Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 15:08, контрольная работа
В истории России конец XVII – XVIII веков принято считать временем утверждения абсолютной монархии. В переводе с латинского absolutus означает неограниченный, безусловный.
Абсолютные монархии существовали в Европе во время перехода стран от феодального, сословного общества к капиталистическому, гражданскому. Их нельзя, однако, смешивать с более ранними формами деспотий или с более поздними формами тоталитарной и авторитарной государственности.
ВВЕДЕНИЕ
В истории России конец XVII – XVIII веков принято считать временем утверждения абсолютной монархии. В переводе с латинского absolutus означает неограниченный, безусловный.
Абсолютные монархии существовали в Европе во время перехода стран от феодального, сословного общества к капиталистическому, гражданскому. Их нельзя, однако, смешивать с более ранними формами деспотий или с более поздними формами тоталитарной и авторитарной государственности. Не совсем тождественны и понятия абсолютизм и самодержавие. Именно этим термином пользовались русские историки, определяя природу абсолютной монархии в России.
Первые предпосылки абсолютизма в России стали проявляться уже при Иване Грозном. Но форсированное оформление его пришлось на копен XVII – первую четверть XVIII веков.
Связано оно было с политикой меркантилизма в экономике и торговле, которую проводил Петр I, с формированием новой идеологии и культуры, с расширением этнотерриториальных пределов Российского государства, с укреплением и расширением крепостнических порядков. Все это требовало сосредоточения всей полноты власти в руках монарха.
Как нам всем известно Петр 1 прослыл великим реформатором. В наследство Петру досталось не самое сильно государство, которое, к тому же, нуждалось в кардинальных реформах, чтобы сохранить и улучшить свое положение. Все реформы, проведенные Петром 1, были проведены лишь с одной целью - закрепить и улучшить значение и влияние страны в Европе. На начальном этапе это получалось плохо, но Петр 1 учился на своих ошибках и извлекал пользу из этого. Дальнейшие реформы Петр 1 проводил более осмысленно и поэтому они оказали положительный эффект на развитие страны.В этом разделе вы сможете прочитать какие реформы провел Петр 1 и какие из этих реформ наиболее сильно повлияли на ход развития России.
Реформы Петра 1
Реформами Петра 1 можно назвать изменения (как в худшую, так и в лучшую сторону) в жизни государства и общества, которые осуществил император в России за время своего правления. Всю государственную деятельность правителя Петра 1 можно поделить условно на два временных периода: с 1696 года по 1715 год и с 1715 год по 1725 год.
Отличительной особенностью первого этапа можно отметить спешку и не всегда продуманный характер изменений, что вполне вероятно можно объяснить ведением Северной войны. Проводимые в этот период времени реформы Петра 1 преследовали цель прежде всего собрать средства для успешного ведения войны, проводились насильственным способом и зачастую не приводили к ожидаемому результату. Но кроме государственных реформ на первом этапе также проводились обширные реформы с целью модернизировать уклад жизни людей. Во втором же временном отрезке реформы были более продуманными.
Некоторые историки, к примеру Василий Осипович Ключевский, говорили , что реформы Петра 1 не являлись чем-то выдающимся и новым, а были только продолжением тех изменений, которые проводились в течение семнадцатого века. Хотя другие историки, для примера Сергей Михайлович Соловьев, были совсем другого мнения и утверждали, что преобразования Петра имели революционный характер.
Историки, которые проводили анализ петровских реформ, имеют разные взгляды на личное участие в них Петра 1. Первая группа историков полагает, что как в составлении программы реформ, так и в процессе их исполнения Петр не играл важной роли (которая была ему приписана как царю). Вторая группа историков, наоборот, пишет о важнейшей личной роли Петра 1 в осуществлении тех или иных реформ.
Реформы Петра 1
Пётр I в 1709 году. Рисунок середины XIX века.
Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1695—1715 годы и 1715—1725.
Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни.
Во втором периоде реформы были более молнеиносными и непродуманными и направленными на внутреннее обустройство государства.
В целом реформы Петра были направлены на укрепление Российского государства и приобщение правящего слоя к западноевропейской культуре с одновременным усилением абсолютной монархии. К концу правления Петра Великого была создана мощная Российская империя, во главе которой находился император, обладавший абсолютной властью. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от ряда других европейских государств, завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во всех сферах жизни российского общества. В то же время, народные силы были крайне истощены, разросся бюрократический аппарат, были созданы предпосылки (Указ о престолонаследии) для кризиса верховной власти, приведшие к эпохе «дворцовых переворотов».
Образование
Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер.
14 января 1700 года в Москве
была открыта школа
По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу.
Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках были перепрофилированы в сословные школы для подготовки духовенства), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.
Реформа образования Петра I
В период с 1700 по 1721 гг. в России было открыто множество гражданских и военных школ. Среди них школа математических и навигационных наук; артиллерийская, инженерная, медицинская, горные, гарнизонные, духовные школы; цифирные школы бесплатного обучения детей всех чинов; Морская академия в Петербурге.
Петром I была создана Академия наук, при которой был учрежден первый российский университет, а при нем первая гимназия. Но действовать эта система начала уже после смерти Петра.
Петр I ввел новую азбуку, что облегчало обучение грамоте и способствовало книгопечатанию. Стала издаваться первая русская газета «Ведомости», в 1703 г. появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами.
Царь разработал план каменного строительства Петербурга, уделяя особое внимание красоте архитектуры. Он приглашал иностранных художников, а также отсылал талантливых молодых людей за границу обучаться «художествам». Петр I положил начало Эрмитажу.
Основными преобразованиями было открытие госпиталей (1707 г. - первый Московский военный госпиталь) и школ при них, в которых готовили лекарей и аптекарей.
В 1700 г. при всех военных госпиталях были учреждены аптеки. В 1701 г. Петр I издал указ об открытии восьми частных аптек в Москве. С 1704 г. стали открываться казенные аптеки во многих городах России.
Для выращивания, изучения, создания коллекций лекарственных растений были созданы аптекарские огороды, куда завозились семена и зарубежной флоры.
1.В России установлен
режим абсолютизма. За годы своего
царствования Петр создал
2.Быстрое развитие внешней и внутренней торговли.
3.Упразднение патриаршества,
церковь потеряла свою
4.Был достигнут огромный
прогресс в области науки и
культуры. Поставлена задача
1.Реформы проводились
по европейскому образцу и
охватили все сферы
2.Отсутствие системы
3.Реформы осуществлялись, в основном, за счет жесткой эксплуатации и принуждения.
4.Петр, нетерпеливый по природе, вносил новшества в быстром темпе.
К XVIII веку Россия была отсталой страной. Она значительно уступала западноевропейским странам по объему продукции в промышленности, уровню образования и культуры (даже в правящих кругах было много неграмотных людей). Боярская аристократия, стоявшая во главе государственного аппарата, не отвечала потребностям страны. Русское войско, состоявшее из стрельцов и дворянского ополчения, было плохо вооружено, не обучено и не могло справиться со своей задачей.
Реформы Петра I — преобразования в государственной и общественной жизни, осуществлённые в период правления в России Петра I. Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1696—1715 годы и 1715—1725.
Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.
Ряд историков, например В. О. Ключевский, указывали, что реформы Петра I не являлись чем-то принципиально новым, а были лишь продолжением тех преобразований, которые осуществлялись в течение XVII в. Другие историки (например, Сергей Соловьёв), напротив, подчёркивали революционный характер преобразований Петра.
Историки, проводившие анализ петровских реформ, придерживаются разных взглядов на его личное в них участие. Одна группа полагает, что как в составлении программы реформ, так и в процессе их осуществления Пётр не играл главной роли (которая была ему приписана как царю). Другая группа историков, наоборот, пишет о большой личной роли Петра I в проведении тех или иных реформ.
Образование как сфера государственной политики в период петровских реформ
Процесс развития российского образования и науки в первой четверти ХVIII века целиком связан с личностью грандиозного реформатора Петра I, который придал образованию первостепенную значимость для государства. Он в своих циркулярах требовал, что подданные обучали детей письму и чтению. В этих целях рекомендовалось использовать кроме азбуки псалтырь и часослов. Особые требования предъявлялись к детям дворян, которых обязывали изучать иностранные языки и иные науки. Особый интерес вызывает у современной молодежи знаменитый указ 1714 года, запрещавший жениться дворянским недорослям, пока они не пройдут курс наук, не овладеют грамотой. Поговорка «Не хочу учиться, хочу жениться!» родом из петровской эпохи.
Наиболее важным компонентом внедренных реформ Петр I считал развитие светского, ориентированного на Европу образования. В этой связи было принято решение об открытии государственных школ с целью подготовки образованных людей из семей купеческих, дворянских и верхушки посада.
Петр IВ России благодаря новаторским реформам Петра I появилась система профессионального образования. Так, в 1701 году основаны пушкарская, навигацкая, приказная, госпитальная и иные школы, пребывавшие под опекой соответствующих государственных органов. Первая школа «математических и навигацких наук» открылась в Москве 27 августа 1701 года. Здесь обучали будущих капитанов, кораблестроителей, а также преподавателей для иных школ.
Выпускники Медицинской, Навигацкой, Артиллерийской, Инженерной школ получали общее и профессиональное образование, после чего занимали ведущие должности и становились активными проводниками внедряемых реформ.
Петровская эпоха предоставила уникальные возможности для личностного роста каждому талантливому человеку из народа. В этот период приоритетной государственной задачей считалось развитие светского типа мышления, грамотности, всячески приветствовалась образованность в противовес церковной консервативности, религиозности.
Академия наук в Санкт-Петербурге была любимым Леонард Эйлердетищем императора в последний период его жизни. Ее работа началась в 1725 году, уже после смерти императора, разработавшего Устав и основные положения для Академии, выписавшего из германских земель мировую звезду по математике профессора Леонарда Эйлера. В отличие от европейских, АН в Петербурге совмещала функции научного и учебного центра, при Академии была создана гимназия. В основном профессора приглашались из Германии, кроме Эйлера другой знаменитостью европейского уровня был Даниил Бернулли, профессор механики, математики, его труд «Гидродинамика» содержал фундаментальный «закон Бернулли» для идеальной жидкости.
Сначала студентов было очень мало, по большей части тут учились дети дворян или иностранцев, проживающих в России. Но после введения стипендии и особых мест для студентов, обучающихся за счет государства, появились среди них разночинцы и крестьяне. В гимназии обучались дети мастеровых, крестьян и солдат, но, как правило, они ограничивались лишь младшими классами.
Основные реформы Петра I в области образования и науки:
- Открылось множество школ – гарнизонные, цифирные, епархиальные школы, Артиллерийская, Инженерная, Навигацкая и др.
- Была образована система профессионального образования.
- Стали направлять на
учебу за границу молодых