Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 23:13, контрольная работа
Время Ивана Грозного давно привлекает к себе внимание ученых и
беллетристов необычным в русской истории драматизмом положений и яркостью
характеров. В эпохе Грозного много содержания: бурное детство и юность
великого князя; период светлых реформ и счастливых войн на востоке; ссора с советниками и опалы на них; опричнина, которая была, в сущности, глубоким государственным переворотом; сложный общественный кризис, приведший к опустению государственного центра; тяжелая и неудачная борьба за балтийский берег - вот главнейшие факты, подлежащие нашему вниманию, но мы остановимся только на некоторых из них.
Введение
Детство и юность Ивана IV.
Венчание на царство.
Первые годы самодержавной власти и первые реформы Ивана Грозного.
Программа реформ.
Приговор о местничестве.
Церковная реформа.
Реорганизация приказов.
Земельная реформа.
Военная реформа.
Разрыв Ивана IV с Избранной радой.
Литература
В прямо противоположном плане трактуется вопрос о боярах. Бояре
рассматриваются как основной источник насилий, "обид" и "продаж",
причинявшихся детям боярским в прошлом, в годы боярского правления, и как потенциальный источник таких же действий в настоящем и будущем. Поэтому обращение Ивана IV ко "всем боярам" носило характер ультимативного требования под угрозой опал и "казни" для тех бояр, кто попытался бы продолжать или возобновить такого рода действия.
В тот же день, 27 февраля 1549 года, состоялось другое выступление
Ивана IV. По своему значению оно представляло как бы повторение
правительственной декларации, но только не перед боярами, против которых
было направлено острие политики, провозглашенной в декларации, а перед
детьми боярскими и дворянами, чьи интересы отражала и защищала декларация правительства.
Закономерным итогом политических событий 27 февраля явился закон 28
февраля 1549 года, представляющий собой начало реализации политики,
провозглашенной в декларациях Ивана IV. Закон 28 февраля был принят без
участия "всех бояр": добившись от них принятия требований, сформулированных в царской декларации, правительство Ивана IV не сочло нужным передавать на рассмотрение "всех бояр" текст нового закона и он был принят на заседании "ближней думы" с участием митрополита Макария.
Рассмотрение материалов, связанных с февральской декларацией Ивана IV,
показывает, что к этому времени политика правительства уже определилась как политика защиты интересов помещиков (детей боярских) и борьбы за ликвидацию последствий боярского произвола времен боярского правления. А. Е. Пресняков писал: "выступление царя защитником интересов "детей боярских", будущего дворянства, несомненно начало политики, достигшей полного развития в эпоху опричнины".
Правительство Ивана IV, выступая против бояр и в защиту детей боярских
- помещиков, стремилось представить себя защитником также и "всех крестьян царствия своего". Очевидна цель, состоящая в том, чтобы заявлениями о защите всех "крестьян" прикрыть классовый характер политики Ивана IV как органа власти господствующего класса феодалов-крепостников. Особенно ярко тенденция изобразить политику правительства Ивана IV как имеющую "всенародный" характер выступает в речи Ивана IV на Стоглавом соборе 1551 года. Царь выносил на рассмотрение освященного собора и "всех бояр" следующие вопросы ("Царские вопросы"):
1. О борьбе с местничеством,
2. О пересмотре вотчин, поместий и кормлений,
3. О монастырских, княжеских и боярских слободах,
4. О ликвидации корчем,
5. О ликвидации мытов,
6. О пошлинах за перевоз через реку и за проезд по мосту,
7. О заставах по рубежам,
8. Об установлении
вотчинных книг и о
9. Об упорядочении дела раздачи поместий,
10. О порядке
обеспечения вдов боярских
11. О порядке надзора за ногайскими послами и гостями,
12. О всеобщей переписи земель.
5. Приговор о местничестве.
Местничество являлось одним из тех институтов феодального государства,
которые обеспечивали монопольное право на руководящую роль в важнейших
органах государства представителям феодальной знати. Сущность местничества состояла в том, что возможность занятия тем или иным лицом какого-либо поста в административных органах или в армии предопределялась местническими счетами, то есть взаимными соотношениями между отдельными феодальными - княжескими или боярскими - фамилиями, а внутри этих фамилий – взаимными соотношениями между отдельными членами этих фамилий. При этом исключалась возможность изменения этих соотношений, так как это означало бы изменение порядка мест в служебной, придворной или военной иерархии. Это приводило к тому, что для занятия каким-либо лицом того или иного поста нужно было, чтобы положение данного лица в местнической иерархии соответствовало тому положению, какое занимал в этой иерархии тот пост, на занятие которого претендовало данное лицо.
Московские великие князья (а затем цари) вели упорную борьбу против
местничества, так как местничество связывало их и ставило их действия под
контроль феодальной знати. Однако, феодальная знать, в свою очередь упорно боролась за сохранение местнических привилегий. Выражением и проявлением этой борьбы вокруг проблемы местничества являются местнические счеты, рост которых на протяжении XVI века отражает в себе усиливающееся стремление русских государей к слому местнической иерархии.
Особую остроту местничество и местнические счеты приобрели в военно
области. Основным
недостатком в организации
В ноябре 1549 года был издан приговор о местничестве. В "Вопросах"
Ивана IV Стоглавому собору обстоятельства и мотивы издания приговора о
местничестве изложены следующим образом: "Отец мой, Макарий митрополит, и архиепископы, и епископы, и князи, и бояре. Нарежался есми х Казани со всем хрисолюбивым воинством и положил есми совет своими боляры в пречистой и соборной перед тобою, отцем своим, о местех в воеводах и в сяких посылах в всяком разряде не местничатися, кого с кем куды ни пошлют, чтобы воиньскому делу в том порухи не было; и всем бояром тот был приговор люб". Таким образом, целью издания приговора "О местах" было создать условия, позволяющие не допустить "порухи" "воинскому делу" во время похода, проистекавшие от местничества в "посылках" и в "разряде". Приговор о местничестве года состоит из двух частей. Первая часть приговора посвящена воеводам основных пяти полков, на которые делилась армия: Большого, Правой руки, Левой руки, Передового и Сторожевого. Во второй части речь идет об остальных служилых людях - невоеводах. По своему содержанию приговор формально представляет собой акт, определяющий местнические соотношения между отдельными воеводскими должностями. В рамках признания правомерности местничества находится и другая группа норм, формулируемых приговором: о порядке регулирования тех случаев, когда служебные отношения между теми или иными служилыми людьми не соответствуют местническим счетам между ними. Однако существо приговора 1549 г. заключалось не в простой регламентации местнических счетов в полках, а в борьбе против местничества.
Для понимания политической направленности приговора очень много дает то
толкование, которое было дано во время похода 1549-1550 гг. после приезда
во Владимир митрополита Макария, когда вопрос о местничестве являлся
предметом обсуждения царя, митрополита и бояр, и только что принятый
приговор о местничестве был вновь подтвержден. Опираясь на это
подтверждение, Макарий в своем обращении к служилым людям следующим образом
сформулировал тот порядок, которым должна была определяться служба всех
категорий служилых людей во время похода: "А лучитца каково дело, кого с
ким царь и великий князь на свое дело пошлет, а хотя будет кому с кем и не
пригож быти своего для отечества, и бояре б, и воеводы, и князи, и дети
боярские для земского дела все ходили без мест. А кому будет каково дело о
счете, и как, оже даст бог, с своего дла и с земского придет, и государь им
счет тогды даст".
Речь Макария, внесенная в текст официальной Разрядной книги, может
рассматриваться как своего рода официальный комментарий к тексту приговора
о местничестве. Совершенно так же излагается существо приговора и в
"Царских вопросах" Стоглавому собору, где приговор о местничестве
характеризуется как закон, устанавливающий принцип: "О местех в воеводах и
в всяких посылках в всяком разряде не местничатися, кого с кем куды ни
пошлют".
Таким образом, как по свидетельству Макария, так и по заявлению самого
Ивана IV, смысл приговора о местничестве заключался в установлении службы в
полках "без мест" и в запрете "местничаться" во время похода.
Будучи одной из наиболее ранних по времени политических реформ 40-50
годов, приговор о местничестве отразил в себе общий характер политики
правительства и продемонстрировал формы и пути реализации этой политики.
8. Судебник 1550 г.
В 1550 г. Иваном IV и его правительством был составлен новый
законодательный кодекс - Судебник, основанный на Судебнике 1497 г., но
значительно расширенный, лучше систематизированный и учитывающий
накопившуюся судебную практику. В нем нашли отражение вопросы центрального
и местного управления, положения феодалов и крестьян. Судебник 1550 г.
подтвердил существующее право крестьянского перехода в Юрьев день, но
увеличил плату за пожилое (денежная компенсация феодалу за уход
крестьянина), что затруднило переходы крестьян и являлось очередной мерой в
их закрепощении. В целях укрепления государства были значительно ужесточены
наказания, вплоть до смертной казни за разбои, вооруженные выступления
против Феодальных порядков. Впервые вводились наказания для бояр и дьяков,
берущих взятки, ограничивались судебные полномочия наместников и
волостелей, а также усиливался контроль со стороны местных и центральных
органов над их деятельностью. Судебник 1550 г. устанавливал твердый порядок
управления страной и содействовал централизации.
Издание Судебника было актом огромной политической важности. Основные
стадии, через которые проходит вновь издаваемый закон:
1 Доклад царю, мотивирующий необходимость издания закона
2 Приговор царя, формулирующий норму, которая должна составить
содержание нового закона.
Само же составление закона и окончательная редакция текста производится
в приказах, точнее, казначеями, по приказу царя выполняющими эту работу.
Наконец, на основе новых законов составляются дополнительные статьи
Судебника, которые и приписываются к его основному тексту. Основанием для
установления нескольких разновидностей законов служит то, что различные
законы по-разному проходят намеченные выше стадии законодательного
процесса. Основные различия падают на вторую стадию. Если доклад является
общим для всех разновидностей законов, то вторая стадия законодательного
процесса - "приговор" - осуществляется для различных законов по-разному:
1. Приговором одного царя.
2. Приговором царя с боярами.
3. Устным приказом царя ("государевым словом").
Вряд ли можно говорить о какой-либо зависимости применения той или иной
законодательной процедуры от содержания закона. Привлечение или не
привлечение Боярской думы к обсуждению закона зависело целиком от
конкретных обстоятельств момента.
Традиция предписывала участие бояр в обсуждении новых законов и для
большинства их отмечено участие бояр в "приговорах" об издании законов.
Дает ли участие бояр в законодательном процессе основание говорить о
дуализме
законодательных органов
рассматривать царя и Боярскую думу как два фактора законодательства, как
две самостоятельные политические силы? Ответ на это может быть только
отрицательным. Боярская дума во второй половине XVI века представляла собой
одно из звеньев в государственном аппарате Русского централизованного
государства, и хотя аристократический состав думы давал ей возможность
занимать позицию защиты княжеско-боярских интересов, но как учреждение дума
являлась царской думой, собранием советников царя, к выяснению мнений
которых по тем или иным вопросам обращался царь, когда он считал это
нужным. Поэтому видеть в обсуждении закона в Боярской думе нечто похоже на