Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 23:13, контрольная работа
Время Ивана Грозного давно привлекает к себе внимание ученых и
беллетристов необычным в русской истории драматизмом положений и яркостью
характеров. В эпохе Грозного много содержания: бурное детство и юность
великого князя; период светлых реформ и счастливых войн на востоке; ссора с советниками и опалы на них; опричнина, которая была, в сущности, глубоким государственным переворотом; сложный общественный кризис, приведший к опустению государственного центра; тяжелая и неудачная борьба за балтийский берег - вот главнейшие факты, подлежащие нашему вниманию, но мы остановимся только на некоторых из них.
Введение
Детство и юность Ивана IV.
Венчание на царство.
Первые годы самодержавной власти и первые реформы Ивана Грозного.
Программа реформ.
Приговор о местничестве.
Церковная реформа.
Реорганизация приказов.
Земельная реформа.
Военная реформа.
Разрыв Ивана IV с Избранной радой.
Литература
обсуждение закона в парламенте - значит совершенно произвольно переносить
на Боярскую думу Русского самодержавного государства черты законодательного
учреждения конституционного государства. Поэтому нельзя видеть в обсуждении
законов в Боярской думе ограничения царской власти.
Рассмотрение вопроса о законодательстве дает возможность сделать еще
один вывод большой важности об огромной роли приказов в законодательстве.
Сосредоточивая свое внимание на вопросе о Боярской думе и ее роли,
дворянско-буржуазная историография недооценила роль приказов. Между тем
именно приказы, в частности казначеи, фактически держали в своих руках
московское законодательство как в подготовительной стадии, разрабатывая
проекты законов, так и в заключительных этапах законодательного процесса,
где именно в руках казначеев находилось формулирование и редактирование
текста законов на основе норм царского приговора.
В этой роли приказного аппарата в законодательстве нашло свое яркое
выражение развитие и укрепление централизованного Русского государства.
9. Церковная реформа.
Значительная реформа была проведена в церковной жизни. В 1551 г.
состоялся церковный собор, получивший название Стоглавого, поскольку его
решения были записаны в книге, состоящей из ста глав. Главными задачами
церковной реформы были унификация церковных обрядов и создание единого
пантеона русских святых. Это было необходимо для того, чтобы ликвидировать
накопившиеся во времена феодальной раздробленности различия в совершении
церковных обрядов и почитании святых. Другая задача состояла в поднятии
авторитета церкви, который был подорван некоторым падением нравственности
духовенства
(злоупотребления церковных
Кроме того, на заседании церковного собора правительство Ивана IV
выступило с предложением ликвидации монастырского землевладения, но оно не
было принято ввиду несогласия осифлянского большинства собора. Но все же
удалось несколько ограничить монастырское землевладение за счет
аннулирования в пользу Ивана IV княжеско-боярских земель, пожалованных
монастырям в годы его малолетства, начиная с 1533 г. Монастырям запрещалась
покупка земель без царского разрешения, а потомки удельных княжат не имели
права без ведома царя передавать свои земли церкви "на помин души". Этим
правительство взяло под контроль монастырское землевладение. В конечном
итоге церковная реформа была осуществлена на основе компромисса между
осифлянским большинством духовенства и нестяжательски настроенным
правительством.
10. Реорганизация приказов.
Следующая правительственная реформа касалась реорганизации органов
центрального управления - приказов. Важнейшими приказами стали: Посольский,
Разрядный, Поместный, Челобитный, Разбойный и земский. Приказная система
управления способствовала ликвидации остатков феодальной раздробленности и
укрепляла централизацию государства.
Посольский приказ ведал внешнеполитическими делами. Возглавил его дьяк
Иван Михайлович Висковитый.
Разрядный приказ был своего рода штабом вооруженных сил и ведал
дворянской конницей.
Поместный приказ ведал распределением поместий между служилыми людьми.
В ведении Адашева была Челобитная изба. Это учреждение должно было
принимать челобитные на имя царя и проводить по ним расследования. Это был
высший контрольный орган.
Разбойный приказ занимался борьбой против "разбоев" и "лихих людей".
Земской приказ управлял Москвой, отвечал за порядок в ней.
11. Земельная реформа.
Главное место в программе правительственных мероприятий занимает
земельный вопрос. Удельный вес земельного вопроса в разработанном
правительством Ивана IV плане реформ выступает уже в том факте, что из 12-
ти пунктов, из которых состоят "Царские вопросы", пять посвящены земельным
делам. План правительства намечал общий пересмотр земель, находящихся во
владении служилых людей. Необходимость этого мероприятия мотивировалась
тем, что годы боярского правления привели к крупнейшим переменам в области
землевладения, выражавшимися в сосредоточении огромного количества земель,
по сравнению с временами до смерти Василия III, в руках одних и в столь же
больших масштабах обезземеления других. Задача, стоявшая перед
правительством, заключалась в том, чтобы пожаловать "недостаточного" за
счет "лишков" земель, выявленных у тех, кто увеличил свои владения в годы
правления бояр.
Одним из важнейших актов политики правительства Ивана IV является
приговор 11 мая 1551 года. Значение этого приговора заключается в том, что
он формулирует основные принципы политики в отношении двух важнейших
категорий феодального землевладения: монастырского и княжеского. Приговор
устанавливал целый ряд мер, направленных против монастырского
землевладения:
1. Запрещалась
покупка монастырями (и
церковного землевладения) вотчин "без доклада" царю: "вперед архиепископом,
и епископом, и монастырем вотчин без царева великого князя ведома и без
докладу не покупати ни у кого, а князем и детем боярским и всяким людем
вотчин без докладу не продавати ж. А кто купит и кто продаст вотчину без
докладу, и у тех, кто купит, денги пропали, а у продавца вотчина; а взяти
вотчина на царя и великого князя безденежно".
2. Другой пункт приговора распространял обязательность "доклада" и на
земельные вклады в монастырь: "а кто без государева ведома в которой
монастырь вотчину свою дасть по душе, и та вотчина у монастырей безденежно
имати на государя".
3. Третье
положение приговора
вотчинников ряда местностей, для князей в первую очередь.
Наконец, особый раздел приговора регулировал порядок "выкупа" родичами
вотчин, данных в монастыри.
Перечисленные пункты, однако, не исчерпывали содержания приговора.
Более того, можно сказать, что основное политическое острие приговора
заключалось не в них.
Регулируя вопросы монастырского землевладения на будущее, приговор
одновременно включал в себя и ряд пунктов, направленных на ревизию прошлого
в вопросах развития монастырского землевладения. И здесь перед нами вновь
выступает тот основной политический мотив, который с неизменностью
обнаруживается во всех мероприятиях 50-ых годов в области земельной
политики, - ликвидация в интересах дворянства результатов земельной
политики времен боярского правления. Поэтому важнейшей составной частью
этого приговора, его политическим стержнем являются следующие три статьи:
1. "Которыя
царевы великого князя
детей боярских и у христиан и насилством поотоймали владыки и монастыри,
или которыя земли писцы норовя владыкам же и монастырям подавали, а
называют владыки и монастыри те земли своими, а иные починки поставляли на
государевых землях: и того сыскати, чьи земли были изстари, за тем те земли
и учинити".
2. "А которыя села, и волости, и рыбныя ловли, и всякия угодиа, и
оборчныя деревни после великого князя Василиа бояре подавали архиепископом,
и епископом, и монастырем: и того сыскав учинити так, как было при великом
князе Василье".
3. "А которые
будет монастыри, или к
в милостынях придача ново, после великого ж князя Василия: и те руги и
милостыни новопридачныя сыскав оставити; а учинити по старине, по тому же,
как где давали руги и милостыни наперед сего, при великом князе Иване и при
великом князе Василье Ивановиче всея Русии".
Первое, что
бросается в глаза при
это последовательно
проведенный принцип
понимаемый как восстановление тех порядков, которые были при Василии III, и
ликвидации тех "новшеств", которые относятся ко времени после Василия III.
Приговор дает яркую характеристику монастырской экспансии в земельном
вопросе, которой отличалась деятельность монастырей во время боярского
правления. Экспансия шла по четырем направлениям:
1) приобретение поместных и черных земель за долги;
2) насильственный захват земель "у детей боярских и у христиан";
3) расширение владений путем подкупа писцов;
4) постановка монастырских починков "на государевых землях".
Эта характеристика методов и путей увеличения монастырями своих
земельных владений, применявшихся монастырями в годы боярского правления,
дается с вполне определенной целью - полной ликвидации результатов
монастырской экспансии: в отношении всех земель, приобретенных монастырями
в годы боярского правления, предписывалось "сыскати, чьи земли были
изстари, за тем же земли и учитини".
Ставя под правительственный контроль дальнейший рост монастырского
землевладения, приговор одновременно устанавливает ряд мероприятий,
сводящих на нет все те успехи, которые сделало монастырское землевладение
за годы господства княжеско-боярской реакции.
Наряду с монастырским землевладением другой категорией земель, о
которых идет речь в приговоре 11 мая 1551 года, является княжеское
землевладение. Постановление, относящееся к княжескому землевладению,
состоит из трех статей:
1. "И вперед во Тфери, и в Микулине, на Белеозере, и на Рязани, и в
Оболенску иногородцом вотчин и купель не подавати, и Суздалским, и
Ярославским, и Стародубским князем вотчин никому без царева великого князя
ведома не подавати и по душе не дати. А кто вотчину свою без царева
великого князя ведома через сесь государев указ кому продаст, и у купца
денги пропали, а вотчичи вотчин лишены".
2. "А кто без государева ведома в сех городех, в Тфери и в Микулине, и
в Торжку, в Оболенску, на Белоозере, и на Рязани, да Суздалским князем, да
Ярославским князем, да Стародубским князем в которой монастырь кто даст по
души без государева докладу: и та вотчина у монастырей безденежно имати на
государя".
3. "А которые вотчины свои в монастыри по душам, до сего государева
приговору, давали без государева докладу; и те вотчины имати на государя да
за них по мере денги платити, да те вотчины отдавати в поместиа".
Итак, в вопросе о княжеских вотчинах и вотчинах Твери и других городов,
как и в вопросе о монастырском землевладении, приговор восстанавливал
нарушенную после Василия III "старину" и означал возвращение к той политике
по отношению к княжескому землевладению, которая проводилась до времени
господства княжеско-боярских группировок 30-40 годов XVI века.
Сформулированная в приговоре политика характеризуется одной особенностью: