Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 16:43, реферат
Актуальность изучения темы определяется и значимостью в современной историографии изучения проблем модернизации. На грани веков Россия переживала период бурного экономического и промышленного роста, а затем и политической модернизации в период первой русской революции.
Ярким свидетельством военно-технической и Экономической отсталости страны стало ее поражение в Крымской войне (1853--1856), в которой также участвовали Османская империя, Англия, Франция и Сардиния. Каждая из них имела свои интересы на Ближнем Востоке. Поражение России оказало значительное влияние не только на расстановку международных сил, но и на внутреннее положение в стране. Оно заставило правительство вплотную заняться реформами, тем более что феодально-крепостнический строй обнаружил свою полную непригодность.
Реформы 1860--1870-х гг. получили в истории название Великих, буржуазных, либеральных. Действительно, тогдашнее правительство предприняло одну из наиболее последовательных попыток модернизации основных сфер жизни: социально-экономической (освобождение крестьян и решение аграрного вопроса), политической (введение местного самоуправления, реформа суда, армии), культурной (реформа школы, университетов, цензуры). Сроки проведения реформ и результаты были разными, но в этой либеральной модернизации прослеживалась внутренняя связь. Власти руководствовались двумя положениями: 1) упреждающая реформа является лучшей гарантией от революционных потрясений; 2) проводить реформы необходимо с опорой на государство и по его инициативе.
Трудов о реформах 1860--1870-х гг. написано великое множество. В работах дореволюционных авторов, содержащих большое количество фактического материала, превозносится деятельность Александра II и его сановников.
Для обсуждения аграрных проблем в 1857 г. был создан Секретный комитет. Император хотел, чтобы инициатива отмены крепостного права исходила от самих помещиков, однако их-то как раз слухи возможной отмене крепостного права удручали. Тогда Александр I поручил другу детства генерал-губернатору В.И. Назимову обратиться к императору от имени лифляндского дворянства с просьбой создать комиссии по разработке проекта реформы. В ответ на назимовское обращение 20 ноября 1857 г. был издан императорский указ о учреждении губернских дворянских комитетов. В феврале 1858 г Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Большое влияние на деятельность комиссий оказали либералы Н.А. Милютин, Я.А. Соловьев, Ю.Ф. Самарин и др. Девятнадцатого февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права. Практические условия освобождения определялись «Положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».
Манифест серьезно изменил статус 23 млн. крепостных, 19 млн. государственных и 2 млн. удельных крестьян. Теперь крестьяне были лично свободны, имели гражданские права -- могли совершать сделки, вести торговлю, владеть движимым и недвижимым имуществом Они получили фамилии и паспорта.
В итоге крестьянин юридически стал свободным человеком, Но не собственником земли. Землей распоряжалась община. Таким образом, община сохранялась, поскольку она защищала крестьян, а не только «консервировала» отжившие формы отношений. Деревня осталась управляемой, способной платить налоги. Разрушение общины привело бы, скорее всего, к появлению массы людей без средств к существованию, поскольку город пока еще не мог обеспечить всех работой.
Реформа 1861 г., названная Великой, действительно создала условия для развития буржуазных отношений и повлекла за собой преобразования во всех сферах жизни общества. Вместе с тем она носила половинчатый характер, представляя собой сложный компромисс между государством и обществом, между помещиками и крестьянами, между различными общественно-политическими течениями. В условиях сохранения помещичьих латифундий крестьяне были обречены на малоземелье, нищету, экономическую зависимость от помещиков. В итоге результатами реформы оказались недовольны обе стороны -- и помещики, и крестьяне. Первые лишились даровой рабочей силы и ощущения своего беспредельного могущества по отношению к «подлому сословию», вторые -- не получили той земли и воли, о которых мечтали веками и за что веками боролись.
После отмены крепостного права остро встал вопрос о реформе управления. Царизм пошел на некоторые административные преобразования. В 1864 г. на местах начинают создаваться выборные органы власти -- губернские и уездные земские учреждения. Это было шагом к представительным формам правления, земства стали главной опорой формирующегося гражданского общества. Они должны были способствовать налаживанию за счет местных сил и средств хозяйственной и культурной жизни: в их ведение переходили строительство и содержание больниц, дорог, школ, приютов, организация ветеринарной службы и т.д. Особенно полезны они были в сфере образования и здравоохранения. Земских учителей и врачей очень уважали в народе. Хотя власть стремилась сохранить в земствах господствующее положение поместного дворянства, большинство земских собраний разделяли идеи либерального обновления. Возрастание в земствах численности и влияния интеллигенции превращало их в важную общественную силу страны.
В целом земская реформа носила буржуазный характер. К местному самоуправлению были привлечены представители разных слоев населения на основе всесословности и выборности. Однако политических полномочий земства были лишены, они находились под контролем администрации -- губернаторов и полиции.
Согласно городской реформе 1870 г., в городах были созданы всесословные органы -- городские думы, ведавшие вопросами благоустройства города, развитием торговли, промышленности, здравоохранения, образования, противопожарной безопасностью и проч. Реформа имела целью поднять городское хозяйство и привлечь к управлению им крупную финансовую и торговую буржуазию. В целом она способствовала потребностям капиталистического развития.
Одной из наиболее последовательных и радикальных реформ была судебная, начатая в 1864 г. Ее целью и содержанием было утверждение всесословности суда, его независимости от администрации, несменяемости судей и судебных следователей, гласности и открытости судебного процесса. Суд становился состязательным, поскольку появились судебные следователи, прокуроры и присяжные поверенные -- адвокаты. Наивысшее достижение реформы -- учреждение института присяжных заседателей.
Существенные преобразования затронули и армию. Ключевым элементом военной реформы стал закон 1874 г. о введении всеобщей воинской повинности для мужчин с 20 лет. Срок действительной службы в сухопутных войсках устанавливался до 6 лет (и 7 лет запаса), в военно-морском флоте -- 7 лет (и 3 года запаса). Окончившие начальную школу служили 4 года, городскую -- 3, гимназию -- 1,5, высшие учебные заведения -- 6 мес. Таким образом, реформа стимулировала молодежь к получению образования. Из мужчин призывного возраста отсрочку получали единственные сыновья у родителей, единственные кормильцы в семье при малолетних братьях и сестрах. Позже сроки службы для лиц, получивших образование, были увеличены. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии -- Генштаба, Артиллерийская, Инженерная и др. Все это позволило сократить численность армии и увеличить ее боеспособность.
Важные реформы прошли в сфере образования и печати. Наряду с увеличением государственных появились земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные.
В 1863 г. был утвержден новый университетский Устав, вернувший автономию университетам, ликвидированную в 1835 г. Николаем I. Теперь университеты самостоятельно решали административно-финансовые и научно-педагогические вопросы.
В
1865 г. были введены «Временные правила»
о печати. От предварительной цензуры
освобождались периодические издания,
выходившие в Петербурге и Москве, все
оригинальные сочинения объемом не менее
10 печ. л.
Заключение.
Интересна оценка реформ современниками. Радикалы, революционеры-демократы сочли их недостаточными, половинчатыми, а реформу 1861 г. попросту грабительской. Они разуверились в способности власти «сверху» кардинально реформировать общество полагали, что для их отечества более приемлем лозунг «К топору зовите Русь». Консерваторы видели в реформах опасность для государства, поскольку они разрушали общественные и традиционные государственные устои. Умеренные либералы склонялись к мысли, что преобразования вместо подъема ведут страну к упадку и разладу.
В целом реформы 1860--1870-х гг. создали условия для прогресса в жизни российского общества. Соответствуя общественным потребностям, они обеспечивали модернизацию России без потери ею самобытного характера. Впервые после Петра I проявилась инициативная роль монарха, выступавшего гарантом проводимых реформ. Однако 1 марта 1881 г. Александр II был убит народовольцами (за годы его царствования на него было совершено семь покушений, последнее оказалось роковым). Его смерть изменила направление правительственного курса.
Список
литературы:
1) Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1997. с. 167.
2)Судьбы реформ и реформаторов в России. М., 1996. С.87
3)Юровский
В. Е. Кризисы финансовой системы российской
империи в 19 веке // Отечественная история.
2000. №5.