власти должна была стать Государственная дума, избираемая дворянами, купцами, мещанами и государственными крестьянами, обладавшими имущественным цензом. От участия в выборах отстранялись крепостные крестьяне, рабочие, ремесленники, домашние слуги. Право окончательного утверждения законов оставалось у императора. Министры должны были стать ответственными перед Думой и подсудными ей.

      В 1810 г. был учрежден Государственный совет, просуществовавший до Февральской революции 1917 г. Члены Госсовета назначались императором из дворянской аристократии. Предполагалось, что они будут обсуждать проекты законов, одобряя или не одобряя их большинством голосов. Однако это положение очень быстро было нарушено. Законопроекты утверждал царь, минуя Госсовет.

      «Уставная грамота Российской империи», составленная Новосильцевым, стала этапом на пути российского конституционализма. И ней предусматривалось создание двухпалатного парламента, без согласия которого монарх не мог издавать законы. Правда, право законодательной инициативы оставалось за монархом. Сенат превращался в верхнюю палату, члены которой назначались царем, члены нижней -- Посольской -- палаты отчасти назначались, отчасти избирались на основе многостепенных выборов. Россия должна была получить федеративное устройство, ее предлагалось разделить па 12 наместничеств, каждое из которых получало свой представительный орган. Отдельная глава посвящалась провозглашению гражданских свобод, гарантии неприкосновенности личности, свободе печати.

 

      Глава 3. 

      Самодержавная Российская империя из ста лет XIX в. воевал, а семьдесят. В остальные годы «вооруженного мира», опасаясь соседей она готовилась к новым конфликтам. С.Ю. Витте писал, что в сущности Россия была военной империей и ничем другим особо не выделялась. Стремление играть роль великой державы, необходимость поддерживать экономическое могущество не были подкреплены е реальными экономическими возможностями. Годовой доход жителя Российской империи был в три раза ниже, чем у немцев, в четыре раза -- чем у французов, в пять раз -- чем у англичан, в шесть раз -- чем у американцев. Да и в военной сфере Россия все больше отставала от других европейских стран.

Информация о работе Реформы и реформаторы россии