Реформы органов власти и управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:56, реферат

Описание работы

С 1708 года Петр I начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась следующая система органов власти и управления. Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после окончания Северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями.

Содержание работы

Состав
Перестройка центральных органов власти и управления

Реформирование местного управления

Список литературы

Файлы: 1 файл

ФГБОУ ВПО.docx

— 44.98 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО

колледж пищевой промышленности

 

 

 

Реферат на тему:

 

 

«Реформы  органов власти и управления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

I курса гр. КОП 11 ЭБ

Кожучкова Кристина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Состав

  1. Перестройка центральных органов власти и управления

 

  1. Реформирование местного управления

 

  1. Список литературы

 

 

 Перестройка  центральных органов власти и  управления

В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов  власти и управления. Их сущностью  было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.

С 1708 года Петр I начал  перестраивать старые учреждения и  заменять их новыми, в результате чего сложилась следующая система  органов власти и управления. Вся  полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась  в руках Петра, который после  окончания Северной войны получил  титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями.

Взамен устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и  подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное  число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также  четко разграничены.

В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и  управления на местах. Страна была разделена  на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения.

Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках  исполнительную и служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось  тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых  нередко противоречили друг другу.

Губернии в 1719 г. были разделены на 50 провинций. Во главе  провинции стоял воевода с  провинциальной канцелярией при  нем. Провинции в свою очередь  делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После  введения подушной подати были созданы  полковые дискриты. Квартировавшие в  них воинские части наблюдали  за сбором податей и пресекали  проявления недовольства и антифеодальные выступления.

Вся эта сложная  система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский  характер и закрепляла активное участие  дворянства в осуществлении своей  диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и  формы службы дворян, что вызывало их недовольство.

Осуществлением  административных преобразований было завершено оформление абсолютизма  в России. Теперь в руках монарха  находилась реально действующая  сила. Ощущение пустоты под могуществом, которое Петр сильно ощущал вначале  царствования, прошло. Петр видел свою реальную опору, структурированную, приведенную, хотя еще не окончательно, но в более  стройный вид: чиновники, регулярная армия, сильный военно-морской флот; органы политического сыска находились в распоряжении царя для неограниченного  и бесконтрольного управления страной. Неограниченная власть царя была довольно определенно выражена в Воинском уставе,10-й артикул, который гласил: "... Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете  о своих делах ответу дать не должен, но и силу, и власть имеет свои государству и земли, яко христианский государь, по воле и благословению  управлять"[1]. Церковь, как одна из подчиненных государству структур, со своей стороны в духовном регламенте подтверждала: "Монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам Бог повелевает"[2]. Принятие Петром титула императора являлось не только нынешним выражением, но и подтверждением утверждающегося абсолютизма в России.

Абсолютизм, как  высшая форма феодальной монархии, предполагает наличие определенного  уровня товарно-денежных отношений  и должного развития промышленности в стране. Выполнение первого из этих условий создает предпосылки  финансирования разрастающейся военной  и гражданской бюрократии, второе - служит материальной базой для  развития регулярной армии и флота. Абсолютная монархия, прежде всего, представляет интересы дворянства. Но, учитывая названные  условия, в ее повседневной политике необходимо было принимать решения, укрепляющие позиции купечества и промышленников.

Реформы высших органов  власти и управления, прошедшие в  первой четверти XVIII в., принято подразделять на три этапа:

1699-1710 гг. - частичные  преобразования в системе высших  государственных органов, структуре  местного самоуправления, военная  реформа;

1710-1719 гг. - ликвидация  прежних центральных органов  власти и управления, создание  новой столицы, Сената, проведение  первой областной реформы;

1719-1725 гг. - образование  новых органов отраслевого управления (коллегий), проведение второй областной  реформы, реформы церковного управления, финансово-налоговой системы, создание  правовой основы для всех учреждений  и нового порядка прохождения  службы.

С 1699 г. прекратились новые пожалования в члены  Боярской думы и думные чины; вместо Расправной палаты была учреждена Ближняя  канцелярия - орган административно-финансового  контроля за деятельностью всех государственных  учреждений (к 1705 г. в заседаниях этого  органа принимали участие не более 20 человек). Ближняя канцелярия регистрировала все царские указы и распоряжения. После образования Сената Ближняя  канцелярия (1719) и Конзилия министров (1711) прекратили свое существование.

Сенат был образован  в 1711 г. как чрезвычайный орган во время нахождения Петра I в военных  походах. По Указу Сенат должен был, основываясь на существующем законодательстве, временно замещать царя. Статус нового органа не был детализирован, это  произошло несколько позже - из двух дополнительно принятых указов стало  ясно, что Сенат - постоянно действующий  орган.

Превращение Сената в постоянно действующий орган  было связано с губернской реформой 1708 г., которая расстроила всю старую систему приказов. Система губерний (первоначально их было восемь) не имела  своего центра: Москва фактически перестала  быть столицей, Петербург еще не стал ею, старая система центральных  органов управления была разрушена. "Консилия министров" (из думных людей, бояр, окольничьих) собиралась периодически и по случаю. Государева ставка в  военных условиях постоянно перемещалась из одного места в другое. В Москве не оставалось учреждения, осуществлявшего  контроль за финансами, Ближняя канцелярия не могла справляться с делами центрального государственного управления. Номинальным центром распавшейся  на восемь частей милитаризированной державы оставалась только фигура государя.

Потребовалось создание органа, в руках которого сосредоточивалось  бы все центральное управление, органа компактного, единодушного в своей  деятельности и решениях и полностью  преданного и подчиненного верховной  власти.

К компетенции Сената относились: судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый  контроль, внешнеторговые и кредитные  полномочия. О законодательных полномочиях  Сената ничего не говорилось1.

Указом 1711 г. устанавливался порядок заседаний и делопроизводства s Сенате. Все указы должны были собственноручно  подписывать все члены Сената. В 1714 г. меняется порядок принятия решений - вместо единогласного достаточно было большинства голосов.

В 1711 г. сформировалась система фискального надзора, при  Сенате учреждалась должность обер-фискала. Последний получал возможность  осуществлять надзор за деятельностью  госаппарата, используя систему  фискалов (эти должности учреждались  при губернских правлениях, провинциях, городах).

Все поступающие  в Сенат дела заносились в реестр, заседания протоколировались.

С 1722 г. Сенат посылал  в провинции сенатора-ревизора. Генерал-прокурор мог ставить вопрос перед Сенатом  о ликвидации пробелов в законодательстве и осуществлял гласный надзор за деятельностью Сената и коллегий.

Структура Сената включала присутствие (общее собрание сенаторов, на котором принимались решения) и канцелярию, которую возглавлял обер-секретарь и которая состояла из нескольких столов (секретный, некий, приказный и проч.). В1718 г. штат сенатских  подьячих пере-1еновался в секретарей, канцеляристов и протоколистов (в 1722 г. канцелярия Сената переподчинена  генерал-прокурору).

В 1712 г. при Сенате была восстановлена Расправная палата, распивавшая дела местных судов  и администрации в качестве апелляционной  инстанции.

В 1718 г. в состав Сената кроме назначенных царем  членов вошли все президенты вновь  созданных учреждений-коллегий.

Сенат получил вид  комитета министров: президенты коллегий становились одновременно сенаторами и главами учреждений, ответственных  перед Сенатом. Эта сложность  была разрешена в 1722 г., когда введенные  в Сенат президенты были там оставлены  только в качестве сенаторов, а на их место в коллегиях были назначены  новые лица.

В 1722 г. Сенат был  реформирован тремя указами императора. Во-первых, изменен состав Сената: в  него могли входить высшие сановники (по Табели о рангах - действительные тайные и тайные советники), не являвшиеся руководителями конкретных ведомств. Президенты коллегий не входили в  его состав (за исключением предшественников военной, морской и иностранной  коллегий), и Сенат превращался  в надведомственный контрольный  орган.

Для контроля за деятельностью  самого Сената в 1715 г. была учреждена  должность генерал-ревизора, которого несколько позже сменил обер-секретарь  Сената. Для усиления контроля со стороны  императора при Сенате учреждались  должности генерал-прокурора и  обер-прокурора. Им были подчинены прокуроры  при коллегиях. Кроме того, при  Сенате образовывались должности рекетмейстера (принятие жалоб и апелляций) и  герольдмейстера (учет служащих дворян).

Указом "О должности  Сената"1 этот орган получил право издавать собственные указы. Устанавливался регламент его работы: обсуждение и принятие решений, регистрация и протоколирование. Круг вопросов, которые рассматривал Сенат, был достаточно широк: анализ материалов, представляемых государю, важнейшие дела, поступавшие с мест (о войне, бунтах, эпидемиях), назначение и выборы высших государственных чинов, принятие апелляций на судебные решения коллегий.

Создание коллегий освободило Сенат от детальной управленческой деятельности, оставив за ним общие  руководящие и контрольные функции. Вместе с тем расширялась его  законосовещательная деятельность.

В работе Сената устные указы и административные распоряжения уступают место новым формам законотворчества: по Генеральному регламенту 1720 г. обязательными  для коллегий распоряжениями были только письменные указы Сената (и царя). В статусе Сената сочетались его  законодательные полномочия (государь разрешал Сенату без согласования с  ним самостоятельно решать неотложные дела) и его роль в качестве органа исполнительной власти.

Генерал-прокурор одновременно руководил заседаниями Сената и  осуществлял контроль за его деятельностью. Генерал-прокурор и обер-прокурор могли  быть назначены и отстранены только монархом.

Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным  аппаратом (коллегиями и канцеляриями). В системе этих органов происходили  существенные изменения.

В 1689 г. был создан особый, не вписывающийся в систему  других Преображенский приказ. С 1697 г. в нем оказались сосредоточенными розыск и суд по важнейшим политическим и воинским делам, он превратился  в центральный орган политического  сыска и был позже подчинен Сенату наряду с другими коллегиями. Упразднен в 1729 г.

В 1699 г. учреждена  Бурмистерская палата, или Ратуша, с помощью которой предполагалось улучшить дело поступления в казну  прямых налогов и выработать общие  условия промышленности и торговли в городах. В своей работе Бурмистерская  палата опиралась на систему местных  органов (земских губ). К 1708 г. Ратуша превратилась в центральное казначейство, заменив Приказ Большой казны. В  нее вошли 12 старых финансовых приказов.

В конце XVII - начале XVIII в. сократилось число приказов, и Одновременно с этим произошло  слияние нескольких приказов в один. В1699 г. из 44 приказов образовались 25. Требования новой политической и государственной  жизни в стране вызвали появление  новых отраслевых приказов: Адмиралтейского (1696), Провиантского (1700), Приказа военных  дел (образованного в 1701 г. на основе слияния Рейтарского и Иноземного приказов).

Нерегламентированность  деятельности приказов и отсутствие нормативной базы затрудняли их работу в новых условиях и особенно контроль за их деятельностью со стороны высших органов. В 1718-1720 гг. большинство приказов ликвидировано, на их месте учреждены  новые органы отраслевого управления.

Информация о работе Реформы органов власти и управления